Мы склонны недооценивать значение происходящих событий. Конечно, посещение спектакля, или чтение книги, или общение с человеком событием не назовёшь, однако именно из этих впечатлений, знаний складывается жизненная позиция, отношение к происходящему. Что же произошло на этом безобидном спектакле? Хочется думать, что ничего дурного, однако семя неправды было брошено в души детей.
ПЕРЕВЁРТЫШ
В чём же состояла ложь, которая, к сожалению, мало кем была замечена?
Волк, олицетворение зла в русской народной сказке, по версии режиссёра приобрёл образ «милашки», который не собирался никого кушать, а соблазнил козлят с единственной целью — поиграть с ними! И хотя мама-Коза запретила открывать Волку, так как знала или подозревала о его коварстве, козлята были правы, что не послушали маму, потому что Волк-то был «хороший» и не собирался есть козлят, он просто хотел с ними поиграть. Мама, с её старыми и несовременными представлениями, оказывается, ошибалась, предполагая, что Волк злой и что вообще зло есть. Все рады, все дружат и веселятся. Затем поётся гимн маме.
В конце спектакля я задала режиссёру вопрос об этической стороне его версии. На что он ответил: «А вы что, считаете, что есть злые люди? Что есть зло? Зла нет! Вы что, хотите, чтобы у детей был страх, чтобы они боялись зла?» (Наверное, у некоторых людей напрочь отбивается историческая память.)
На это я ответила, что верно, страха быть не должно, но верно также и то, что дети не должны быть беспечны. Не случайно сложено немало народных сказок про беспечность: «Колобок», «Петушок — золотой гребешок», «Алёнушка и братец Иванушка». Образ зла в народных сказках никогда не был дружелюбным и миролюбивым. Не во всех сказках зло откровенно неприкрытое — например, Баба-Яга, Кощей Бессмертный. Есть много сказок, где зло завуалировано хитростью и лестью (образ Лисы, родных братьев, мачехи). Главное, что есть в русских народных сказках, так это то, что зла не нужно бояться, его нужно преодолевать, с ним нужно бороться, а не обманываться, проявляя беспечность. В народных сказках зафиксирован многовековой опыт не одного поколения, эта житейская мудрость не может быть перечёркнута чьей-то личной философской позицией или мнением.
ОПАСНЫЙ ПОВОРОТ
Модернистские идеи, которые выворачивают многовековой традиционный опыт, не так уж безобидны. За этими воплощёнными в жизнь (например, в виде детского спектакля) идеями стоит определённая, достаточно жёсткая идеология, проводником которой в данном случае оказался молодой режиссёр, перепутавший онтологические, философские вопросы и вопросы этические. Существуют разные уровни восприятия действительности — от духовного, философского, этического до житейского. Хорошо, когда более низкие уровни пронизаны высшими, если при этом не происходит искажения. Искажённый перенос философских идей на этику человеческих отношений даёт в результате искажённую этику. Этический закон предполагает чёткое разделение добра и зла, чёрного и белого. Без этого человек не может ориентироваться в мире, а принимая зло за добро, он легко становится жертвой зла. Ребёнок, полагающий, что нет зла и злых людей, легко может стать жертвой преступления.
Идеологические измышления, которые переносятся на все виды человеческой жизни и деятельности, становятся «камнем утопления» в омуте человеческих заблуждений. Особый вред наносится детям, когда якобы в целях воспитания под видом «безобидных» спектаклей, книг, журналов внедряется определённая идеология. К сожалению, мы уже столкнулись с тем, что есть много печатного непотребья для детей. Коварство приведённого случая состоит в том, что через традиционную сказку проводятся отнюдь не традиционные идеи. Это пример ещё одного камуфляжа зла в одежды традиционной культуры. Как же внимательны должны быть сейчас те, кто воспитывает детей!
Мы живём во время, когда зло не проявляет себя явно, а прикрывается добром и соблазняет людей своими посулами, которые не иначе как сыром в мышеловке не назовёшь.
Собственно, проблема размывания границ между добром и злом — актуальная проблема современных людей. Как стираются грани? По-разному. При одном непременном условии: когда в сознании человека нет чётких ориентиров истины.
Возможно, некоторым все эти рассуждения покажутся незначительными, не стоящими внимания, когда вокруг столько всего. Нет. Нет мелочей в воспитании. Детство — время посева, взрослая жизнь — жатва.
Личный опыт, а также опыт жизни, отражённый в художественных произведениях, показывает, что любое человеческое падение начинается с маленькой, даже малюсенькой мысли, которая превращается в овладевающее человеком желание, затем выстраивается идея, которая требует воплощения, и… совершается преступление, например, Раскольниковым Ф. М. Достоевского, солдатом Андреем Гуськовым в романе В. Г. Распутина «Живи и помни» и др. Вот и наш режиссёр воплотил свою идею — даже не стирания граней между добром и злом, а просто идею отрицания зла в русской сказке, основной смысл которой был в развитии у детей послушания, чувства ответственности за поступки. Дети должны были увидеть последствия беспечности, но режиссёр отклонил поучительный призыв и полностью исказил смысл сказки.
Так мало-помалу отвергается традиционная культура, традиционные ценности. Непонятно и досадно, что никто этого не заметил. Я не говорю о родителях. Этого не заметили даже педагоги! Зато со спектакля все ушли возбуждённые и радостные, родители отложат на память фотографии. А кое-кто покрутит хвостиком и сильно порадуется.
а что это-чик, на котором надо быть?
да...жертвы ЕГЭ
Ольга, не выдумывайте, пожалуйста. Принцесса Фиона была заколдована таким образом, что днем она была красавицей, а после заката солнца - нет. Причем заколдована она была еще ДО встречи со Шреком. Так что Шрек здесь ни причем. Другое дело, что поцелуй любви от Шрека не принес ей долгожданного результата - всегда оставаться красавицей, даже после заката. А во втором фильме Фиона уже сознательно отказывается от своей красоты и сознательно выбирает непривлекательную внешность. Т.е. она понимает, что хотя первоначально Шрек возможно был очарован ее внешностью, но любит он ее не за красивую мордашку. Да и она его любит не за какие-то внешние ТТХ.
Вы видели "Шагающий замок", или "унесённые призраками"?
У меня к статье Ирины Коган только одна претензия: почему не названо имя режиссера? В статье нет оскорблений, автор вежливо и вполне резонно ставит вопросы по поводу нетрадиционной нтерпретации звестной сказки. Почему имя не названо?
Получается, нечто вроде: "В нашем городе есть лужа, сразу ее не заметишь, но когда вы ы нее вляпаетесь, догадаетесь." А я вляпываться не хочу, да и многие другие родители вряд ли захотят. . .