Православный календарьПравославный календарь
«Муся – настоящий православный человек»
Памяти Марии Николаевны Соловьевой
Самое главное – она была русским православным человеком. То, что этот тип в неприкосновенности сохранился в безбожной стране, – настоящее чудо.
«Тюремщики больше всего ненавидели нас, священников»
Архим. Иустин (Пырву) о годах пребывания в коммунистических застенках
Он 16 лет жизни провел в тюрьме, куда попал в молодом, цветущем возрасте, а вышел оттуда больным, полуживым стариком.
Хозяин, наемный работник или потребитель?
Анна Сапрыкина
Если в классическом отечественном образовании ребенка «встраивали» в общество, то новые учебники формируют человека «исключенного» из общественной, реальной жизни.
Русский учитель Сергей Александрович
Марина Бирюкова
Нужно нам всем жить тою жизнью духовною, которую мы хотим вдохнуть в учеников наших школ. Лицемерие в школьном деле не только бесплодно, но и преступно.
«Счастливая семья — та, где иго и бремя Христово принимают с радостью»
Прот. Марк Тайсон
Божия милость и благодать помогли мне понять, что Лиза — тот самый единственный человек, с которым я должен быть вместе.
Что не так с идеей возврата к «советскому образованию»?
Анна Сапрыкина
Школьное образование, которое привело СССР к великим достижениям, которое «привело нас в космос», ‒ это… школьное образование времени правления царя Николая II.
«Запомни: христианин неуязвим»
Воспоминания о священнике Валерии Бояринцеве
О Православии не рассказывают ‒ его показывают. Я приезжала в Алупку отогреваться сердцем и укрепляться убедительным примером жизни во Христе.
О трепетной дружбе Н.В. Гоголя и А.О. Смирновой-Россет
Мария Тоболова
Гоголь писал об Александре Смирновой: «С ней мы были издавна как брат и сестра, и без неё, Бог весть, был ли бы я в силах перенести многое трудное в моей жизни».
Слепая птичка, оса и Промысл Божий
Свящ. Валерий Духанин
У Бога никто не забыт. Даже если тебе кажется, что выхода нет, Господь найдет возможность помочь тебе. Главное, не забывай о любящем тебя Отце.
«Преподобный Серафим предсказал о ней, что она будет благодатной матерью для России»
Ксения Гринькова
Она будила в людях совесть, потребность быть чище, добрее и правдивее.

«Я рисовал купола церквей в школьных тетрадях»

Беседа с создателем мелкописных икон Владимиром Цыбиным

Не имея никакого специального художественного образования, Владимир Егорович Цыбин вот уже почти 40 лет пишет удивительные иконы.

    

– Владимир Егорович, расскажите немного о своих иконах. Они выглядят очень нарядными, мы привыкли к иконам в более строгом исполнении.

– Скажу сразу, что идея делать иконы столь нарядными принадлежит не мне. Я лишь развиваю стиль, основанный еще в XVII веке, а затем доведенный до очень высокого уровня в конце XIX-го такими известными мастерами, как Осип Чириков и Михаил Дикарев.

Появлению икон, богато украшенных орнаментом, способствовали развитие и расцвет купечества. На Руси сложилось богатое сословие с ярко выраженными вкусами, стали устраиваться домовые церкви, и, как сказали бы сегодня, началась конкуренция среди купцов. Каждый хотел самую яркую и самую дорогую икону, надо было удивить соседа. И такие иконы заказывали у самых именитых художников и не жалели никаких денег на них. А дальше спрос рождал предложение: стали появляться мастерские, специализирующиеся на иконах именно для состоятельных граждан.

    

Многим сегодня известны палехские шкатулки, которые расписаны в стиле миниатюрного письма. А техника эта была отработана именно на иконах. Славилась своими иконами и Мстёра. Именно оттуда, из Мстёры, вышли многие известные иконописцы, например тот же Чириков. Была еще в свое время знаменита деревня Холуй, которая по своему иконописному статусу стояла не ниже Мстёры.

Иконы миниатюрного письма тогда назывались мелочными – от слова «мелкое». Их можно называть и миниатюрными, но тут легко впасть в заблуждение о размерах иконы – важна техника письма, а не площадь рисунка. Хотя мне приходилось писать образы на очень маленьких поверхностях, например брошах или кольцах.

Я же называю стиль, в котором пишу иконы, мелкописным. То есть это очень мелкое письмо. И если дать ему определение, то я бы сказал так: мелкописная икона – это сочетание традиционной иконописной графики и миниатюры. И повторюсь, всё это имеет давние традиции.

– Видно, что работа ваша очень кропотливая. Сколько времени вы тратите на одну икону?

– По-разному. Я пишу не только мелкописные иконы, но и расхожие молельные образы. На вторые у меня уходит несравнимо меньше времени – в пределах недели. А вот нарядные иконы занимают времени от двух месяцев и больше. Икону Богородицы я писал больше полугода. На ней более 100 клемм, и каждая детально прописана.

    

– А как у вас получаются столь мелкие элементы? Они выглядят так, словно нарисованы на компьютере, а затем напечатаны на принтере. Есть какой-то секрет?

– Конечно, есть! На протяжении 40 лет каждый день по 12–14 часов работаешь, и потом всё выходит само собой. И знаете, я часто смотрю на готовую икону, и такое ощущение, что не я ее писал. Я ее как будто в первый раз вижу. Кто-то водил моей рукой. Это очень глубокое переживание.

– А как давно вы испытываете такие переживания? Как давно вы пришли к вере? Что стало точкой отсчета?

– У меня нет ответа на этот вопрос… Мне его уже задавали. В моей жизни не было какого-то конкретного события, после которого я пришел в храм и стал верующим человеком.

Был такой случай у меня. Когда я был еще учеником средних классов, то как-то вызвали в школу моих родителей. И знаете за что? Я рисовал купола церквей в тетради. Меня просто восхищали эти формы, золотые кресты. А были 1960-е годы. Все вокруг были атеистами. Отец у меня коммунист. А я им – кресты. Как это объяснить – я не знаю. Вера во мне была всегда, и есть. И я уверен, что будет до последнего.

    

– Владимир Егорович, когда вы начали писать иконы? Тоже во времена безбожия?

– Я не думаю, что у нас когда-то были такие времена. Гонения были на Церковь, да. А Бог всё равно оставался с нами, иначе мы просто не выжили бы.

Первую икону я написал еще в 1970-х годах. Тогда не было никаких иконописных школ, не было иконописцев. Вообще темы такой не было. Но жизнь складывалась так, что я постоянно был среди икон.

У меня нет никакого художественного образования. Всё, что я посещал, так это классы рисования при Академии художеств. И то их не закончил. Но, имея некие способности к рисованию, сразу после армии я попал на работу в объединение «Реставратор». Через мои руки прошло множество самых разных икон – и по стилю, и по сохранности, и по своей ценности.

Так вот, раньше, когда мастер реставрировал икону, скажем, для музея, то он часто делал с нее список. Благодаря этому возобновлялись уже утраченные традиции и техники, а простые художники становились иконописцами. А когда реставрируешь икону, работаешь над каждым слоем, погружаешься вглубь иконы, то постигаешь самые основы иконописного дела.

Позже, когда я стал «вольным художником», то основным моим заработком была именно реставрация икон. Старинные иконы во времена перестройки вдруг появились в огромном количестве, и почти все они нуждались в помощи. И если тогда почти все они вывозились за границу, то сейчас меня очень радует тот факт, что начался обратный процесс: иконы возвращают в Россию.

– А как вы стали писать именно мелкописные иконы?

– Как-то мне показали несколько икон Осипа Чирикова и Василия Гурьянова. XIX век. Я смотрю на них и не понимаю, как они написаны. Я стал изучать, ходить в архивы музеев, осваивать техники, что-то изобретать. У меня к тому времени был достаточный опыт в миниатюре, я и шкатулки расписывал, и кольца, и все эти навыки мне очень пригодились.

А уже в этом веке появился спрос на новописанные иконы. Если в 1990-х всех интересовали только старинные иконы, то сейчас всё больший интерес к современным иконописцам. Это дает толчок к появлению новых иконописных мастерских, новых мастеров. Хотя не всегда они справляются со своей высокой задачей: иногда видна спешка, незнание канонов, непонимание… Но, думаю, время всё расставит на свои места.

– А на ваши мелкописные иконы сегодня большой спрос? Можно ли их увидеть в храмах?

– Не могу сказать, что спрос большой. Он есть. Устойчивый. И хорошо, что так. У меня на одну мелкописную икону уходит два месяца и более. Представляете, что будет, если вдруг увеличится спрос? Я просто не смогу с ним справиться. А спешки в таких делах быть не должно. Плюс я пишу достаточно молельных икон и для храма Петра и Павла в Сестрорецке, прихожанином которого являюсь, и для наших прихожан. В этом храме можно увидеть достаточно моих работ, хотя именно миниатюрного письма там немного. Задачи несколько иные. А мелкописные иконы пишутся в основном под заказ. Я их после сдачи заказчику больше не вижу. Одна, правда, есть и у меня дома – это образ Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Я его всем с удовольствием показываю.

    

– Владимир Егорович, что для вас самое важное в иконописи?

– Я думаю, что работа над иконой – это всегда сотворчество художника с Богом. Сам по себе, один, человек не напишет молельный образ. В ликах будут читаться человеческие черты, появятся характеры… А этого быть не должно. Чем глубже ты погружен в процесс работы над иконой, чем тоньше твой молитвенный настрой, тем «правильнее» получается икона. И когда православный человек будет потом молиться перед такой иконой, то ему будет легче настроиться на общение с Богом, потому как с иконы на него будут смотреть не глаза человека, но глаза Отца нашего Небесного.

И я не знаю, хорошо это или плохо, но я всегда к иконе относился не только как к молельному образу, но и как к произведению искусства. Я всегда старался сделать икону максимально качественно. Нет в работе над иконой места мелочам. Важна каждая деталь. Даже если это орнамент на раме, я тружусь над каждой едва заметной линией так, будто она самая важная в иконе.

– Владимир Егорович, есть ли у вас ученики, есть кому передавать свои знания и опыт?

– Вопрос достаточно болезненный для меня… Учеников нет. Были художники, которые хотели поучиться. Но очень быстро сдавались. В миниатюрном письме самое главное – это практика. Годы и годы практики. Необходимо поставить руку, научиться быть одним целым с кисточкой, оказаться на самом ее кончике. А до того времени, когда получится первый достойный результат, пройдет много-много месяцев. В сегодняшней суете желание так трудиться встречается у людей не часто. Но я не отчаиваюсь. Вся моя жизнь – Божий Промысл, и я надеюсь, что так будет и дальше. Если Богу угодно, чтобы я передал свои умения, значит, придут и ученики.

Работы иконописца Владимира Цыбина

    

    

    

    

    

    

    

С Владимиром Цыбиным
беседовал Андрей Белоножко

15 июля 2013 г.

Рейтинг: 7.8 Голосов: 75 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Н. Цилсавидис: «Самое важное для иконописца – связь с Богом» Н. Цилсавидис: «Самое важное для иконописца – связь с Богом» Н. Цилсавидис: «Самое важное для иконописца – связь с Богом» «Самое важное для иконописца – связь с Богом»
Беседа с греческим иконописцем Николаем Цилсавидисом
Диакон Георгий Максимов
Очень важна приверженность Преданию Церкви. Следование Преданию отсекает эгоизм. Но неполезно и «зацикливаться» на мыслях о своем недостоинстве. Главное – быть настроенным на общение с Богом.
Один день с реставратором икон Один день с реставратором икон Один день с реставратором икон Один день с реставратором икон
Реставратор икон Кирилл Светогор родился в Москве, учился на врача, участвовал в митингах у Белого дома в 90-х, восстанавливал храмы в Новгороде, Рязани, Архангельске. Сегодня он начинает утро с кофе и Интернета, целый день работает в мастерской, расположенной в одной из бывших «горьковских ночлежек», служит реставратором при церкви Трёх Святителей на Кулишках в Хитровском переулке, воспитывает двоих детей и считает себя сторонним от политики человеком.
Георгиос Кордис: «Невозможно стать хорошим иконописцем без личного опыта церковной жизни» Георгиос Кордис: «Невозможно стать хорошим иконописцем без личного опыта церковной жизни» Георгиос Кордис: «Невозможно стать хорошим иконописцем без личного опыта церковной жизни» Георгиос Кордис: «Невозможно стать хорошим иконописцем без личного опыта церковной жизни»
Известный греческий иконописец, автор многих книг по истории византийской иконы и по технике написания икон, профессор Богословского факультета Афинского университета Георгиос Кордис уже второй раз посещает Россию. Господин Кордис провел лекцию и мастер-класс в Православном народном университете в Петербурге, которые посетили несколько сот человек.
Комментарии
Виктория11 августа 2013, 21:22
Я бы с удовольствием купила каталог работ мастера, может Сретенский монастырь напечатает?
Александра20 июля 2013, 09:24
Здравствуйте, не сможете ли вы помочь мне связаться с мастером? Я с детства занимаюсь миниатюрой, и с великой благодарностью взяла бы у него несколько уроков.
Спаси Господи!
lyudmila toll16 июля 2013, 06:15
это воистину одно из Божиих чудес.
какое было бы счастье иметь такую икону у себя
и молиться перед нею,смотрела и думала ох вот эту бы и вот эту бы.......
а Богородице со 100 ликами так в душу и запала
сподоби Господи и мне иметь такую икону........
а в общем все просто удивительно красивы и такие необходимые.
Во славу Божию творите и многая лета вам Владимир!
Коля15 июля 2013, 22:07
Низкий поклон за бесценные труды очень радует и захватывает глядя на чудесные творения. А то, что письмо свя., образов происходит совместно с БОГОМ в этом конечно правда без сомнений, потому, как знаком опыт только в Резных Образах. Желаю долгие лета жизни и здоровья труда во Славу БОЖИЮ!
Наташа15 июля 2013, 21:02
Спасибо за статью.
Удивительные работы!
С удовольствием бы пробовалась в ученики, живя я в одном городе с мастером. Но ...
Помогай Господи Владимиру!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBookВКонтактеЯндексMail.RuGoogleили введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Новые материалы

Выбор читателей

×