Православный календарьПравославный календарь
«Каждую неделю левые грозятся меня убить»
Свящ. Франциско Сальвадор
Десятки молодых людей были готовы стать мучениками, умереть за Христа.
Дети! Последнее время
Прот. Лаврентий Фарли
Воскресение Христово – это не столько окончание повествования о Христе, сколько начало повествования о грядущем веке.
Невидимые пустынники Буковинских гор
Ч. 1. Восхождение на Джумэлэу
Традиция отшельничества в Румынии не прерывалась никогда. Она жива до сих пор, и монахи по-прежнему продолжают подвизаться в ущельях и пропастях земных.
Математик Алексей Савватеев: «Нагорная проповедь — это что-то запредельное»
В школе я постоянно думал над тем, что Ермак рисковал ради Какого-то Иисуса Христа.
Иван Сергеевич Шмелёв (1873–1950)
Павел Тихомиров
Иван Сергеевич попытался создать православный роман, самим фактом своего существования указывающий на возможность возвращения культуры в лоно Церкви.
Духовный закон
Валентина Ульянова
Бог «меняется» тогда, когда меняются люди. Человек своим покаянием может изменить решение Бога! Это дело нешуточное.
Невидимые пустынники Буковинских гор
Ч. 2. Отшельницы
Жизнь, незаметно протекающая в этих горах, – будто ожившие страницы древнего Патерика.
Иконописец Андрей Патраков
ГАЛЕРЕЯ РАБОТ
Андрей Александрович – член Творческого союза художников России и Международной федерации художников ЮНЕСКО.
«Я чувствую в себе мрак. Что мне делать?»
Иером. Серафим (Алдя)
Каждый человек, которого ты спасаешь, возлюбленный мой, — это твое сокровище. Твое сокровище перед Христом в день Суда.
«Закон духовной жизни таков: если я сяду, то мои дети лягут»
Прот. Василий Гелеван
Все слова меркнут, если твой личный пример противоречит тому, что ты говоришь. Я уважаю таких людей, которые говорят одно, а делают… то же самое.

Единообразие и безобразие

Внезапная и быстрая решимость Минобразования сочинить единые учебники по русскому языку и литературе понятна. После внятно выраженного высочайшего неудовольствия тем, что в области преподавания русского языка происходит черт знает что и ЕГЭ тому свидетельство, простейший инстинкт аппаратного самосохранения предписывает проявить чрезвычайное рвение.

Поскольку же высочайшее лицо является человеком раньшего времени, когда учебники были стандартны и едины по всему СССР, то напрашивающимся способом потрафить начальству и отвести от себя грозу является уединоображивание учебных пособий. Даже не потому, что это, допустим, хорошо — в своих таинственных понятиях эффективный Минобр давно стоит по ту сторону добра и зла и сам давно уже не понимает, что хорошо, что плохо, — а потому, что таким образом есть надежда отсрочить торжественную порку. А нам лишь бы день простоять да ночь эффективно продержаться.

Притом что вопрос о вариативности учебников, взятый вообще, довольно быстро переходит к вопросу о реформах образования вообще, напоминая позднесоветский анекдот о наследнике купцов Елисеевых, приехавшем в СССР, посетившем сильно приувядший при советской власти храм Бахуса на ул. Горького и поинтересовавшемся: «Ну и кому всё это мешало?».

Если цель среднего образования — дать некоторый минимум пропедевтических знаний по различным предметам (математика, естественная история, физика и химия, родной язык, отечественная и всемирная история), непонятно, почему эти начальные знания не могут быть вмещены в единообразные учебники, по одному учебнику на предмет. И царская гимназия, и советская школа были именно такими единообразными, и нельзя сказать, чтобы выдаваемые такими школами знания и аттестаты зрелости вовсе уж никуда не годились.

Кто ясно мыслит — ясно излагает, и минимум предметных знаний вполне возможно, при минимальной ясности мысли ответственных за образование ведомств, вместить в единый учебник. Если же ученик хочет получить углубленные знания по предмету — так кто же ему мешает? Научно-популярную литературу для дальнейшего внеклассного изучения даже при страшной коммунистической цензуре никто не запрещал. Некоторые пробелы в истории, словесности etc., конечно, были, но объяснялись они общим характером идеологии, умножение же знаний в прочих областях только приветствовалось.

Модель, при которой от выпускника школы требуется некоторый стандартный минимум знаний о падежах и суффиксах, о двудольных и однодольных растениях, о галогенах и щелочных металлах, о гражданине Минине и князе Пожарском, о «Мертвых душах» и «Капитанской дочке», о квадратных уравнениях и площади круга etc. и этот минимум он может почерпнуть из единообразного учебника — в смысле же более обширных знаний он может их приобретать, а может и не приобретать, вольному воля, — ну и кому эта модель мешала?

Можно, конечно, возразить, что есть национальные школы и есть коррекционные школы, где без особого подхода и без особого учебника трудно. Но, во-первых, тогда непонятно, как быть с аттестатом зрелости, который предполагает, что обладатель аттестата — будь он хоть негром преклонных годов — обладает некоторым минимумом знаний. А если не обладает, то не обладает и аттестатом. Во-вторых, будем честными. Что, невероятное изобилие учебников в первую очередь связано с многонациональностью контингента учащихся и с их умственными заболеваниями? Или все-таки с неодолимой потребностью педагогов, авторов пособий и издательств к самовыражению? А в случае с издательствами и авторами еще и к получению доходов.

Другое дело, что возвращением хоть царской, хоть советской практики единых учебных пособий дело уже не лечится или во всяком случае лечится плохо. Катастрофический уровень понимания текстов и способности самому связный текст производить объясняется общим исчезновением письменной культуры в обществе. И единообразные, и многообразные учебники все-таки базируются на мало-мальской начитанности обучающегося. На некотором количестве килобайт (скорее даже мегабайт) письменного текста, который он через себя пропускает. Хоть добровольно, хоть из-под палки. Если этого количества нет — а в современной цивилизации его нет, — никакая модель учебника не поможет. А.М. Горький призывал: «Любите книгу, источник знания», но что делать, если книгу разлюбили и притом решительно?

Максим Соколов

Источник: Известия

11 июля 2014 г.

Рейтинг: 10 Голосов: 3 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Павел16 июля 2014, 00:21
Автор взялся писать об образовании и так лихо поставил через запятую царскую гимназию и советскую школу, что хочется спросить - а что он о них знает? Слышал ли он вообще о том, что в царской гимназии учебник вообще был второстепенным делом и Министерством народного просвещения регулярно издавался целый перечень учебников, допущенных к употреблению в гимназиях? Слышал ли он о том, что царское правительство делало ставку на учителя гимназии (с 1914 года назывались учителями средних общеобразовательных учебных заведений) и на программы преподавания разных предметов, издававшихся Министерством. Эти программы содержали обязательный минимум, в рамках которого учителям под надзором педагогического совета гимназии и авторам учебников предоставлялся полный простор. Слышал ли автор о том, что и гимназии были разные - мужские и женские, министерские и Ведомства Императрицы Марии? Что были даже реальные училища и кадетские корпуса? И во всех этих учебных заведениях были свои программы и иногда даже свои наборы учебников. Даже знаменитые учебники по математике Киселева стали едиными и обязательными только при товарище Сталине, а до революции у них было достаточно альтернативы. Думается, что господин Соколов с этими историческими фактами незнаком. Да и в советское время единые учебники, в общем-то, были редкостью. Разве что учебники по политэкономии (который редактировал сам товарищ Стали), философии, ну, и каким-то коммунистическим "дисиплинам".
Ксения15 июля 2014, 16:01
Наверное, кому-то очень выгодно разваливать систему образования, систему здравоохранения и всего того, что было положительным и досталось Новой России от "старой власти". Например, у нас на уроках внеклассного чтения в 3 или 4 классе предлагали читать "Гарри Потера! Мой ребенок один из немногих кто не читал, взамен я предложила почитать проверенные временем произведения, с четко выраженными ценностями. Считаю, что систему образования в стране раз-ва-ли-ли!
Александр Калашников15 июля 2014, 14:34
Дети - школьники.
Я все части речи забыл. Кроме междометий...

Не министерство образования у нас, а какой-то корабль уродов.
Прости, Господи!
Татьяна Иванова13 июля 2014, 01:46
Согласна с автором статьи, и хочу подчеркнуть, что создание единых учебников приветствую, хотя бы потому, что они позволят нашим детям находиться в едином образовательном пространстве. А то в двух рядом расположенных школах одна и та же тема по русскому языку может изучаться вообще в разных классах! Что уж говорить о тех, кто по разным причинам меняет школы...Не забыли бы только привлечь к выбору этих учебников тех, кто стоит за учительским столом,а то получится,что выбор учебников будет определяться теми самыми финансовыми интересами.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBookВКонтактеЯндексMail.RuGoogleили введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Другие статьи автора Максим Соколов

Новые материалы

Выбор читателей

×