Православный календарьПравославный календарь
«Открытая школа в зоне военного конфликта – это символ нормальной жизни для детей»
О русской православной школе в Вифании
Когда ты чувствуешь себя уязвимым и незащищенным, окруженным злом, единственный путь, по которому может прийти помощь, – Господь.
В атмосфере чуда
О помощи Божией, сопровождающей восстановление храма
После погружения в историю поселка и прихода было уже невозможно не приступить к возрождению храма.
Торопец. 18 сентября 2024 года. Будни взаимопомощи
Уже через час появились первые объявления: «Старая Торопа. Приму людей»; «Андреаполь. Размещу семью. Тел. …»; «Нелидово. Микроавтобус. Готов вывезти 8 человек»...
Старец Клеопа (Илие)
К 25-летию со дня кончины старца
Когда будущего старца Клеопу постригли в монахи, ему было всего 25 лет, а скитские отцы уже смотрели на него как на маститого наставника.
Хрестоматийная история
Ин. Наталья (Каверзнева)
Он стремительно пробегает всё расстояние от ворот до храма, взлетает по лестницам, хватает ручку двери, дергает ее… а она не открывается.
Три выдающиеся епархиалки
Мария Тоболова
Три подруги всегда вспоминали годы, проведенные в стенах епархиального училища, как самые счастливые, лучшие годы их жизни.
Учение старца Филофея и современность
Прот. Владислав Цыпин
Все ли благополучно с приверженностью традиционным религиозным и нравственным ценностям, на страже которых призван стоять Третий Рим, в современной России?
Образы Божией Матери в каноне Субботы Акафиста
Мон. Софроний (Вишняк)
Этот канон в высшей степени торжественен, прекрасен и может быть по праву назван поэтическим шедевром.
Давид Гиоргобиани о преподобном Гаврииле (Ургебадзе)
Отец Гавриил показывал нам иной мир, показывал Христа – живого и действующего.
Расстриги на службе глобалистам
Прот. Владислав Цыпин
Единственным мотивом неповиновения Священноначалию остается мечта о победе не России, но над Россией.

Ненасытность

Какое общество взрывоопасно? - Состоящее из хронически недовольных людей.

А какие люди хронически недовольны? - Ненасытные и неблагодарные. Говорю "хронически", так как время от времени недовольным бывает самый шелковый и лучезарный человек. Такой похмурится и отойдет, поссорится и примирится, поплачет и утешится. От него нет большой беды. Большая беда - от "хроников" ненасытности и неблагодарности.

Слова эти короткие, но смысла в них много, следовательно требуется "разжевать". Ненасытный вечно устремляется к тому, чего нет, тут же после факта обладания пренебрегая тем, что уже есть. Ненасытный - самый бедный человек, ибо вечно страдает от недостачи. Ненасытный по необходимости завистлив, так как зрит то, что есть у других и чего нет у него. В обществе потребления ненасытность распаляется самим стилем жизни, в котором высшая ценость - потреблять. Реклама палит гортань, как некоторые напитки, специально придуманные для разжигания, а не утоления жажды. Вообще рискну предположить, что идеальным членом общества потребления является совершенно ненасытный и вечно неудовлетворенный человек без метафизических вопросов, бросающийся на всякую новинку и на всякую цацку, как балованное дитя, и указующий пальчиком: "Хочу!"

Если речь идет только о товарах и услугах, то все вопросы упираются в покупательную способность. Если же ненасытность вкупе с завистью ищет пищи для недовольства в социальном расслоении, в неудовлетворенном тщеславии, в мнимом правдолюбстве, в идеологической ненависти, то тут уже самое время говорить о взрывопасности. Как ты успокоишь человека которому все свое приелось, как родная жена (хоть бы и писаная красавица), а все чужое вожделенно, как известной Лисоньке - высоко висящий виноград? Кто из нас не слышал, не принимал участия в подобных диалогах на самые разные темы:

- У них (стране предполагаемого счастья) кругом чистота, а у нас даже грубый сор не метут.

- Неправда. И у нас метут.

- Да, но у них метут и моют, а унас только метлой машут.

- Да что ты! И у нас моют.

- Но у нас водой, а у них - шампунем.

- Погоди, и у нас шампунем будут мыть скоро.

- Да-а-а. У нас шампунь украдут или разбавят...

Итак далее, и так далее. Вечно недовольный человек именно неблагодарен. То, что у него есть, пренебрежено им, и те, с помощью которых он пользуется тем, что есть, не заслуживают в его глазах благодарности. Вылезши, скажем, из землянки и переселившись в комуналку, он очень скоро забудет о сырости подвалов и начнет тяготиться новыми услвиями. Оно и понятно. Человек ищет, где лучше. Но и получив со временем отдельную квартиру, он не сумеет оценить позитивную динамику переселений. Подвал совсем уйдет из памяти, комуналка останется в сознании синонимом недавнего бытового ужаса, а отдельное жилье вскоре поблекнет от жажды получить хорошую квартиру в элитном доме. И это тоже ничего. В вынужденной бедности нет красоты. Но и в притуплении вкуса от сладостей тоже нет ничего хорошего.

Потом, когда, даст Бог, и очередная мечта сбудется, воображение нарисует загородний дом, виллу, яхту, дворец в Майами (нарисовать воображение может все, что Сатана Христу на горе искушений показывал), а неблагодарное сердце откажется выстраивать в сознании цепочку неуклонного стемления вверх. Драгоценные слова "Слава Богу!" он тоже произносить не поспешит. Со стороны же динамика изменений будет всем заметна. Люди скажут: "Счастливчик". А сам подлинный счастливчик будет хмур, раздражен, ненасытен, ворчлив и на многие пакости согласен, поскольку главные доминанты гнилого сердца - ненасытность и неблагодарность.

Из "Москвича" в старенькую иномарку, из старенькой в новенькую иномарку пересело постепенно множество наших людей, но градус благодарности не особо увеличился. Из далекой и недоступной в близкую и знакомую превратилась для нас в короткие годы заграница. Все красоты мира, все знаковые архитектурные сооружения от башни Эйфеля до диковинных пагод Востока были сфотографированы миллионами наших граждан лично. В моем детстве об этом и не мечтал никто. Но благодарности особой за кардинально улучшившийся образ жизни я не слыхал. И вы вряд ли слыхали. Не научены мы благодарить. Научены ворчать и искать новых удовольствий.

Лично мне все сказанное напоминает до боли известный сюжет - сказку "О рыбаке и Рыбке". Сказка написана, чтобы беду на себя не кликать, не так ли? Говоря по совести, трудно не узнать себя в Старухе. По факту - нет, по факту никто из нас Рыбок не ловил и стремительно из курной хаты в царские покои не переселялся. Но по сердцу мы - Старухи. Сердце только тогда и обнаруживает ненасытность, злую бездонность и неблагодарность, как под дождем нечаянных милостей. Представьте себя в красках на месте Старухи, и, быть может, совесть ваша тихо, грозно скажет вам: "Ты тоже вел бы себя так же".

Некоторые вопросы есть к Старику. Еще на стадии желания супруги превратиться в столбовую дворянку Дед мог бы стукнуть кулаком по столу и поставить Бабу на место. И даже если он - законченный покаблучник (подлапотник даже - каблуков у Бабы не было), и тогда он мог, движимый неотмщенным нравственным чувством, поросить Рыбку: "Преврати ты ее, Государыня Рыбка, в жабу. Ненасытная она у меня, и добром это не кончится". Но ничего подобного Дед не просил. Он продолжал свое опасное у злой жены послушание.

В литературе есть еще одна ценная вещица, где фигурируют Рыба и Старик, и сложные между ними отношения. Я имею в виду "Старик и море" Хемингуэя. Трудно представить, что этот старик - рыбак с Кубы, поймай он не рыбу-меч, а Золотую Волшебницу, вел бы себя подобно своему русскому коллеге по ремеслу. Тот старик был крут. Он бы и жену на место поставил, и у Золотой Рыбки бесконечных глупостей бы не просил. Но это я отвлекся...

Важно сделать некий вывод. Не все же ругаться и бесплодно критиковать. Суть возможного вывода в том, что сколько в ширь не богатей - все мало будет. Чтобы успокоиться, поблагодарить за то, что есть, отказаться от большего, ежели наличного хатает с головой, нужно богатеть вглубь. Писание говорит об этом: в Бога богатеть. Если мошна толстеет, а мыслишки по-прежнему куцые, то это у человека (общества) экстенсивное развитие, это пожирание ресурса. Такова вся хваленая современная цивилизация, внутри которой этика безнадежно отстала от техники, а метафизика изгнана вон. И обречен на несчастье живущий внутри этой цивилизации и по ее законам человек. Сыт он, одет он и почти всю работу за него делают механихмы, но недоволен он, потому что не знает - зачем живет, внутреннего роста нет в нем. Остается только завидовать тем, кто имеет нечто пока недоступное. И в любом случае общество бедных внутри и недовольных снаружи людей - опасное общество.

Но вернемся к Старухе. Ходила бы она в церковь, хватило бы ей и одного нового корыта. А там, глядишь, сама Рыбка по доброте подарила бы и "домик в деревне". Читала бы бабка Псалтирь, хватило бы ей и мещанского статуса. Он уже бы показался страшен и большее бы отсеклось. Были бы у бабки внуки, а не только затюканый дед, выше дворянства после свалившегося мещанства не полетела бы ее мысль. Да и во дворянстве была бы она милосердна к таким же горемыкам, как сама она до чудесного улова. Все было бы другое, если бы кроме жадности, или вместо нее, была благодарность, молитва, сдержанность в желаниях.

Нужно, чтобы человек был и внутри, по Чехову, красив. Глубок, что ли... Нужно чтобы и общество состояло из людей, работающих над собой, богатеющих в глубь. По крайней мере нужно, чтобы количество таких людей в обществе не умалялось ниже некоего критического предела. Иначе продолжат и человек отдельный, и общество подобных ему преступно не замечать обилие окружающих благ, продолжат вести образ жизни вредного и жадного человека, как тот Демон у классика, о котором сказано: "И ничего во всей Вселенной благословить он не хотел"

Так какой же человек мил? - Благодарный.

С каким человеком приятно жить по соседству? - С благочестивым и довольным тем, что есть. Ему и податся большее. И большее будет не во зло.

Протоиерей Андрей Ткачев

Источник: Радонеж

11 июля 2014 г.

Рейтинг: 9.6 Голосов: 70 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Алексей Журавлёв10 сентября 2015, 22:55
"Счастье потреблять - неустойчиво и тревожно" Рене Виктор Пий, роман "Обличитель" 1974 г.
Старуха11 августа 2014, 22:30
А меня по-настоящему возмутил этот старик.Поселил молодую
еще совсем юную девушку в землянку...Ловил видите-ли рыбу...
Дурака валял 30 лет.Он не пошел работать к богатым,не пекся
о своей жене ,которую...должно любить ,как самого себя.А кто
о своих и домашних не печется,тот хуже язычника и отрекся от
веры.Не знаю,как вглубь он мог богатеть,если он ничего хоро-
шего не сделал для супруги.У них не только корыто разбито,но
даже и кошка ,смотрите:худая.
Смирения у него хоть отбавляй...Ничего-то ему и не надо...
Зачем в поте лица трудиться? Подумаешь-заповедь Божья.
А Вам не опротивело бы жить в землянке 33 года,ходить в од-
ном сарафане,стирать в разбитом корыте и иметь смиренного
лентяя мужа?
Марина28 июля 2014, 18:54
Спасибо Вам огромное, что всегда не даете усыпать нашей совести. Благодарю Вас за это.
Александр Москаленко27 июля 2014, 01:05
...благодарность, молитва, сдержанность в желаниях. Вот и девиз для мятущейся души. Отец Андрей, Вы учите нас, как терпеливый и мудрый педагог. Желаю всем нам терпения. Пусть новый день будет добрым и решит хотя бы часть наших проблем. А кому сейчас тоскливо - не падай духом. Потерпи. Всё будет хорошо !
Людмила19 июля 2014, 19:21
Прости ,Господи нас грешных за ненасытность нашу.
Очень правильно все написано.
Мария.18 июля 2014, 16:25
Спасибо, отец Андрей! Мама все время смотрела передачи с Вами. Мама в церковь только "иногда ходит", но очень хороший человек, правда. Раньше все время мама "жаловалась". Это было очень сложно. Я маме говорила: "Слава Богу, мама". Но как-то.... А теперь, смотрю, мама сама говорит: "У других хуже, чем у нас". Я: "Да, мама, а у нас - Слава Богу". И мама говорит: "Слава Богу". Как-то "пришло" это "Слава Богу". Со Слава Богу мама стала спокойнее и, мне кажется, счастливее. Спасибо! Все Слава Богу.
Светлана18 июля 2014, 12:05
Спаси Вас Господь, Отец Андрей! Как же Бог Вам всё вовремя вкладывает, а Вы уже и про нас,грешных, не забываете! Слава Богу за всё!
Ангелина15 июля 2014, 17:37
Спасибо за нелишнее напоминание о таких простых и таких важных вещах. Тема ведь актуальнейшая.
Св.отцы учат, что страсти в нас - это извращенные добродетели. Богом заложено в человека стремление к совершенству,а в падшем состоянии оно превратилось в погоню за вещами, комфортом, нулями в банковских счетах... А как иначе? Человек-то понимает, что развиваться надо, а сознание полностью материалистическое. И развитие человек понимает соответственно. Но как только человек начинает развиваться внутренне, по о.Андрею "внутрь богатеть", земные побрякушки постепенно теряют свою привлекательность. И нет ни сил, ни желания за ними гоняться. Что есть, за то и слава Богу. Жажда достижений удовлетворена ИЗНУТРИ.
Вот только, к сожалению, не все так просто, как во фразе "...ходила бы старуха в церковь, хватило бы ей нового корыта". Не знаю, где как, а у нас немало народу как раз "ходит в церковь", чтобы "вымолить" себе побольше разных "корыт"). Свечи пучками, шепот над иконами... И даже в проповедях порой эти мотивы слышатся:-/
Так что само по себе "хождение в церковь" еще никого лучше не сделало.
"Что вы зовете Меня - Господи,Господи! - и не делаете того, что Я говорю?"
Надо бы не просто ходить в Церковь, а знать ее, любить, быть ее частью, чадом верным - насколько сил хватает. Тогда, с Божьей помощью, что-то да сместится в иерархии ценностей.
Ирина13 июля 2014, 00:50
Спаси Вас,Господь за труды!Один батюшка сказал,прежде чем попросить Бога о чём-нибудь, поблагодари сначала Его за то, что есть.
протоирей Александр12 июля 2014, 19:59
Спаси Вас Господи , о.Андрей !
Надежда12 июля 2014, 09:33
С праздником всех. Благодарны за такой подарок всем нам .
Статья очень нужная и откровенная. Желаю милости Божьей и храни Вас и вашу семью Господь.
Anna12 июля 2014, 08:27
Spasibo, Thank you, Danke. Sama bila svjazana s nenasitnim i vecno nedovolnim celovekom, poka BOG ne poslal mne Ljubovj, poka BOG ne otkril mne glaza cerz mudrostj svoju, cerez bibliju, cerez molitvi. Teperj scastliva, radujusj tomu, cto imeju, a samoje glavnoje odna iz docerej toze k Bogu vernulasj i devocek svoih privela... SLAVA BOGU!!!
Монгол Иванов12 июля 2014, 06:25
Современное , своевременное православие что может быть лучше?
Ничего.
Надежда12 июля 2014, 02:46
Спасибо, Отец Андрей, за Вашу простоту в объяснении сложнейших категорий. Мне покоя не дает, как объяснить близким, что "богатеть надо внутрь" и ценить то, что есть? Объяснить так, чтобы не шарахались от своей православной жены, матери, бабушки :)) Ваши "жизненные формулировки" беру на вооружение :)). Спаси Вас, Господь! Радости Вам!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBookВКонтактеЯндексMail.RuGoogleили введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Другие статьи автора Протоиерей Андрей Ткачев

Новые материалы

Выбор читателей

×