Православный календарьПравославный календарь
Огород – дело духовное
Прот. Александр Авдюгин
Увидев же картофельное поле с многочисленными рядами уже выкопанного картофеля, батюшка вспомнил голливудские фильмы с плантаторами и неграми-невольниками.
«Дай Бог стяжать титул сельского батюшки» (+ВИДЕО)
Прот. Геннадий Беловолов
Здесь, на сельском поприще, ты за все в ответе. Ты здесь отец. Здесь я понял, что слово «отец» происходит от слова «отвечать».
«Хватит спать! Пошли кутить!»
Людмила Панич
Наш любимый старец Гавриил в свой день рождения подарил жизнь моей дочери во второй раз.
Крест любви
Схим. Нектария (княгиня Наталья Долгорукова; 1714–1771)
16-летняя Наталья добровольно последовала вслед за мужем в ссылку, показав всему миру пример беспредельной любви и преданности супружескому долгу.
Как русский святой явился пасынку Наполеона
Мария Тоболова
Посмотрев на принца, монах сказал: «Не вели войску своему расхищать монастырь. Если исполнишь мою просьбу, Бог тебя помилует. И знай, что твои потомки будут служить России».
Купец. Благотворитель. Мученик. Николай Григорьевич Григорьев
Алина Сергейчук
Он отличался неподдельно добрым отношением к человеку и видел в нем равного себе, а не инструмент для зарабатывания денег.
Отец Дометий Рымецкий – духовник, сердцем горящий
Кристиан Курте
Он был батюшкой, который по грудь в ледяной воде зимой переходил горные реки, преграждавшие ему путь к храму.
Божественная латрия, православное вероучение и наша церковная жизнь
Иеромон. Лука Григориатский
Мы можем с уверенностью сказать, что подлинная христианская жизнь, жизнь, ведущая к обожению, истинная латрия, не исчезли в наше время.
«Когда мир тебя отвергает, Бог принимает»
Иером. Серафим (Алдя)
Кто встретил Бога, тот уже не может ни ненавидеть ближнего, ни осуждать его, ни оставить его на верную смерть.
«Работай над собой – сделаешь благо для ребенка»
Беседа с замдиректора крупнейшей в России православной гимназии
Важно, чтобы сам процесс обучения уже воспитывал, чтобы воспитание было не частью работы, а охватывало все пространство образования.

«Хороший монах – смиренный монах!..»
Памяти иеромонаха Серафима (Калугина)

7 декабря на 46-м году жизни скончался насельник Николо-Угрешского монастыря Московской епархии иеромонах Серафим (Калугин).

Сергей Михайлович Калугин родился 23 июля 1964 г. в Саратове в семье священника Михаила Калугина. Вскоре семья переехала в Куйбышев (Самару). Протоиерей Михаил Калугин был клириком и настоятелем Петропавловского храма г. Самары. В 1973 году от саркомы умерла мать Сергея Калугина – Инна Семеновна Калугина (в девичестве Лебедева), и протоиерей Михаил стал один растить двух детей, Сергея и Наталью. Сергей Калугин после службы в армии поступил на рабфак, а потом и на дневное отделение филологического факультета Куйбышевского государственного университета. Но университет он не закончил – после третьего курса поступил в Московскую Духовную семинарию, а потом и в Академию. 10 декабря 1993 года он принял монашеский постриг с именем Серафим, а 19 января 1994 года, на Крещение, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II рукоположил его в сан священника. Вскоре он стал насельником Николо-Угрешского монастыря Московской епархии. Пять последних лет он служил на Спасо-Преображенском подворье Николо-Угрешского монастыря в Астрахани. Иеромонах Серафим похоронен на городском кладбище г. Астрахани. Редакция выражает искреннее соболезнование родным и близким почившего.

Мы познакомились очень давно – в совсем другую эпоху. Даже в другой стране. Было это в июне 1991 года, когда свои последние месяцы доживал СССР. Сергей был первый церковный молодой человек, мой ровесник, с кем довелось общаться. «Поминайте наставников ваших…» Хорошо, когда первые наставники – старцы или маститые протоиереи. А вот когда наставником становится семинарист? А дело, которое предстояло мне начать – имеет немалую значимость. Но других наставников не нашлось тогда. Бог прислал именно его.

«Дайте мне в наставники отца Иоанна Гончарова!» – просил я летом 1991 года у тогда еще Епископа Евсевия (ныне Митрополита Псковского и Великолукского), только что благословившего меня на редактирование православной газеты. Отца Иоанна я уже немного знал. А кто его узнает – не сможет не полюбить. Но Владыка Евсевий неожиданно рассудил иначе: «Иди к отцу Михаилу Калугину. К нему иди». И я пошел. С тыльной стороны Петропавловского храма ко мне вышел уставший, измотанный человек, вдовец, настоятель, отец Михаил. Знаний кладезь, опыта тоже… Но… ты уж прости… Нет сил… Как-нибудь сам… Какое у нас тут возрождение… какая газета… Где угодно, но не у нас. «Но ведь как же все-таки»… А впрочем…

Это его «а впрочем» и изменило мою судьбу. Сейчас-то я понимаю: по-другому просто и быть не могло.

– А впрочем, у меня сейчас гостит сын, Сережа, он учится в семинарии в Москве. Он тебе поможет. А на меня… не обезсудь. Не до тебя мне. Сил нет. Конечно, помолюсь…

И уже через день я встретил Сергея у ворот Покровского собора. Еще издалека заметил его рослую фигуру. Он перекрестился так, что стало понятно: для себя крестится – не напоказ. Как дышит. Его-то я и искал все эти месяцы. Столько вопросов, столько недоумений. Столько всего неясного, газета ставит проблемы, но ответы-то где искать?

Он встретил меня во всеоружии. Отвел в ближайший тихий самарский дворик и стал давать какие-то «Троицкие листки», пичкать православными брошюрками, от всего этого сказочного изобилия (какое время ведь было!) у меня глаза разгорелись…

Но главное – живое общение. Когда можно спросить и услышать ответ.

Несколько его советов я запомнил на всю жизнь.

Без пары из них газеты бы не было.

Еще без одного – наверное, не было бы меня.

Когда вышел первый номер газеты, Сергей сразу отнес его своему дяде, который – вот ведь чудо! – именно в это время тоже гостил в Самаре у отца Михаила. Это был Архимандрит Варфоломей (Калугин), известный молитвенник, в ту пору духовник Русской Миссии на Святой Земле. Ныне он подвизается в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре. Воспитанник последнего оптинского старца игумена Даниила (Фомина). Сережа от моего имени попросил у дяди напутствия и молитв. «Очень православно написано», – ободряюще сказал старец, пробежав глазами мою вполне немощную редакционную статью в самом первом номере. Но этих слов хватило.

Спасибо тебе, отец Серафим. Спасибо тебе, Сережа…

Потом наши пути стали расходиться. Он вновь уехал в Москву. Вскоре принял монашество и сан священника. Определил стопы свои в монастырь. А я увидел, как уходят в монахи. Без надрыва, без экзальтации. Без угрюмости расстаются с миром, как с вещью, в сущности, не такой уж и ценной. Ну его, этот мир… Поживу-ка для Вечности! Прощайте, друзья! Сильно не доставайте теперь, я ведь монах.

Потом, спустя уже годы, я предложил отцу Серафиму вести рубрику «Отвечает священник» в нашей газете. Он легко согласился и честно впрягся в газетное ярмо. Сказал просто: «Патриарх велел мне благовествовать, и я не могу отказаться». На два года целых его хватило. Но потом вдруг замолчал, достаточно неожиданно. «Как будто Бог замкнул мне уста», – позднее признался он. Это, наверное, просто созрел для непростого газетного делания другой очень близкий нам и дорогой священник, протоиерей Олег Китов, который с тех пор и ведет эту рубрику.

Я виделся с отцом Серафимом в Астрахани («Здесь как в раю», – смущенно признался он). Потом в Самаре увиделись в последний раз – он приезжал на похороны отца, протоиерея Михаила. А потом я узнал, что отец Серафим умер. Служил он до последнего, и лишь накануне смерти не смог совершить Божественную литургию. Как он любил служить! И служил почти каждый день, несмотря на нездоровье.

Перед смертью Господь сподобил его причащения Святых Христовых Таин.

Я уже писал выше, что с очень большим интересом относился к Сергею-Серафиму. Много расспрашивал его. Первые уроки в вере я получил от него. Вера у него была простая, безхитростная. Один его рассказ мне особенно запомнился. Он вырос на Толевом, на окраине Самары. Место не слишком благополучное, да и тихоней он не был. Но…

– Я никогда не дрался. В жизни – ни разу, – признался однажды он. – Какие бы ситуации ни были, ударить человека просто не мог. Я ведь знал, что когда-нибудь буду священником…

Однажды я его спросил, зачем он потерял столько времени, учась в университете.

Ответил:

– У нас в семье с большим пиететом относились к университету. Семинария была чем-то привычным, понятным. А тут – само слово завораживало. Университет! Отец очень хотел, чтобы я попал в этот «храм науки». Ну вот я и попал… Провел там три веселых, но в сущности пустых года… Познакомился со многими хорошими, умными людьми. Но мне там сказали: никакой истины нет. Она просто не существует. А есть много маленьких, противоречащих друг другу истинок. Я не поверил и за ответом поехал в Московскую семинарию. Там мне сказали с порога прямо противоположное. Такое, от чего люди вздрагивают, когда слышат. «Мы знаем Истину», – спокойно сказали мне. И это именно Истина, а не что-то другое. Так там я и остался, ведь служить надо Истине, а не лжи. В Лавре прямо на храме написано: «ВЕДОМОМУ БОГУ!» Пусть другие служат своим «неведомым богам»…

Я был экзальтированный неофит, он «бывалый» семинарист. Меня все восхищало, и его скепсис тоже.

– У вас там прозорливые есть? – спросил я однажды про семинарию (мне было двадцать пять тогда, ну, то есть, простительно).

– Нет, прозорливых нет, зато есть прожорливые, – классически-просто ответил он. И дальше привел известную притчу: когда послушник готовится воспарить – не забудь его дернуть за ногу, верни на землю…

Это он несколько раз проделывал со мной.

Я тогда носился с «софиологией» (тогда как не знал многое из того, что знать Христианину просто необходимо). Это учение о Софии – Премудрости Божией, развитое священниками-богословами Павлом Флоренским и Сергием Булгаковым. Отвергнутое Церковью, но признанное как частное мнение. На мое увлечение Сергей спокойно, как младшему, объяснил, что у них в семинарии многие первокурсники этим «болеют», но к третьему курсу обычно успокаиваются.

Угомонился и я.

В 1991 году мы много говорили о начинающейся газете. Я делился планами, иногда заносило в драчливость. А он меня остужал.

– Хочешь бороться за веру с сектантами, иноверцами? Еще там с масонами, наверное? – не без иронии говорил он. – А масоны-то как любят, когда с ними борются!.. А вот когда человек свое дело делает, ни на кого не обращая внимания, созидает, вот таких-то они не любят. Так что не с ветряными мельницами нам надо сражаться. А надо: мне – сколотить приход, тебе – поставить на ноги газету.

Сколько раз я вспоминал с благодарностью эти его слова! Жизнь завернула уже на пятый десяток, а я так и не видел ни одного «масона». Зато сколько видел несчастных «бойцов с тенью»! От какой же пустоты предостерег он меня!

Рассказал однажды он про своего отца-священника. К нему, вдовцу и настоятелю, прицепилась одна молодая «прихожанка». Преследовала его, соблазняла. Говорила: если он не «обратит на нее милостивого взора» – тут же немедленно пойдет и повесится. «А, что? – ответил ей опытный пастырь. – Повеситься грозишься, если с тобой не согрешу? Ну так иди и вешайся. С веревочкой не пособить?..»

Сразу отстала. Естественно, не повесилась. Я бы включил этот случай в семинарский курс.

На Рождество Христово 1992 года я ждал Сергея у себя дома. Хотелось встретить праздник впервые по-настоящему. С верующими людьми, с молитвой. Сергей Калугин провел всю ночь в храме и под утро причастился Святых Таин. Но обещания не нарушил – пришел ко мне вскоре после праздничной Литургии со своей сестрой Натальей. Я встретил их и сразу пригласил за стол. Была там и, простите уж, водка в честь праздника-то.

– Так благодатно причастился ночью, – сказал Сергей мне еще в коридоре.

От водки он долго отказывался, но я на правах хозяина отчаянно уговаривал его «разговеться». Сошлись на том, что «по рюмочке в честь великого праздника», – выпили. Он вскоре после этого засобирался и, уже уходя, с горечью шепнул всего несколько слов: «Благодати как не бывало».

Мне до сих пор стыдно за ту рюмку на Рождество.

Уже в Астрахани я спросил отца Серафима:

– Ну, ты хоть и монах, а все-таки как насчет карьеры (глупее вопроса и придумать нельзя). Ведь за плечами Академия. И дядя человек известный. Можешь на большее претендовать.

Он только посмеялся в ответ:

– Если на Церковь будут гонения, тогда я, наверное, соглашусь стать Епископом. А если на Церковь гонений не будет, зачем мне им становиться?

Действительно, ответ замечателен своей Христианской простотой.

Мы сидим в Астрахани в кафе «Лебединое озеро», едим мороженое и смотрим на лебедей с подрезанными крыльями. Чтобы не улетели.

– Твой преподаватель на филфаке, Лев Ф., недавно умер, – говорю я.

– Царство ему Небесное! – вздохнул, крестясь, отец Серафим.

– Ты что, – удивляюсь я. – Он ведь не был православным. Атеист или, скорее, иноверец.

– Ну, это Бог знает. А я каждому человеку Царствия Небесного желаю. Каждому!

Я призадумался. А ведь и правда…

Однажды он прислал очередной ответ священника на вопрос для газеты. Я с чем-то не согласился. Звоню ему. Спрашиваю:

– А вдруг ты не прав?

– Как это, вдруг? – даже удивился он. – Я наверняка неправ. А прав только Бог. У нас по-другому: важно выяснить, насколько мы не правы…

Вот и поспорь с ним! Пришлось согласиться.

В Астрахани я застал его на втором этаже утопающего в зелени дома при подворье. В совершенно голой и большой комнате-келье его не было ничего, кроме кровати и компьютера.

– Это-то тебе зачем? – удивился я, показав на компьютер.

– Читаю Чехова, – он ответил. Я еще больше удивился. – Про Ионыча читаю. Зачем? Чтобы не превратиться в Ионыча.

Не превратился…

И еще он сказал мне тогда, в Астрахани:

– Духовно (не в миру, как я понял, а у нас, внутри церковной ограды) ситуация ухудшается стремительно…

Не знаю, что он имел в виду. А теперь не спросишь.

Однажды он мне сказал:

– Как ты выдерживаешь столько лет делать такую большую газету? Я в монастыре сделал несколько номеров маленькой нашей газетки – и вокруг меня такое началось, такое… Еле-еле все это пережил… А ты – такую газету!

Думаю, отец Серафим молился за редакцию.

– Хороший монах – смиренный монах! – не раз говорил он. И не только говорил, но и был им.

Вечная ему память!

Источник: «Благовест», Самара

11 декабря 2009 г.

Рейтинг: 8.1 Голосов: 35 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Новые материалы

Выбор читателей

×