Православный календарьПравославный календарь
Расстриги на службе глобалистам
Прот. Владислав Цыпин
Единственным мотивом неповиновения Священноначалию остается мечта о победе не России, но над Россией.
Торопец. 18 сентября 2024 года. Будни взаимопомощи
Уже через час появились первые объявления: «Старая Торопа. Приму людей»; «Андреаполь. Размещу семью. Тел. …»; «Нелидово. Микроавтобус. Готов вывезти 8 человек»...
Давид Гиоргобиани о преподобном Гаврииле (Ургебадзе)
Отец Гавриил показывал нам иной мир, показывал Христа – живого и действующего.
«Открытая школа в зоне военного конфликта – это символ нормальной жизни для детей»
О русской православной школе в Вифании
Когда ты чувствуешь себя уязвимым и незащищенным, окруженным злом, единственный путь, по которому может прийти помощь, – Господь.
Учение старца Филофея и современность
Прот. Владислав Цыпин
Все ли благополучно с приверженностью традиционным религиозным и нравственным ценностям, на страже которых призван стоять Третий Рим, в современной России?
Три выдающиеся епархиалки
Мария Тоболова
Три подруги всегда вспоминали годы, проведенные в стенах епархиального училища, как самые счастливые, лучшие годы их жизни.
Хрестоматийная история
Ин. Наталья (Каверзнева)
Он стремительно пробегает всё расстояние от ворот до храма, взлетает по лестницам, хватает ручку двери, дергает ее… а она не открывается.
Образы Божией Матери в каноне Субботы Акафиста
Мон. Софроний (Вишняк)
Этот канон в высшей степени торжественен, прекрасен и может быть по праву назван поэтическим шедевром.
Старец Клеопа (Илие)
К 25-летию со дня кончины старца
Когда будущего старца Клеопу постригли в монахи, ему было всего 25 лет, а скитские отцы уже смотрели на него как на маститого наставника.
В атмосфере чуда
О помощи Божией, сопровождающей восстановление храма
После погружения в историю поселка и прихода было уже невозможно не приступить к возрождению храма.

Чудесная история о предательстве и покаянии

Матушка Магдалина (Некрасова) подвизается в православном Покровском монастыре в Бюсси-ан-От в Бургундии (Франция). В труднейшие для Церкви 1960-е ее семья жила в Вологде, обосновавшись там после тяжелейших лет испытаний и издевательств – ссылки в Казахстан, куда она была отправлена после возвращения в СССР. Но и в Вологде испытания не прекращались: верующим людям их всегда достается немало. Тем не менее, о Вологодской земле матушка Магдалина всегда хранила самые добрые и светлые воспоминания.

Предлагаем читателям рассказ матушки Магдалины об одном из эпизодов вологодской жизни времен хрущевских гонений, имевшем, впрочем, весьма «неожиданное» (неожиданное ли?) продолжение.

Монахиня Магдалина (Некрасова)
Монахиня Магдалина (Некрасова)
В то время все силы были брошены на быстрейшее завершение борьбы с «религиозными предрассудками». Н.С. Хрущев, помнится, обещал показать по телевизору в ближайшие годы последнего то ли священника, то ли вообще верующего человека в нашей стране.

В 1962 году я работала бухгалтером в Крестовоздвиженской церкви г. Грязовца. В тот памятный день 21 марта я приехала домой в Вологду, где жила моя семья, и собиралась пойти в наш кафедральный собор на вечернюю службу. Я уже выходила, когда встретилась в дверях с владыкой Мстиславом, управляющим тогда Вологодской епархией. Узнав, что я приехала на два дня домой, он стал усиленно меня уговаривать пойти в Центральный дом культуры, где в тот вечер должен был выступить нашумевший тогда антирелигиозный деятель – бывший священник Чертков. Мне совсем не хотелось туда идти, тем более что мой духовник советовал мне никогда не слушать и не читать всей этой мути, пачкающей душу. Но чем больше я сопротивлялась, тем решительнее владыка настаивал на том, что должен же кто-нибудь из нас слышать подобные выступления и знать, какими методами они орудуют. В конце концов мне пришлось повиноваться. В тот вечер у нас было дома несколько человек молодежи, и одна девушка взялась проводить меня в этот зал. Почему-то мы оказались с ней в директорской ложе, как раз напротив установленного на сцене помоста с микрофоном, к которому вскоре направились три человека. Я моментально узнала среди них отрекшегося священника, хотя внешне он, конечно, ничем не отличался, разве что некоторой елейностью, переключенной теперь, по-видимому, на иные рельсы. Молодой, лет 30 с лишним, он представился как окончивший с отличием Московскую духовную академию и с самого начала принял иронический тон (наверное, ему было легче так). Конечно, за эти годы я многое забыла из того, что он говорил. Больше запомнила свое состояние – боли, оскорбления, беспомощности и вины. Чем больше он, как говорится, овладевал аудиторией, вызывая ее смех кощунственными шутками, тем более мною овладевало отчаяние и ясное сознание, что молчание здесь равнозначно предательству. Но возражать мне представлялось совершенно невозможным не только в силу твердого наказа моей матери и владыки «не устраивать там никаких эксцессов», но главным образом из-за абсолютного неумения что-либо сказать. Хорошо помню, как во все время его выступления я мысленно пыталась аргументировать всю ложь его слов, и ничего у меня не получалось! Сознавая, что находящиеся здесь люди не имели никакого понятия ни о христианском учении, ни о Евангелии, ни о святых, над которыми так потешался этот бедный Чертков, я боялась, что любое мое возражение сможет оказаться ему на руку, будучи воспринятым как проявление фанатизма. А лектор тем временем все более расходился, издеваясь над различными евангельскими эпизодами, стараясь выявить всю «абсурдность» православных верований, таинств и обрядов и вызывая взрывы смеха публики. При этом он цинично уверял, что сам искренно во все это верил, но потом, дескать, понял всю фальшь этой веры и решился сказать правду себе и людям… Однако он все же не затронул двух тем, которых я все время со страхом ожидала. Слава Богу, он не коснулся ни таинства Причастия, ни Воскресения Христова. Не знаю, что его остановило – то ли та самая едва уловимая частичка страха Божия, затаенная в совести (дал бы Бог, чтоб это было так!), то ли предел, указанный советским законом, – «не оскорблять чувств верующих». В те годы, призывая общественность всеми способами бороться с религиозным дурманом, глумясь над святыней русского народа, советская идеология тут же лицемерно заявляла о необходимости «не оскорблять чувств верующих».

С самого начала лекции я горячо умоляла Бога помочь мне сказать то, что надо. Ведь Он же Сам это обещал, как мне казалось, именно в таких обстоятельствах! Но время шло, и я ничего не могла придумать. Помог мне Бог через этого самого Черткова: как только затихла овация после последних его слов, он предложил желающим задать вопросы – письменно или устно. Слава Богу, у меня оказались ручка и бумага! «Думаю, – написала я, – что даже неверующим противно слушать, как Вы позорно поносите безгласную Церковь, заведомо зная, что она лишена права какого-либо ответа. Хвастаясь тем, что с отличием закончили академию, Вы гнусно лгали, искажая Священное Писание…» Исписав тетрадную страницу, я закончила тем, что его выступление было крайне оскорбительным для верующих, и подписалась: «Верующий человек». Поскольку директорская ложа была в нескольких шагах от сцены, я передала ему эту записку из рук в руки. Он стал бойко отвечать на все вопросы (довольно примитивные). Моя записка оказалась одной из последних, и он имел неосторожность прочесть ее вслух. Она сразу вызвала бурную реакцию зала, которую я восприняла сначала как одобрение и весьма этим утешилась. Чертков постарался справиться с полученным оскорблением и сказал:

– Я очень рад, что среди вас оказался хоть один верующий. А то какой смысл говорить только для неверующих? Но я понимаю, что этот человек не хочет называть свою фамилию, поэтому буду отвечать всему залу.

Тут я вскочила и сказала, что не собираюсь скрываться. Новый возмущенный гул публики был уже мною правильно понят… Чертков на какое-то мгновение опешил. Он, по-видимому, не ожидал такой наглости от молодой, на вид вполне светской девушки. И тут началась – неожиданная для нас обоих – словесная схватка. Сдерживая обиду, он попросил меня указать, где он исказил слова Священного Писания.

– Утверждая, что Библия исполнена противоречиями, – ответила я, – вы в качестве примера насмешливо привели две фразы: «Око за око и зуб за зуб» и «Если тебя кто-то ударит в правую щеку, подставь ему и левую».

– А разве это не в одной книге написано? – перебил он меня.

– Но вам-то хорошо известно, к кому и когда были обращены первые слова и сколько веков спустя Христос заповедал, уже в Евангелии, иные отношения между людьми. Закончив с отличием духовную академию, вы прекрасно знаете то, о чем сидящие здесь люди понятия не имеют, и вы этим пользуетесь!

– Как бы то ни было, – возразил он, – я говорил правду, и оба эти изречения находятся в одной книге.

Потом он попросил меня конкретно указать, когда он издевался над Евангелием.

– А какой хохот стоял, когда вы рассказывали о воскрешении Лазаря!

– Но ведь не я смеялся – а зал!

– Конечно, потому что вы так это представили!

Антирелигиозная книга А.Черткова «Почему это страшно»
Антирелигиозная книга А.Черткова «Почему это страшно»
Наш спор становился все горячее, и в пылу его я не заметила, как прошло добрых полчаса. Внезапно влетел на сцену директор этого учреждения и, объявив залу, что в Советском Союзе религиозные диспуты запрещены, выразил горячую благодарность уважаемому товарищу Черткову за его очень интересную лекцию. После долгих аплодисментов зал начал расходиться. Неожиданное появление директора, бросившего в мою сторону злобный взгляд, вернуло меня к действительности. Мне стало очень страшно, я подумала, что меня тут же арестуют, и некоторое время я оставалась в ложе, ожидая своей участи. Но никто не подходил, и я начала было пробираться к выходу через кулуары, как навстречу мне направились явно враждебно настроенные люди. Кто-то грубо бросил мне в лицо:

– Правильно таких сажали!

– Вот они, враги-то!

– С такими надо иначе разговаривать!

Их ярость быстро росла, они подходили все ближе ко мне, и кто-то первый угрожающе размахнулся кулаком возле моего лица. Ситуация становилась критической, когда вдруг неожиданно появился сам Чертков. Народ расступился, и мой идейный противник любезно предложил мне продолжить беседу, если я этого желаю, в кабинете директора. (Впоследствии мне стало известно, что основная масса слушателей состояла из агитаторов, присланных местными заводами, предприятиями, школами и т.д. для прохождения практики антирелигиозной пропаганды.) Итак, мы вошли в просторный кабинет, куда поспешили проскользнуть за нами с десяток самых активных борцов за воинствующий атеизм, и Чертков пригласил меня сесть за директорский стол напротив него. Он начал с того, что выразил мне сочувствие в том, что я, такая молодая, гублю свою жизнь. Обрадовавшись тому, что разговор принимает более мягкий и откровенный характер, я тоже искренно посочувствовала беде, которую он сам себе натворил. Он, конечно, очень удивился моим словам. Я их объяснила, сказав, что он ведь встретится однажды лицом к лицу с той Правдой, Которую так яро сейчас отрицает, и сам увидит Того, от Кого при всех отрекся, и каково же ему тогда будет!

Тут мне хочется сказать, что дальнейший наш «диспут» стал протекать совсем в другом тоне – спокойном, искреннем и даже с некоторым уважением с его стороны, во всяком случае, мне так это запомнилось, да и последующие события подтвердили это. Он как-то мало сам говорил, а я продолжала выражать свою боль, живьем видя отрекшегося священника. Я его заверяла в том, что он, конечно, никогда и не верил по-настоящему в Бога. Мне сейчас стыдно вспоминать, насколько примитивны были мои аргументы, но говорила я очень горячо и искренно. Зачем-то приводила ему примеры из физики и математики. Помню, что сравнивала духовный уровень его сегодняшних слушателей с дикарями, смеющимися над чьим-то уверением, что не Солнце каждый день вращается вокруг Земли, а наоборот. И пусть дикарям это смешно, но как же он может этим пользоваться? В какой-то момент он напомнил мне, что он не один, да и не первый ушел из Церкви. До него был еще всем известный священник Александр Осипов.

– О, – сказала я, – это сущая правда. Первым были не вы, да и не Осипов!

– Как? Разве Дарманский был раньше Осипова?

– Да я не про Дарманского говорю!

– А кто же? Дулуман? Но он был позже!

– Да не о нем речь!

Меня смущало присутствие за моей спиной совсем притихших слушателей, и я перешла на полушепот. Но Чертков не унимался:

– Нет, а кто же был первый? Скажите!

Не ответить было уже невозможно. И я сказала совсем шепотом, но глядя ему прямо в глаза:

Иуда!

Этой минуты я никогда не забуду. Он вздрогнул так, что толкнул что-то лежащее на столе. Мне самой стало страшно от такого прямого попадания. Партия была явно закончена. Последовали какие-то малозначащие фразы, и Чертков мне предложил продолжить наш спор письменно. Он написал и передал мне свой адрес. В тот момент я была уверена, что меня арестуют прежде, чем я вернусь домой. О каком моем адресе могла быть речь? Все же я его написала и передала ему, и мы стали прощаться. Молодчики наши тоже вмиг разошлись, и Чертков помог мне найти мое пальто и проводил меня до двери. Отчетливо помню звенящий мороз на улице и яркие звезды. Вконец продрогшая, так никого и не дождавшись, я решилась идти домой, предчувствуя скандал. Так оно и было. Когда все разумные сроки моего возвращения истекли, мои родители стали звонить в дом культуры. Им сказали, что лекция была как-то скомкана, а предполагавшийся после нее фильм отменен. Впоследствии мы узнали, что Чертков был отозван из Вологодской области. Немного, правда, повеселила нашу семью одна молодая работница епархиального управления, которая с упоением рассказывала о том, «какой красивый бывший поп выступал, и как хорошо он говорил, а потом пришла какая-то дура и все испортила» – эта фраза вошла в семейную историю. Но для меня осталось загадкой, почему меня не арестовали, тем более что за последний год в вологодских газетах стали появляться статьи о «некоей семье, приехавшей из капиталистической страны и растлевающей советскую молодежь». В те годы подобные статьи бывали предвестниками ареста. Возможно, мне помог и тот факт, что месяца два спустя я уехала на год в Грузию по настоянию моей матери и с благословения моего духовника, чтобы постараться выхлопотать квартиру нашей семье как пострадавшей от сталинских репрессий. Но возвращение в Вологодскую область мне было запрещено, и, чтобы продолжать работать в Церкви, мне пришлось переехать в Эстонию.

***

Страница из написанной А.Чертковым антирелигиозной книги «Почему это страшно»
Страница из написанной А.Чертковым антирелигиозной книги «Почему это страшно»
История на этом не заканчивается. И слава Богу! Дело в том, что через почти полвека мать Магдалина узнала о судьбе бывшего священника. Она должна была проходить курс лечения в Риге, где и познакомилась с дочерью священника Серафима, служившего в этом городе.

Эта милая женщина рассказала мне о том, что ее отец был сначала – в советское еще время – псаломщиком в одном из рижских храмов и что в том же храме псаломщиком был и… Чертков. Как это случилось? Об этом рассказал отцу Серафиму сам Чертков, а что не досказал, дополнили старые прихожане.

Оказывается, когда волна хрущевских гонений схлынула, когда на бывших «искренно заблуждавшихся, но потом прозревших» бедняг, разъезжавших по стране с атеистическими лекциями, махнули рукой как на использованную никчемную ветошь (как страшно умирали некоторые из них – не приведи Господь!), в церквах Риги стал появляться странный молодой человек. Не больного вида, вовсе нет – скорее, измученного. Во время литургии он стоял у стены притвора, не крестился, плакал. А когда начиналась Херувимская, в то время, когда священник читает тайную молитву о собственном недостоинстве, этого молодого человека начинало буквально трясти, и он в слезах уходил из церкви. Так продолжалось некоторое время. Потом, – рассказал своей дочери отец Серафим, – этот человек пришел на прием к тогдашнему архиепископу Рижскому, назвал себя – да, так и есть: Чертков. Он рассказал свою историю и… каялся. Просил о восстановлении в сане. Архиепископ оповестил об этом патриарха Алексия (Симанского), от которого был получен такой ответ: раз этот человек публично отрекся от веры, от Христа, то публично же должен и принести свое покаяние. Тут стоит задуматься над тем, мог ли Чертков покаяться публично по чисто техническим причинам: вряд ли у него была такая возможность, да вряд ли бы и государство с радостью откликнулось на такой его шаг, предоставив ему возможность для него. Так или иначе, священником Чертков не стал, но всю свою оставшуюся жизнь посвятил искреннему, стоит надеяться, служению Христу и Его Церкви в качестве псаломщика. А псаломщики в то время были очень нужны!

Говорят, что умер этот псаломщик в начале 1990-х годов, похоронен на рижском кладбище. Царствие ему Небесное!

Все эти долгие годы та история оставалась для меня какой-то незаконченной. Печальной, трагической, загадочной, но – незаконченной. С одной стороны, я увидела собственными глазами отрекшегося христианина, но с другой – я увидела и великую милость Христа к кающемуся человеку.

Чертков мог совершенно без всякого труда отправить и меня, и всю нашу семью снова в тюрьму или ссылку – достаточно было только положить нужную бумажку на нужный стол в нужное время. Он этого не сделал. Во время своей встречи с атеистическими активистами он не позволил себе глумиться над таинством Причащения – значит, было же что-то, что позволило ему воззвать к Христу, протянуть Ему руку, а уж Самому Христу его за эту руку и вытащить. Значит, через полвека я смогла вживую прочитать евангельский рассказ о спасении Петра из глубин Галилейского моря, о покаянии Петра! Неисповедимы пути Господни, но как же они благи! Конечно, я молюсь за этого человека.

Монахиня Магдалина (Некрасова)
Материал подготовил Петр Давыдов

28 мая 2013 г.

Рейтинг: 9.8 Голосов: 1259 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
«Сражение» длиной в полвека «Сражение» длиной в полвека
Памяти патр. Алексия I
«Сражение» длиной в полвека «Сражение» длиной в полвека
Памяти патриарха Алексия I
Мария Дегтярева
Патриарху Алексию I выпала задача исключительная по своей сложности – укреплять Церковь в период сталинской диктатуры и хрущевской «оттепели». 17 апреля – день памяти этого предстоятеля Русской Церкви.
Имя Божие похулившие.
Годы хрущевских гонений: судьбы отступников
Имя Божие похулившие.
Годы хрущевских гонений: судьбы отступников

Оксана Гаркавенко
Мы остановимся на трех случаях отречения, на судьбах трех людей, упомянутых в тексте анафемы. Внешне эти судьбы сложились вполне благополучно. Небосвод не раскололся громом над христопродавцами, они не спились и не удавились, один жив по сей день и активно воинствует против Бога и Церкви. Итак, Александр Осипов, Павел Дарманский, Евграф Дулуман.
Прощайте и прощены будете Прощайте и прощены будете
Слово перед исповедью вечером в пяток 1-й седмицы Великого поста
Протоиерей Валериан Кречетов
Самое последнее мытарство, которое проходит человеческая душа и с которого низвергается в преисподнюю, даже если человек оказался чист при других испытаниях, – это мытарство немилосердия: если не был милосерд, если не прощал другим, если не был снисходителен к немощам других, то не жди себе снисхождения, не жди прощения от Бога. Вот самое главное условие. Поэтому нужно всеми силами стремиться к тому, чтобы ни на кого никакого зла не было в душе, так как это – первый залог погибели.
Комментарии
Галина16 декабря 2015, 21:22
Спаси Господи!
Галина И.15 октября 2015, 13:45
Ольге: " ...А ведь этих танцовщиц скоро выпустят из заключения....У меня дети!"
Эти танцовщицы тоже чьи-то дети, и в вашем экс- эмоциональном комментарии нисколько не проглядывается боль за них, а только другая боль, похожая на истерию,- по поводу осквернения храма.Совершив беззаконие, эти девчонки были наказаны по закону, все правильно. Но ведь Христос умер и за них, и до Страшного Суда никто еще не осужден, не так ли? "Милости хочу, а не жертвы".Надо молиться за этих танцовщиц, за их падшие души, дабы Христос помиловал их и направил на правильную стезю, даровал им дух покаяния и сокрушения о своих грехах. И не надо кидать громкий "соборный" клич на их проклятие и закидывание камнями, а надо возвысить голос за их духовное освобождение и перерождение. Это будет по -христиански, по истинному, святоотеческому православному, а не с тем экстремистским оттенком, который имеется у вас. Господь за ваше жестокосердие может дать вам нелегкое испытание и с вашими детьми, пути Господни неисповедимы. "Страшно впасть в руки Бога живого".
Наталия12 июля 2015, 10:58
Хочу вступиться за Юлию! "Божественные мельницы мелят медленно". Злые гении Ленин, Сталин,Гитлер...явились не сразу. Деградация веры, потом "свято место пусто", потом на это место является определенного вида правитель. Т.е.правитель - это только следствие, зеркало состояния умов.
"Смеются дьяволы и псы над рабьей свалкой,
Смеются пушки, разевая рты...
И скоро в старый хлев ты будешь загнан палкой,
НАРОД, не уважающий святынь!"(З.Гиппиус 1917)
А на счет нравственности..кто-то из комментаторов упоминал (и эта мысль не нова)- пока живы были молитвенницы (старшее поколение), сохранялся дух, ушли они - ... Потому не устаю повторять - когда все наши малые (пусть домашние) молитвы стекаются вместе - это есть та самая (такая необходимая) сила.
Валерия15 марта 2014, 04:05
Здравствуйте! Я лично знаю матушку Магдалену. Я реально бедная студентка или иммигрантка и она в последний раз, когда мы видились, она бежала, чтобы мне дать денег, которых у нее итак не много было. Сейчас она в Москве в монастыре. Очень скучаю по ней.
Ольга12 сентября 2013, 01:07
"...запомнила свое состояние – боли, оскорбления, беспомощности и вины. Чем больше он, как говорится, овладевал аудиторией, вызывая ее смех кощунственными шутками, тем более мною овладевало отчаяние и ясное сознание, что молчание здесь равнозначно предательству. Но возражать мне представлялось совершенно невозможным не только в силу твердого наказа моей матери и владыки «не устраивать там никаких эксцессов», но главным образом из-за абсолютного неумения что-либо сказать. Хорошо помню, как во все время его выступления я мысленно пыталась аргументировать всю ложь его слов, и ничего у меня не получалось!" Вот эта цитата - точное описание моей личной боли во время истерии сми по поводу богохульства в Храме Христа Спасителя! - после этих событий я заболела, словно отравилась чем, как будто сотрясение мозга было и ножевое ранение - все и сразу, такая скорбь. Вот недавно оправилась... А ведь этих танцовщиц скоро выпустят из заключения. На фоне наступательного джихада содомистов эти саломии могут быть выбраны фетишем агитации против Церкви, или того еще - популярным шоу. Это надо предотвратить, православные!!! Смотрите, что делается в странах, где христиан вырезают, как две тысячи лет назад! У меня дети! Пресвятая Богородица! Спаси нас!
Лариса29 августа 2013, 13:47
Чудесная история. Большая благодарность матушке Магдалине, что поделилась этими воспоминаниями. Дай нам Бог такой же твердости в вере в нашей повседневной жизни.
А все это и сейчас продолжается. Война против Христа и Его Церкви не прекращается, только методы другие. Изощренные.
Алексей20 августа 2013, 10:32
В.Крылову: просто интересно стало, как вы понимаете "каждый вправе... переходить от веры к вере...", иными словами - каждый вправе верить во что угодно. Просто любопытно, как, по вашему, это право возникло? Кто этим правом уполномочил каждого и всех?
Если вы не атеист, то должны знать, что человеку дарована свобода во всем (а не право - !) ни кем иным, а Богом.
Ну так, знаете же - "вольному - воля, а спасённому - Рай".
Жаль, нельзя в рамках этого обсуждения полемизировать с другими вашими тезисами.
Ирина 28 июля 2013, 21:21
Уважаемый Пётр, спасибо за рассказ о таком замечательно сильном человеке как монахиня Магдалина.
На меня произвело большое впечатление её поведение в споре с Чертковым. В ней есть что-то от первых христиан, которые умирали за веру.
А Чертков... трагическая фигура. Что его подвигло отказаться от Христа? Страх перед советским режимом? Выгода? Разочарование? Видать, до последней черты дошёл человек. Но остановился. Значит, не совсем потерял себя. Теплилась ещё в нём вера. И Господь его не оставил. И дал ему эти слёзы... Насколько же милостив Господь! Он спасает нас, утопающих, если в нас остался хотя бы маленький огонёк веры.
Слава Тебе Господи! Прости нас, грешных.
Михаил30 июня 2013, 02:04
Я согласен с мнением Юлии. Полемизировать на эту тему можно сколько угодно, но факт есть факт: Росиия была духовно сильна, людей порядочных было больше. Моё мнение: истинно верующих сейчас, в благоприятных в целом условиях, меньше, чем тогда.
В.Крылов27 июня 2013, 01:01
Если повнимательнее приглядеться и к статье, и к комментариям, совершенно отчётливо проступает политическая подоплёка. Вера есть нечто весьма индивидуальное и интимное. Каждый вправе верить или не верить, переходить от веры к неверию и от неверия к вере. При желании и наличии слушателей вы можете повествовать о себе в этих аспектах. Обсуждение и оценка третьих лиц в этом плане сродни сплетне, она неприлична. Даже если вы поддаётесь этому искушению для демонстрации торжества религиозного мировоззрения.
Но данный конкретный форум совершенно отчётливо ориентирован на закрепление ненависти к "совку", при всей благостной риторике участников.
В этом, к слову, тоже проглядывают признаки иудства.
Причём, не в отношениях между богом и человеком, а в межчеловеческих отношениях. О том, что хуже, мнения могут быть различные.
Но вывод напрашивается. Если (если!) большинство населения вновь изберёт социалистический вектор своего развития, Церковь, и клир, и причт, вновь будут бить в спину.
История не учит.
Едва ли такой текст пропустят на этом сайте.
Пусть хотя бы модератор прочитает.
Олег 3 июня 2013, 16:27
для Юлия))))): Типичные аргументы человека защищающего совок, не раз их приходилось слышать. Но это от малого количества информации, при поверхностном взгляде. Если рассмотреть более детально видно, что поколение построившее сверх державу, победившее в Великой Отечественной войне, как вы говорите девушки девственницы, и высокая моральность, это все поколение выросшее до 1917 года, в царской России. Не так ли? А вот поколение выросшее уже при СССР, видим сейчас, красота не правда ли? Так что не путайте мух и котлет, уважаемая Юлия))))): видно конечно что вы не защищаете совок, но правильные делайте выводы.
Мария 2 июня 2013, 20:54
Спасибо редакции "Православия" и матушке Магдалине за такое живое и интересное свидетельство! Это особенно важно для студентов духовных образовательных учреждений.

Молодые люди часто не представяют себе реалий той жизни, когда за веру можно было лишиться всего: получить срок, потерять "доброе имя", публикации, возможность учиться в институте, друзей потерять. Поступок матушки в юности - это истинное свидетельство веры, требовавшее большого мужества, честности и цельности.

Важно давать побольше таких материалов, чтобы у противников Церкви не было поводов манипулировать людьми, чтобы не было никакой идеализации положения Церкви в послевоенный период. К сожалению, теперь появляются мифы о возможности "культурного синтеза нашего наследия": Православия и коммунистической идеологии. Коммунисты, как нас известили перед выборами на одном сайте, "дорогие члены прихода", и как будто невдомек, что есть случаи индивидуально разрешимые, - действительно, надо объяснять людям новоначальным, в чем различие Православия и коммунизма, помогать им понять, - а есть идеология марксизма, неизменная в своих основах и с теми же "авторитетами", с тем же атеизмом.

И как замечательно, что матушка поминает этого несчастного, но раскаявшегося человека. Вот пример христианской правды и христианского отношения к ближнему: ни "права суда", ни превосходства. "Блаженны милостивые..."

Спасибо большое!
Марина 1 июня 2013, 23:11
Добрый вечер всем! Прежде всего доброго здоровья матушке Магдалине за рассказ. Мое детство пришлось на 70-е -начало 80-х гг. Лет в 12 я тоже прочитала книгу из серии атеистической пропаганды "Про то, чего нет". На долгие годы она испоганила мне душу, посеяв большие сомнения. Хотя росла я в семье, где иконы никогда не убирались, соблюдались Праздники. И бабушку я свою тоже пыталась "просвещать". В храм с ужасом зашла в первый раз: пионерка ведь была, не положено. Что интересно, хоть и пионеры были, а Рождество и Пасху ждали, по крайней мере я и мои друзья. Так и выросли в противоречиях. А однажды я попыталась "вразумить" бабушкину родственницу, глубоко верующую женщину. С жаром доказывала ей про ее заблуждения. Она меня внимательно выслушала, ни разу не перебила, при этом смотрела на меня с такой любовью и жалостью одновременно. До сих пор помню ее добрый взгляд и какое-то светлое одухотворенное лицо. Царствие Небесное обеим моим бабушкам! Вымолили нас у Господа! Трудным было возвращение. Скольким бедам надо было случиться, чтобы мы прозрели! Господи, прости нас! Простите, за корявость слога. Писала все от души.
Дмитрий (Железнодорожный)31 мая 2013, 12:48
Аж слезу прошибло.
Вы только представьте, что было в душе у этого Черткова.
Да простит его Господь и всех нас, грешников.
Ксения30 мая 2013, 17:38
Чудесная история! Спасибо за статью!
Игорь29 мая 2013, 20:00
велика милость Божия к нам грешным ! спаси вас Господи!
Таня29 мая 2013, 13:12
Уважаемая Марина,
Спаси Господи за Ваш рассказ о папе. Именно так все сейчас и в моей семье, как в Вашей - до болезни отца. Ваш рассказ укрепил надежду.
Как и эта замечательная статья..
Михаил29 мая 2013, 09:18
Спасибо, матушка Магдалина. Вы далеко от нас, а Ваше повествование наполнено тем же духом, что и у монахов которые мне знакомы. Хорошо, что есть монахи - всегда успокоят покажут - Господь рядом.
p.s. Трудно себя представить на Вашем месте тогда, но ясно что испытание выпало Вам нелегкое. Вспомнились Жены Мироносицы. Никто вокруг не верит, а приходится быть первым, кто говорит правду.
Ольга29 мая 2013, 02:30
Я помню, как читала эту книжку в 3-4 классе, то есть в 1973 или 1974 году. Помню обложку,картинки. Чёткий шрифт, лёгкий стиль. Текст прошел перед глазами, не затронув память, как один из сотен текстов, которые я бесконечно заглатывала, читая всё свободное от школ время. Живя у бабушки каждое лето, ходила с ней в храм, любила храм; читала дома старинные православные книги и журналы. И, как странно, и Черткова с таким же удовольствием прочла. Было немного неприятно, что смеётся над хорошим, но в общем, ведь всё это было неважно, просто чтение. Так казалось... А оказалось, что всё-всё впитывалось в душу - и то, и другое.
Запомнила фамилию автора, потому что как-то она подходила к этой книжке. Столько всего забыто, а это - помнится, удивительно. Хорошо, что он всё-таки вышел на свет...
Николай29 мая 2013, 01:01
Надеюсь,имя матушки изменено и она ничем не выдала себя лично. Т.к.иначе "украла" у себя этот чудесный поступок.
Борис29 мая 2013, 00:49
Благодарны матушке за эту живую историю! Детям своим расскажу, их у меня четверо. Спаси Вас Бог!
ольга29 мая 2013, 00:04
А я в детстве читала такую ужасную книгу или похожую на нее и верила написанному! Еще и пыталась верующую свою бабушку "просвещать". Какая же мерзкая эта книга, как я гадко говорила, как тяжело было слушать бабушке, боясь возражать, потому что я могла рассказать в школе. Всегда со стыдом это вспоминаю. Но сейчас понимаю, что этот человек был под властью темной силы, в подчинении.
Елена28 мая 2013, 22:25
Спаси Господи!Прошло всего два дня как я имела счастье слышать этот рассказ из уст самой матушки Магдалины перед отьездом домой и так жалела,что не записала его.Открываю в дороге интернет,а там этот рассказ.Ну разве не Чудо это!
Леонид28 мая 2013, 20:39
3ья часть(весь текст не влез). Но тем не менее в местной газете нет да и появиться заметка, ответ на вопрос читателя или что в этом роде, что из себя представляет та или иная секта. Подпись под такими заметками, за редким исключением, была - А.Чертков. За несколько лет, когда вменялось в обязаность следить за прессой, я не помню ни одной заметки, даже вскольз касающихся Православия.В нашей группе экскурсоводом учились девушки из канцелярии политехнического института.Несколько раз я зашел к ним(тогда уже работал на кафедре) и обратил внимание на просто гору писем, разных размеров, тогда такие встречались не часто, и лежащую отдельно. Так как они тоже были на лекциях Черткова и его знали, то мне рассказали, что это все ему, что это от сект, с угрозами, поношениями и это еще мало, бывает и больше, все зависит от того что где напишет или скажет... Где-то в середине 90-х один знакомый священник из Риги рассказал что А.Чертков просился вернутся, сан не вернули и служить не разрешили, но в воскресной школе преподавал. Притом, когда я поделился своими воспоминаниями изложенными выше,как бы повис вопрос почему же это произошло? он как-то грустно и многозначительно сказал:"Ведь с ними работали? Искали где тонко...нашли!" Еще я знаю что его сейчас нет на этом свете.
Леонид28 мая 2013, 20:38
2оя частьПотом я столкнулся с ним на его лекциях для экскурсоводов(Рига-тогда ехали по городу летом не пройти, а студенту возможность заработать). Лекции проводили тогда в планетарии(бывшем Кафедральном соборе, теперь, Слава Богу, наоборот: то есть теперь Кафедральный собор, а то что здесь был планетарий уже никто и не помнит). Тогда, кажется, рассказал о себе. Что из потомственной семьи священников,начинал служить вот здесь то есть в Кафедральном соборе. А потом как-то вот так и там...Но сказал это быстро, в нескольких словах, что хотелось спросить, а что иногда,нет-нет да и послужите? И вот тут было сказано о МГУ, кафедре философии и что-то там с атеизмом.Может какие-то связи и были? Просто не помню.
Но вот еще одно наблюдение: в Риге тогда столько действующих церквей сколько и в Москве. Даже, кажется больше. Тогда округляли говорили 50 и там и там, но при уточнении в Риге 49, а в Москве 47-48. Разница небольшая, но в Риге 700 тыс. населения, а в Москве? Большая часть церквей принадлежала Лютеранской, Католической и Православной Церквям.Но по одной имели адвентисты, баптисты и так далее. И не просто имели, а по тем временам использовали малейшую возможность и невозможность, хотя, конечно с нашим временем не сравнить
Леонид28 мая 2013, 20:36
В середине 80-ых я учился в Рижском политехническом институте.На 2ом курсе "Атеизм"-один семестр-нам преподовал Алексей Чертков. Лекции не запомнились-технический ВУЗ,кому это тогда было нужно? Но что врезалось в память уже тогда: знание Библии назусть,и читал по памяти почти страницы, моментально определял место одного-двух слов и приводил целый обзац, а то и два.Это все в аудитории,при всех. Тогда это впечетляло, но далеко не многих.Ведь Рига - окраина, задворки СССР и еще технический ВУЗ. Почему хотя бы не Латвийский университет, где кафедра атеизма была куда мощнее,чем в политехническом. Его лекции были одна пара в 2 недели, где собиралось, наверное, половина 2 курса.До сих пор помню группу авто-механического факультета, которые кроме автомобилей и иже с ними, ничего не видели и не слышали. А еще было практическое занятие, тоже один раз в 2 недели, на них была только наша группа - 30 человек.Здесь преподаватель как бы дообъяснял что не понятно в лекции.Вот представте себе: на первом занятии преподаватель просит каждого студента встать и назвать свое имя.Например: Татьяна, Юлия, Олег. И на следующем занятии(это через 2 недели!)обращается к Вам -Танечка,Юлечка, Олежка!Может кого-то забывал, на на 2, тем более на 3 совершенно без ошибки. Надо добавить, что он и тогда выглядил как священник. Все это производило сильное впечатление и до сих пор в памяти, как яркая достопримечательность жизни.
Татьяна28 мая 2013, 17:09
Господь всегда поможет, лишь бы мы этого хотели!
Ольга28 мая 2013, 16:44
Спасибо, матушка! Сильная статья, особенно момент про Иуду, я и сама вздрогнула. Царство Небесное псаломщику Черткову!
читатель для Юлии28 мая 2013, 15:21

Уважаемая Юлия, какой нравственный уровень был, видно из слов автора статьи : " ...кто-то первый угрожающе размахнулся кулаком возле моего лица."

Ещё Вы пишите -- "виноваты мы". А я вот думаю, что не надо перекладывать ответственность с палачей на их жертв.
Не все " разрушали храмы, убивали священников зверскими методами". Это было организовано конкретными людьми, а не всеми "нами".

Или Вы думаете, что в уничтожении верующих Серафим Вырицкий, например, тоже виноват? Матрона Московская тоже виновата?
галина 28 мая 2013, 15:05
Юлия,в то время, когда железный занавес не впускал мерзость в нашу страну,где нравственность былла высокая,как вы пишете,народу вбивали атеизм,что и привело к тому что сегодня имеем,а была бы крепкая вера,то она и была-бы железным завесом от мерзости,что посеели,то и пожинаем.А матушка Магдалена редкий и яркий пример бесстрашного настоящего христианина,дай Бог здоровья и низкий поклон ей!
Виктория28 мая 2013, 14:50
очень сильно! спасибо, матушка!
Надежда28 мая 2013, 14:39
Для Юлии

> "А с другой стороны, нравственный уровень людей был гораздо выше, чем сейчас у нас."
Юлия, а кто же тогда написал 15 миллионов доносов за годы советской власти? Люди с высоким нравственным уровнем? А огромное количество абортов, а эпидемии венерических заболеваний в 70 - 80-е г. (мне рассказывала знакомая врач венеролог)? Замуж-то может выходили и девственницами, вот только потом многие мужьям начинали изменять. Не идеализируйте прошлое. Русский народ начал нравственно деградировать как только утратил веру, а произошло это еще в конце 19-го века.
elena28 мая 2013, 13:58
A na schet togo, chto ranyshe uroveny morali bil visshe, eto potomu chto eshe balgodat teh kotorie molilis do nas esche oshuschalas...seychas hot i podem duhovnosti s odnoy storony, s drugoy oshchuschaetsya i upadok, moraly v tom chisle ...pora naverstyvat upushchenoe vremya...pora molitsya

spasibo za potryasayus rasskaz...ved pravda vsegda volnuet bolyshe vsego
Светлана Константиновна28 мая 2013, 13:40
Я - коренная вологжанка. Сейчас у нас совсем другая картина
В праздник в храм не зайти, народ стоит молится на улице.
Марина28 мая 2013, 13:15
Как много таких историй, об отречении - и возвращении, покаянии. Мой отец был замечательным человеком, изобретателем, лауреатом многих премий, но - атеистом, причём воинствующим, хотя вырос в верующей семье. Когда я крестилась перед едой, дом сотрясала буря. Когда выяснялось, что была в храме, - воздвигалась стена молчания. Но вот папа заболел и слёг. Лежал и смотрел в окно. А прямо за окном началось восстановление храма. Каждый день после настоятель и его матушка, бывшие однокурсники и по первой специальности инженеры-строители, неустанно трудились: поднимались на самый верх, очищали крышу от мусора.Страшно было смотреть, как они забираются по приставленной к стене, такой ненадёжной лестнице. Папа смотрел и удивлялся:"Ну и парень! Давно не видел, чтобы так трудились!" А когда узнал, что это батюшка, задумался. И всё смотрел, смотрел... И всё слабел. А однажды робко так попросил: "Мне бы с ним поговорить, да не дойду, жалко!" На следующий же день батюшка был у моего папы. Проговорили они час два. Потом батюшка снова пришел, причастил папу. А ещё через неделю отец сам пришёл в храм - для всех неожиданно. Увидев его на всенощной, я глазам своим не поверила. Вскоре он умер, пособоровавшись, исповедавшись, причастившись. По-настоящему христианская была кончина, безболезненная, непостыдная, мирная.
олег28 мая 2013, 12:19
Все так, матушка. Спаси Вас, Господи.
Святейшее место - земля Вологодская - за короткий период советской власти была превращена в атеистическую пустыню. И все это - нашими руками. Стоит Бог посреди этой жути, плачет. Как и прежде, протягивает нам неблагодарным свои руки.
Юлия)))))28 мая 2013, 12:17
Немного не по теме. С одной стороны, годы советской власти ужасны. Разрушали храмы, убивали священников зверскими методами, у крестьян отбирали честно нажитое имущество. Система доносов, беспредел, творившийся при Ленине, психоз Хрущёва по поводу кукурузы. А с другой стороны, нравственный уровень людей был гораздо выше, чем сейчас у нас. Железный занавес не пускал в страну всю ту мерзость, которая льётся на нас сейчас. Ценности были правильные: старших уважать, малышей не обижать. Был низкий уровень преступности. Большинство молодых девушек были девственницами не то, что сейчас. А сейчас храмы открыты, но война против священников не прекращается. Она идёт на более тонком уровне. Например, моя подруга ненавидит священников, с которыми ни разу не общалась и ни разу не была в храме на службе. Но она свято верит написанному непонятно кем и непонятно где. Думаю, не надо переносить ответственность на времена, как это делал герой произведения "Дом на набережной". Виноваты мы, люди. Мы делаем времена. Не будем праздновать победу над собой ни в годы советской власти,ни сейчас, когда нравственное здоровое считается ненормальным. Будем жить с Богом))) всегда)))
Татиана28 мая 2013, 10:08
В конце 1970х начале 80х в Московском государственном университете принимал зачеты по научному атеизму Чертков, о котором среди студентов ходили слухи, что он - "поп-расстрига", окончил Московскую духовную академию. Есть ли между ними родственная связь, может быть кто-то знает?
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBookВКонтактеЯндексMail.RuGoogleили введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Новые материалы

Выбор читателей

×