Игуменья Арсения возглавляла Усть-Медведицкий Спасо-Преображенский женский монастырь во второй половине XIX – начале XX века и кроме уникальных храмов, выстроенных в этот период, оставила бесценное духовное наследие. Все документы для прославления игуменьи Арсении в лике святых уже отправлены в Священный синод РПЦ. Как шла подготовка к этому событию и чем живет обитель сегодня, выяснила корреспондент «Русской планеты».
На пути к прославлению
Идея о канонизации, пожалуй, самой известной настоятельницы в истории Усть-Медведицкого Спасо-Преображенского монастыря, основанного на берегу Дона в XVII веке, возникла у действующей игуменьи — Георгии, которая возглавила обитель в Серафимовическом районе Волгоградской области более 10 лет назад. Сведения о чудесах и исцелениях собирали за период новейшей истории монастыря, примерно с 2002 года, — так легче было получить необходимые документальные свидетельства.
– Одни от радости сами нам сообщали о чудесных избавлениях от болезней, других мы просили писать нам о таких случаях по электронной почте, — рассказывает сестра обители, матушка Онуфрия. — Потом мы связывались с людьми, которые согласились с нами работать, ведь это настоящий труд — надо свои дела отложить и ходить по врачам, собирать справки, подтверждающие факт выздоровления.
– Она привозила нам медицинские выписки, мы их откопировали, — говорит матушка Онуфрия. — И сейчас навещает нас, каждый раз благодарит сестер за молитвы. Недавно приезжала, помогала нам управляться на огороде.
Еще один пример — исцеление маленькой Пелагеи из Городища (городского поселения под Волгоградом). Она родилась с двойным пороком сердца и ишемией мозга. В более взрослом возрасте врачи предлагали девочке сделать операцию, но до этого ей нужно было жить на медикаментах.
– Пелагея приезжала сюда с мамой и крестной, вместе они молились в пещере у камушка, через некоторое время два порока затянулись, — рассказывает моя собеседница. — Сейчас она уже пошла в школу, поет в хоре, у нее все хорошо, семья стала ходить в храм. Этот факт мы тоже включили в документы, которые передали в Синод. Там врачи уже будут отсеивать, оценивать. Сложность заключалась в том, что не каждый случай подходит для такой серьезной процедуры, как канонизация. Например, одна женщина делится с нами радостью: «У меня муж пить бросил!» Мы за нее, естественно, рады, но это же на рентген не снимешь, а там нужны доказательства, медицинские справки. Слава Богу, чудесных случаев исцелений, которые мы смогли подтвердить документально, набралось в достаточном количестве.
В сентябре все необходимые документы, включая подтвержденные факты исцелений и жизнеописание игуменьи Арсении, составленное ее современниками, с благословения епископа Урюпинского и Новоаннинского Елисея передали в Синод Русской православной церкви. Когда будет получен ответ и каким он будет, предполагать пока сложно. Комиссия по канонизации святых собирается дважды в месяц и за одно заседание рассматривает одно-два дела, так что решение о канонизации может затянуться не на один год. В случае, если документы будут отправлены на доработку, в Усть-Медведицком монастыре готовы дополнить бумаги необходимыми сведениями.
Пока к святым Русской православной церкви причислен единственный подвижник из Волгоградской области. В 2006 году был канонизирован как священномученик Николай Попов из хутора Верхнегнутов в Чернышковском районе Волгоградской области, в 1919 году священника казнили по решению революционного трибунала.
Наследие игуменьи Арсении
Игуменья Арсения, в миру — Анна, происходила из старейшего в области рода Себряковых. Ее отец, помещик Михаил Васильевич Себряков, имел должность штабс-ротмистра, числился казначеем Войска Донского, был на хорошем счету у Екатерины II. В 1850 году в возрасте 17 лет по собственному желанию Анна Себрякова поступила в Усть-Медведицкий монастырь, а через 14 лет возглавила его. За 40 лет правления игуменьи Арсении были построены новые храмы, созданы училище и иконописная мастерская при монастыре, сама настоятельница активно занималась благотворительностью и просветительской деятельностью.
Со времен матушки Арсении, в свое время уважаемой далеко за пределами области Войска Донского и соседней Царицынской губернии, до наших дней дошел уникальный исторический памятник, восстановленный в период новейшей истории Усть-Медведицкого Спасо-Преображенского монастыря. По сути, это трехуровневый храмовый комплекс. Верхний уровень — храм Казанской иконы Божией Матери, который возводился при игуменье Арсении с 1875 по 1885 год и чудом уцелел во время ожесточенных боев Великой Отечественной войны на берегу Дона.
В советские годы на территории монастыря располагались детская колония, электростанция, склад зерна и пионерлагерь. Все это время храм оставался заброшенным, а уникальные колонны из итальянского мрамора, доставленные в XIX веке из Италии, были осквернены надписями. Во время реставрации их почистили, но царапины и следы въевшейся краски видны и сегодня. Сейчас в светлом и просторном храме, вновь освященном в сентябре 2012 года, проходят праздничные богослужения.
Прямо под Казанским собором находится храм преподобного Арсения Великого 1888 года постройки, восстановленный в 2002 году. Он расположен в цокольном этаже здания и почти не имеет естественного освещения, в полумраке здесь проходят постовые службы. Именно в этом храме находился склеп игуменьи Арсении, когда в 1905 году гроб с ее телом доставили из Сарова. Настоятельница скончалась на 73-м году жизни во время паломничества на торжество прославления преподобного Серафима Саровского.
По свидетельству сестер разоренного монастыря, работники электростанции, которая располагалась здесь с 1936 года, хотели разграбить могилу игуменьи. Известно, что она была похоронена со всеми реликвиями, среди них были кресты с драгоценными украшениями: от императора — за вклад в развитие монастыря, а также преподнесенный послушницами по случаю 35-летнего юбилея управления обителью. Но рабочим не удалось исполнить свои намерения, а мощи игуменьи забрали и укрыли монахини, жившие в то время в городе Серафимовиче. Последняя из свидетельниц тех событий скончалась в 1981 году. Где теперь находятся мощи матушки Арсении, неизвестно. Несколько раз насельницы современной обители пытались разыскать ее захоронение на территории монастыря, но все они оказались безуспешными.
– Мы все этого момента ждем, когда чудом Божиим матушка Арсения себя откроет, но, видимо, еще не время, — делится сестра Онуфрия. — Матушка Георгия нам говорит, что мы еще не готовы, что мы должны еще над собой поработать. Для нас это было бы, конечно, событием вселенского масштаба.
Из нижнего храма открывается путь в пещеры, вырытые под землей игуменьей Арсенией вместе с другими монахинями по образцу Киево-Печерских. Их протяженность 365 м, стены, пол и потолок зацементированы, температура под землей и летом, и зимой около +8 градусов. По замыслу игуменьи, пещеры символизируют путь Христа на Голгофу и страдания Божией Матери в дни Страстной седмицы.
– В духовном плане пещеры — это сердце обители, — говорит матушка Онуфрия. — Сначала были восстановлены пещеры, потом нижний храм, потом верхний. В 90-е годы, когда монастырь стал возрождаться, в то время он был еще мужским, отсюда несколько КАМАЗов мусора вывезли. В советские годы пионеры в подземелье играли в казаки-разбойники, а место святое, и они тут терялись, выйти не могли, всякое было. Сейчас часть пещер закрыта для посетителей — речь о тех ходах, которые уже без матушки Арсении копали сестры.
В подземной келье лежит одна из главных святынь монастыря — по преданию, принадлежавший игуменье Арсении камень Слез и покаяния с отпечатками коленей и ладоней. При ее жизни о нем никто не знал, а обнаружили артефакт в 70-е годы под слоем мусора местные жители, которые начали расчищать пещеры. По свидетельству сестер разоренного при советской власти монастыря, во время усердной молитвы на этом камне матушке Арсении явилась сама Богородица.
– Камень изучали специалисты, но порода его до сих пор не установлена, — рассказывает сестра Онуфрия. — Происхождение следов также не смогли объяснить научно, структура камня изменена так, будто он был расплавлен. По всей видимости, это было какое-то сверхъестественное благодатное воздействие.
Известно, что матушка Арсения хотела жить затворницей в вырытых ею пещерах до конца жизни, но монастырь под ее руководством процветал и архипастыри Дона не позволили ей совсем удалиться от земных обязанностей, чему она беспрекословно покорилась как высшей воле. Под землей матушкой Арсенией был даже ископан пещерный храм, в котором игуменья помолиться уже не успела.
Матушка Аресения, моли Бога о нас.
Торжества по случаю прославления Серафима Саровского проходили в 1903 году.