– Когда мы говорим о монашествующих, то надо помнить, что это не только насельники и насельницы отдаленных обителей, но и Святейший Патриарх, и архипастыри Русской Православной Церкви. Ведь они тоже монахи, для которых, как вы понимаете, находиться в изоляции от информационного поля практически невозможно. Кстати, в моей родной епархии подавляющее большинство нынешнего духовенства – монахи. Игумены, архимандриты, иеромонахи. И даже те из них, кто живет в монастыре, нередко задействованы в сфере служения обществу, а значит, должны знать, что происходит в мире. И не только знать, но и говорить миру об истинных ценностях не только в проповедях, но и через средства массовой информации.
В этом вопросе ключевые слова: монашеское служение. Служение Церкви, служение обществу, служение ближнему. Об этом говорил в свое время приснопамятный Святейший Патриарх Алексий II. Об этом же говорит нам сегодня и Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, подчеркивая, что смысл монашества – в служении Господу до конца, служении бескорыстном, не требующем ничего взамен. Потому и нести свое послушание, будь ты руководитель Информационного отдела или какого-либо другого (у нас в епархии большинство Отделов возглавляют монахи: игумены, архимандриты), следует так, чтобы это принесло добрые плоды. Поэтому мы, например, с руководителем епархиального Отдела по взаимодействию Церкви и общества самым активным образом взаимодействуем с журналистами как с православными, так и со светскими. К нам постоянно обращаются областные СМИ: местное телевидение, газеты. И мы рады, что можем рассказать о жизни епархии, ее приходах и монастырях, а также ответить на острые вопросы, возникающие у людей воцерковленных или пока далеких от Христа.
– Таких вопросов сегодня очень много. И Вы, как я знаю, стараетесь ответить на них и для более широкой аудитории: в аналитическом обозрении «Радонеж», информационно-аналитической службе «Русская народная линия», в журналах «Фома», «Нескучный сад»,«Русский дом», в православных интернет-изданиях, на телеканале«Союз» и т.д. Сейчас на фестивале православных СМИ «Вера и слово» Вы предстали перед нами в качестве участника телепроекта «Медиа Отец», выступив на заседании круглого стола «Права человека – границы свободы и произволы» и показав видеоролик «Оборотни в рясах». Тема не просто острая, а крайне болезненная...
– Болезненная – да, но давайте исходить из того, что запретных тем нет. Их не должно быть, какими бы «неудобными» они кому-то ни показались! Нужно говорить буквально обо всем, что у людей наболело, что вызывает жаркие споры, в результате которых, увы, нередко происходит искажение сути. Поэтому я охотно откликаюсь на предложения высказать свое мнение о том, как следует рассматривать то или иное явление с духовной точки зрения. Например, коррупцию (этот видеоролик собрал наибольшее число просмотров – более 75 тысяч). Пытаюсь ответить и на вопрос о причине «угрюмости» православных христиан (какими видятся прихожане храмов некоторым людям, только-только начинающим знакомиться с Православием). Говорю напрямую то, что думаю о псевдоправославии. У меня даже книга под таким названием вышла в издательстве «Никея». В ней я поделился с читателями своими размышлениями на тему «О духовной жизни и прелести» и постарался передать живой опыт общения с самыми разными людьми в простой форме вопросов и ответов.
Кстати, знаете, какие слова Спасителя из Священного Писания можно полностью отнести к работе информационной службы? Откроем 12-ю главу Евангелия от Матфея. Читаем:«Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда: ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься» (Мф. 12, 36–37). Страшно представить, какой поток праздных слов, за которые воздастся в день Страшного суда, льется на мир из средств массовой информации! А что такое – праздные слова? Это понятие требует уточнения. В оригинале мы видим прилагательное аэргос. Что значит аэргос по-гречески? Бездейственный, безрезультатный, бесполезный. А слово свободный – это один из атрибутов слова действенный. Так вот, если слово перестает быть свободным, оно теряет свою действенность, становится формальным, «медью звенящей или кимвалом звучащим». Помните эти слова из Первого послания к Коринфянам святого апостола Павла: «Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я – медь звенящая или кимвал звучащий» (1 Кор. 13, 1)? На мой взгляд, именно честное действенное слово должно стать главным направлением в повседневной работе православных СМИ.
– Отец Макарий, фестиваль православных СМИ «Вера и слово» в этом году стал площадкой для демонстрации новых проектов медийной сферы. Особенно запомнилась презентация христианского YouTube-канала «Царъград», который за три недели присутствия в российском интернет-пространстве собрал более 4 миллионов просмотров! А во время знакомства со столичным FM-радио «Вера» я услышала от его руководителей, что они надеются при помощи необычного формата и новейших технических возможностей«вырвать» жителя современного мегаполиса из того темпа, в том числе и новостного, в котором он живет. Вот Вы, монах, как относитесь к современным технологиям в информационной сфере?
– Скажу так: тот монах современных технологий не боится, который не увлекается ими ради самих технологий, а использует их в своем служении. И при этом помнит, что техника на месте не стоит и должна отвечать возлагаемым на нее задачам. Конечно, приходится слышать возражения из уст некоторых людей: мол, вы Интернет защищаете и утверждаете, что интернет-технологии нейтральны. А между тем через Интернет столько всякой мерзости идет: и порнография, и азартные игры, и другие непотребства. Действительно, этот так, спорить нечего. Только я хочу заметить, что разрушительная сила зла может проникать и через книги, и через фотографии, и через газеты...
Любой технологический прорыв несет определенную опасность. В одной из передач «Слово пастыря» Патриарх Московский и всея Руси Кирилл говорил, что чем больше у человечества появляется новых возможностей, тем больше возникает и опасностей. Мне запомнилась такая логическая цепочка: в древности человек пользовался копьем или мечом. Он мог метнуть копье и убить им другого человека. Или зарубить его мечом. Со временем появился пулемет, с помощью которого всю роту можно на войне положить. Потом изобрели атомную бомбу – она может весь город уничтожить одним ударом. Примерно то же самое происходит и в информационной жизни: технические возможности средств массовой информации расширяются. И что из этого следует? Да только то, что мы должны как можно больше внимания уделять средствам защиты от греха и противодействия ему. А лучший способ обороны – наступление с помощью тех технологий, что сегодня доступны: радио, телевидение, интернет.
Я уже говорил журналистам, как можно защитить верующих от лживой, информационной провокации, мутным потоком выплескивающимся на нашу Церковь, ее архипастырей и пастырей, на паству. Поступать следует точно так же, как разумные родители, которые, защищая детей от простуды, не кутают их, не прячут от сквозняков, а укрепляют детям иммунитет, занимаются их закаливанием. В нашем случае это означает активизацию работы епархиальных и церковных СМИ, оперативную реакцию Церкви на возникающие вопросы и трудности, донесение до каждого гражданина живого слова Предстоятеля и архиереев Церкви. И, конечно же, доброе дело просвещения, развитие навыков работы в Интернете, содействие людям в их усилиях отличить пшеницу от плевел.
– Судя по работе VI Международного фестиваля «Вера и слово», насыщенной презентациями, дискуссиями, круглыми столами, секционными занятиями, выставками, активизация православных СМИ заметно растет. Что из фестивальных мероприятий Вас особенно заинтересовало? Что Вы посчитали наиболее важным для процесса дальнейшей активизации православных средств массовой информации?
– Разумеется, к особенно важным мероприятиям я отношу встречу со Святейшим Патриархом Кириллом в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя, его выступление и ответы на вопросы участников фестиваля. Это всегда бывает захватывающе интересно и чрезвычайно важно как для представителей православных СМИ, так и для наших гостей из светских изданий. (К примеру, со мной из Иванова на форум приехала молодая журналистка, редактор нашей областной газеты; полагаю, для ее духовного и профессионального становления как сам фестиваль, так и встреча с Его Святейшеством дали очень много).
Также назову в ряду стратегически важных событий презентацию проекта«Православный вестник», созданного Синодальным информационным отделом (СИНФО) с целью поддержки региональной православной прессы. Чтобы было понятно, обратимся к опыту светских изданий: газет «Труд»,«Аргументы и факты», «Комсомольская правда», – давно воплотивших в жизнь идею региональных версий. Эти издания имеют, допустим, Ивановскую версию, Нижегородскую, Ярославскую, Тверскую, Новгородскую и т. д. Теперь уникальный совместный проект Синодального информационного отдела с епархиями Русской Православной Церкви тоже набирает силу. Я знаю, что пилотно он запущен в 8 регионах. Присоединиться к нему, ежемесячно получая от СИНФО на безвозмездной основе готовый макет православной газеты (которую вы вольны использовать как для печати отдельного издания, так и в качестве тематической вкладки в любое другое СМИ), может любая епархия. Кстати, информация об этом на следующий же день после презентации проекта была размещена на сайте нашей Иваново-Вознесенской епархии...
– И последний вопрос, батюшка. Наверное, на примере Вашей жизни можно отчетливо, со всей ясностью увидеть, что значит человек услышал зов Божий и откликнулся на него всем сердцем. Вы приняли Православие в Америке, в Бостоне, а монахом стали в России, в провинциальном городе Иванове. Приезд в Россию – это тоже зов Божий, воля Божия?
– Точнее будет сказать – возвращение. Ведь во времена СССР я закончил отделение автоматизированных систем управления Московского института инженеров транспорта. А в Америке, правда, заочно – Свято-Троицкую Духовную семинарию в Джорданвилле (штат Нью-Йорк). Из США я уехал в сентябре 2000 года, спустя какое-то время после того, как Америка стала бомбить маленькую славянскую страну Сербию. Я почувствовал, что мне стыдно показывать свой американский паспорт. Приехав в Москву, пробыл в ней недолго. Где-то недели через две по благословению правящего архиерея владыки Амвросия (Щурова) (сейчас он на покое) направился в Иваново, поступил послушником в Свято-Введенский монастырь. Там и принял монашеский постриг, а в 2003 году был рукоположен в священнический сан. С того времени я служащий священник, священник исповедующий. Также преподаю в Свято-Алексиевской Иваново-Вознесенской Духовной семинарии и отвечаю с еще одним человеком, несущим послушание, за епархиальный сайт. Стараемся сделать его информационным и просветительским. Еще веду сайт http://СвященникОтвечает. рф/.
– Неудивительно, что Вас называют неутомимым миссионером. Мне, например, довелось слышать от самых разных людей, что Ваши статьи и книги, написанные в яркой публицистической форме, выступления на форумах, интернет-семинарах помогли им в духовных исканиях.
– Я рад этому, поскольку наше церковное дело – работа ради Христа и ради России.
Беседовала: Нина СТАВИЦКАЯ
Фото: Владимир ХОДАКОВ