Ансельм Кентерберийский

Как вывести бытие Бога через понятие Бога?

Как была сформулирована популярная в западном богословии «юридическая теория искупления»? Кто первым привел онтологическое доказательство бытия Бога и в чем его суть? И почему, опираясь на понятие, например, о Деде Морозе, нельзя с помощью онтологического аргумента доказать существование этого сказочного персонажа? Рассказывает Виктор Петрович Лега.

Ансельм Кентерберийский. Витраж. XIX в. Ансельм Кентерберийский. Витраж. XIX в.
    

Первым действительно крупным богословом и философом эпохи схоластики принято называть Ансельма, архиепископа Кентерберийского. Он известен не только как святой Католической церкви, но и как автор так называемой «юридической теории искупления», принятой Католической церковью, а также и некоторыми православными богословами.

«Второй Августин»

Ансельм Кентерберийский (1033–1109) родился в небольшом итальянском городке Аоста. После смерти матери он покинул родные места, несколько лет странствовал; попав на север Франции, в Нормандию, остался здесь, поступив в бенедиктинский Бекский монастырь. Бенедиктинский монашеский орден в Католической церкви известен как орден с довольно строгим монашеским уставом. Девиз этого ордена: «Трудись и молись». Так что выбор монастыря уже говорит о духовных склонностях Ансельма. Возможно, на выбор повлиял и тот факт, что в середине XI века Ланфранк, бывший тогда настоятелем монастыря, основал в нем знаменитую монастырскую школу, в которой Ансельм обучался семи свободным наукам.

В 1078 году он становится аббатом – настоятелем Бекского монастыря, а в 1093 году его назначают в Кентербери епископом – после кончины Ланфранка, более 20 лет возглавлявшего эту кафедру. Ансельм противился назначению на Кентерберийскую кафедру: тихая жизнь в монастыре, где он мог предаваться богословским и философским трудам, ему нравилась больше. Но пришлось подчиниться и отправиться в Англию.

Кстати, сам выбор Ансельма на эту кафедру свидетельствует об огромном авторитете, который он к этому времени уже имел. К нему даже прилепилось прозвище «Второй Августин». Действительно, Ансельм следовал этому великому отцу Церкви, не изобретая ничего нового, стараясь найти правильную, догматически выверенную истину в работах блаженного Августина. А, как мы помним, блаженный Августин сам часто сомневался, менял свою точку зрения. Но поскольку Августин был одним из величайших отцов Церкви и для Западной церкви наиболее авторитетным, выработка четкого богословского мнения по каждому вопросу была насущной необходимостью.

Начало рукописи «Монолог» Начало рукописи «Монолог»

Ансельм пишет ряд работ, посвященных свободе воли: «О свободе выбора», «О согласии предведения, предопределения и благодати Божией со свободой выбора», «О воле», «О воле Божией»; среди других работ – «Об истине», «О Троице» и др. В знаменитой работе «Почему Бог стал человеком» Ансельм предлагает свою известную «юридическую теорию искупления». С точки зрения философской – хотя, я думаю, сам Ансельм очень удивился бы, если бы узнал, что его труды и взгляды разбирают в курсе истории философии, – наиболее интересны работы «Монолог» («Monologion») и «Прибавление к Монологу» («Proslogion»). Работы эти настолько знамениты, что часто их названия даже не переводят. Особенно интересен «Прослогион».

Боговоплощение как извинение перед Самим Собой

Несколько слов о «юридической теории искупления». Многим христианам Ансельм известен именно как автор этой точки зрения.

Бог оказывается в рамках Им же Самим установленных норм, как будто закон выше Божественной любви

Вопрос стоит так, как он обозначен в заглавии работы: почему Бог стал человеком? В чем была необходимость вочеловечивания Бога, Его смерти и Его воскресения? И тут мы должны вспомнить о первородном грехе, который, как известно, состоял в том, что Адам и Ева ослушались Бога – говоря словами Ансельма, «нанесли Богу оскорбление». А оскорбление требует извинения. На светском, бытовом примере Ансельм объясняет это так: если некто украл что-либо, то «недостаточно только лишь вернуть украденное: за нанесенное оскорбление вернуть должно больше, чем было похищено. Так, если кто-либо повредит здоровью другого, то недостаточно, чтобы он лишь восстановил здоровье – необходимо еще и некое возмещение за оскорбление, причинившее страдания». Если оскорбление было нанесено Богу, то извинение, сатисфакция должна быть бесконечной. И поэтому ситуация получается патовая: никто из людей, даже всё человечество вместе взятое, не может принести это извинение. Но Бог хочет простить человека. Как же быть? Как это невозможное, бесконечное извинение человечества все-таки принести? Выход такой: только Бог может Сам Себя простить, но так как простить нужно человечество, Бог становится Человеком, чтобы от лица человечества принести это извинение. Но тогда Он должен быть не просто Человеком, а Богочеловеком. И вот, будучи Богочеловеком, Он приносит от имени человечества бесконечное извинение перед Собой. Вот такая, действительно, юридическая теория, потому что здесь мы оперируем юридическими терминами: преступление – наказание, извинение – воздаяние и проч. Кому-то эта теория нравится, кто-то видит в ней чрезмерный юридизм: Бог оказывается в рамках Им же Самим установленных норм, требований, как будто закон выше Божественной любви. Поэтому большинство православных богословов относится к этой теории критически. Но католиками эта теория принята, и автор ее – Ансельм.

«Верую, дабы уразуметь»

Бекский монастырь в Нормандии Бекский монастырь в Нормандии

Ансельм не сомневается в вере, но он хочет понять свою веру

Более философские вопросы затронуты Ансельмом в работах «Монологион» и «Прослогион». Говорят, что они были написаны для монахов Бекского монастыря, которые просили своего настоятеля укрепить их веру, чтобы никаких сомнений в бытии Бога у них не было. И в начале «Прослогиона» Ансельм даже как бы просит прощения у Бога: «Не ищу, Господи, веры, ибо я не разуметь ищу, дабы уверовать, но верую, дабы уразуметь. Верую ведь и в то, что если не уверую, не уразумею», – вот таким несколько сложноватым языком Ансельм выражает простую мысль: вера его прочна, несомненна. Не надо думать, что он сомневается в вере и пытается какими-то разумными доводами убедить себя в бытии Бога. Нет, он верит. Но он хочет понять свою веру: «верую, чтобы уразуметь» или «верую, чтобы понимать» – эта формула часто называется классической формулой, выражающей и августиновскую в том числе позицию по поводу отношения веры и разума. Вера первична, а разум помогает нам понять веру – истину, в которую мы верим.

В работе «Монологион» Ансельм предлагает различные аргументы в доказательство бытия Бога, которые мы уже встречали в античной философии, в святоотеческой мысли – это доказательства от наблюдения за внешним материальным миром. Прежде всего назовем доказательство от степеней совершенства: мы постоянно видим в нашем мире некоторые предметы, которые нам могут показаться более или менее красивыми. Но если я сравниваю красоту одного или другого предмета, значит, в моем уме есть представление о некотором идеале красоты. Также и когда я сравниваю нескольких людей по степени их ума, доброты, естественно предположить, что в моем уме есть представление о некотором идеальном уме, об идеальной доброте, – если бы этого не было, мы бы не могли сравнивать. Следовательно, существует абсолютная красота, абсолютное благо, абсолютный ум, абсолютная истина, которые есть Бог.

Однако видно, что Ансельма этот аргумент несколько смущает и кажется ему не совсем убедительным. Он не объясняет почему – я могу только догадаться: аргумент этот очень субъективный. Потому что кому-то нечто может казаться некрасивым, а мне это кажется совершенным – и у нас выстраиваются разные степени совершенства. А кто-то, может быть, вообще скептик и утверждает: нет вообще никакой красоты, никакой доброты. А если я слепец, то просто не вижу этот материальный мир, его красоту и порядок. Что же, для скептика, инвалида закрыты все пути к Богу? – Разумеется, нет. И Ансельм ищет такое доказательство, которое могло бы быть действенным для любого человека.

Может ли не существовать Тот, Кто не может не существовать?

А любой человек обладает разумом, поэтому должно быть такое рассуждение, которое опирается только на доводы разума. Это тот аргумент, который впоследствии И. Кант назовет онтологическим (от слова «онтология» – учение о бытии). Ансельм сформулировал его в работе «Прослогион». Он излагает его достаточно коротко и сложным языком, но мне, чтобы объяснить его суть, понадобится несколько больше времени и слов и более простой язык.

Доказательство Ансельм начинает со стиха 13-го псалма: «Сказал безумец в сердце своем: “Нет Бога”»

Ансельм начинает с первого стиха 13-го псалма: «Сказал безумец в сердце своем: “Нет Бога”». В псалме не может быть лишних слов. Там не говорится, допустим: «Сказал некий человек: “Нет Бога”», – там говорится: «Сказал безумец». Если псалмопевец употребляет именно это слово – «безумец», то, – делает вывод Ансельм, – во фразе «Бога нет» заложено безумство и такие слова может сказать только сумасшедший. А кто такой сумасшедший? – спросим мы. Наверное, это человек, который на полном серьезе заявляет какую-нибудь чушь. Скажем, если я буду говорить, что квадрат круглый, и предъявлять какие-нибудь математические доказательства для этого, наверное, это будет свидетельствовать о том, что я не в своем уме. Потому что квадрат не может быть круглым. Поэтому в самой фразе «Бога нет» мы должны найти это же самое противоречие, абсурд.

Даже помыслить не-бытие Бога невозможно: Он не просто существует – Он не может не существовать

Слово «Бог понятно каждому человеку. Поэтому атеист на вопрос: «Существует ли Бог?» – сразу дает ответ: «Бога нет». Он не спрашивает: «А что такое Бог?» или «А Кто такой Бог?» – ему это слово – «Бог» – сразу понятно. Вот на это как раз и опирается Ансельм – на ясность или, как бы мы сказали платоновским языком – врожденность понятия Бога для каждого человека. Каждый человек, заявляет Ансельм, под словом «Бог» имеет в виду одно и то же: Бог – это то, больше чего ничто нельзя помыслить. Но тогда получается парадокс: если в уме любого человека, даже атеиста, понятие Бога, понятие о том, больше чего ничто нельзя помыслить, есть, но Самого Бога при этом нет, то я ведь тогда могу помыслить нечто большее, то есть существующее помимо того, что есть в моем уме, и тогда получается, что Бог, Который есть только в моем уме, может быть больше, если Он будет реально существовать. Но не может быть Бог больше Самого Себя – Бог и так есть то, больше чего ничто нельзя помыслить. И поэтому Ансельм делает вывод: «Ведь если то, более чего ничто нельзя помыслить, может быть помыслено как то, чего нет, из этого следует, будто бы то самое, более чего ничего нельзя помыслить, не есть то, более чего ничего нельзя помыслить, – а это явное противоречие». То есть Бог не может не существовать. Так что даже Его не-бытия и помыслить невозможно: Он не просто существует – Он не может не существовать. Вот в этом смысл онтологического доказательства бытия Бога.

Оно вызывает у человека, который впервые с ним знакомится, некоторое недоумение: или это какая-то софистическая уловка, или схоластическая премудрость, или здесь сокрыта какая-то грубая ошибка. Но это доказательство будет действительно очень популярным. Есть знаменитый учебник по истории западной философии, написанный в ХХ веке известным британским математиком и философом Бертраном Расселом, знаменитым также еще и тем, что он ярый атеист. Так вот, меня поразили в свое время слова, которые он написал перед тем, как перейти к изложению онтологического доказательства. Он пишет: «Ясно, что доказательство с такой славной историей достойно уважения независимо от того, состоятельно оно или нет». Рассел, как атеист, убежден, что оно ложно, но красота и логичность этого аргумента вынуждают его написать такие слова.

Это доказательство будет многими потом опровергаться, например, Фомой Аквинским, Кантом. У него будут знаменитые сторонники: Декарт, Спиноза, Лейбниц, Гегель и даже великий математик XX века Курт Гёдель. Огромную популярность это доказательство получит в русской богословской мысли: так, заведующий кафедрой философии Московской духовной академии протоиерей Феодор Голубинский напишет: «Довод истины бытия Божия, выводимый из идеи о Существе бесконечно-совершенном, превосходнее, полнее других». Почему? – Я думаю, мы с этим разберемся в наших последующих беседах.

Почему Бог – есть, а Деда Мороза – нет

Ансельм Кентерберийский. Гравюра. XVI в. Ансельм Кентерберийский. Гравюра. XVI в.
Этот аргумент Ансельма не всем пришелся по душе и по уму. И один из монахов, по имени Гаунило, даже написал письмо Ансельму – оно известно под названием «В защиту безумца», – в котором после многочисленных извинений и уверений в искренности своей христианской веры все-таки пишет, что логика безумца ему нравится больше, чем логика уважаемого Ансельма. Дело в том, что Гаунило четко замечает суть этого аргумента: для доказательства бытия Бога нам достаточно иметь в уме только понятие Бога. То есть ядро этого доказательства – переход от понятия о Боге к бытию Бога. Гаунило расширяет применение этой посылки и говорит: значит, тогда можно доказать существование любой вещи, исходя только из понятия о ней. Допустим, в моем уме есть понятие об островах блаженных. Так что же, – спрашивает Гаунило, – острова блаженных существуют? Разумеется, нет.

Ансельм ответил Гаунило, что тот не замечает разницы между двумя понятиями, двумя видами мышления: адекватным и символическим – мы бы сегодня говорили о логическом мышлении и воображении: адекватному соответствует научное, логическое мышление, а символическому – фантазия, воображение. Острова блаженных я представил в своем уме – у меня хорошая фантазия, я могу предположить, что, возможно, такие острова есть. Но ни указать их географическое положение, ни объяснить, в чем именно состоит блаженство людей, которые там обитают, я не могу. Я не могу сказать, какой там климат, какой политический строй, какова продолжительность жизни этих людей и проч. Да и понятие о блаженстве у каждого человека свое. Так что это фантазия. Это символическое мышление.

А доказательство может работать только в области адекватного или, как бы мы сказали сегодня, научного мышления. С тем, что Бог – это то, больше чего ничто нельзя помыслить, согласны все, и поэтому именно только из этого, так сказать, определения (конечно, Ансельм понимает, что это не определение, это некоторое описание) и вытекает существование Бога. То есть аргумент этот действует только для доказательства бытия Бога. Ни для доказательства существования островов блаженных, ни для, как иронизируют некоторые не очень умные атеисты, доказательства существования Деда Мороза, Бабы Яги и чего угодно – да мало ли, какое понятие в моем уме есть! – оно не применимо. Ансельм четко объясняет: оно годится только для доказательства существования Бога, потому что только из этого выражения: «Бог есть то, больше чего ничто нельзя помыслить», – и вытекает Его существование.

Виктор Лега

5 мая 2016 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Блж. Августин. Ч. 3. Как не запутаться в сетях свободы Блж. Августин. Ч. 3. Как не запутаться в сетях свободы
Виктор Лега
Блж. Августин. Ч. 3. Как не запутаться в сетях свободы Блаженный Августин
Часть 3. Как не запутаться в сетях свободы
Виктор Лега
О том, почему есть только добро, а зла… нет; что такое свобода – право выбора, как утверждал Пелагий, или независимость и зачем нужен порядок в любви.
25 лекция. Искупление (ВИДЕО) 25 лекция. Искупление (ВИДЕО)
Прот. Вадим Леонов
25 лекция. Искупление (ВИДЕО) 25 лекция. Искупление
Православные просветительские курсы
Протоиерей Вадим Леонов
Тайна Искупления и способы ее изъяснения. Христос – Агнец, Новый Адам и Премудрость. Лекция и ответы на вопросы.
Пленение схоластикой и освобождение софистикой, или еще раз о «юридической» теории искупления Пленение схоластикой и освобождение софистикой, или еще раз о «юридической» теории искупления
Александр Буздалов
Пленение схоластикой и освобождение софистикой, или еще раз о «юридической» теории искупления Пленение схоластикой и освобождение софистикой, или еще раз о «юридической» теории искупления
Александр Буздалов
В публикуемой статье Александра Буздалова выясняется, соответствует ли толкование догмата искупления в богословии митрополита Макария (Булгакова) святоотеческим образцам. Также в материале содержится попытка проследить логику заблуждения критиков владыки.
Комментарии
иеромонах Авель 5 июня 2016, 13:43
Алексею от 2 июня 2016, 23:00

Постараюсь... Для начала скажу, что всякая логика строится на умалчиваемых правилах, аксиомах, создающих, скажем так, ограниченное поле для умственных операций, в которых она (конкретная логика) только и будет верна. Изменение правил, или аксиом, или умолчаний будет смещать, сужать, расширять это поле, что будет порождать другую логику, другие выводы, и пр.

У ансельмова доказательства (назовём так для удобства) есть своё поле, в котором эта логика безупречна. В части статьи про Деда Мороза как раз рассматривается случай расширения этого поля методом устранения одного из условий -- объект должен обладать предельными, абсолютными свойствами, что выражается словами "больше чего и помыслить невозможно". Собственно, на этом свойстве и построена логика доказательства. В случае подстановки в эту логику иного объекта (Деда Мороза, Бабы Яги, абстрактного "всё") у рассматриваемого объекта нет свойства, к которому можно было бы применить инструмент "предельности" (больше чего и помыслить нельзя, некое взятие предела по свойству). Собственно, этот инструмент (оператор) устаняется тоже. И остаётся только "есть идея -- есть вещь". А это уже другая логика, это уже не подстановка другого объекта "при прочих равных условиях". Таким образом ансельмово доказательство оказывается просто ошельмованным. И тогда надо исследовать эту новую логику с её аксиоматическим полем на адекватность, применимость к реальности. К примеру, вы предложили рассмотреть логику, в которой у объектов есть "все" свойства в предельном смысле этого свойства, то есть свойства объектов не_ограничены (ничем и никак и никогда и всякие прочие "ни.. и не.."), и тогда к таким объектам может быть применим инструмент (оператор) "Можно помыслить все" (оператор, описывающий неограниченное [в самом предельном смысле слова] множество операций)... Всё бы не плохо, если бы не фантастичность логики с её инструментарием. Она неадекватна (словами статьи), потому что материя, из которой состоит наша вселенная и мы вместе с нею, не обладает такими онтологическими свойствами, а, следовательно, и ни один объект или явление в ней. То есть такая логика не применима к реальности, а потому не может служить для доказательства чего-то реального.

Предвидя вопрос "а откуда такое знание об онтологических свойствах нашей вселенной, откуда такая уверенность в том, что её онт.св-ва ограничены?" Отвечу просто: из эмпирического опыта доступного и "проверябельного", повторимого всеми (как минимум уже мыслящими и внимательными людьми) и засвидетельствованы многочисленно в истории человечества. Если онт.св-ва неограничены, не конечны, то ежемгновенно (а время это одно из проявлений онт.св-в, поэтому это должно быть верно для любого момента времени во вселенной) должно проявляться как минимум одно новое онтологическое (а значит и существенное для бытия) свойство. Чего я не замечаю ни в себе, ни в людях -- они, скучают, они ищут новизны, а не созерцают её и источают во вне, им всё приедается, блага меркнут, "истлевают". А при неограниченности онт.свойств такого бы не было, была бы сплошная новизна, эйфория при их неисчерпаемости во времени и во всём пространстве.

Кстати, жажда человеком таких благ, каких нет у вселенной, спсобность рефлексировать такими (за-)предельными понятиями, которые не обеспечены онтологическими свойствами материи, говорит о том, что челоек не является продуктом исключительно "от материи". То есть: в человеке есть то, чего нет в том, из чего он "сделан". А значит, его природа не вся "от мiра сего". Фактически, это доказательство бытия Божия "от противного", подобное онтологическому ансельмовому. Ещё короче: сам человек есть доказательство бытия Бога.
Алексей 2 июня 2016, 23:54
Иеромонаху Авелю. Простите, не понял ваш ответ на мой комментарий. Вы не могли бы пояснить.
иеромонах Авель14 мая 2016, 10:32
Арине от 13 мая 2016, 20:00

Извиняться не за что: мы же не спорим, а делимся мыслями. Ваш изначальный вопрос состоял в том, что, если мера для людей определена как "око за око", то из чего Ансельм исходил, приводя пример из повседневности?.. Как предположение вы высказали мнение о существовавшем в то время подобном обычае. Я попытался объяснить существование этого обычая и причину такого примера у Ансельма психологией человека. И психология эта действительно такова, что ведёт к постоянной деструкции, смерти (как духовной, так и телесной). Ветхозаветная мера тут ни при чём, она не лечила человека и не восстанавливала его состояние никак (тем более, что объяснение необходимости Искупления могло быть направлено и не на иудейскую аудиторию, а скорее даже на выросшую в языческих понятиях и мерах; впрочем, без разницы -- Ветхий завет не лечил). Поэтому пример из повседневности был направлен на всех и всеми понимаем. Оскорбили, нанесли ущерб -- это навсегда, потому что невосполнимо, неисцелимо. Таково состояние падшей природы человека. Как пример: когда люди, знающие друг друга давно, крепко ссорятся, то они вспоминают как обиду то, что казалось бы уже и невозможно вспомнить, и в деталях, которые и под пытками не вытащить. Хотя ещё только 5 минут назад всё было безоблачно и никто "ничего не помнил и всем всё простил"... Вот этот доступный практически всем опыт Ансельм и использовал для объяснения невосполнимости любого оскорбления (нарушения мира) при желании восстановления отношений.
Арина13 мая 2016, 20:21
Возможно неясно выражаюсь, но даже в мыслях не было, что наказание существовало для уменьшения зла ради равновесия во вселенной, развития и выживания человечества. Наказание для человека от человека - для истребления зла в той мере, в какой это посильно самому человеку. Речь шла только о том, что если не можешь или не хочешь прощать сотворенное по отношению к тебе зло (оно уже произошло, случайно или умышленно, но это факт), удовлетворись равным ответным действием. В ветхозаветные времена было установлено такое правило. И в нем уже заложено, если хочется, "сверхвозмещение": виновный будет страдать от сознания, что он сам источник причиненного ему ущерба, его достоинство, а заодно и тело, пострадали только от него самого, другой причины страданий нет. В этом равновесие человеческих взаимоотношений в условиях пострадавших от чьих-то действий тела и души и установленный предел, чтобы наказание от человека не превращалось в месть, когда за сломанную руку "пострадавшему достоинству" мало род виновника вырезать. Даже "сверхнаказание" от Бога по отношению к избранному народу в ветхозаветные времена имело предел: пока сами себя не осудят и не обратятся к Богу, т.е. пока не остановят зло, добровольным источником которого сами являются, и не повернутся лицом к Истине. Потом для человеческих взаимоотношений было "А Я говорю вам: не противься злому...". Идея возмещения сверх того, что было украдено и т.п., за страдание души от вещественной потери - шаг назад и относится к области человеческих изобретений. "Руки ломать" не к лицу христианину, а прибыль извлекать из "достоинства" к лицу? И где мера, чтобы достоинство справедливо оценивать в материальном выражении? Как виновному определить, что с него взяли по справедливости, а не в удовлетворение непомерной жадности и тщеславию "пострадавшего достоинства"? А если он решит, что его достоинство пострадало от "сверхвозмещения", опять украсть? И так до бесконечности, "пока смерть не разлучит", а потом оба на Суд со всем украденным скарбом и потрепанным (большой вопрос кем) достоинством? "Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу [Божию]..." - пластырь для пострадавшего достоинства, а лечиться или грязными пальцами рану ковырять, выбор индивидуальный. И знаете, врагу не пожелаю пережить такие предельные ситуации, когда помимо воли и в обход логических построений приходит понимание, что если один человек может так поступить с другим, то помочь ему может только Бог, человеческое наказание бессильно. Кто-то "впечатывает" в тебя это и ничего поделать не можешь. А "оскорбленное достоинство" в этот момент куда-то испаряется и больше о себе не напоминает. Ансельма Кентерберийского совершенно не хотелось трогать, т.к. вопрос не в том, как он для себя объяснял необходимость вочеловечения Бога, а во что превратили на практике его мыли, опыт и искренние переживания. Извините.
иеромонах Авель12 мая 2016, 21:48
Арине от 11 мая 2016, 23:00
Иногда даже самые стройные логические системы не верны из-за неправильного основания. Наказание существует ради возвращения в единение с Богом, ради пребывания в Истинном Благе, а никак не для равновесия. Ветхий завет всего лишь некое усилие, затравка в изменении целой психологии человечества, воспитанной плотским мудрованием, рабствованием греху. В этой ментальности -- ментальности безысходной цикличности -- некий уход с "орбиты" смерти уже многое значил. Раньше человек понимал, что "яблоко от яблони недалеко падает", и в зависимости от тяжести оскорбления и вреда он мог и весь род вырезать (не просто руку сломать, семью продать в рабство или убить, а именно весь род). Безысходность тлению, рабствование законам "разложения" человека без Блага Истинного -- вот та самая плачевая юдоль. Поэтому ветхозаветное "око за око" это не подвиг "просвещённого" человечества (в целом), а призыв Бога начать духовный исход из сени смертныя, "Египта" тления (уход с "орбиты" тления). Это подвиг, в свою меру, конечно же, но -- подвиг. Это подвиг, потому что ограничение самого себя должно было иметь духовную опору -- такое Благо, Которого вселенная не имеет. Это ступень восхождения к Богу. А никак не логика уменьшения зла ради равновесия, выживания, развития или ещё чего-то. Как только люди удаляются от Бога они вновь ниспадают в яму тления (наш век тому доказательство) с её законами смерти. И большая степень (новозаветная) -- "неподливания масла в огонь" -- тоже лишь ступень, ступень к подвигу приобщения Свободы в Боге от всех (!!!) законов тления и подвигу служения ближним в их стремлении к этой Свободе (во Христе). Тут никакой человеческой мудрости уже нет, это не от человек мудрость, и это не от развития человечества (а мы видим к чему приводит современное человеколюбие, оторвавшееся от христианских корней: к оправданию греха, как было и в языческие времена). Что касается Ансельма с его теорией, то она происходит скорее от христианского опыта предстояния Богу и осознания невозместимости вины за свою жизнь, за жизнь в таком состоянии, а не от опыта неусвоения христианской жизни. Впрочем, правильней всего было бы почитать самый труд, чтобы знать, что он полагает в основание своих решений. Психологически же, любое оскорбление невозместимо вообще и неисцелимо от человек, потому что время не вернёшь вспять: что ни делай в последствии -- в прежнее состояние не вернуться. Потому что это не вопрос момента симметричной потери достоинства, унижения, а вопрос возвращения в прежнее состояние. Получается, что психологически стремление к сверхвозмещению понятно. Так что Ансельм угадал с примером, как мне думается.
Арина11 мая 2016, 23:12
Иеромонаху Авелю. Благодарю за разъяснения. Однако мне кажется, что по мере развития "просвещенное" человечество позабыло изначальную цель наказания - истребление зла из своей среды. Для того же были даны заповеди: ограничение зла и указание способов достижения цели. "Око за око" не для того, чтобы покалечить всех поголовно. А для того, чтобы, складывая пять пальцев в кулак, человек помнил, возьмешь чужое - отдашь свое. Не просто откупишься чем-то несущественным, а отдашь безвозвратно свою плоть за плоть, свою кровь за кровь, свое страдание за страдание. И тем самым останавливался до наступления необратимых последствий для обеих конфликтующих сторон. Именно в том ветхозаветном принципе было все уравновешено: травмы без страдания всего человека - тела и души - не бывает. И присутствовал прямой запрет на сверхвозмещение. Не стадо за скотину, оба глаза, тридцать два зуба, три-четыре перелома и т.д., чтобы "удовлетвориться" большим страданием виновника, а ровно столько же, чтобы не увеличивать уже случившееся зло. А когда по мере развития человечество решило, что другую щеку подставлять очень трудно, даже невыполнимо, оно "усовершенствовало" ветхозаветный принцип. Удар в правую щеку, в первую очередь, то самое оскорбление, от которого страдает душа, а не телесное повреждение. И человечество конвертировало это оскорбление в сверхвозмещение за моральный ущерб, чем упразднило для себя надобность подставлять другую щеку. Это о взаимоотношениях людей. А про первородный грех и оскорбление Бога не мне рассуждать. Могу только предположить, что если представить, что нарушив запрет Бога человек у самого себя забрал жизнь и, соответственно, у всех своих потомков, и для устранения последствий причиненного "ущерба" у человечества просто нет ни сил ни средств, то может быть "юридическая теория искупления" развивалась как-нибудь иначе. Мне так кажется, возможно ошибаюсь.

иеромонах Авель10 мая 2016, 13:33
Арине от 8 мая 2016, 23:00

Обычай, видимо, тоже не на пустом месте возник. Если обычай требовал "морального удовлетворения", то в первую очередь это означало, что люди чётко осознавали разницу между телесностью (плотским житием) и своим внутренним миром. То есть если оскорбление происходило, то касалось оно всей цельности человека -- и душевной, и плотской части. Люди понимали себя глубже и целостней, чем сейчас?.. В нынешний-то "просвещённый" век откуда такие недоумения?.. Всё, что делается в отношении человека, делается в отношении всего человека -- и души, и тела. В душевной части суть отношений -- признание достоинства. Наш "просвещённый" век только начинает (или возвращается?) понимать, что отношения должны строиться на взаимном уважении (признании достоинств). Поэтому и получается: верни в прежнее состояние нарушенное (порушенное) с признанием достоинства видимым образом + выкажи возмещение за время отношений, нарушенных твоим недостойным (ближнего, оппонента, партнёра и т.п.) действием. Или: если ты сделал человеку нечто не достойное его, то восстанови его достоинство как должное + возмести за свой недостойный поступок, чтоб не иметь причины (вины, на церковно-славянском), быть обязанным ему, быть несвободным. Блюдение собсвенной свободы -- это блюдение собственного достоинства. Можно ещё довесить и такой аспект: блюдение мира в обществе разумеется как должное, оскорбление достоинства другого является антисоциальным действием, поэтому требует возмещения и в общественную (государственную, муниципальную -- в зависимости от меры) "копилку". Но, как ни крути, всегда будет некий "довесок" в зависимости от степени развития познания человека как такового и общественных отношений.
Арина 8 мая 2016, 23:05
А почему он исходил из того, что удовлетворение должно быть больше нанесенного ущерба? Скотину за скотину, перелом за перелом, око за око, зуб за зуб, заплатить за остановку в работе пострадавшего и лечение... Мера для людей определена. Бытовой пример мало что объясняет, кроме установившегося, наверное, к тому времени обычаю требовать прибавку за "моральный ущерб".
иеромонах Авель 8 мая 2016, 11:30
Кстати, когда про Филона Александрийского писали, что-то никто не смущался, что он по крови еврей и иудей по вере... Что ж будет, когда мы до Спинозы дойдём? ;) Так же не заметили в статье атеиста Рассела, математиков... А ведь в их трудах мы можем видеть свойства нашего разума, учимся прицениваться к способностям нашего разума... Мiр не стоит на месте и людей ждут разные вызовы -- и экономические, и социальные и политические. И нет ничего плохого в том, что нам тут показывают историю философии -- историю ошибок и прозрений -- чтоб мы (или хотя бы некоторые), поняв самих себя, свои свойства, могли правильно реагировать на них (вызовы)... А мы ещё жалуемся. А ведь искушению будут не новы -- Что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем ( http://patriarchia.ru/bible/eccl/1/#eccl-1.9 ).
иеромонах Авель 8 мая 2016, 11:14
Виктору от 8 мая 2016, 01:00

Потому что это цикл статей о развитиии философской мысли (которая в свою очередь переплетается и с религиозной). Вы же не следите за этим циклом... И прошу прощения, но вы сейчас, как двоечник, проснувшийся посреди урока по литературе, вдруг не можете понять причём тут стихи о солнце, если этот жёлтый кружок перед этим вас просил изобразить учитель по рисованию и не словами а карандашами...
Виктор 8 мая 2016, 01:01
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!!!!! Братия и Сестры. Мне к сожалению тоже не понятно почему на Православном портале представлены труды католического богослова.Ведь насколько я понимаю вышеупомянутый католический иерарх занял свою кафедру и написал свои труды уже после Великого Расскола.После расскола все они для нас еретеки и отступники насколько мне известно. А вот до расскола мы были одним целым хотя процесс отделения начался ещё за сто лет до расскола.И в православных святках за богослужением мы поминаем настоящих Римских Иерархов живших и нёсших свет Христов задолго до росскола , но расскольников мы не поминаем.Так почему же здесь его труды?
иеромонах Авель 7 мая 2016, 13:42
Алексею от 6 мая 2016, 19:00

Вот поэтому в статье и есть подзаголовок про "доказательство" существования Деда Мороза ("всё" по-вашему).
Алексей 6 мая 2016, 19:08
Какое-то странное доказательство. С точки зрения логики, основное утверждение ничего не может доказать. Если предикат "А" принимается за истина, то в Аристотелевой логике "не-А" это ложь - что и показывается в статье.
А что ответить атеисту, который "не-А" примет за истину, а именно, скажет следующее: "Нет ничего, больше чего нельзя помыслить" или другими словами "Можно помыслить все" ?
Ольга 6 мая 2016, 18:04
Иеромонаху Авелю: Спаси, Господи, за отклик! Статью "Пленение схоластикой или…» я читала. Как раз её я и имела в виду, говоря о реакции А.С. Хомякова и др. на богословие митр. Макария (Булгакова). В свое время на РНЛ - предполагаю, что и Вы немало времени провели на этом сайте - ) много было дебатов по этому поводу.
Владимир 6 мая 2016, 16:33
Анна, вы просто не помните. У детей есть понятие о Боге. Я четко помню, что ВСЕГДА знал, что Бог есть, но не мог выразить это доступными мне способами и словами. Помню как лет в 5 просил у Господа, чтобы мне поймать красивую бабочку. Смешно конечно, но в то атеистическое время и в том месте где я рос (храмов не было вообще, даже развалин, во всей области) и никто из моих родственников ни разу не разговаривал со мной о Боге, откуда я мог Его знать? А я знал. Не мог выразить бы Его словами, но молился, чтото просил. Например когда папа приходил домой пьяный, чтобы Он его усыпил побыстрее, чтобы тот меньше ругался с мамой. Лежал ночью и просил Бога. А покажи мне тогда икону, я бы и не понял, что это такое.. Такие вот дела, братья и сестры.
Владимир 6 мая 2016, 05:51
Прекрасная статья! Критиканству в ключе "чо на святом сайте пишут про католиков" - католики ничем не хуже нас христиане, а (боюсь быть побитым православными каменьями) порой и получше будут. Тоже рассуждают о Боге и немало, мы же порой узурпируем право "рассуждать верно" просто потому, что мы (даже будучи порой мрачными грешниками, неучами и неофитами) - "православные".

Иеромонаху Авелю - добрый комментарий, полезный был мне глупому, стопудов :)

Воистину Воскресе!!

иеромонах Авель 6 мая 2016, 01:10
Ольге от 5 мая 2016, 19:00
Не мне автора защищать, но надо понимать, что эта статья всего лишь часть цикла, дающего общие представления о развитии философии и её роли (и взаимном влиянии) в познании Бога [насколько я могу понимать намерения автора]. Поэтому нет нужды воспринимать эту статью как проповедь. Теория искупления (а именно таким словом -- Искупление -- пользовался в своих трудах и свт. Игнатий (Брянчанинов)[см.например О прелести]) -- есть всего лишь один из способов описания одного из аспектов того спасительного таинства, которое Христос сделал "нас ради человек". Нет у нашего ограниченного разума достаточных и корректных способностей для описания того, что за пределом тварного бытия, или является явлением нетварного (Божьего) бытия. Поэтому есть только системы описания аспектов того или иного явления или этого явления в целом.. Но это всего лишь "неполноценные" системы или системы, использующие апофатические приёмы. Поэтому (хотим мы или нет), но как факт "юридическая" теория искупления присутствовала в нашем богословии тоже, и, думаю, что останется как один из способов описания одного из аспектов дела Христова. Не столько в защиту, сколько для размышления почитайте здесь на портале "Пленение схоластикой или..."( http://www.pravoslavie.ru/73158.html ).
Ольга 5 мая 2016, 19:07
Простите, меня, дилетанта, но я не со всем согласна. Автор: «Несколько слов о «юридической теории искупления»…Но эта теория принята, и автор ее – Ансельм». Кем принята? Митрополитом Макарием (Булгаковым), учение которого подвергалось критике многими известными богословами (в частности, Иларионом (Троицким), Игнатием (Брянчаниновым) – святыми Русской Православной Церкви, славянофилом А.С. Хомяковым и др. – читала на этом портале), или отцами Собора 1157 года (католики уже «отпали»)? Насколько я поняла из ранее прочитанного и прослушанного, православное толкование догмата искупления отличается от католического. Православная догматика отрицает юридическую теорию искупления, и считает её католической ересью. Кому доверять: тем, кто хочет сказать, как много общего у нас с католиками, или их оппонентам? Мне все же представляется более аргументированной точка зрения последних. К слову добавлю, что необходимость состоявшейся встречи Глав двух Церквей у меня не вызывает никакого сомнения. С уважением к Автору.
Сергий. Кострома. 5 мая 2016, 17:51
На светском, бытовом примере Ансельм объясняет это так: если некто украл что-либо, то «недостаточно только лишь вернуть украденное: за нанесенное оскорбление вернуть должно больше, чем было похищено. Так, если кто-либо повредит здоровью другого, то недостаточно, чтобы он лишь восстановил здоровье – необходимо еще и некое возмещение за оскорбление, причинившее страдания».(с)
*****************************************************************
Аппетиты у наших братьев-католиков. Нас не проглотят?
кветкин андрей 5 мая 2016, 14:05
Удивительны в своей упертости попытки понять конечным разумом бесконечного Бога.Сказано же в Евангелии от Матфея о том, что Сына не знает никто,кроме Отца.И Отца не знает никто,кроме Сына, и кому Сын желает открыть. То есть познание Бога без согласия Бога невозможно. А для этого нужна искренняя детская вера,которой не нужны никакие доказательства и чистое сердце.
иеромонах Авель 5 мая 2016, 13:27
Анне 5 мая 2016, 10:00 :

Там по контексту акцент стоит не на том "что за личность?", а на том "каков? с какими свойствами?". "Лучше-хуже", "приятней-не_приятней" ребёнок ведь понимает... То есть категорию меры он чётко воспринимает, хотя он и слова такого не знает и будете объяснять -- поймёт не сразу или не так полно, как вы. Даже понятия "предельные" -- "никогда", "навсегда" (особенно, когда дети мирятся) -- они тоже воспринимают, а эти понятия предполагают некое восприятие предельного, абсолютного, вечного... Хотя никто им не объяснял, не обучал, лекций об этом наш уважаемый автор им об этом не читал... Но именно такого рода понятия, категории (в богоприличном смысле) мы и присваиваем Богу. То есть: внутренний мир ребёнка оперирует такими понятиями и категориями без воспитания; просто, лишь с ходом воспитания в вере мы описываем "Боженьку" именно такими, присущими нашему разуму понятиями. Так же контекст подразумевает взрослых людей, воспитанных на своём культурном поле. А эти "поля", даже атеистические, предполагают понятие о Боге, как существе Высшем, Всевышнем. Такой вот контекст ;)
Сергей 5 мая 2016, 13:07
Изначально дети получают "общее образование" и миропонимание от родителей и от качества и "замусоренности" полученного " общего образования"( уровень развития родителей, внешние факторы - масмедиа,телевидение, интернет и т.д.)зависит формирование их миропонимания и мироощущения. Именно в процессе их формирования рождаются вопросы "А кто такой Боженька?", но не в качестве недоумения, а в качестве формирования понятийного аппарата мышления.
Андрей Галочкин 5 мая 2016, 12:12
А зачем на православном портале статья о богослове-католике?
Михаил Еркович 5 мая 2016, 11:51
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!!!
Анна 5 мая 2016, 10:39
Уважаемый автор доказательства не совсем прав. Понятия о Боге не имеют дети. Они так и спрашивают: "А кто такой Боженька?"
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×