Русский человек в современном мегаполисе (доклад на XVI Всемирном русском народном соборе)

Источник: Радонеж

Сегодня наше государство и наш народ с неизбежностью оказались вовлечены и всё более охватываются процессом глобализации, одним из основных проявлений которого является размывание культурных ценностей, да, пожалуй, и самого понятия – народ; переход к обществу, построенному на индивидуализме. А это может привести к исчезновению с исторической сцены великой русской цивилизации - одного из крупнейших в истории человечества духовных явлений.

Для жителей России проблема утраты своей национальной и культурной идентичности, после всех трагических событий нашей истории в 20-м веке, вдвойне сложнее и актуальнее. Особенно остро мы это ощущаем в тех новых жилых микрорайонах, которые возводятся в Подмосковье. Будущие жители – это ведь «чужие среди чужих на чужой земле». Не являясь носителями и активными проводниками каких-либо культурных ценностей и традиций, они оказались среди многих тысяч таких же незнакомых им людей, поселившись в месте, которое для них значимо лишь с точки зрения близости к месту работы – Москве.

Понимая всю серьёзность и масштабность обозначенной проблемы, явно выходящей за пределы нашей компетенции, мы, тем не менее, предлагаем свой вариант решения: идти от очевидного, создавать материальные условия, необходимые для формирования культурной среды. Ведь как говорил академик Дмитрий Лихачев, «культура – это огромное целостное явление, которое делает людей, населяющих определенное пространство, из простого населения – народом, нацией». Едва ли будет преувеличением сказать, что культура может стать не просто инструментом сборки нашей страны, но инструментом системной сборки, в том числе национальной, общественной и, если угодно, идеологической.

Мы предлагаем программу строительства в микрорайонах, возводимых ГК «МОРТОН», центров русской культуры, в которых мы собираем всё лучшее, что можно предложить жителям (театр и творческие студии, краеведческие и юннатские кружки, спортивные и туристические секции, клубы реконструкторов и следопытов, выставочные залы и библиотеки). И здесь несомненно бесценен для нас опыт предыдущих поколений: будь то дома культуры и дворцы пионеров советского периода нашей истории, или многочисленные общества по изучению русской истории и культуры в дореволюционный период. Сегодня мы ведём проектирование первых трёх центров, которые будут представлять собой отдельностоящие двухэтажные здания общей площадью 2500-5000 кв.м. Всего же мы планируем разместить в наших микрорайонах более 10 подобных центров.

Строительство сети подобных центров позволит, на наш взгляд, решить ряд важных задач, таких как:

(1) переход от пассивных (ТВ, интернет) к активно-деятельным формам освоения культурных традиций;

(2) упрощение доступа ко всему многообразию культурного наследия (центры расположены в пределах 10 минут ходьбы от жилого дома; так называемая шаговая доступность);

(3) преодоление разобщённости между жителями (центры могут стать некой культурной площадкой для объединения жителей);

(4) укрепление связи между поколениями через «семейный» характер программ.

Изучив накопленный как отечественный, так и зарубежный опыт, мы определили для себя несколько основных принципов работы центров:

(1)       каждое направление деятельности центра содержит в себе компонент, связанный с русской культурой и традицией;

(2)       опора на православие, как основную хранительницу и источник нашей культуры;

(3)       приоритет отдаётся активным формам освоения культурного наследия;

(4)       «семейный» подход, т.е. все члены семьи найдут для себя в центре что-то по душе;

(5)       деятельность центров интегрирована в жизнь микрорайона путем организации/участия в культурно-массовых мероприятиях;

(6)       в начале своей работы центры опираются на общепризнанные и представляющие интерес для всех жителей форматы; в процессе своей работы центры должны видоизменяться, опираясь, с одной стороны, на поставленные задачи, а, с другой стороны, на обратную связь, получаемую от посетителей;

(7)       самоокупаемость центра на начальном этапе (в части затрат на содержание центров), а в дальнейшем формирование прибыли, необходимой для развития проекта;

(8)       общая система управления, совместное использование единых ресурсов (помещения для занятий, многофункциональный зал, выставочные площади, инженерные и информационных системы), что позволяет минимизировать расходы и увеличить эффективность работы.

Говоря о подготовке данного проекта, стоит упомянуть проведённую нами совместно с православным братством «Радонеж» и миссионерской комиссией при епархиальном совете г. Москвы в мае этого года первую межрегиональную научно-практическую конференцию. Она позволила привлечь к работе над проектом ассоциацию Тверских землячеств, мемориальный комплекс «Бутово», «Дом русского зарубежья им. А.И. Солженицына», благотворительный театр «Глагол», центр русского рукопашного боя им. А.В. Суворова, содружество ветеранов-подводников «Гаджиево», православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет и многих других.

Сегодня мы можем с уверенностью сказать, что разработанная нами программа строительства культурных центров предоставляет уникальные возможности для решения задач по возрождению и развитию русской культуры и традиции. Подобное утверждение позвольте подкрепить рядом аргументов:

(1) комплексный подход к решению поставленной задачи;

(2) специфический характер застройки ближайшего Подмосковья;

(3) однородный социальный состав жителей.

(1) Комплексный подход

Здесь мы имеем в виду ряд уникальных параметров нашего основного бизнеса, которые позволяют нам говорить не о разовой акции, а о серьёзной и системной работе. Мортон занимается строительством крупномасштабных жилых микрорайонов в ближайшем Подмосковье, обеспеченных всей необходимой инженерной и социально-бытовой инфраструктурой. На сегодняшний день уже построены или находятся на активной стадии строительства 13 микрорайонов, рассчитанных на проживание более 140 тыс. жителей. Это позволяет уже с самого начала говорить о сетевом характере нашего проекта. В дальнейшем к нему могут присоединяться все желающие, например: другие застройщики таких же микрорайонов, муниципальные власти, общественные объединения и многие другие. И это, несомненно, серьёзное конкурентное преимущество по сравнению с одиночными разовыми проектами.

(2) Специфический характер застройки ближайшего Подмосковья

А. Несбалансированная градостроительная политика предыдущих лет привела к тому, что многоэтажная высокоплотная застройка повсеместно появляется в самых неожиданных местах: вплотную к деревне, в окружении леса, посередине поля и т.д. В результате мы получили лоскутное одеяло, скроенное из совершенно разнородных фрагментов, соединённых слабой дорожной инфраструктурой, в основном доставшейся нам от советских времен. Существующие же, по большей части устаревшие нормативы не позволяют создавать органические соединения между этими разрозненными фрагментами. Таким образом, приходится констатировать достаточно высокую географическую степень автономности каждого нового микрорайона.

Б. Более того, практически вся новая комплексная застройка ведётся в чистом поле, в прямом смысле этого слова. Это означает, что новые микрорайоны удалены от традиционных культурных центров, их топонимика ещё не наполнена смыслами.

В. Также необходимо отметить, что мобильность наших жителей (а это бывшие москвичи (таких почти 50%) и жители других подмосковных городов (а таких ещё столько же)) сильно ограничена тяжёлой транспортной ситуацией. Поэтому та привычная социальная и культурная инфраструктура, которой они пользовались ранее, после переезда на новое место жительства становится им по большей части недоступна.

Таким образом, каждое крупное вновь создаваемое жилое образование будет вынуждено внутри себя вырабатывать некую автономную культурную среду и наша работа на этом поприще может принести неоценимую пользу. По сути, создавая центр русской культуры, мы тем самым уже задаём вектор будущей культурной жизни в этом конкретном месте.

(3) Однородный социальный состав жителей

Наиболее востребованный продукт, то есть квартира площадью 40-55 кв.м. в многоквартирном доме, расположенном в новом микрорайоне в пределах 15 км от московской кольцевой автодороги, поневоле выступает своеобразным фильтром, который даёт весьма однородный состав жителей. Каков же его портрет?

Типичный покупатель – это гражданин РФ, в возрасте до 45 лет (66%), состоящий в браке (70%) и имеющий ребенка (67%). Три четверти покупателей имеют как минимум одно высшее образование, и такая же их доля работает в коммерческих организациях. Абсолютное большинство (95%) – это жители Москвы и Московской области, и практически все (94%) приобретают квартиру для дальнейшего проживания. Не менее трети покупателей имеют возможность и привлекают для покупки ипотечный кредит.

Какие выводы из этого портрета можно сделать применительно к нашему проекту?

(1)           Однородный демографический состав. А для молодой семьи с ребенком весьма актуальны задачи воспитания, образования, совместного проведения досуга.

(2)           Сложившийся жизненный уклад: привычка, потребность и умение пользоваться развитой и разнообразной культурной и социальной городской инфраструктурой.

(3)           Имущественный статус. Покупатель новостройки – это и есть, по сути, «средний класс», который имеет возможность тратить на цели досуга, образования, развлечений, отдыха гораздо больше (по сравнению с другими слоями населения) средств.

Подобный однородный состав наших жителей даёт хорошие стартовые возможности для нашего проекта: высокий уровень спроса на подобный центр, высокий культурный уровень, высокий достаток. Более того, мы предполагаем, что население наших микрорайонов однородно не только по имущественному или социальному признаку, но и в отношении интересов и ценностей в сфере воспитания и образования своих детей, проведения свободного времени, духовных запросов.

Итак, комплексный подход, относительная автономность микрорайонов и однородный состав жителей позволяют нам утверждать, что программа строительства центров русской культуры предоставляет уникальные возможности для решения задач по возрождению и развитию русской культуры. Возможно, что они и станут теми рубежами культуры и духовности, о которых так проникновенно сказал в своём приветственном слове Святейший патриарх Кирилл. Мы надеемся, что накопленный опыт будет в дальнейшем тиражирован и в других регионах нашей страны, а подобные центры русской культуры помогут противостоять гибельным процессам глобализации и станут одними из точек кристаллизации и роста национального самосознания. Я предлагаю всем участникам Собора поддержать наш проект и наши усилия по его успешному воплощению.

Благодарю за внимание.

Источник: Радонеж

5 октября 2012 г.

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Дмитрий, 38 л., Московская область 8 октября 2012, 10:18
Павлу ещё раз особое спасибо. Действительно, не в бровь, а в глаз.
Честно говоря, не понимаю, зачем такой уважаемый портал, каким является «Православие.Ру», опубликовал этот PR-материал, предназначенный для создания «положительного образа» для компании, сомнительной уже по своей сути. Ведь коммерческие застройщики, дерущие три шкуры за построенное ими жильё, являются одними из виновников того, что для русского (и не только русского человека) жильё стало совершенно недоступным.
Конечно, застройщики любят кивать, что, дескать, откаты чиновникам, высокая стоимость стройматериалов делают жильё столь дорогостоящим. Но давайте будем честными: владельцы-компаний застройщиков и сами себя неплохо чувствуют в создавшейся ситуации, ничего не имеют против коррупции (до тех пор, пока это «их» коррупция) и зарабатывают на увязающих в долгах покупателях гораздо больше, чем требуется бизнесменам для покупки «хлеба с маслом». Хищники – вот как можно назвать такие компании.
Повторюсь, не понимаю, зачем надо было публиковать этот смастряченный профессиональным спичрайтером текст, содержание которого (в части необходимости защиты ценностей русской цивилизации) вряд ли трогает сердца автора текста и бизнесмена, озвучившего его на конференции. Может быть «Мортон» профинансировал сайт, но... не знаю, всякое ли пожертвование надо принимать.
Алексей 6 октября 2012, 19:28
Спасибо , Павел! Не в бровь , а в глаз.
Павел 5 октября 2012, 20:45
А как же быть с последовательностью руководства ГК МОРТОН о вышеизложенном? Имеется в виду их совсем неприглядная, обильная рекламная компания с полуобнаженными девицами на громадных дорожных стендах в Москве и пригороде? Это тоже "развитие русской культуры"? Как будто этот "средний класс", на который так рассчитывает застройщик, реагирует только на низменные двусмысленные картинки и тут же бегут скупать их недвижимость?!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×