Плач Иеремии

VI век до Рождества Христова. Появляется «Плач Иеремии» – ветхозаветная пророческая книга, горькое свидетельство войны, уничтожения Иерусалима, пленения еврейского народа. И источник надежды, что эти страдания имеют смысл. 1950-е годы. Великий русский композитор Игорь Стравинский пишет сочинение «Плач Иеремии», вкладывая в эту музыку всю боль осмысления страшных событий XX века в России. И надежду, что эти страдания не напрасны.

Игорь Стравинский Игорь Стравинский

Пророчество от… композитора

Игорь Федорович Стравинский большую часть жизни был вынужден прожить вне Родины, формально, при этом, не будучи эмигрантом: он находился на гастролях, когда началась Первая мировая война, и он просто не смог вернуться.

«Плач Иеремии» Стравинский написал в 1950-е годы. Но он вынашивал его многие годы, так что конкретный год его написания ни о чем не говорит. «Плач» – это его осмысление ХХ века: русской эмиграции, мировой истории, русской истории…

Каждая строфа плача начинается с буквы еврейского алфавита: 22 буквы – 22 строфы в главе. Зачем?

В основе его оратории лежит библейский текст. В оригинале «Плач» написан акростихом: каждая строфа начиналась с буквы еврейского алфавита: 22 буквы – 22 строфы в главе. В переводах с древнееврейского на другие языка, в том числе и на церковнославянский, этот принцип нельзя было выдержать, и потому в начале каждого стиха просто ставили название соответствующей буквы: алеф, бет, гимель…

Загадка еврейского алфавита

Писать акростихом – сложная техника. Почему Иеремия занимается такими литературными изысками? Произошла национальная катастрофа, враги захватили Иерусалим, разрушен Храм, большую часть населения угнали в плен… Он оплакивает трагедию еврейского народа, – и вдруг, такие упражнения в изящной словесности.

Обратим внимание на два момента. Современникам Иеремии известно было покаянное изречение: «Я согрешил от алефа до тава». Алеф – первая буква еврейского алфавита; тав – последняя. «От алефа до тава» – то же самое, что «от альфы до омеги». То есть нарушил всё, что можно, все буквы закона.

Но есть в алфавитном построении Плача еще и более глубокий пласт. Как возник алфавит? Распространенная версия такова: в его основе – греческий алфавит, а к грекам он попал из Финикии. Когда археологи раскопали финикийский город Угарит, они в нем нашли первые памятники, написанные этим алфавитом.

Но современные лингвисты выдвинули иную версию: в основе – алфавит еврейский. Потому что, скажем, в греческом языке названия букв «альфа», «бета», «гамма» ничего не значат – это пустые сочетания звуков. А в еврейском это слова-понятия – память о египетских иероглифах, каждая буква – это определенный символ. Алеф означает «бык», гимель – «верблюд» (она такая «горбатая», эта буква), бет – «дом»… То есть все буквы еврейского алфавита несут смысловую нагрузку.

Время появления алфавита приблизительно совпадает с исходом из земли египетской. И вот вопрос: можем ли мы предположить, когда именно появилась первая алфавитная запись? Да. На скрижалях Завета! Господь Своей рукой на камне пишет первые буквы.

В Египте образованные евреи пользовались, конечно, иероглифами – египетским письмом. Но иероглифы были грамотой не для всех. Может быть, простой народ и мог их понимать, но это не было письмом для обычной жизни, бытовых нужд. Всё-таки иероглифическое письмо – сложная наука. Да и громоздкое оно: книгу написать, используя иероглифы, было очень тяжело. Когда строили гробницы фараонам, богатым и знатным людям, на них высекались, красиво выписывались, надписи, и это был трудоемкий, долгий процесс.

Иероглифическая письменность была не очень удобной, особенно для странствующего по пустыне народа. Поэтому Господь и дал людям алфавит. Ведь гораздо быстрее можно записать что-то буквами, чем символами. Алфавит делает и чтение доступным. Каждый ребенок может довольно рано научиться им пользоваться. Так что это была своего рода революция. Может, потому до Моисея и не было книг, что не было алфавита. Иов, который был ровесником Моисея (или несколько старше: судя по комментариям к славянской книге Иова, он был пятым от Авраама), пишет: «Было бы мне позволено, я бы резцом железным написал свою книгу». Первую книгу напишет – именно напишет – Моисей, потому что получает для этого инструмент от Господа – алфавит.

Фото: В.Ходаков / Expo.Pravoslavie.Ru Фото: В.Ходаков / Expo.Pravoslavie.Ru

Но что еще более важно, чем простота и доступность, – алфавит интернационален. Скажем, вряд ли широкие слои населения в Египте смогли бы читать шумерские или аккадские надписи, и, наоборот, кто-то из других народов – египетские иероглифы. Вся письменная культура того или иного народа оставалась внутри него и очень часто – внутри жреческого, ученого сословия. А алфавит стал основой письменности у многих народов: финикийский, греческий, римский, арабский, грузинский, армянский, кириллица – все эти алфавиты восходят к еврейскому.

«Идите и научите»

Господь дает такой инструмент, как алфавит, чтобы слово Божие было перенесено во все народы мира

Во времена Ветхого Завета еврейский народ был народом-священником. Избранность Израиля заключалась не в том, что он лучше всех (но умные люди ее так и не воспринимали, а, наоборот, понимали, что должны всем служить). Его задача – служение Богу и служение людям. Израиль должен был привести в Царство Божие в конце концов всех – это была его миссия на земле как народа. И для этого Господь дает такой инструмент, как алфавит, – чтобы слово Божие было перенесено во все народы мира. Так и произошло.

С возложенной на него миссией Израиль поначалу хорошо справлялся. Особенно в свой «золотой век», при Давиде и Соломоне, когда все правители мира приезжали к ним, чтобы поучиться мудрости. Но не их личной мудрости – не тому, как Соломон умеет сосчитать что-то сложное, найти общий язык с животным миром, управлять государством, хотя и это очень полезно было узнать, а в первую очередь, конечно, расспросить его о Боге. Как и царица Савская, которая приехала поучиться мудрости истинной.

И вот, когда Иеремия плачет таким странным образом, он напоминает еврейскому народу об удивительном чуде, которое ему даровано: алфавите. Он говорит: вы сейчас – в рабском виде, в рубище, уже не как при царе Давиде и царе Соломоне, но Господь попустил это, потому что вы пойдете в рассеяние, во все цивилизации.

Микеланджело. Плач Иеремии Микеланджело. Плач Иеремии

Иеремия говорит своему народу: «Вы понесете с собой чудо нашего Бога, вы, будучи рабами, беженцами, бездомными странниками, пойдете прославлять Бога. Радуйтесь!» Горе евреев не будет долгим, через 70 лет кончится плен, как говорит Иеремия в своем пророчестве. Поэтому плач его – одновременно и утешение, и объяснение, почему всё это произошло. «Вы как народ утратили свою миссию, вы перестали быть примером для всего мира, – говорит пророк. – Божий храм, который Господь дал разрушить врагам, перестал нести миру свет из-за вас. Но шанс у вас по-прежнему есть. Идите и научите все народы вере в единого Бога».

Стравинский так же осмыслил феномен русской эмиграции. И действительно, когда был разрушен «наш Иерусалим», то русским людям удалось сделать то, что не удавалось до этого. Мы всегда хотели въехать куда-то с шашками на конях, а тут… Русские, попав в эмиграцию, стали собираться вокруг храмов. Это были «кусочки» Родины. И мир вдруг открыл, что существует Православие, заметил его, заинтересовался им.

Ведь прежде Православие воспринималось как что-то дремучее, отсталое, как некая секта. Кроме специалистов-религиоведов, никто им не интересовался. И вдруг мир увидел красоту Православия! Конечно, не сразу это произошло. Но сегодня интерес к Православию дошел до такого уровня, что уже Папа Римский говорит: «Нам надо очень серьезно изучать тот опыт, который сохранила Восточная Церковь», – я не слово в слово передаю его мысль, но он говорил об этом.

Он пророчествовал: «вавилонский плен» русских завершится в 1987 году. Так и вышло!

«Плач Иеремии» Стравинского был утешением для русских верующих, Игорь Фёдорович как бы говорит: эмиграция, советская власть – это вавилонский плен, Церковь Христова – Новый Израиль – повторяет историю Ветхого Израиля. И через 70 лет, как некогда восстановился Иерусалимский Храм, будет восстановлен и Храм Русской Церкви.

Не один Стравинский так думал, многие писатели, поэты, церковные деятели ждали конца советского плена. Но всё равно произошло это неожиданно: разрешение Церкви открыто отпраздновать 1000-летие Крещения Руси было чем-то невероятным, чудом! Хотя этого ждали – ждали, что закончится кошмар безбожия на нашей земле, – через 70 лет.

Дмитрий Менделеев

23 декабря 2015 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Баронесса фон Дрейер: «Невероятно, я в России!» (+ФОТО) Баронесса фон Дрейер: «Невероятно, я в России!» (+ФОТО) Баронесса фон Дрейер: «Невероятно, я в России!» (+ФОТО) «Невероятно, что со мной все это происходит! Я в России»
Баронесса Ирина фон Дрейер побывала в Сретенском монастыре (+ФОТО)
Последний раз ступавшая по русской земле в 1920 году, еще до исхода Белой Армии из Крыма, баронесса Ирина фон Дрейер вернулась в Москву, где родилась 100 лет назад – 15 декабря 1915 года. 17 декабря она посетила Сретенский монастырь и семинарию.
Дорога домой. Из цикла «В пределах Запада» Дорога домой. Из цикла «В пределах Запада»
Прот. Павел Недосекин
Дорога домой. Из цикла «В пределах Запада» Дорога домой
Из цикла «В пределах Запада»
Протоиерей Павел Недосекин
Юрий Святославович Шалькевич в жизни прихода занимал особое место. Во-первых, он посещал все богослужения. А ещё он никого не осуждал. И даже и не возмущался ни на кого.
Цитата из Иеремии Цитата из Иеремии
Протоиерей Андрей Ткачев
Спросил однажды Господь: «за кого люди почитают Меня, Сына Человеческого?». И услышал в ответ: «одни за Иоанна Крестителя, другие за Илию, а иные за Иеремию, или за одного из пророков»
Комментарии
Lyudmila Toll27 января 2016, 06:00
низкий поклон Дмитрий пошлю сейчас моим подругам сестрам во Христе
так радостно читать такое
ощущаю себя сопричастной меня касается это! я раба Божия
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу
Алилуйя!
Катя 1 января 2016, 22:58
Спасибо! Очень интересная и познавательная статья. Толкования Нового завета немного читала, а вот с Ветхим заветом знакома совсем слабо. Благодарю за помощь в осмыслении его.
Наталия27 декабря 2015, 20:58
Хочу просто заметить, что самая неизученное явление в лингвистике - это сакральное происхождение алфавита. Еврейский алфавит дан Самим Богом евреям, и его 22 буквы дают бытийные, жизненные смыслы, как уже писал автор: бет -дом....Второй алфавит, из сохранившихся доныне, данный Богом через преподобных Кирилла и Мефодия - кириллица, где Аз, Буки, Веди...и другие буквы алфавита несут сакральный смысл взаимоотношений человека с Богом, несут смысл духовного бытия человека. Поэтому кириллица осталась в нашей Церкви, как богослужебный язык. Язык, до которого нельзя дотрагиваться и переделывать. Это язык Бога. Таким образом, в мире сохранились два Божественных языка: еврейский и церковно-славянский. Греческий, латинский и др. уж не говорю об английском - это всё модификации еврейского алфавита, приспособленные к другим народам.

А "желание с шашками наголо" куда-то там, это такой миф, который используется людьми, очень плохо знающими русскую историю и русский народ. Как показывает наша история, обычно не мы с шашками, а к нам...
Иоанна АБ25 декабря 2015, 12:03
Думаю, с "шашками" имеется в виду не Александр Невский, конечно же, а то обстоятельство, что каких-то 100 лет назад русские вошли победителями в Париж после разгрома Наполеона; теперь же, в роли эмигрантов, они оказались в униженном положении, потерявшие Родину, нищие, раздавленные. Такой расклад, конечно, очень чувствительно воспринимался эмигрантами, тем более, что среди них было немало военных.
Татиана25 декабря 2015, 11:48
Спасибо автору за замечательную статью. Она ценна и сама по себе, а также и тем, что вызвала столько содержательных откликов.
Иван24 декабря 2015, 19:11
Отличная, глубокая статья. А что тут так некоторые возмутились по поводу желания "с шашками на конях"? Так ведь действительно, это шапкозакидательство очень даже имело место быть. Вспомните начало Первой Мировой - какой подъем такого вот ура-патриотизма! Почему "ура"? Да потому, что все те, кто в 14-ом громче всех кричал "бей немцев" и "шапками закидаем", в 17-ом уже кричали "штыки в землю" и прикалывали к груди красные банты. Вспомним хотя бы ура-патриотические вирши того же Маяковского, образца 1914-го года. Более того, это "с шашками на конях" и сейчас очень даже имеет место быть. При том, что даже все равно кого и как закидывать. И то, что некоторые так агрессивно и нервно отреагировали именно на этот пассаж про шашки и коней, как раз и подтверждает его правильность...
Эмигрант24 декабря 2015, 18:56
Спасибо за очень хорошую статью! Радует, что есть такой постоянный автор. Продолжайте в том же духе.
С уважением,
Лариса Воронина24 декабря 2015, 09:56
Александр23 декабря 2015, 13:00 Полностью согласна со всеми тезисами, у меня за них тоже глаз зацепился. Пожимала плечами всю статью: это что? а это к чему? Пассаж про шашки вообще не ясен - ради красного словца? Да и с еврейским алфавитом автор что-то намудрил... Не следует так буквально трактовать драматургию. Творчество (музыка, поэзия… журналистика) предполагает гиперболу, то есть чрезмерное преувеличение с целью усиления эффекта. Из личного опыта скажу, что лирику нужно быть немного физиком, тогда КПД существенно повышается. Поверхностная восторженность вызывает лишь соответствующие кратковременные эмоции. А толковые аргументы оседают в багаже знаний.
Сергий. Кострома.23 декабря 2015, 21:36
Како воспоем песнь Господню на земли чуждей? ( Пс. 136)
Советский плен. Но песни там так радостно звучали.
Алешка23 декабря 2015, 18:47
Как любит нас Господь наш! Господи спаси всех наших родных, всех читающих эти строки, подскажи и вразуми, прости если не понимаем Твоего милосердия сразу, прости за ропот, прости, что не удерживаем Твои дары, но Ты, любящий Отец наказываешь нас и снова милуешь.
Наполни, пожалуйста, сердца наши Твоим светом и Любовью Твоей, созижди из нас благоугодные Твои сосуды имиже веси судьбами.
Спасибо Тебе Господи, что вытащил меня со дна ада и не оставляешь!

Ты создал нас для Себя и мятется сердце наше доколе не успокоится в Тебе - блаж.Августин.
Иоанна АБ23 декабря 2015, 18:33
Прежде всего сами эмигранты (многие из них) открыли для себя православную веру. Борис Зайцев в мемуарах писал, что его имение было в нескольких километрах от Дивеева, так они ни разу там не были. Это же для простонародья... А вот в Париже оценили, чтО потеряли. Действительно, при всех своих склоках эмигранты объединялись вокруг Церкви. Александр, я не увидела в статье преувеличения роли эмиграции. Но согласна с вами, что в самой России сохранить веру было куда труднее, чего эмиграция не понимала. Новомучеников Зарубежная Церковь канонизировала раньше, но считала их почему-то исключительно СВОИМИ. А вот мученичества (в том числе бескровного мученичества) в самой советской России видеть не хотела...
Сергий23 декабря 2015, 16:04
Заступлюсь за автора. Статья выстроена логично. Ясное дело, что это не канон, а личное мнение автора. Но мысли интересные. И параллели проводятся любопытные про 70 лет, про изгнание народов с родной земли в разные времена, и про их предназначение на чужбине, которое стало понятно много позже. Я не историк и не могу судить, что Запад знал о православии в 20-м веке. Но, именно в этом веке была создана РПЦЗ и построены храмы, появились подвижники православия из иных народов.
Александр23 декабря 2015, 13:54
Какое ощущение от написанного? Как-то надергано в кучу разных мыслей и нет связующего начала...
Это все можно воспринимать, конечно, как частное мнение автора. Но какое-то неоформленное. И с чего это автор взял, что Православие "воспринималось как что-то дремучее, отсталое, как некая секта"? Кем воспринималось? Когда воспринималось? И откуда у автора такое представление, что "Мы всегда хотели въехать куда-то с шашками на конях"? Вот интересно, "мы" здесь - это кто? Александр Невский? Дмитрий Донской? Суворов? Нахимов? И опять вот эта преувеличенная роль русских эмигрантов в сохранении Православия... А ведь сохранить его в тех условиях гонений, тюрем, лагерей, информационного прессинга - куда как сложнее... Да, одни уехали, а другие несли свой крест здесь...
Как-то вот так.
Такое ощущение, что статья изначально написана для какого-то зарубежного издания.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×