Афониты и носители афонской традиции говорят о проблемах брака и раскрывают иноческие правила, соблюдение которых и в семье позволит гармонизировать отношения.
Схиархимандрит Иеремия (Алехин), настоятель русского Пантелеимонова монастыря на Афоне, раскрывает суть послушания, столь же необходимого в семье, как и в монашеской общине, как основы отношений во Христе.
«Да будет между вами любовь», – говорит Господь. Просто слово Господне, но как исполнить его? Что есть любовь и как узнать, любишь ли ты по добродетели или по страсти? В чем выражается любовь? Если ты любишь человека, уступи ему, предпочти его выгоду своей собственной; потерпи его немощи и снизойди к его недостаткам; окажи послушание, отложи свою волю, пожертвуй собственным «я». В этом заключается истинная любовь. Любви не бывает без подвига, без самопожертвования. Послушание, о котором святые отцы говорят, что оно выше всех других добродетелей, это и есть любовь, являемая в нашем произволении и деятельности. Как грех есть порождение страсти, так послушание – порождение любви. Кто любит, тот всегда послушен, жертвует своей волей, своим мнением и своей выгодой во имя любви во Христе. А кто не слушается, тот любит только собственное «я», свою страстную и падшую волю и руководствуется своим искаженным страстями мнением. Послушание – это повседневное самопожертвование и самый большой подвиг. Если оскудеет взаимное послушание – тогда не будет подвига в нашей жизни, тогда оскудеет любовь.
О проблеме обмирщения рассуждает духовник монастыря Преображения Господня в Террасоне (Франция) архимандрит Илия (Раго), ученик одного из самых авторитетных современных афонитов – старца Эмилиана (Вафидиса).
Что происходит, когда люди перестают искать Царство Небесное и начинают заботиться о своем устроении в царстве земном, как если бы оно было окончательным? Патриарх Румынский Даниил объясняет: «Обмирщение – феномен наиболее враждебный по отношению к Церкви; у него нет лица, он проявляется как радиация, без цвета, вкуса или запаха, но с последствиями для духовной жизни. Семена обмирщения находятся в непослушании человека Богу и в его забвении Бога. Так, Адам, наш праотец, – первый человек, который начал обмирщаться, поскольку он пережил момент, когда Бог якобы отсутствовал, как если бы Он не существовал. Многократно мы повторяем грехопадение Адама, когда забываем Бога и живем в сотворенном Им мире так, как если бы Он не существовал. Обмирщение всегда носит в себе семя раздора…»
Не отсюда ли закономерные развалы семей? Часто при этом хотят сослаться: «не сошлись характерами».
Характер – это действительно некая данность. После падения у каждого человека есть в характере как положительные, так и отрицательные черты. Общаясь с близкими людьми, мы обнаруживаем для самих себя во внутренней своей жизни борьбу между Богом (воскрешать Кого в нашем сердце означает развивать все лучшее, что заложено в нас) и диаволом (который хочет нашими же руками распинать Бога, подталкивая нас на «совершенствование» во зле). Наш характер, каким бы он изначально ни был, тяжелым или, как говорят, легким и простым, – это достояние, которое Бог дал нам, чтобы мы использовали его как путь к Богу. Даже если в нашем характере преобладает нечто негативное, нам есть от чего сокрушаться, привлекая в душу Благодать Божию, и от чего усерднее смиряться перед ближним. Смиренный всех почитает лучше себя. Он не думает о том, что мне приходится терпеть моего супруга или супругу, он радуется тому, что терпят его! И все немощи близких воспринимает с благодушием и улыбкой. В любом случае сам человек со своим характером сделать ничего не может, – только если впустит в свое сердце Христа.
О том, как впустить в свое сердце Христа и почему именно в близком общении внутри семьи это сделать представляется наиболее возможным, говорит митрополит Лимассольский Афанасий (Николау).
Брак есть установление Божие, и заключать его надо, усвоив верные представления о том, для чего он дан. Не идеализируйте другого человека. Церковь есть лечебница, и малая церковь – семья – ее филиал. В Церкви любовь «не ищет своего», – говорит апостол Павел, – а «долготерпит, милосердствует… не завидует… не превозносится, не гордится, не бесчинствует… не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит» (1 Кор. 13:4–7).
Господь наш Иисус Христос возлюбил мир «до конца», и никто никогда не сможет возлюбить человека так, как Христос. Он явил Свою любовь через жертву, приносимую за человека. В браке мужья обязаны любить своих жен, как Христос Церковь, то есть отдавать себя без остатка, не требуя ничего. Только так можно вызвать человека на ответную любовь, все остальное будет не любовь: благодарность – может быть; взаимовыгода – но не любовь. Давайте попытаемся принять жизнь другого человека в свою жизнь полностью, всецело, без границ.
Начнем с осознания того, что надо научиться слышать другого; а чтобы услышать, попробуем замолчать. Отрешимся от нашего самодовлеющего «я», превратимся в слух, чтобы услышать другого человека. Что хочешь ты? Это главный вопрос для вступивших в брак. Каждый день у нас в семье есть множество возможностей избавиться от эгоизма. Это можно делать через терпение и любовь, которые мы призваны проявлять к нашим ближним. Но цель для супругов не заключается только в том, чтобы умертвить свой эгоизм, но – чтобы облечься во Христа.
Человека спасает Христос через Церковь, и если мы объединены с Господом через Церковь, участвуя в ее святых Таинствах, тогда мы не только освобождаемся от ветхого человека, стремящегося разорить брак как Божие установление, но и облачаемся в нового человека о Христе, созидающего семью как малую церковь Божию.
Нужно стараться не только умертвить наш эгоизм, но и искать способ впустить Христа в свое сердце. Если это произойдет, то Он исцелит наше сердце. Тогда мы и получим силу отдавать другому все, не ожидая ничего взамен, – именно так: впустив в свое сердце Христа, первого умершего за нас, не ожидая от нас ничего.
О единстве и спутешествии по жизни со Христом рассуждает схимонах Иларион, игумен кельи святого Харлампия Нового Скита Святой Горы Афон.
В христианстве нет слова «я», есть слово «мы». Поскольку человек сотворен по образу и подобию Божию – Святой Троицы – мы все есть одно. Бог и мы, и мы все вместе. Это и была молитва нашего Господа к Своему Отцу, чтобы мы все представляли собой одно единое (см.: Ин. 17:20–23).
Наша жизнь – это картина, описанная в Евангелии: Христос на корабле, спит на корме, ученики внутри лодки, буря бушует, волны захлестывают судно одна за другой, вот-вот все потонут. Ученики нетерпеливо будят Господа и говорят: «Мы же сейчас потонем!» А Он успокаивает ветер, море, и все вокруг… Так же и наша жизнь: она наполнена искушениями, волнами невзгод. Но Христос внутри нашей малой церкви. Если мы Его позовем, если мы с Ним доверительно поговорим, изложив Ему то, что нас тревожит, то Он все это ненастье прогонит и успокоит нас. Так мы на корабле церковном и будем вместе с Ним плыть в Царство Божие.