Православный календарьПравославный календарь
Духовный закон
Валентина Ульянова
Бог «меняется» тогда, когда меняются люди. Человек своим покаянием может изменить решение Бога! Это дело нешуточное.
«Закон духовной жизни таков: если я сяду, то мои дети лягут»
Прот. Василий Гелеван
Все слова меркнут, если твой личный пример противоречит тому, что ты говоришь. Я уважаю таких людей, которые говорят одно, а делают… то же самое.
Математик Алексей Савватеев: «Нагорная проповедь — это что-то запредельное»
В школе я постоянно думал над тем, что Ермак рисковал ради Какого-то Иисуса Христа.
Дети! Последнее время
Прот. Лаврентий Фарли
Воскресение Христово – это не столько окончание повествования о Христе, сколько начало повествования о грядущем веке.
Иконописец Андрей Патраков
ГАЛЕРЕЯ РАБОТ
Андрей Александрович – член Творческого союза художников России и Международной федерации художников ЮНЕСКО.
«Каждую неделю левые грозятся меня убить»
Свящ. Франциско Сальвадор
Десятки молодых людей были готовы стать мучениками, умереть за Христа.
Иван Сергеевич Шмелёв (1873–1950)
Павел Тихомиров
Иван Сергеевич попытался создать православный роман, самим фактом своего существования указывающий на возможность возвращения культуры в лоно Церкви.
«Я чувствую в себе мрак. Что мне делать?»
Иером. Серафим (Алдя)
Каждый человек, которого ты спасаешь, возлюбленный мой, — это твое сокровище. Твое сокровище перед Христом в день Суда.
Невидимые пустынники Буковинских гор
Ч. 2. Отшельницы
Жизнь, незаметно протекающая в этих горах, – будто ожившие страницы древнего Патерика.
Невидимые пустынники Буковинских гор
Ч. 1. Восхождение на Джумэлэу
Традиция отшельничества в Румынии не прерывалась никогда. Она жива до сих пор, и монахи по-прежнему продолжают подвизаться в ущельях и пропастях земных.

Браки и разводы глазами социолога

Источник: Фома.Ru

Татьяна Гурко, доктор социологических наук, заведующая сектором социологии семьи и гендерных отношений Института социологии РАН, руководитель комитета «Социология семьи» Российского общества социологов. Представитель России в международных социологических ассоциациях, участница международных исследовательских проектов по семейным проблемам. Автор монографий и статей по проблемам трансформации семьи, брака, родительства и отношении женщин и мужчин. Читает курс лекций по социологии семьи в Государственном академическом университете гуманитарных наук.


— Каковы общие тенденции в статистике браков и разводов в России за последние несколько десятилетий?
— Возьмем для сравнения 1980-е годы в СССР. Уровень разводов тогда был очень высоким, и первенство мы делили с США. Много браков и много разводов — это был объединяющий фактор для этих стран, в которых живут люди разных культур и национальностей. Статистика разводов считается в единицах на тысячу человек населения. В 1980 году было 10,6 браков и 4,2 разводов на 1 000 населения. В 1990-х, в период сложной трансформации российского общества, появилось множество новых причин для разводов, их показатель оставался высоким (например, 4,6 в 1994 году), а вот уровень брачности снизился — 7,4 в том же году. В начале 2000-х годов брачность стала расти — 8,9 в 2007, что отчасти связано со вступлением в бракоспособный возраст многочисленного поколения середины 1980-х (высокий уровень рождаемости). Уровень разводов сегодня колеблется, но стабильно высок — 4,8 в 2007 году.

— Как изменился институт брака в России? Сейчас многие предпочитают официальной регистрации отношений так называемый гражданский брак…
— То, что сегодня именуют гражданским браком, юридически называется «сожительство». Гражданский брак, то есть регистрация отношений в загсе, появился у нас после революции 1917 года и заменил брак религиозный, венчанный. На место дореволюционной религиозной морали пришла советская идеология, причем власть пыталась всячески укрепить и стимулировать институт брака. В СССР от «брачного профиля» человека зависело все: продвижение по партийной линии, предоставление очереди на жилье, возможность выезда за границу. «Добропорядочный семьянин», состоящий в первом браке и имеющий детей, имел больше шансов на успех в любой сфере деятельности. В начале 90-х годов все эти созданные государством механизмы распались. Для основной массы населения нормы православной морали не стали родными. Единобрачие, целомудрие до брака, многодетность и прочие традиционные семейные ценности имеют значение главным образом для воцерковленных людей, процент которых невелик…

— Кто же формирует у людей представления о браке и семье?
— Их формирует массовая культура, сверстники. Наши опросы молодежи показывают, что юноши и девушки ориентированы на несколько браков, то, что в социологии называется «последовательной полигамией» или «серийной моногамией».
По статистике, за 2007 год в целом по России из всех зарегистрированных пар 26% мужчин и 25% женщин вступили в брак повторно. Это говорит о том, что люди не отказываются от брака даже после первого неудачного опыта. Причем наличие детей, как показывает практика, вовсе не является препятствием для второго замужества.

— Много ли в России детей, рожденных вне брака?
— Начиная с 90-х годов внебрачная рождаемость (рождение ребенка без регистрации брака) постоянно растет. Если в 1991 году таких детей было 16%, то в 2007-м — уже 28%, почти треть новорожденных на всю страну! (Для сравнения: в Швеции, Норвегии и Франции — более 50%.) Кстати, в сельской местности детей, рожденных вне брака, больше, чем в городе: 31% в против 27%. Если раньше ребенок, «принесенный в подоле», был клеймом на всю жизнь, то сейчас деревенская мораль, которая всегда считалась более консервативной, изменилась. Следует отметить, что половина из внебрачных рождений — это родительство без брака, то есть ребенок регистрируется по совместному заявлению отца и матери. И вполне возможно, что впоследствии такая пара вступит в официальный брак.

— Партнерские отношения без регистрации стали привычным явлением. Почему же люди все-таки вступают в брак?
— По анализу данных переписи 2002 года (новой пока не проводилось), около 50% женщин, вступающих в брак, уже имеют беременность — выясняется это сопоставлением дат заключения брака и регистрации ребенка. То есть в половине случаев официальный брак заключается ради ребенка, чтобы он получил желаемый статус в обществе. Если раньше дети были результатом брака, то сейчас брак нередко становится следствием появления детей. Кроме того, брак ведь в том числе есть категория экономическая. Сегодня вопросы собственности, особенно жилищной, стоят очень остро. Поэтому союзы редко заключают в спешке, необдуманно. В этом плане современная молодежь относится к вступлению в брак более серьезно. Другое дело, что осознанность достигается путем долгого сожительства — когда люди привыкают друг к другу, решают, хорошо ли им жить вместе.

— На каком году брака пары чаще расходятся?
— В 80-е годы разводы на третьем году совместной жизни объяснялись тем, что в этот период снижается сексуальная активность пары, угасают чувства и совместный быт становится в тягость. Для современности «кризис третьего года» уже не актуален. Раньше люди готовились к браку в несколько этапов: ухаживание, согласие родителей, помолвка и только потом свадьба. Новобрачные привыкали друг к другу, планировали детей. Сегодня, повторюсь, половина женщин выходят замуж уже беременными. То есть изменился нормативный жизненный цикл семьи. Только немногие социальные группы — верующие или этнические группы, чтущие национальные обычаи, — придерживаются традиционного цикла.

— Как показывает практика, сегодня многие люди, зарегистрировавшие свои отношения, еще и венчаются. По мнению социологов, о чем это говорит?
— В 90-е годы для многих венчание было всего лишь красивым обрядом, данью моде. Сейчас ситуация изменилась, отношение к венчанию стало более серьезным. Интересно, что в последнее время многие стали венчаться после десяти, двадцати лет совместной жизни. «Мы так долго прожили вместе и так любим друга, что хотим повенчаться», — я нередко сталкиваюсь с таким аргументом. То есть венчание для таких людей становится не зачином брака, а констатацией факта, что брак состоялся.


Поддержка семьи в кризисной ситуации

http://dusha-orthodox.ru
Данный проект ставит своей целью собрать воедино и обобщить информацию о православных психологах в России, о факультетах, где изучают православную психологию, а также составить каталог православных сайтов по психологии.

http://perejit.ru
На сайте можно узнать, как сохранить любовь, как пережить расставание и развод. На сайте представлены советы кризисного психолога, которые помогут достойно выйти из болезненной и травмирующей ситуации, обрести силы жить и духовно повзрослеть.

www.semblago.ru
Деятельность психологической службы «Семейное благо» направлена на формирование духовно здоровой семьи, на профилактику алкоголизма, наркомании, на преодоление распада семьи, безнадзорности детей, их социального сиротства и втягивания в среду правонарушений.
Адрес: г. Москва, ул. Веселая, д. 11. Здание Царицынского комплексного центра социального обслуживания, 3-й этаж, кабинет 311
Тел.: 8 (495) 542-08-50
E-mail: info@semblago.ru

www.pravsemya.ru
Центр «Православная семья» осуществляет социально-психологическую поддержку населения по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и под духовным руководством протоиерея Аркадия Шатова, настоятеля храма святого благоверного царевича Димитрия при Городской клинической больнице № 1 и председателя комиссии по церковной и социальной деятельности при Епархиальном совете г. Москвы. Центр оказывает квалифицированную психологическую помощь, занимается профилактикой разводов, просветительской деятельностью.
Адрес: г. Москва, ул. Погодинская, д. 18/1, на территории Издательского Совета РПЦ
Тел.: 8 (499) 246-87-34, 8 (499) 246-74-92
Тел. доверия: 8 (499) 246-25-35
Время работы: понедельник–пятница с 10 до 19 часов

www.voskresenie-christ.orthodoxy.ru
В Православном Кризисном Центре при Патриаршем подворье храма Воскресения Христова на Семеновской оказывается бесплатная психологическая помощь членам любых религиозных конфессий, маловерующим, сомневающимся и атеистам. Здесь принимают взрослых и детей, переживающих тяжелое горе в связи с потерей близких; больных тяжелыми соматическими заболеваниями и их родственников, испытывающих психологические трудности в связи с болезнью близкого человека.
Храм Воскресения Христова и Патриаршее подворье:
Адрес: г. Москва, Измайловское ш., д. 2; проезд: станция м. «Семеновская», далее 5 минут пешком
Тел.: 8 (495) 642-34-61, 8 (495) 369-19-23
E-mail: mihail@psychooncology.ru

Источник: Фома.Ru

10 июля 2009 г.

Рейтинг: 5.8 Голосов: 7 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Новые материалы

Выбор читателей

×