SMS-ка от епископа, или как найти общий язык с молодежью

Фото: «Мир Молодежи»
Фото: «Мир Молодежи»
«Молодежь и вызовы современности» название этой конференции, которая прошла на форуме «Русская православная церковь: итоги десятилетия 1991-2011» , говорит само за себя. Кто они – молодые люди сегодняшнего дня? На этот вопрос попытались ответить представители духовенства, деятели искусства и просто социально активные люди.

На экранах конференц-зала – фрагмент фильма «Курьер», благодаря которому многие в далеком 1986 году вдруг обнаружили, что в стране кроме комсомольцев есть еще какая-то непохожая на них молодежь. В кадре Басилашвили в стотысячный, наверное, раз задается вопросом: «Наше поколение хочет знать, для кого мы жили и боролись! В чьи руки попадет воздвигнутое нами здание?!» На лицах собравшихся улыбки узнавания.

Игумен Сергий Рыбко, чья молодость пришлась как раз на те самые 80-е, когда заспанный мир СССР вдруг начал стремительно меняться, высказывает свой взгляд на вещи: «В Советском Союзе у молодежи не было возможности реализовывать свои духовные потребности – спортивные кружки и музыкальная школа этому не способствовали. От этой нереализованности – и возникновение таких движений, как например, хиппи. Современная же молодежь позитивно отличается в том смысле, что у них через Интернет, через множество книг есть возможность что-то узнать. В остальном же молодежь – все та же».

Вячеслав Спесивцев, в 80-е руководивший весьма смелым молодежным театром-студией «На Красной Пресне», с отцом Сергием решительно не согласен: «Дорогие друзья, молодежь сегодня совершенно другая! Страна другая, и молодежь другая. Ведь что такое молодежь? Нам кажется, это возрастная категория; но это не только возраст, это ощущение мира. Двадцатый век – век анализа, двадцать первый – век чувств, эмоций, творчества. У меня семь студий, дети от 6 до 18, я знаю, о чем говорю».

В подкрепление своих слов художественный руководитель Московского молодежного театра рассказывает следующую историю: «Привела одна мама свою дочку первый раз в мою театральную студию. Говорю девочке: “Здорово, Саня!”, а она мне в ответ: “Здорово, Спесивцев!”. В следующий раз встречаю: “Здорово, Саня!”, а она мне уже “Здравствуйте, Вячеслав Семенович!” Я спрашиваю, что случилось? Так хорошо начали! Оказывается, мама услышала и пришла в ужас, мол, “ну какой он тебе Спесивцев?” Да еще “Здорово!”…

Мама не понимает девочку, потому что сегодня век не анализа, а век эмоционального потока. И для нас такое обращение звучит дико, а для них – естественно. А мама, родившаяся в другом веке, не понимает. Хорошая она или плохая, это молодежь? Да это просто дети своего века. Вот отец Сергий в свое время пошел в хиппи, что тоже было тогдашним родителям непонятно».

На свою неоднозначную историю Вячеслав Семенович тут же получает вопрос из зала: а может, такое обращение – просто признак невоспитанности ребенка, а никакой не «ветер перемен»? Спесивцев думает недолго: «Воспитание – парадокс сегодняшнего общества! Не люблю я этого слова…» Это заявление зал комментировать поостерегся.

Между тем, молодежь в лице ведущей уже поинтересовалась, где ей искать героя нашего времени – и причем хотелось бы кавычек? «Деды наши хотели быть космонавтами, преподавателями, жизнь за Родину готовы были положить, а мы что же? Бизнесмены, олигархи, топ-менеджеры... », сетует она.

У президента «Фонда молодежи» Евгения Мартынова вариант ответа: герой нашего времени – социально активный молодой человек, желающий преобразовать мир: «опыт нашего Фонда показал нам, – говорит Мартынов, – молодежь неравнодушна к социальным проблемам. Ребята, которые создают социальную рекламу, рисуют плакаты, словом, через творчество пытаются сделать мир лучше, для нас и есть герои».

«Я председатель комитета самого страшного в мире фестиваля – фестиваля преступников под названием “Амнистия души”, – снова вмешивается в дискуссию Вячеслав Спесивцев. – В нем участвуют заключенные 62 колоний, дети от 14 до 18. И когда я по этим колониям ездил, у меня было впечатление, что вся наша молодежь сидит. Однако даже этот единственный в мире фестиваль все равно не позволяет мне говорить, что сегодняшняя молодежь – плохая».

«С молодежью надо говорить ее языком, а мы погрязли в каком-то лжеконсерватизме», – раздалось из зала. В дискуссию вступил координатор Союза православных братств РПЦ Юрий Агещев: «Хочу возразить Вячеславу Спесивцеву: “воспитание” – великое и прекрасное слово. К сожалению, часто мы устраиваем такие вот встречи и конференции, но забываем идти “в народ”, к самой молодежи. Не к той “правильной” молодежи, которая сидит здесь, а к той, которая тусуется на Арбате. В этом смысле, я восхищаюсь отцом Сергием Рыбко – он только что на рок-фестивале сумел найти общий язык с 250 тысячами «неформалов», и они потом подходили к нему с благодарностью». Слова Агещева зал встречает аплодисментами. Однако что такое «общий язык», оказывается понятно не всем.

«Здравствуйте, я мама двоих детей, старшему – семнадцать, и я не представляю, на каком языке с ним разговаривать, – поднимается женщина в зале. – Может быть, есть какие-то специальные школы для мам, где обучают общению с подростками?»

Ее слова вызывают движение среди собравшихся, – это уже не риторический вопрос, а очень болезненный и предельно конкретный. Участники, один за другим, начинают высказываться и сходятся во мнении: нет таких школ, и не надо.

«Послушайте проповеди священника Димитрия Смирнова, у него на тему воспитания есть удивительные вещи, – советует директор детско-юношеской библиотеки имени Светлова Любовь Попова.– Например, он говорит: когда ко мне на исповедь приходят люди и начинают жаловаться на своих детей, я отвечаю, – посмотрите в зеркало и плюньте туда. Потому что если вы своим образом жизни не вложили в ребенка какие-то самые главные ценности, то чего же вы ждете от него, когда он вырастет? Такие школы для родителей, о которых вы спрашиваете – да не дай Бог, чтобы они были! Потому что кто возьмет на себя ответственность учить вас, как вам воспитывать вашего малыша?»

«Я, пожалуй, скажу на своем примере – так нагляднее, – вмешивается Евгений Мартынов. – Мне 31 год, и я не женат. И много вроде девушек и симпатичных, и умных. Но я всегда задаю себе вопрос: чему эта женщина научит моего ребенка? Когда я на этот вопрос отвечу, женюсь».

«Холостым будете», – предрекает Спесивцев под одобрительные смешки из зала.

«Может быть, может быть… – улыбается Мартынов и продолжает, – Я считаю, что то образование, которое ребенок получает в школе – по сути факультативное, оно должно накладываться на то фундаментальное, что он получает в семье. Нужно чувствовать максимальную ответственность за ребенка, не только за его материальное благополучие, но за духовное воспитание. Лучше даже меньше зарабатывать, но больше времени проводить с ребенком. В такой школе, о которой вы говорите, к ребенку вашему будут относиться так же, как к остальным. А это же ваш малыш! Он особенный! Не доверяйте его воспитание никому».

Зал уже забыл о том, что ему вроде как полагается задавать вопросы, и активно включился в беседу: «Надо больше времени проводить с ребенком, общие дела делать – сходите с ним на недельку в поход, и у вас сразу и общие интересы возникнут, и темы для разговоров появится, и язык общий сразу найдется», – советует девушка позади меня.

«Расскажу вам одну интересную историю из жизни на эту тему. У одной мамы сын стал панком, – со знанием дела вступает отец Сергий. – Мама поняла, что воспитательные беседы проводить бесполезно. И сказала: “Сын, ну что вы там сидите по подъездам, – приводи друзей к нам домой, тут собирайтесь». И вот мама сидела с ними, слушала их разговоры, музыку их слушала и стала постепенно полноправным членом «тусовки». У них с сыном появились общие темы, общие знакомые, и самое главное, она сохранила своего ребенка. Прошло время, и парень перерос это «панкование», ушел из той компании, и дальше жизнь стала складываться нормально. Так вот, эта мама совершила настоящий подвиг! Можете себя представить, как реагировали, например, соседки, которые судачили, что женщина повредилась в уме. А она поступила нестандартно и мудро».

«В том, что сейчас молодежь хочет получить образование, состояться в жизни, нет ничего плохого, – уверен отец Сергий. – Другой вопрос, ради чего: хотят ли они денег ради денег или хотят приносить пользу своему Отечеству и реализовать себя».

У Константина Беремеша, сотрудника Синодального отдела по делам молодежи, после истории отца Сергия возникли недоумения: «Я понимаю, о чем сказал отец Сергий, но тут важно сохранить некоторую такую грань разумности. Потому что если мама, пригласив друзей своего чада, начала с ними курить, то определенный материнский статус пропадет. Если чаю попить, поговорить по душам, послушать их музыку – это очень правильно. Но мать должна оставаться при всем при этом неким идеалом, к которому молодой человек должен стремиться. Если мы этот идеал сознательно занизим, то стремиться станет не к чему. Статус матери – это нечто святое, поэтому важно не перейти грань».

«То, о чем рассказал отец Сергий, я попробовала на своем примере, и это действительно работает. Мой сын целыми днями играл в компьютерные игры, и я, исчерпав весь запас красноречия, стала играть вместе с ним. Он сначала смеялся: “Мама играет!”, а потом, посмотрев на меня, увидел себя со стороны – и думаю, понял, как это ужасно. Сегодня он играет по три часа в день, а не по тринадцать, как раньше», – рассказывает молодая женщина из зала, и разговор переходит в «компьютерное» русло.

Вячеслав Спесивцев в долгу не остался и снова продемонстрировал необычный взгляд на проблему: «Пришла ко мне как-то одна мама и говорит: “Не знаю, что с сыном делать: все ночи напролет играет, утром просыпает занятия”… Я ей рассказал байку о маленьком Рихтере, ходившем к соседям, у которых был рояль, и засиживавшемся там часами: просил дать поиграть еще пару минуточек, потом еще пару... Женщина ушла, а через некоторое время ко мне пришел ее шестнадцатилетний сын. Приходит и говорит: мама рассказала мне байку о Рихтере. Я ему отвечаю, что действительно не вижу тут потерянного поколения. Играй на здоровье, если тебе это нравится! В общем, нашли общий язык. И представьте себе, через некоторое время он мне говорит: Вячеслав Семенович, а почему никто еще не догадался сделать интернет-театр? Давайте сделаем так: возьмем спектакль «Ромео и Джульетта», и Джульеттой будет японка, Ромео – австралиец, а Меркуцио и Тибальда сыграют ребята из вашего театра. Они будут одновременно играть, а я в интернете их соединю, а Вы еще будете комментировать, как играть. И что вы думаете? – сейчас мы с этим гением делаем Интернет-театр, а потом эти актеры из разных стран приедут в Москву и сыграют уже вживую в моем театре в сентябре следующего года. А вдруг этот пацан – гений? Вдруг он – Рихтер? Нужно суметь это узнать и прореагировать».

Генеральный директор телекоммуникационной компании «DEVINO Telecom» Юлия Салминатоже видит в интернете только хорошее: «Интернет – это ведь только средство общения! Он расширяет круг общения вашего ребенка: если раньше он общался с ровесниками из соседних дворов, то теперь может общаться с ребятами с других континентов. А вот то, каким это будет общение, зависит уже от тех установок, которые закладываются родителями при воспитании. Это как с деньгами, карьерой и успехом: все это хорошо, если не становится целью, а остается средством достижения чего-то большего».

Как пример «чего-то большего», творческой инициативы, исходящей от самой молодежи, Константин Бермеш и Юлия Салмина представили проект «Sms-ка от епископа». Суть его в том, что любой желающий может подписаться на sms-рассылку информации о церковных праздниках, интересных событиях и мероприятиях, подписанной епископом Игнатием Бронницким, председателем Синодального отдела по делам молодежи. «Епископ над названием посмеялся, но идею не запорол. Так, благодаря пониманию отца Игнатия и инициативе активной православной молодежи, проект уже разросся до всероссийских масштабов», – говорит Константин Бермеш.

Жанна Бобкова

11 ноября 2011 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Марина 2 ноября 2016, 13:22
Очень интересные наблюдения! Спасибо! Про слова о. Димитрия Смирнова: жестоко, но справедливо. Всё, что есть в родителях, всё будет в ребёнке. Что родители упустили, то они и смогут увидеть, когда малыш подрастёт.
Ольга14 ноября 2013, 12:40
Пишите и говорите о том,что необходимо привлечь молодежь к церкви,а в то же время-просто так невозможно окрестить ребенка.Выстроили столько преград,невозможно ведут себя батюшки,особенно в Новодевичьем храме.Это не просто хамство,а создается впечатление,что это специально,чтоб не крестили-прямо вредительство какое-то....
Юрий Агещев 3 декабря 2011, 21:37

С интересом прочитал статью.
И там свою речь.
Мероприятие было интересным.
Хотя не ясно, зачем туда пригласили - Спесивцева.
Ибо спесив зело , оный , и мало имеет к Православию отношения.
Сидел там, менторски поучал всех.
Пришлось возразить ,его ахинее.
А миссия ныне нужна , как никогда.
Может и смс(ы)нужны, но более и куда - более, нужна реальная работа.
Точнее - служение.
Здесь не вижу равных - иг.Сергию(Рыбко).
Его миссия уже приняла мировой масштаб :
http://www.ru-news.ru/art_desc.php?aid=4278
Особый вопрос,это Православные СМИ....
Увы , б.ч. пакимолчащие и лжесмиренные.
Кстати , сколь я не присылал уникальных материалов(своих и др.) по миссии , на портал Православие , они опубликованы не были.
А вот светские сми , их публикуют.
Такие дела.


Юрий Агещев
СПБ РПЦ



Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×