1 июня в Краснодаре завершился трехдневный семинар «Технологии церковной работы с наркозависимыми», организованный координационным центром по противодействию наркомании Русской Православной Церкви при финансовой поддержке Минэкономразвития. В рамках его работы участники из разных епархий Московской патриархии обсудили состояние и перспективы церковной работы с наркозависимыми, роли семьи и священников в процессе реабилитации, обменялись опытом такой работы.
В преддверии семинара руководитель координационного центра по противодействию наркомании Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению епископ Каменский и Алапаевский Мефодий (Кондратьев) рассказал «Русской Планете» о том, чем православная реабилитация наркозависимых отличается от неопятидесятнической, с какой страстью сопоставима наркомания и почему еще не удалось преодолеть стигматизацию ВИЧ-инфицированных.
— Владыка Мефодий, как церковная помощь наркозависимым изменилась за последние 18 лет, с тех пор как вы начали такую работу в Свято-Георгиевском приходе в Ивановской области?
— Когда мы начинали, было очень сложно определить направления работы, во многом мы были первопроходцами, инициатива по реабилитации наркозависимых шла снизу, от приходского духовенства. Сегодня существует «Концепция Русской Православной Церкви по реабилитации наркозависимых». Она принята Священным Синодом, в документе сформулировано официальное мнение Церкви по этому вопросу. Это очень важно, потому что дано не мнение отдельных людей, пусть и специалистов высокого класса, а мнение всей поместной церкви. 18 лет назад подобного документа, естественно, не было. Сегодня прописана методика церковной работы с наркозависимыми. Более того она апробирована и доказала свою эффективность, получив положительные отзывы, в том числе научного сообщества. Поэтому мы перед следующим шагом — из системы координируемых центров помощи наркозависимым нужно создать единую сеть.
— Это будет централизованная организация?
— Структура будет повторять нашу церковную структуру — как единая Поместная Церковь, такой единой будет и сеть церковной помощи наркозависимым.
— Среди некоторых верующих, в том числе священников, бытует мнение, что для исцеления от наркомании нужны только молитва и труд. Разделяете такой подход?
— Если такое и есть среди церковных людей, то они не понимают, как проходит работа с наркозависимыми и, считая так, сильно ошибаются. С другой стороны, есть внешние реабилитационные центры, некоторые светские и неопятидесятнические, в которых действительно часто все сводится только к изнурительной работе. В Церкви это далеко не так, хотя и этот элемент в форме послушаний присутствует.
— Вы упомянули неопятидесятнические центры, которые также ведут широкую работу с наркозависимыми. В чем принципиальная разница в подходах православных центров и таких структур?
— Кардинальное отличие здесь именно в результатах деятельности, качестве ремиссии. Важно, чтобы, побеждая наркоманию, человек не впадал в другую зависимость, не оставался навечно в этом центре, а возвращался полноценным членом общества. Нужно смотреть — кем стал человек, будучи трезвым? Здесь ключевая разница. Как правило, качественная ремиссия в православных центрах выше, потому что выше нравственные требования Церкви.
— Что бы вы посоветовали родным наркозависимых?
— Прийти в церковь и начать с решения собственной проблемы. Не утверждаю, что наркозависимые появляются только в неблагополучных семьях, совсем нет. Тем не менее сама болезнь зависимости втягивает в орбиту и родственников, они впадают в пагубное состояние, созависимость. Первым делом нужно постараться самим выйти из этой ситуации. Когда смогут победить личную созависимость, легче будет помочь и близкому человеку. В этом случае наркозависимый сможет опереться на них, решая свою проблему. Если родные остаются в созависимости, то не помогают выкарабкаться, а сильнее затягивают в бездну.
— Если описывать состояние наркозависимого в духовных категориях, какое оно?
— Страсти бывают врожденные, такие как гордость или гнев, и приобретенные, например, сребролюбие. Младенцы сребролюбием не страдают. В этом смысле наркомания — приобретенная болезнь. Если говорить о страстях в другом аспекте, то наркомания наиболее близка к блудной страсти. Рекомендации и аскетика, применяемые против нее, вполне применимы и к страсти наркозависимости.
— Какие ошибки чаще всего совершают священники, когда к ним за помощью обращаются наркозависимые или их родные?
— Священник не должен пугаться и смотреть на них как на изгоев или дегенератов. Правильное представление всегда помогает принять правильное решение, поэтому священнику важно понимать, с чем он сталкивается. Если такое понимание есть, складывается контакт с людьми, они начинают испытывать доверие к батюшке, то и начинается реабилитация.
— Как вам 18 лет назад удалось преодолеть этот барьер? Увидеть в падших, грязных, порабощенных страстями, зачастую лживых людях человеческое достоинство?
— Все что вы перечислили — это мифы. Наркозависимые не совсем падшие, не всегда грязные, часто не агрессивные. Да, когда они в болезненном состоянии измененного сознания, находящимся рядом может быть страшно. Да, не скоро проходят последствия этой страсти, есть остаточные явления болезни, проблемы воспитания… У нас молодежь, к сожалению, в целом не очень хорошо воспитана. При этом с наркозависимыми часто работать легче, чем с условно «благополучной» молодежью.
— Почему?
— Их, говоря по-русски, «пришибло», они ищут выход и понимают, что у них большая проблема. Остальные же считают, что за стеной внешнего, исключительно материального благополучия, у них все хорошо.
— Среди наркозависимых немало людей с ВИЧ-инфекцией. Московская патриархия также приняла концепцию о работе с людьми, имеющими положительный статус иммунодефицита. Как, если охарактеризовать в нескольких словах, Церковь относится к носителям вируса?
— Концепция по ВИЧ написана гораздо раньше, чем концептуальный документ по реабилитации наркозависимых. Проблемой стигматизации (клеймения, навешивание социального ярлыка. — РП) ВИЧ-инфицированных занимаются интенсивно и давно, в отличие от стигматизации попавших в зависимость от наркотиков. За стигматизацией ВИЧ-инфицированных на самом деле очень часто спрятана проблема стигматизации наркозависимых, если решим этот вопрос, то и первая проблема сгладится. Говоря о ВИЧ-инфицированных, подчеркну, что они являются полноправными членами Церкви. Если кто-то думает иначе, он ошибается, он сам не знает церковного духа.
— Значит, ВИЧ-инфицированный при отсутствии канонических препятствий может стать священником и епископом?
— Действительно особых препятствий к этому нет, но если рассматривать каждую конкретную ситуацию, то что-то рекомендовать здесь сложно. ВИЧ-инфекция сама по себе не является каноническим препятствием к хиротонии.
Конечно, страх стигмы как наркозависимых, так и ВИЧ-инфицированных еще остается. Раньше он был куда больший, некоторые архиереи боялись, когда кто-то на приходе начинал работать с наркозависимыми, сегодня ситуация разительно изменилась, но страх все равно остается. Это страх непонимания, незнания, чего ждать от данных людей.