Как пережить экономический, политический, социальный кризис? Как научиться принимать катаклизмы такого рода по-христиански — с упованием на Господа? Должен ли кризис чему-то нас научить? Эти вопросы мы задали Митрополиту Саратовскому и Вольскому Лонгину.
— Любой кризис сопровождается страхом и паникой. Как правило, тревожные ожидания и подавленность поселяются в людях надолго. Всему этому подвержены и люди верующие, знающие, казалось бы, что нужно уповать на Бога и молиться. Говорят: «Знаем, что нужно, но не получается…». Что же делать? Как для начала справиться с этим страхом?
— Наверное, в кризисных ситуациях страх за детей и близких естественен для человека. Но страх — это не обязательно паника. Вот паники у верующих людей не должно быть. Однако, что греха таить, значительная часть из нас ей все-таки поддается.
Здесь надо помнить вот о чем. Неправильно воспринимать веру в Бога как средство — способное человеку в чем-то помочь (достичь успеха, сохранить здоровье) или уберечь от всякого рода несчастий. Или как средство для развития в себе каких-то особых качеств: стойкости, внутренней силы… Задача Церкви ведь не в том, чтобы создать комфортные условия для жизни человека здесь, на земле, а в том, чтобы подготовить его к вечности. Но что интересно — как показывает опыт, меньше всего панике (как и прочим неблаговидным и душевредным поступкам) поддаются люди, которые наиболее близки к настоящему христианству.
Верующий человек — это не тот, кто выработал в себе непоколебимое спокойствие (и такие люди есть, но они всегда были очень редки), но тот, кто научился справляться с теми искушениями, напастями, бедами и скорбями, которые неизбежно посещают нас в течение всей жизни. Настоящий христианин постоянно борется с ветхим, падшим человеком внутри самого себя. Он стремится к Царствию Божию и помнит при этом, что Царствие Божие силою берется, и употребляющие усилие восхищают его (Мф. 11, 12). Если у человека есть такой навык борьбы с ветхим человеком, исправления себя в любых ситуациях, навык жизни по Евангелию, то тогда и в трудных жизненных обстоятельствах, пусть даже он и поколеблется какое-то время, но быстро придет в себя, сможет собраться с силами и жить дальше.
Паника — это чувство не только не христианское, но еще и абсолютно вредное с точки зрения здравого смысла. Ведь, собственно говоря, что главное в самых сложных, критических внешних условиях? — Суметь не потерять рассудка и самообладания. Это единственная возможность преодолеть тяжелую ситуацию, в конце концов, просто выжить. Поэтому любой человек, попавший в неприятные условия, должен, прежде всего, справиться с паникой и, осмотревшись, рассчитав свои силы, начинать что-то делать. Известное святоотеческое правило «пал еси — восстани, паки пал — и паки восстани» должно употреблять не только в отношении борьбы с ветхим человеком в самом себе, но и во всех жизненных обстоятельствах.
— Действительно, успокаивающие речи здесь бесполезны, а может быть, и вредны: человек должен понимать всю глубину ситуации, в которой находится. Сейчас кому-то приходится отказываться от вещей, которые стали уже привычными, но без которых вполне можно жить. Но острее всего чувствуют кризис те люди, у которых и не было больших денег, которые не ездили по заграницам и не питались деликатесами. Я, например, в день принимаю пригоршню таблеток. И вижу, что цены растут, и месячная цена этой пригоршни таблеток становится сопоставимой со средней зарплатой или пенсией. Конечно же, многим людям сегодня очень непросто.
Что может сделать Церковь и люди церковные? Мы много говорим о социальном служении Церкви, о благотворительности, о милосердии. И кризисные ситуации — это как раз то время, когда нужно переходить от слов к делу. В наши храмы ходит очень много людей, нуждающихся в помощи. В то же время среди прихожан есть и люди, которые пока еще могут эту помощь оказать. И мне кажется, первое, что может сделать Церковь,— помочь им найти друг друга. Сегодня не надо искать пострадавших где-то далеко, за пределами своего дома или храма. Есть возможность проявить свое христианское человеколюбие без каких-то формальностей, без сборов и объявлений. Кстати, еще до кризиса некоторые прихожане просили у меня благословения материально помогать тем, кто стоит рядом с ними в церкви. Это, наверное, тот минимум, которому может последовать значительная часть наших церковных чад. И я был бы рад благословить каждого, кто хочет и может оказать такую помощь ближним.
— Скорее всего, главная наша проблема в том, что благодаря Интернету мы непрерывно находимся на связи со всем миром. Но вот живой связи с Богом не чувствуем. Как можно укрепиться и возрасти в вере?
— Да, сегодняшняя ситуация показала, помимо всего прочего, правоту слов Священного Писания, которое призывает человека: Не надейтеся на князи, на сыны человеческие, в нихже несть спасения (Пс. 145, 3), и которое говорит о том, что непоколебимой стабильности в человеческой жизни нет и быть не может. Все, что кажется нам стабильностью,— лишь какая-то точка во времени: сегодня она есть, а завтра нет.
Раньше, когда жизнь человека была приближена к природе, он лучше осознавал свою зависимость от Бога. Земледелец, к примеру, всегда понимал: дал Бог дождь — все будет хорошо, нет — можешь остаться без урожая. А раз люди ощущали свою зависимость от Бога, они и молились крепче.
Сегодня человек живет с чувством, что у него все в порядке, ничего плохого с ним случиться не может, что он победил большую часть явлений природы, которые осложняли жизнь людей в прошлом. Но на самом деле нет ничего более наивного, чем такое отношение к действительности.
Как можно укрепиться в вере, почувствовать живую связь с Богом? Только постоянным личным усилием — не только в тяжелые времена, но и всегда. Знаете, когда случается неприятная ситуация или когда надо принять по-настоящему важное решение — тут-то человек начинает по-настоящему взывать ко Господу. Тогда он слышит ответ, и у него самого просыпаются более глубокие чувства к Богу. Но к таким отношениям с Богом — чтобы они не были формальностью, чтобы общение с Ним было не вычитыванием правила, а настоящей горячей молитвой — надо стремиться каждый день своей жизни, а не только тогда, когда трудно. На то, чтобы помочь человеку возрасти в вере, направлен весь строй церковной жизни. И конечно, надо стараться вырабатывать в себе навык постоянного памятования о Боге. Надо попробовать довериться Ему, помнить о том, что всё, что происходит в нашей жизни, нам дает Господь. И все, даже самые трудные ситуации, — ради нашего спасения.
— Наверное, в кризисные времена лучше всего обращаться к апостольским словам: …я научился быть довольным тем, что у меня есть. Умею жить и в скудости, умею жить и в изобилии; научился всему и во всем, насыщаться и терпеть голод, быть и в обилии и в недостатке. Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе (Флп. 4, 11–13). Научиться жить в изобилии — что апостол Павел имеет в виду?
— Да, удивительно точные слова; когда-то, на заре моей церковной жизни, они меня очень впечатлили. Действительно, это очень важное человеческое качество, которое нужно приобрести каждому, — умение жить в скудости и умение жить в изобилии. Что это значит?
Умение жить в скудости — это умение довольствоваться тем, что у тебя есть сегодня. Даже если вчера у тебя было очень много, а сегодня осталось мало, не делать из этого вселенской трагедии — не только из-за каких-то кулинарных изысков, но и из-за более серьезных вещей. Но это более или менее понятно, а что такое «уметь жить в изобилии»? Это умение довольствоваться малым, даже если у тебя много всего, и при этом не дрожать за свое имущество, боясь его потерять. Уметь жить в изобилии — это значит совершенно спокойно при необходимости переходить к состоянию жизни в скудости. Уметь щедро делиться с ближним. То есть это, прежде всего, способность сохранять в своем сердце свободу от того, что тебе принадлежит, оставаться хозяином, а не рабом того, что у тебя есть. Эти две добродетели неразрывно связаны, и они очень важны для каждого человека, независимо от того, кто он — миллионер из списка журнала «Форбс» или обычный пенсионер.
— Известный публицист Д. Соколов‑Митрич в своем блоге назвал Россию «страной сильных стариков и молодых нытиков». Действительно, мы очень жалеем себя. Нам дела нет до тех испытаний, которые пережили на своем веку наши родители, бабушки и дедушки, хотя у них многому можно было бы научиться. Наш взор обращен за границу, где мы бываем и где видим обеспеченную, спокойную, мирную, размеренную жизнь. И, скорее всего, у всех возникает вопрос: почему же мы не живем так? Кто виноват? Стоит ли искать тому причины, в том числе духовные? Ведь, скажем, в Ветхом Завете бедствия однозначно воспринимаются как кара Божия за грехи народа.
— Да, правда, мы очень жалеем себя. А почему не живем так, как за границей? Думаю, одна из главных причин — то, что Россия сделала сама с собой в 1917 году. Именно поэтому нормальное, естественное течение жизни было сломано. Много уже сказано о том, что события 1917 года в России — не случайность. Эти события готовились многими десятилетиями, они обусловлены, в том числе, и тем отношением к Церкви, которое распространялось в так называемом «прогрессивном обществе».
Но, с другой стороны, у Бога не бывает ничего бессмысленного. И волос с головы человека не падает без воли Божией. Поэтому бедствия, конечно же,— это кара Божия за грехи народа, но это иногда еще и попытка вразумить народ. Я думаю, что в отношении России и первое, и второе одинаково действенно.
Дай Бог, чтобы жизнь нашего народа вернулась в нормальную колею. Самое главное, чего нам не хватает,— это нормальной человеческой жизни хотя бы на протяжении двух поколений для того, чтобы зачатки того добра, что есть у нашего народа, могли бы возрасти и принести плод.
Что касается Европы — она живет вот так размеренно, спокойно, мирно тоже не так давно, может быть, на протяжении полувека. И думаю, сейчас вообще бесполезно как-то сравнивать и завидовать, потому что, как говорит интуиция, мирная, размеренная жизнь везде если не заканчивается, то колеблется, становится иной.
— Церковь молится о конкретных нуждах человека: есть такая форма частного богослужения, как молебен, где люди просят Бога и святых помочь им в том, что на данный момент необходимо в их жизни.
Что касается общей церковной молитвы — я тоже пережил нечто подобное. Когда я был иеродиаконом в Троице-Сергиевой Лавре, меня тоже посещало чувство, что какие-то прошения в молитвах богослужения давным-давно устарели. Меня даже немного удивляло прошение «о плавающих». Думаю: «Ну что это такое? Понятно, мореплавание было опасно в древние века — деревянные суда, никто не знает, вернется ли живым. Но не сегодня же, когда есть мощные современные лайнеры. Зачем мы молимся об этом?». И я хорошо помню, что очень скоро произошло крушение круизного судна «Новороссийск». Погибло огромное количество людей, у одного студента семинарии — вся семья… Меня это поразило: я вспомнил ту свою мысль, свое несерьезное отношение к той молитве. Оказывается, путешествовать и сегодня небезопасно — и плавать, и летать…
Действительно, завтра с нами может быть все что угодно. Спокойная жизнь очень расслабляет человека: кажется, что наступило, наконец, время непоколебимой стабильности — ешь, пей, веселись (Лк. 12, 19)… Но нет! И вновь и вновь оказывается, что Церковь все это время молится о тех вещах, которые просто ждут своего часа и в любой момент могут стать испытанием для нас. Христианину не надо поддаваться чувству самоуспокоенности, в жизни надо быть готовым ко всему. Но надо помнить и о том, что Церковь постоянно молит Бога о милости к каждому человеку, ко всему человечеству. И очень важно искренне и осознанно молиться за богослужением вместе с ней.
— Для каждого человека, помимо каких-то общественных потрясений, неизбежны тяжелые переломные моменты в собственной жизни — прежде всего, болезни и смерть близких, и самое трудное — момент встречи с собственной смертью. Можно ли и нужно ли к этому готовиться и как?
— Не просто можно, но и нужно. Собственно говоря, одной из целей христианской жизни можно назвать подготовку к смерти, за которой последует встреча с Богом. Одна из самых известных книг архимандрита Рафаила (Карелина) так и называется: «Умение умирать или искусство жить». Подлинно христианская кончина, о которой мы молимся на каждом богослужении — безболезненная, непостыдная, мирная,— это то, что надо еще заслужить всей своей жизнью. Помнить о смерти трудно, но необходимо: «Помни последняя твоя, и вовек не согрешишь», как говорили святые отцы.
Вообще, память смертная является фундаментальной частью веры в Бога, потому что у человека, который помнит о смерти, и в жизни присутствует подлинная иерархия ценностей. Он никогда не будет считать целью то, что ею не является. Помнить о смерти — это значит помнить и о вечной жизни, о своем предназначении здесь, на земле, которое гораздо выше, чем просто прожить еще один день в спокойствии и сытости.
— Лично мне тогда, когда страшно, помогают подтянуться известные слова: «Бог не любит боязливых». А что помогает в тяжелые моменты Вам?
— Я бы не согласился с этой фразой, потому что Бог любит всех, и всех принимает, даже боязливых, трусливых. Мы часто боимся того, чего бояться не стоит (по слову Псалмопевца: тамо устрашишася страха, идеже не бе страх (Пс. 52, 6)). Не надо только, как я уже сказал, полностью отдаваться этому страху и отчаиваться. Что меня поддерживает в тяжелые моменты — наверное, навык. Чувство, что надо жить, надо делать свое дело, а уж что будет дальше — в воле Божией.
Журнал "Православие и современность" № 32
(48)
Наталья Горенок