![]() |
Высокопреосвященнейший Лавр, Митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский |
- В состоявшемся восстановлении церковного единства Господь «крепость людям Своим дал, Господь благословил людей Своих миром». Этот мир укрепит нас в свидетельстве Христовом, укрепит нас в нашем общем деле служения Христовой Церкви, в сохранении и распространении наших святорусских идеалов как в Отечестве, так и за его пределами. Главное, жить в мире, оказывать друг другу помощь и поддержку в церковном делании, подавая другим пример любви, смирения, терпения и доброй христианской жизни.
- Восстановление евхаристического общения, нашедшее свое выражение в совместном богослужении и причащении от единой евхаристической чаши, - это только начало восстановления полного единства и понимания между чадами Русской Церкви в Отечестве и в рассеянии сущими. Какими Вы видите перспективы этого объединения?
- Уповаю, что достигнутое нами, с Божией помощью, единство поможет нам «в мире сем, прелюбодейном и грешном» , сохранить великое наследие Русской Православной Церкви и наших предков, стремившихся в жизни воплощать евангельские заветы. Главная цель Русской Зарубежной Церкви – сохранить веру, язык и нашу культуру, пропитанную духовностью Святой Руси, говорить правду о России исторической и современной, и таким образом послужить и помочь ей, находясь здесь, на Западе. Но мы должны не только сохранять Россию и всячески служить ей, мы должны делиться тем, что мы имеем с окружающими нас американцами, европейцами, австралийцами и т.д. Церковное единство поможет нам сохранить живую связь с нашими истоками, с нашим родным преданием, а это будет только способствовать осуществлению тех задач, которые стоят перед нами.
- Путь к долгожданному единству был достаточно трудным: и с той и с другой стороны неоднократно была слышна критика, некоторыми высказывалось непонимание и неприятие процесса воссоединения. Насколько сейчас эта проблема актуальна для РПЦЗ и какие Вы видите пути ее решения?
- Недавнее посещение епархий Русской Зарубежной Церкви официальной делегацией Московского Патриархата, сопровождающей Державную икону Божией Матери, и певчими Сретенского хора, участвовавшими в торжественных богослужениях по случаю восстановления полноты братского общения внутри Русской Православной Церкви, принесло колоссальную пользу всем чадам нашей Церкви. Это совместное празднование, эта совместная молитва у Державной иконы открыла глаза многим противящимся тому, что произошло 17 мая, а сомневающихся в правильности нашего пути – обрадовала, ободрила и утвердила в истине. Со временем, конечно, наше единство еще более укрепится, возрастет и принесет плоды, которые, как я надеюсь, убедят ушедших от Церкви.
С другой стороны, мне кажется, что наши гости из России убедились в том, что мы никогда не отходили от Русской Православной Церкви, а всегда жили ее жизнью.
- Каково отношение РПЦЗ к «временному высшему церковному управлению РПЦЗ», которое создано епископом Агафангелом (Пашковским), объявившим себя Председателем ВВЦУ РПЦЗ?
- Архиерейский Синод запретил епископа Агафангела в священнослужении за бунт против своего Священноначалия и учинение раскола. К сожалению, некоторые, соблазнившись его поведением, последовали за ним, думая, что они этим спасают Церковь, т.е. получается т.н. «сергианство» наоборот. Покойного Патриарха Сергия обвиняют в том, что он пытался «спасти Церковь», наладив отношения с советской властью. А вожди т.н. «ВВЦУ РПЦЗ» совершенно отвернулись от Церкви, пытаясь ее спасти от воли Божией, приведшей нас к примирению, единству и полному общению. Мне хочется надеяться, что многие откажутся от пути, избранного владыкой Агафангелом, когда они увидят, что это не дело Божие, не дело Святых Отцов и Учителей Церкви. А оставшиеся с «ВВЦУ РПЦЗ» потом будут жалеть, что не участвовали, не влились в процесс возрождения Русской Церкви и нашего многострадального народа, о чем мечтали святитель Шанхайский и Сан-Францисский Иоанн и основоположники Русской Зарубежной Церкви, высказываниями которых мы руководствовались, изучая истоки русского церковного разделения.
- Русской Зарубежной Церковью именует себя также и группа, возглавляемая Антонием Орловым. Как РПЦЗ относится к этому?
- К этой группе, возглавляемой Орловым, мы никак не можем серьезно относиться. Это люди, которые обвиняют всех и вся в ереси и во всяких грехах, оправдывая таким образом свое канонически-скользкое положение и избегая прещений со стороны своего законного Священноначалия. Вожди этой группы ослеплены гордостью, самомнением, властолюбием и желанием играть какую-то роль. Глава этой группы, к сожалению, не имеет ни богословского образования, ни чутья к вселенскому духу участия в жизни всей Христовой Церкви, к духу церковной соборности. А это отражается и на всех остальных его «архиереев», которые стали друг друга отлучать, создавая новые «синоды» и т.д. Последнее есть явный признак пагубного раскола. Молюсь о том, чтобы Господь вразумил этих людей, которые приводят в заблуждение своих пасомых, последовавших за ними.
- На канонической территории Церкви в Отечестве действует и т.н. истинно-православная церковь, под управлением Тихона Пасечника? Существует ли в РПЦЗ синодальные решения о признании или непризнании этой группы?
- В апреле текущего года Архиерейский Синод принял заявление по поводу Тихона Пасечника, в котором мы предупредили наше духовенство и верующих о совершенной неканоничности этой группы, призывая сомневающихся в пользе церковного единства не следовать этим раскольникам. Дело в том, что эту группу возглавлял покойный архиепископ Лазарь (Журбенко), ушедший в раскол и подчинившийся группе людей, похитивших митрополита Виталия (Устинова; +
- Как известно, Зарубежная Церковь рукоположила архиереев для ряда старостильных юрисдикций. Как складываются отношения с этими юрисдикциями после восстановления единства Русской Православной Церкви?
- Русская Зарубежная Церковь никогда официально не участвовала в архиерейских хиротониях для старостильных юрисдикций. Эти хиротонии были совершены отдельными иерархами, принадлежавшими Архиерейскому Собору нашей Церкви, причем Блаженнейший Митрополит Анастасий (Грибановский; +
Общение с «Синодом Противостоящих» митрополита Оропосского и Филийского Киприана было установлено Собором наших епископов в
- Ваше Высокопреосвященство, именно Вам вместе со Святейшим Патриархом Господь судил скрепить подписями акт, воссоединяющий насильственно отторгнутые друг от друга две части единого церковного организма, именно Вы вместе с архипастырями и представителями духовенства Зарубежной Церкви вступили в молитвенное и евхаристическое общение с Церковью в Отечестве сущею, в соборном храме Христа Спасителя совершив Божественную Литургию. Какими были Ваши впечатления, какими воспоминаниями в Вашей душе запечатлелось это историческое событие?
- Богослужения этих дней напомнили мне слова Псалмопевца, ибо в процессе диалога, в IV Всезарубежном Соборе и в торжествах, связанных с подписанием Акта о каноническом общении «милость и истина встретились, правда и мир облобызались». Эти дни, проведенные в молитве и братском общении, также напомнили мне древнюю икону святых апостолов Петра и Павла, обнимающих и приветствующих друг друга после примирения. Так и две части единой Русской Православной Церкви, обняв, облобызав и приветствуя друг друга, радостно, и с большим духовным подъемом служили, молились и причащались от единой Чаши Христовой, торжествуя над врагом рода человеческого, в трудные годы гонений «поразившего пастырей и рассеявшего овец» Русской Православной Церкви.
- Несомненно, восстановление общения отразится на всех сферах церковной жизни Русского Зарубежья. Каковыми на Ваш взгляд будут последствия единения для Свято-Троицкой Семинарии?
- Я надеюсь, что это укрепит доброе сотрудничество и братские связи между нашей семинарией и духовными школами как Московского Патриархата, так и других Поместных Православных Церквей.
- К сожалению, эмигранты первой волны, составившие костяк РПЦЗ, один за одним уходят в вечность. Насколько их потомкам, родившимся в чужой этноязыковой среде, удается сохранить свою национальную идентичность и какова по мнению Вашего Высокопреосвященства в этом роль Православия?
- В сложных заграничных условиях русскость, т.е. наша православная вера, язык и культура нашего народа, сохраняется только при Церкви, до сих пор воспитывающей подрастающее поколение в соответствующем церковном, святорусском духе, прививающей любовь к Церкви и Отечеству. При наших храмах существуют русские церковные школы, в которых дети обучаются Закону Божьему, русскому языку, русской истории и литературе; существуют молодежные кружки, с которыми работают священники. Летом проводятся лагеря, устраиваются съезды для молодежи. Если мы будем продолжать следовать примеру воспитывавших нас старых эмигрантов, горевших любовью к Церкви, нашей истории и культуре, создававших Зарубежную Русь; если мы будем делиться этим богатством, этой красотой с детьми и молодежью; жить всем, что мы получили от наших предков, то, как я уверен, Господь поможет нам зажечь молодых людей этой любовью или, по крайней мере, заложить в их сердца доброе семя, которое принесет плод.
- Вам, дорогой Владыка, Господь благословил нести свой святительский подвиг в Соединенных Штатах Америки, где существуют несколько православных юрисдикций. Какова, по Вашему мнению, судьба Православия в Америке в контексте акта о воссоединении между Московским Патриархатом и Зарубежной Церковью и какова в этом роль РПЦЗ?
- Приснопамятный архиепископ Виталий (Максименко; +