В связи с активизацией подготовки к Всеправославному Собору, проведение которого намечено на 2016 год в Стамбуле, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион рассказал читателям еженедельного общественно-политического журнала «Огонек» зачем нужна встреча всех Православных Церквей.
— Первоначально на Всеправославный Собор планировалось вынести около ста тем. Затем, по мере подготовки, было решено для начала сузить повестку дня до десяти тем, так или иначе затрагивающих все Поместные Церкви. Большое значение имеет вопрос об управлении церковными общинами в диаспоре, то есть находящимися за пределами традиционно православных стран, например, в Западной Европе и на американском континенте.
Было также решено систематизировать церковные правила о браке и о посте. На Собор вынесен и вопрос о церковном календаре, который обострил ситуацию во многих Поместных Церквах после их перехода на новый стиль. Собор призван дать оценку текущим диалогам Православных Церквей с инославием, определить допустимые границы этих контактов.
На Собор была вынесена и тема, актуальная для 1960-1970-х годов, — отношение Православной Церкви к дискриминации по расовому признаку и другим социальным явлениям того времени. Сегодня эта тема сильно устарела, и ее необходимо пересмотреть. Ряд вопросов имеет отношение к административной структуре Церкви и ее протоколу. В частности, перед Православными Церквами была поставлена задача определиться с пониманием автокефального и автономного статуса Церквей и техническим вопросом диптиха, или списка Предстоятелей Церквей.
Собор призван, конечно, ответить и на новые вызовы современности, такие как атеистический в своей основе культ потребления, приводящий к экономическому и экологическому кризису, последовательное разрушение нравственных основ семьи, радикальный национализм и псевдорелигиозный экстремизм. Собор не сможет обойти молчанием и новые гонения на христианство, проявляющиеся в различных формах в разных регионах мира.
— Кто будет принимать участие в Соборе и как будут выбираться делегаты?
— Вопрос о представительстве Православных Церквей обсуждался на прошедшей 5-9 марта в Стамбуле встрече Предстоятелей. Было принято решение, что каждая Поместная Церковь будет представлена ее Предстоятелем и не более чем 24 архиереями. Те Церкви, где нет такого числа епископов, будут представлены полным составом своих архиереев во главе с Предстоятелем. Вопрос о порядке делегирования представителей Поместных Церквей будет решаться каждой из них самостоятельно.
— Предыдущий Собор проходил до раскола на Православную и Католическую Церковь. Будет ли обсуждаться вопрос об объединении православных и католиков, о роли Римского Папы в христианском мире?
— Попытки объединения Церкви после раскола предпринимались на Лионском соборе 1274 года и на Ферраро-Флорентийском соборе 1438-1445 годов. Однако они оказались весьма неудачными и только спровоцировали углубление раскола. В повестке дня Всеправославного Собора нет вопроса об объединении православных и католиков, тем более что со временем весьма значительная часть западнохристианского мира откололась от католичества, образовав разнообразные течения протестантизма. Проблема христианского единства косвенно затрагивается только в вопросе о диалогах православных с инославием. При этом необходимо отметить, что такие наблюдавшиеся в последнее время в некоторых протестантских сообществах явления, как благословение однополых сожительств, не только делают невозможным диалог православных с этими сообществами, но и ставят для нас вопрос об их принадлежности к христианству.
Что же касается роли Папы в христианстве, многовековая православная традиция единогласно отвергает превосходство римского епископа над главами других Церквей и его юрисдикцию над всей вселенной. В любом случае этот вопрос не включен в повестку дня Всеправославного Собора.
— Какова роль Русской Православной Церкви в подготовке Собора?
— С самого начала подготовки к Собору, начиная с Родосского совещания 1961 года, Русская Православная Церковь активно включилась в подготовительный процесс. Наша Церковь — единственная, которая подготовила материалы по всем 100 темам первоначальной повестки дня. В дальнейшем представители Московского Патриархата не пропустили ни одного заседания межправославной подготовительной комиссии и Всеправославного предсоборного совещания, активно участвуя в обсуждении всех вопросов, вынося на них конкретные, хорошо проработанные предложения и отстаивая позиции, укорененные в православном предании и многовековом религиозном опыте Церкви.
— Какие интересы будет отстаивать на этом Соборе Русская Православная Церковь?
— Главным интересом, который будет отстаивать наша Церковь на Соборе, является сохранение единства Церкви и чистоты православной веры в современных исторических реалиях. В непростой дискуссии на последней встрече Предстоятелей Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу удалось достигнуть признания всеми Предстоятелями Церквей необходимости принципа консенсуса в принятии решений как в предсоборной подготовке, так и на самом Соборе. Соблюдение этого принципа в наши дни является основной надежной гарантией единства православия, которое и должен явить собой Всеправославный Собор.
— Каковы задачи Всеправославного Собора? Для чего вообще собираться вместе иерархам всех Православных Церквей?
— У Православной Церкви нет единого административного центра. С апостольских времен все важные вопросы выносились на соборное, или — выражаясь современным языком — коллегиальное, обсуждение. Это касается вопросов как вероучительных, так и дисциплинарных и церковно-административных. Вопросы, касающиеся внутренней жизни той или иной Поместной Церкви, обсуждаются на ее Соборе, как это происходит, например, в Русской Православной Церкви. Однако вопросы, выходящие за рамки Поместных Церквей, надо рассматривать на Соборе, состоящем из представителей всех Православных Церквей. Решения такого Собора имеют всецерковный авторитет.
— Тогда почему Соборы не созывались более 1000 лет?
— Семь Вселенских соборов, состоявшихся в IV-VIII веках, сформулировали догматы Церкви и оформили ее канонический корпус. Благодаря этим основополагающим документам Церковь успешно осуществляет свою миссию на протяжении многих веков. За прошедшие с VII Вселенского собора 787 года 13 столетий созывались многочисленные архиерейские соборы различного масштаба и представительности. Но в силу объективных исторических причин они не представляли всей полноты Православной Церкви. Теперь речь идет о возобновлении соборных механизмов на всеправославном уровне, призванных отвечать на актуальные вопросы жизни Православия.
— Почему не состоялся Собор в 1960-е годы, когда он начал готовиться? Что помешало?
— В процессе подготовки Собора выявились достаточно серьезные расхождения между позициями Церквей. Для нахождения по ним консенсуса, а именно этим принципом до сих пор руководствовался и продолжает руководствоваться предсоборный процесс, потребовалось длительное время. Это было даже промыслительно, поскольку прошедшие годы отодвинули некоторые проблемы на второй план, зато выявили новые и более глубокие вопросы, ответы на которые предстоит дать Всеправославному Собору.