1903 год – Государь император Николай II посетил Новоиерусалимский монастырь, где погребен патриарх Никон. Новоиерусалимский монастырь
Пресса откликнулась на это посещение, заявив, что могила святителя «теперь настоящий символ примирения царя и патриарха». «Московские ведомости» не забыли указать, что только впоследствии, с появлением в России протестантских влияний, личное столкновение царя Алексея Михайловича и патриарха Никона «раздули для потомства в образчик будто бы принципиального столкновения власти церковной и государственной и сделали из памяти Никона орудие для искажения столь благотворного союза власти верховной и святительской».
Более откровенно высказаться было трудно: газета, опубликовавшая к тому времени уже серию статей Л. А. Тихомирова, однозначно высказывалась в пользу восстановления патриаршества, доказывая государю, что его власть от этого только укрепится. Не случайно патриарх Никон назывался в заметке «другом царским»; неизвестный автор ставил вопрос: когда же, наконец, засияет прежней жизнью символическое место «царя мира»? У газеты имелись для таких вопросов веские основания: в церковных кругах было известно, что государь читал записку Л. А. Тихомирова и соглашался с ней. Более того, по словам генерала А. А. Киреева, «в уме государя в Москве очевидно боролись какие-то противоречивые течения. Несомненно предполагалось что-то серьезное в области Церкви. В типографии чиновники сидели до 9 часов субботы (перед Пасхой), но их распустили». К сожалению, неизвестно, что планировалось объявить — прямых материалов на этот счет обнаружить не удалось. Но косвенные данные (сообщение Киреева и заметка в «Московских ведомостях») свидетельствуют, что государственных решений о Церкви ждали.
1925 год – В газете «Известия» опубликован текст "Воззвания", подписанный патриархом Тихоном в день кончины. Документ получил наименование "Завещание Патриарха".
1997 год – В Москве в Свято-Даниловом монастыре проходила научно-богословская конференция, посвященная 150-летию Русской Духовной Миссии в Иерусалиме (15–16 апреля).Иерусалим. Русская Духовная Миссия. Троицкий храм.
Участниками конференции стали иерархи, ранее бывшие начальниками Миссии, клирики и богословы, представители Иерусалимского Патриархата и других Поместных Православных Церквей, ученые-востоковеды, историки, члены Императорского Православного Палестинского Общества.
Конференцию открыл Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, обратившийся к ее участникам с кратким вступительным словом. Святейший Патриарх пожелал участникам конференции успеха в предстоящих научных трудах, выразил надежду на то, что их результаты станут достойным вкладом в празднование юбилея Русской Духовной Миссии в Иерусалиме. Темы представленных докладов были связаны не только с деятельностью Русской Духовной Миссии в Иерусалиме, но и с историей русско-палестинских связей в целом. Ряд участников конференции посвятили свои выступления теме паломничества русских людей в Святую Землю, нашедшей свое отражение во многих литературных памятниках Древней Руси. На конференции выступили иеромонах Марк (Головков), член Русской Духовной Миссии в Иерусалиме, член-корреспондент РАН Я. Н. Щапов, доктор исторических наук Е. К. Пиотровская, заместитель председателя Императорского Православного Палестинского Общества Н. Н. Лисовой, архимандрит Августин (Никитин) и другие.