Москва, 26 сентября 2015 г.
24 сентября 2015 года в Покровском ставропигиальном женском монастыре Москвы завершила работу Международная богословская научно-практическая конференция «Монашество Святой Руси: от истоков к современности», сообщет Патриархия.ru.
В этот день в президиуме присутствовали: митрополит Саранский и Мордовский Зиновий;архиепископ Сергиево-Посадский Феогност, председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству; епископ Лидский и Сморгонский Порфирий, председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству Белорусского экзархата; епископ Борисовский и Марьиногорский Вениамин; игумения Иулиания (Каледа), заместитель председателя Синодального отдела по монастырям и монашеству, настоятельница Зачатьевского ставропигиального женского монастыря Москвы; игумения Феофания (Мискина), настоятельница Покровского монастыря.
Открывая работу секции «Жизнь монастыря в современном мире», игумения Иулиания сказала, что темы докладов были сформулированы на основании вопросов, поступивших из епархий в Синодальный отдел.
Весьма актуальной проблемой является сегодня присутствие в монастырях продуктов новейших технологий и прежде всего современных средств связи. В докладе, посвященном вопросу соотношения современных технологий и отречения от мира,архиепископ Берлинско- Германский и Великобританский Марк обратил внимание на тот факт, что как во все времена, так и теперь монахи пользуются техническими средствами, но в наши дни многократно увеличивается опасность попасть в зависимость от них, утратить душевный мир и молитвенный настрой. Однако, поскольку целый ряд послушаний сегодня невозможно исполнять, в частности, без компьютера, архиепископ Марк предложил ряд практических мер, ограничивающих его негативное влияние на жизнь иноков.
Игумен Петр (Мажетов), настоятель Свято-Косьминской мужской пустыни (Екатеринбургская епархия), в своем выступлении осветил тему отношения монахов к родственникам, представив вниманию аудитории богословский, аскетический и эклесиологический аспекты понимания этой проблемы и возможные пути ее разрешения.
Архимандрит Порфирий (Шутов), наместник Спасо-Преображенского Соловецкого ставропигиального мужского монастыря, в своем докладе «Взаимоотношения между монастырями: значение и формы общения» напомнил собравшимся основы библейско-богословского учения об общении и рассказал, какие формы общения необходимы монастырям в наше время, какие желательны и какие допустимы.
Игумения Феоксения, настоятельница монастыря иконы «Живоносный источник» Хрисопиги в Ханье (о. Крит, Греция), передала участникам конференции благословение Патриарха Константинопольского Варфоломея. В своем выступлении «Исполнение обета отречения от мира в условиях взаимодействия с миром» игумения предложила собравшимся святоотеческий взгляд на кажущееся противоречие, обозначенное в теме доклада. Святые никогда не остаются безучастными к человеческой боли. «Удаляясь от мира, монах должен быть другом каждому человеку, сострадать беде каждого. В этом тайна монашеской жизни», — сказала игумения Феоксения.
О том, как найти золотую середину в вопросе духовного образования и внутреннего делания монашествующих рассказала собравшимся игумения София (Силина), настоятельница Новодевичьего женского монастыря в Санкт-Петербурге. В своем выступлении игумения поделилась пониманием того, каким образом должен складываться процесс образования монашествующих. Подлинное постижение богословской науки монахом происходит в результате сочетания интеллектуальной деятельности с очищением сердца от страстей, в послушании игумену, в смирении и кротости души. «Отвлеченное рациональное знание, — отметила игумения София, — лишается жизненной силы».
По завершении обсуждения докладов работа конференции продолжилась в формате круглых столов, организованных отдельно для игуменов и игумений монастырей, по теме «Отеческое (материнское) отношение к братии (сестрам) и управление монастырем».
Заседание круглого стола для игуменов монастырей возглавил епископ Борисовский и Марьингорский Вениамин.
Вначале был заслушан доклад наместника Псково-Печерского мужского монастыря архимандрита Тихона (Секретарева), посвященный святым обители и возможности прославления и канонизации Печерского духовника архимандрита Иоанна (Крестьянкина).
Затем участники круглого стола приступили к обсуждению многих актуальных вопросов современной монашеской жизни, в том числе таких как сочетание игуменом монастыря доверия к братии и контроля над ними, а также критериев оценки игуменом своего управления монашеским братством.
Мнения заседавших по данным проблемам разделились: некоторые игумены высказались за систематический контроль над насельниквми монастыря в духе Евангельской любви со стороны благочинного обители и специально учиненных братий, поскольку наместник отвечает за вверенных ему чад пред Богом. Большинство же присутствующих посчитали, что само понятие «контроль» в узком его понимании как термина административного, неприемлемо в данной ситуации. Более уместно оперировать понятиями духовный надзор и духовное попечение, пастырское окормление и воспитание, которые предполагают взаимное духовное доверие братии и игумена обители. Предполагается, что в этом случае будет осуществляться духовное возрастание насельников и наместника обители. И, конечно же, личный пример игумена и его молитвенный настрой должны являться духовным ориентиром для братии.
В завершение работы круглого стола участники обменялись впечатлениями о прошедшей конференции и поддержали предложения, внесенные председателем Синодального отдела по монастырям и монашеству по совершенствованию организации монашеских конференций.
Круглый стол для игумений возглавила игумения Иулиания (Каледа). Участницы обсудили вопросы, связанные с необходимостью духовного единства, доверия и послушания насельниц обителей игумениям; поделились опытом решения насущных проблем монастырской жизни.
Завершая работу конференции, участники выразили глубокую благодарность Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу за благословение провести эту конференцию.
В форуме приняли участие девять архиереев, 53 архимандрита и игумена, 73 игумении и 47 монашествующих, 192 участника более чем из 80 епархий Русской Православной Церкви из Росии, Украины, Белоруссии, Молдавии, а также игумены и игумении монастырей Греции, Кипра, Русской Православной Церкви Заграницей.