Аскетические опыты

Святитель Игнатий (Брянчанинов) Аскетические опыты: В 2 т. — Т. 1. — М. : Изд-во Сретенского монастыря, 2010. — 816 с. — (Серия «Духовная сокровищница»).
Святитель Игнатий (Брянчанинов) Аскетические опыты: В 2 т. — Т. 1. — М. : Изд-во Сретенского монастыря, 2010. — 816 с. — (Серия «Духовная сокровищница»).
Творение святителя Игнатия (Брянчанинова) — бесценный вклад в учение Русской Православной Церкви об аскетике. «Сочинения преосвященного Игнатия, — отметил преподобный Никон Оптинский, — необходимы, они... азбука духовной жизни». В 1-й том «Аскетических опытов» вошли назидания о чтении Евангелия и чтении святых отцов, о любви к ближнему и любви к Богу, о посте и молитве, размышления о вере и монашестве. Во 2-й том «Аскетических опытов», ставших настольной книгой для монашествующих и мирян, вошли Слова о страхе Божием и о любви Божией, о келейном молитвенном правиле и церковной молитве, о спасении и христианском совершенстве, размышления о судьбах Божиих.

Предисловие

Читатель, знакомый с Преданием Православной Восточной Церкви, легко усмотрит, что в предлагаемых его вниманию «Опытах» изложено учение святых отцов о науке из наук[1], о монашестве, — учение, примененное к требованиям современности. Главная черта, которою отличается деятельность древнего монашества от деятельности новейшего, заключается в том, что монашествующие первых веков христианства были руководимы боговдохновенными наставниками, а ныне, замечает преподобный Нил Сорский согласно с другими позднейшими отцами, монашествующие должны наиболее руководиться Священным Писанием и писаниями отеческими по причине крайнего оскудения живых сосудов Божественной благодати. Объяснение этого направления и необходимости в нем составляет основную мысль «Опытов» на всем их пространстве.

Статьи, из которых состоит моя книга, написаны в разные времена, по разным причинам, преимущественно по поводу возникавших аскетических вопросов в обществе иноков и боголюбивых мирян, находившихся в духовном сношении со мною. Оканчивая земное странствование, я счел долгом моим пересмотреть, исправить, пополнить, собрать воедино и издать печатно все статьи, написанные мною в сане архимандрита[2] . Счел я долгом моим сделать это по двум причинам: во-первых, по той, что многие статьи распространились в рукописях с бóльшими или меньшими погрешностями; во-вторых, по той, что признаю себя обязанным представить христианскому обществу отчет по согляданию мною земли обетованной, точащей духовные дары и блага, — по согляданию монашеской жизни, какою она является в Святом Предании Православной Восточной Церкви и какою Промысл Божий привел созерцать ее в некоторых живых представителях ее.

Затем остается мне просить у читателей снисхождения к моему скудоумию и молитв о убогой душе моей.

 Епископ Игнатий

1865 год

Содержание I тома

  • Предисловие
  • О последовании Господу нашему Иисусу Христу
  • О покаянии
  • Видение Христа
  • О чтении Евангелия
  • О чтении святых отцов
  • Об удалении от чтения книг, содержащих в себе лжеучение
  • Истина и Дух
  • О любви к ближнему
  • О любви к Богу
  • О посте
  • О молитве. Статья I
  • О молитве. Статья II
  • Восемь главных страстей с их подразделениями и отраслями
  • О добродетелях, противоположных восьми главным греховным страстям
  • Дневный Апостол 1-го Февраля 1840 года
  • Размышление о вере
  • Сад во время зимы
  • Древо зимою пред окнами келлии
  • Дума на берегу моря
  • Молитва преследуемого человеками
  • Кладбище
  • Голос из вечности (дума на могиле)
  • Учение о плаче Преп. Пимена Великого
  • О слезах
  • О молитве Иисусовой. Отдел I. О молитве Иисусовой вообще
  • О молитве Иисусовой. Отдел II. О прелести
  • О молитве Иисусовой. Отдел III. О упражнении молитвою Иисусовою
  • Чин внимания себе для живущего посреди мира
  • Молящийся ум взыскует соединения с сердцем
  • Истину и суд мирен судите во вратех ваших, и клятвы лживыя не любите, глаголет Господь Вседержитель
  • Доказательство воскресения тел человеческих, заимствованное из действия умной молитвы
  • О смирении (разговор между старцем и учеником его)
  • О терпении
  • О чистоте
  • Слово утешения к скорбящим инокам
  • Крест свой и крест Христов
  • Роса
  • Житейское море
  • Совесть
  • О рассеянной и внимательной жизни
  • О навыках
  • Размышление о смерти
  • Слава Богу!
  • Сети миродержца
  • Песнь под сению креста
  • Размышление при захождении солнца
  • Фарисей
  • Посещение Валаамского монастыря
  • О монашестве
  • Вера и дела
  • О евангельских заповедях
  • О евангельских блаженствах
  • Отношение христианина к страстям его
  • О истинном и ложном смиренномудрии
  • Чаша Христова
  • Плач мой 

Содержание II тома

  • Блажен муж
  • Иосиф, священная повесть, заимствованная из книги Бытия
  • Послание к братии Сергиевой Пустыни из Николо-Бабаевского монастыря
  • Слово о страхе Божием и о любви Божией
  • Судьбы Божии
  • Совещание души с умом
  • 3рение греха своего
  • О образе и подобии Божиих в человеке
  • Размышление, заимствованное из 1-го послания св. Апостола Павла к Тимофею, относящееся преимущественно к монашеской жизни
  • О существенном делании монаха
  • Дух молитвы новоначального
  • Слово о келейном молитвенном правиле
  • Слово о церковной молитве
  • Слово о молитве устной и гласной
  • Слово о поучении или памяти Божией
  • Слово о молитве умной, сердечной и душевной
  • Слово о молитве Иисусовой
  • Странник
  • Таинственное объяснение 99-го псалма
  • Слово о спасении и о христианском совершенстве
  • Слово о различных состояниях естества человеческого по отношению к добру и злу
  • Заключение 

16 ноября 2010 г.

[1]   См.: Преподобный Кассиан Римлянин. Слово о скитских отцах и о рассуждении // Добротолюбие. Ч. 4.
 
[2] Святой Иоанн Дамаскин, к концу своей жизни уединившись в лавре Преподобного Саввы, собрал все написанное им в течение жизни, тщательно пересмотрел и исправил, чтоб доставить сочинениям своим наибольшую отчетливость. Так поступил муж, исполненный Божественной благодати: тем более оказался обязательным этот образ действования для составителя «Аскетических опытов». См.: Четьи-Минеи. 4 декабря. Житие святого Иоанна Дамаскина.
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту