Как была сформулирована популярная в западном богословии «юридическая теория искупления»? Кто первым привел онтологическое доказательство бытия Бога и в чем его суть? И почему, опираясь на понятие, например, о Деде Морозе, нельзя с помощью онтологического аргумента доказать существование этого сказочного персонажа? Рассказывает Виктор Петрович Лега.
Первым действительно крупным богословом и философом эпохи схоластики принято называть Ансельма, архиепископа Кентерберийского. Он известен не только как святой Католической церкви, но и как автор так называемой «юридической теории искупления», принятой Католической церковью, а также и некоторыми православными богословами.
«Второй Августин»
Ансельм Кентерберийский (1033–1109) родился в небольшом итальянском городке Аоста. После смерти матери он покинул родные места, несколько лет странствовал; попав на север Франции, в Нормандию, остался здесь, поступив в бенедиктинский Бекский монастырь. Бенедиктинский монашеский орден в Католической церкви известен как орден с довольно строгим монашеским уставом. Девиз этого ордена: «Трудись и молись». Так что выбор монастыря уже говорит о духовных склонностях Ансельма. Возможно, на выбор повлиял и тот факт, что в середине XI века Ланфранк, бывший тогда настоятелем монастыря, основал в нем знаменитую монастырскую школу, в которой Ансельм обучался семи свободным наукам.
В 1078 году он становится аббатом – настоятелем Бекского монастыря, а в 1093 году его назначают в Кентербери епископом – после кончины Ланфранка, более 20 лет возглавлявшего эту кафедру. Ансельм противился назначению на Кентерберийскую кафедру: тихая жизнь в монастыре, где он мог предаваться богословским и философским трудам, ему нравилась больше. Но пришлось подчиниться и отправиться в Англию.
Кстати, сам выбор Ансельма на эту кафедру свидетельствует об огромном авторитете, который он к этому времени уже имел. К нему даже прилепилось прозвище «Второй Августин». Действительно, Ансельм следовал этому великому отцу Церкви, не изобретая ничего нового, стараясь найти правильную, догматически выверенную истину в работах блаженного Августина. А, как мы помним, блаженный Августин сам часто сомневался, менял свою точку зрения. Но поскольку Августин был одним из величайших отцов Церкви и для Западной церкви наиболее авторитетным, выработка четкого богословского мнения по каждому вопросу была насущной необходимостью.
Ансельм пишет ряд работ, посвященных свободе воли: «О свободе выбора», «О согласии предведения, предопределения и благодати Божией со свободой выбора», «О воле», «О воле Божией»; среди других работ – «Об истине», «О Троице» и др. В знаменитой работе «Почему Бог стал человеком» Ансельм предлагает свою известную «юридическую теорию искупления». С точки зрения философской – хотя, я думаю, сам Ансельм очень удивился бы, если бы узнал, что его труды и взгляды разбирают в курсе истории философии, – наиболее интересны работы «Монолог» («Monologion») и «Прибавление к Монологу» («Proslogion»). Работы эти настолько знамениты, что часто их названия даже не переводят. Особенно интересен «Прослогион».
Боговоплощение как извинение перед Самим Собой
Несколько слов о «юридической теории искупления». Многим христианам Ансельм известен именно как автор этой точки зрения.
Бог оказывается в рамках Им же Самим установленных норм, как будто закон выше Божественной любви
Вопрос стоит так, как он обозначен в заглавии работы: почему Бог стал человеком? В чем была необходимость вочеловечивания Бога, Его смерти и Его воскресения? И тут мы должны вспомнить о первородном грехе, который, как известно, состоял в том, что Адам и Ева ослушались Бога – говоря словами Ансельма, «нанесли Богу оскорбление». А оскорбление требует извинения. На светском, бытовом примере Ансельм объясняет это так: если некто украл что-либо, то «недостаточно только лишь вернуть украденное: за нанесенное оскорбление вернуть должно больше, чем было похищено. Так, если кто-либо повредит здоровью другого, то недостаточно, чтобы он лишь восстановил здоровье – необходимо еще и некое возмещение за оскорбление, причинившее страдания». Если оскорбление было нанесено Богу, то извинение, сатисфакция должна быть бесконечной. И поэтому ситуация получается патовая: никто из людей, даже всё человечество вместе взятое, не может принести это извинение. Но Бог хочет простить человека. Как же быть? Как это невозможное, бесконечное извинение человечества все-таки принести? Выход такой: только Бог может Сам Себя простить, но так как простить нужно человечество, Бог становится Человеком, чтобы от лица человечества принести это извинение. Но тогда Он должен быть не просто Человеком, а Богочеловеком. И вот, будучи Богочеловеком, Он приносит от имени человечества бесконечное извинение перед Собой. Вот такая, действительно, юридическая теория, потому что здесь мы оперируем юридическими терминами: преступление – наказание, извинение – воздаяние и проч. Кому-то эта теория нравится, кто-то видит в ней чрезмерный юридизм: Бог оказывается в рамках Им же Самим установленных норм, требований, как будто закон выше Божественной любви. Поэтому большинство православных богословов относится к этой теории критически. Но католиками эта теория принята, и автор ее – Ансельм.
«Верую, дабы уразуметь»
Ансельм не сомневается в вере, но он хочет понять свою веру
Более философские вопросы затронуты Ансельмом в работах «Монологион» и «Прослогион». Говорят, что они были написаны для монахов Бекского монастыря, которые просили своего настоятеля укрепить их веру, чтобы никаких сомнений в бытии Бога у них не было. И в начале «Прослогиона» Ансельм даже как бы просит прощения у Бога: «Не ищу, Господи, веры, ибо я не разуметь ищу, дабы уверовать, но верую, дабы уразуметь. Верую ведь и в то, что если не уверую, не уразумею», – вот таким несколько сложноватым языком Ансельм выражает простую мысль: вера его прочна, несомненна. Не надо думать, что он сомневается в вере и пытается какими-то разумными доводами убедить себя в бытии Бога. Нет, он верит. Но он хочет понять свою веру: «верую, чтобы уразуметь» или «верую, чтобы понимать» – эта формула часто называется классической формулой, выражающей и августиновскую в том числе позицию по поводу отношения веры и разума. Вера первична, а разум помогает нам понять веру – истину, в которую мы верим.
В работе «Монологион» Ансельм предлагает различные аргументы в доказательство бытия Бога, которые мы уже встречали в античной философии, в святоотеческой мысли – это доказательства от наблюдения за внешним материальным миром. Прежде всего назовем доказательство от степеней совершенства: мы постоянно видим в нашем мире некоторые предметы, которые нам могут показаться более или менее красивыми. Но если я сравниваю красоту одного или другого предмета, значит, в моем уме есть представление о некотором идеале красоты. Также и когда я сравниваю нескольких людей по степени их ума, доброты, естественно предположить, что в моем уме есть представление о некотором идеальном уме, об идеальной доброте, – если бы этого не было, мы бы не могли сравнивать. Следовательно, существует абсолютная красота, абсолютное благо, абсолютный ум, абсолютная истина, которые есть Бог.
Однако видно, что Ансельма этот аргумент несколько смущает и кажется ему не совсем убедительным. Он не объясняет почему – я могу только догадаться: аргумент этот очень субъективный. Потому что кому-то нечто может казаться некрасивым, а мне это кажется совершенным – и у нас выстраиваются разные степени совершенства. А кто-то, может быть, вообще скептик и утверждает: нет вообще никакой красоты, никакой доброты. А если я слепец, то просто не вижу этот материальный мир, его красоту и порядок. Что же, для скептика, инвалида закрыты все пути к Богу? – Разумеется, нет. И Ансельм ищет такое доказательство, которое могло бы быть действенным для любого человека.
Может ли не существовать Тот, Кто не может не существовать?
А любой человек обладает разумом, поэтому должно быть такое рассуждение, которое опирается только на доводы разума. Это тот аргумент, который впоследствии И. Кант назовет онтологическим (от слова «онтология» – учение о бытии). Ансельм сформулировал его в работе «Прослогион». Он излагает его достаточно коротко и сложным языком, но мне, чтобы объяснить его суть, понадобится несколько больше времени и слов и более простой язык.
Доказательство Ансельм начинает со стиха 13-го псалма: «Сказал безумец в сердце своем: “Нет Бога”»
Ансельм начинает с первого стиха 13-го псалма: «Сказал безумец в сердце своем: “Нет Бога”». В псалме не может быть лишних слов. Там не говорится, допустим: «Сказал некий человек: “Нет Бога”», – там говорится: «Сказал безумец». Если псалмопевец употребляет именно это слово – «безумец», то, – делает вывод Ансельм, – во фразе «Бога нет» заложено безумство и такие слова может сказать только сумасшедший. А кто такой сумасшедший? – спросим мы. Наверное, это человек, который на полном серьезе заявляет какую-нибудь чушь. Скажем, если я буду говорить, что квадрат круглый, и предъявлять какие-нибудь математические доказательства для этого, наверное, это будет свидетельствовать о том, что я не в своем уме. Потому что квадрат не может быть круглым. Поэтому в самой фразе «Бога нет» мы должны найти это же самое противоречие, абсурд.
Даже помыслить не-бытие Бога невозможно: Он не просто существует – Он не может не существовать
Слово «Бог понятно каждому человеку. Поэтому атеист на вопрос: «Существует ли Бог?» – сразу дает ответ: «Бога нет». Он не спрашивает: «А что такое Бог?» или «А Кто такой Бог?» – ему это слово – «Бог» – сразу понятно. Вот на это как раз и опирается Ансельм – на ясность или, как бы мы сказали платоновским языком – врожденность понятия Бога для каждого человека. Каждый человек, заявляет Ансельм, под словом «Бог» имеет в виду одно и то же: Бог – это то, больше чего ничто нельзя помыслить. Но тогда получается парадокс: если в уме любого человека, даже атеиста, понятие Бога, понятие о том, больше чего ничто нельзя помыслить, есть, но Самого Бога при этом нет, то я ведь тогда могу помыслить нечто большее, то есть существующее помимо того, что есть в моем уме, и тогда получается, что Бог, Который есть только в моем уме, может быть больше, если Он будет реально существовать. Но не может быть Бог больше Самого Себя – Бог и так есть то, больше чего ничто нельзя помыслить. И поэтому Ансельм делает вывод: «Ведь если то, более чего ничто нельзя помыслить, может быть помыслено как то, чего нет, из этого следует, будто бы то самое, более чего ничего нельзя помыслить, не есть то, более чего ничего нельзя помыслить, – а это явное противоречие». То есть Бог не может не существовать. Так что даже Его не-бытия и помыслить невозможно: Он не просто существует – Он не может не существовать. Вот в этом смысл онтологического доказательства бытия Бога.
Оно вызывает у человека, который впервые с ним знакомится, некоторое недоумение: или это какая-то софистическая уловка, или схоластическая премудрость, или здесь сокрыта какая-то грубая ошибка. Но это доказательство будет действительно очень популярным. Есть знаменитый учебник по истории западной философии, написанный в ХХ веке известным британским математиком и философом Бертраном Расселом, знаменитым также еще и тем, что он ярый атеист. Так вот, меня поразили в свое время слова, которые он написал перед тем, как перейти к изложению онтологического доказательства. Он пишет: «Ясно, что доказательство с такой славной историей достойно уважения независимо от того, состоятельно оно или нет». Рассел, как атеист, убежден, что оно ложно, но красота и логичность этого аргумента вынуждают его написать такие слова.
Это доказательство будет многими потом опровергаться, например, Фомой Аквинским, Кантом. У него будут знаменитые сторонники: Декарт, Спиноза, Лейбниц, Гегель и даже великий математик XX века Курт Гёдель. Огромную популярность это доказательство получит в русской богословской мысли: так, заведующий кафедрой философии Московской духовной академии протоиерей Феодор Голубинский напишет: «Довод истины бытия Божия, выводимый из идеи о Существе бесконечно-совершенном, превосходнее, полнее других». Почему? – Я думаю, мы с этим разберемся в наших последующих беседах.
Почему Бог – есть, а Деда Мороза – нет
Этот аргумент Ансельма не всем пришелся по душе и по уму. И один из монахов, по имени Гаунило, даже написал письмо Ансельму – оно известно под названием «В защиту безумца», – в котором после многочисленных извинений и уверений в искренности своей христианской веры все-таки пишет, что логика безумца ему нравится больше, чем логика уважаемого Ансельма. Дело в том, что Гаунило четко замечает суть этого аргумента: для доказательства бытия Бога нам достаточно иметь в уме только понятие Бога. То есть ядро этого доказательства – переход от понятия о Боге к бытию Бога. Гаунило расширяет применение этой посылки и говорит: значит, тогда можно доказать существование любой вещи, исходя только из понятия о ней. Допустим, в моем уме есть понятие об островах блаженных. Так что же, – спрашивает Гаунило, – острова блаженных существуют? Разумеется, нет.
Ансельм ответил Гаунило, что тот не замечает разницы между двумя понятиями, двумя видами мышления: адекватным и символическим – мы бы сегодня говорили о логическом мышлении и воображении: адекватному соответствует научное, логическое мышление, а символическому – фантазия, воображение. Острова блаженных я представил в своем уме – у меня хорошая фантазия, я могу предположить, что, возможно, такие острова есть. Но ни указать их географическое положение, ни объяснить, в чем именно состоит блаженство людей, которые там обитают, я не могу. Я не могу сказать, какой там климат, какой политический строй, какова продолжительность жизни этих людей и проч. Да и понятие о блаженстве у каждого человека свое. Так что это фантазия. Это символическое мышление.
А доказательство может работать только в области адекватного или, как бы мы сказали сегодня, научного мышления. С тем, что Бог – это то, больше чего ничто нельзя помыслить, согласны все, и поэтому именно только из этого, так сказать, определения (конечно, Ансельм понимает, что это не определение, это некоторое описание) и вытекает существование Бога. То есть аргумент этот действует только для доказательства бытия Бога. Ни для доказательства существования островов блаженных, ни для, как иронизируют некоторые не очень умные атеисты, доказательства существования Деда Мороза, Бабы Яги и чего угодно – да мало ли, какое понятие в моем уме есть! – оно не применимо. Ансельм четко объясняет: оно годится только для доказательства существования Бога, потому что только из этого выражения: «Бог есть то, больше чего ничто нельзя помыслить», – и вытекает Его существование.
Постараюсь... Для начала скажу, что всякая логика строится на умалчиваемых правилах, аксиомах, создающих, скажем так, ограниченное поле для умственных операций, в которых она (конкретная логика) только и будет верна. Изменение правил, или аксиом, или умолчаний будет смещать, сужать, расширять это поле, что будет порождать другую логику, другие выводы, и пр.
У ансельмова доказательства (назовём так для удобства) есть своё поле, в котором эта логика безупречна. В части статьи про Деда Мороза как раз рассматривается случай расширения этого поля методом устранения одного из условий -- объект должен обладать предельными, абсолютными свойствами, что выражается словами "больше чего и помыслить невозможно". Собственно, на этом свойстве и построена логика доказательства. В случае подстановки в эту логику иного объекта (Деда Мороза, Бабы Яги, абстрактного "всё") у рассматриваемого объекта нет свойства, к которому можно было бы применить инструмент "предельности" (больше чего и помыслить нельзя, некое взятие предела по свойству). Собственно, этот инструмент (оператор) устаняется тоже. И остаётся только "есть идея -- есть вещь". А это уже другая логика, это уже не подстановка другого объекта "при прочих равных условиях". Таким образом ансельмово доказательство оказывается просто ошельмованным. И тогда надо исследовать эту новую логику с её аксиоматическим полем на адекватность, применимость к реальности. К примеру, вы предложили рассмотреть логику, в которой у объектов есть "все" свойства в предельном смысле этого свойства, то есть свойства объектов не_ограничены (ничем и никак и никогда и всякие прочие "ни.. и не.."), и тогда к таким объектам может быть применим инструмент (оператор) "Можно помыслить все" (оператор, описывающий неограниченное [в самом предельном смысле слова] множество операций)... Всё бы не плохо, если бы не фантастичность логики с её инструментарием. Она неадекватна (словами статьи), потому что материя, из которой состоит наша вселенная и мы вместе с нею, не обладает такими онтологическими свойствами, а, следовательно, и ни один объект или явление в ней. То есть такая логика не применима к реальности, а потому не может служить для доказательства чего-то реального.
Предвидя вопрос "а откуда такое знание об онтологических свойствах нашей вселенной, откуда такая уверенность в том, что её онт.св-ва ограничены?" Отвечу просто: из эмпирического опыта доступного и "проверябельного", повторимого всеми (как минимум уже мыслящими и внимательными людьми) и засвидетельствованы многочисленно в истории человечества. Если онт.св-ва неограничены, не конечны, то ежемгновенно (а время это одно из проявлений онт.св-в, поэтому это должно быть верно для любого момента времени во вселенной) должно проявляться как минимум одно новое онтологическое (а значит и существенное для бытия) свойство. Чего я не замечаю ни в себе, ни в людях -- они, скучают, они ищут новизны, а не созерцают её и источают во вне, им всё приедается, блага меркнут, "истлевают". А при неограниченности онт.свойств такого бы не было, была бы сплошная новизна, эйфория при их неисчерпаемости во времени и во всём пространстве.
Кстати, жажда человеком таких благ, каких нет у вселенной, спсобность рефлексировать такими (за-)предельными понятиями, которые не обеспечены онтологическими свойствами материи, говорит о том, что челоек не является продуктом исключительно "от материи". То есть: в человеке есть то, чего нет в том, из чего он "сделан". А значит, его природа не вся "от мiра сего". Фактически, это доказательство бытия Божия "от противного", подобное онтологическому ансельмовому. Ещё короче: сам человек есть доказательство бытия Бога.
Извиняться не за что: мы же не спорим, а делимся мыслями. Ваш изначальный вопрос состоял в том, что, если мера для людей определена как "око за око", то из чего Ансельм исходил, приводя пример из повседневности?.. Как предположение вы высказали мнение о существовавшем в то время подобном обычае. Я попытался объяснить существование этого обычая и причину такого примера у Ансельма психологией человека. И психология эта действительно такова, что ведёт к постоянной деструкции, смерти (как духовной, так и телесной). Ветхозаветная мера тут ни при чём, она не лечила человека и не восстанавливала его состояние никак (тем более, что объяснение необходимости Искупления могло быть направлено и не на иудейскую аудиторию, а скорее даже на выросшую в языческих понятиях и мерах; впрочем, без разницы -- Ветхий завет не лечил). Поэтому пример из повседневности был направлен на всех и всеми понимаем. Оскорбили, нанесли ущерб -- это навсегда, потому что невосполнимо, неисцелимо. Таково состояние падшей природы человека. Как пример: когда люди, знающие друг друга давно, крепко ссорятся, то они вспоминают как обиду то, что казалось бы уже и невозможно вспомнить, и в деталях, которые и под пытками не вытащить. Хотя ещё только 5 минут назад всё было безоблачно и никто "ничего не помнил и всем всё простил"... Вот этот доступный практически всем опыт Ансельм и использовал для объяснения невосполнимости любого оскорбления (нарушения мира) при желании восстановления отношений.
Иногда даже самые стройные логические системы не верны из-за неправильного основания. Наказание существует ради возвращения в единение с Богом, ради пребывания в Истинном Благе, а никак не для равновесия. Ветхий завет всего лишь некое усилие, затравка в изменении целой психологии человечества, воспитанной плотским мудрованием, рабствованием греху. В этой ментальности -- ментальности безысходной цикличности -- некий уход с "орбиты" смерти уже многое значил. Раньше человек понимал, что "яблоко от яблони недалеко падает", и в зависимости от тяжести оскорбления и вреда он мог и весь род вырезать (не просто руку сломать, семью продать в рабство или убить, а именно весь род). Безысходность тлению, рабствование законам "разложения" человека без Блага Истинного -- вот та самая плачевая юдоль. Поэтому ветхозаветное "око за око" это не подвиг "просвещённого" человечества (в целом), а призыв Бога начать духовный исход из сени смертныя, "Египта" тления (уход с "орбиты" тления). Это подвиг, в свою меру, конечно же, но -- подвиг. Это подвиг, потому что ограничение самого себя должно было иметь духовную опору -- такое Благо, Которого вселенная не имеет. Это ступень восхождения к Богу. А никак не логика уменьшения зла ради равновесия, выживания, развития или ещё чего-то. Как только люди удаляются от Бога они вновь ниспадают в яму тления (наш век тому доказательство) с её законами смерти. И большая степень (новозаветная) -- "неподливания масла в огонь" -- тоже лишь ступень, ступень к подвигу приобщения Свободы в Боге от всех (!!!) законов тления и подвигу служения ближним в их стремлении к этой Свободе (во Христе). Тут никакой человеческой мудрости уже нет, это не от человек мудрость, и это не от развития человечества (а мы видим к чему приводит современное человеколюбие, оторвавшееся от христианских корней: к оправданию греха, как было и в языческие времена). Что касается Ансельма с его теорией, то она происходит скорее от христианского опыта предстояния Богу и осознания невозместимости вины за свою жизнь, за жизнь в таком состоянии, а не от опыта неусвоения христианской жизни. Впрочем, правильней всего было бы почитать самый труд, чтобы знать, что он полагает в основание своих решений. Психологически же, любое оскорбление невозместимо вообще и неисцелимо от человек, потому что время не вернёшь вспять: что ни делай в последствии -- в прежнее состояние не вернуться. Потому что это не вопрос момента симметричной потери достоинства, унижения, а вопрос возвращения в прежнее состояние. Получается, что психологически стремление к сверхвозмещению понятно. Так что Ансельм угадал с примером, как мне думается.
Обычай, видимо, тоже не на пустом месте возник. Если обычай требовал "морального удовлетворения", то в первую очередь это означало, что люди чётко осознавали разницу между телесностью (плотским житием) и своим внутренним миром. То есть если оскорбление происходило, то касалось оно всей цельности человека -- и душевной, и плотской части. Люди понимали себя глубже и целостней, чем сейчас?.. В нынешний-то "просвещённый" век откуда такие недоумения?.. Всё, что делается в отношении человека, делается в отношении всего человека -- и души, и тела. В душевной части суть отношений -- признание достоинства. Наш "просвещённый" век только начинает (или возвращается?) понимать, что отношения должны строиться на взаимном уважении (признании достоинств). Поэтому и получается: верни в прежнее состояние нарушенное (порушенное) с признанием достоинства видимым образом + выкажи возмещение за время отношений, нарушенных твоим недостойным (ближнего, оппонента, партнёра и т.п.) действием. Или: если ты сделал человеку нечто не достойное его, то восстанови его достоинство как должное + возмести за свой недостойный поступок, чтоб не иметь причины (вины, на церковно-славянском), быть обязанным ему, быть несвободным. Блюдение собсвенной свободы -- это блюдение собственного достоинства. Можно ещё довесить и такой аспект: блюдение мира в обществе разумеется как должное, оскорбление достоинства другого является антисоциальным действием, поэтому требует возмещения и в общественную (государственную, муниципальную -- в зависимости от меры) "копилку". Но, как ни крути, всегда будет некий "довесок" в зависимости от степени развития познания человека как такового и общественных отношений.
Потому что это цикл статей о развитиии философской мысли (которая в свою очередь переплетается и с религиозной). Вы же не следите за этим циклом... И прошу прощения, но вы сейчас, как двоечник, проснувшийся посреди урока по литературе, вдруг не можете понять причём тут стихи о солнце, если этот жёлтый кружок перед этим вас просил изобразить учитель по рисованию и не словами а карандашами...
Вот поэтому в статье и есть подзаголовок про "доказательство" существования Деда Мороза ("всё" по-вашему).
А что ответить атеисту, который "не-А" примет за истину, а именно, скажет следующее: "Нет ничего, больше чего нельзя помыслить" или другими словами "Можно помыслить все" ?
Иеромонаху Авелю - добрый комментарий, полезный был мне глупому, стопудов :)
Воистину Воскресе!!
Не мне автора защищать, но надо понимать, что эта статья всего лишь часть цикла, дающего общие представления о развитии философии и её роли (и взаимном влиянии) в познании Бога [насколько я могу понимать намерения автора]. Поэтому нет нужды воспринимать эту статью как проповедь. Теория искупления (а именно таким словом -- Искупление -- пользовался в своих трудах и свт. Игнатий (Брянчанинов)[см.например О прелести]) -- есть всего лишь один из способов описания одного из аспектов того спасительного таинства, которое Христос сделал "нас ради человек". Нет у нашего ограниченного разума достаточных и корректных способностей для описания того, что за пределом тварного бытия, или является явлением нетварного (Божьего) бытия. Поэтому есть только системы описания аспектов того или иного явления или этого явления в целом.. Но это всего лишь "неполноценные" системы или системы, использующие апофатические приёмы. Поэтому (хотим мы или нет), но как факт "юридическая" теория искупления присутствовала в нашем богословии тоже, и, думаю, что останется как один из способов описания одного из аспектов дела Христова. Не столько в защиту, сколько для размышления почитайте здесь на портале "Пленение схоластикой или..."( http://www.pravoslavie.ru/73158.html ).
*****************************************************************
Аппетиты у наших братьев-католиков. Нас не проглотят?
Там по контексту акцент стоит не на том "что за личность?", а на том "каков? с какими свойствами?". "Лучше-хуже", "приятней-не_приятней" ребёнок ведь понимает... То есть категорию меры он чётко воспринимает, хотя он и слова такого не знает и будете объяснять -- поймёт не сразу или не так полно, как вы. Даже понятия "предельные" -- "никогда", "навсегда" (особенно, когда дети мирятся) -- они тоже воспринимают, а эти понятия предполагают некое восприятие предельного, абсолютного, вечного... Хотя никто им не объяснял, не обучал, лекций об этом наш уважаемый автор им об этом не читал... Но именно такого рода понятия, категории (в богоприличном смысле) мы и присваиваем Богу. То есть: внутренний мир ребёнка оперирует такими понятиями и категориями без воспитания; просто, лишь с ходом воспитания в вере мы описываем "Боженьку" именно такими, присущими нашему разуму понятиями. Так же контекст подразумевает взрослых людей, воспитанных на своём культурном поле. А эти "поля", даже атеистические, предполагают понятие о Боге, как существе Высшем, Всевышнем. Такой вот контекст ;)