Крестный ход и молебен на Владимирской горке, успешно состоявшийся 27 июля 2016 года в Киеве, – это не политическая акция, но молитвенный подвиг, поэтому не нужно делать выводов о том, что православные верующие якобы восстали на борьбу или показывают свою массовость для каких-то целей самоутверждения или тем паче хотят засвидетельствовать, что их больше, чем сторонников «Киевского патриархата». Хотя отчасти все эти выводы и могут сделать наблюдатели со стороны, ошибочно отождествляющие Церковь с общественной организацией или приписывающие ей стремление продемонстрировать свои количественные характеристики.
В первую очередь Крестный ход показывает стремление народа к миру, что должно стать ориентиром для здоровой части украинского политикума.
При этом не следует думать, что Крестный ход – это показатель того, что православные вступили в общественную борьбу за свои права: это далеко не так. Хотя права верующих и элементарные интересы УПЦ как организации продолжают безнаказанно попираться как государственными структурами, так и отдельными раскольничьими экстремистскими группами, которые расшатывают остатки украинской государственности, провоцируя межрелигиозные конфликты.
По-прежнему на Украине остается актуальной угроза захватов храмов и является фактом нежелание центральной власти выполнять элементарные правовые нормы в отношении УПЦ как полноправной религиозной конфессии. Посмотрите журналы Священного Синода УПЦ, где не раз поднимался вопрос о не регистрации уставов 13 монастырей и епархиальных управлений, что продолжается в течение более чем полутора лет (!), а также результаты расследования уголовного дела об избиении почаевских семинаристов и верующих села Катериновка и других уголовных производств (а их только в открытом виде около 20). Но, может, многие вообще забыли о том, что такие дела существуют? А они существуют, как и масса захваченных и поруганных при попустительстве местных и центральных властей и правоохранительной системы храмов.
Оценка позиций государственных силовых структур по отношению к УПЦ также далеко не оптимистична. Некоторые воспринимают охранную функцию, которую выполнили эти структуры во время Крестного хода, как «единение с народом», некую красивую картинку якобы лояльного отношения к УПЦ, но те же структуры – давайте не забывать об этом – замешаны в жестоком избиении верующих в Катериновке, бездействии при захвате храма в с. Птича и в десятках других аналогичных вопиющих правонарушениях с грубейшими нарушениями прав человека. Поведение правоохранителей в Одессе, когда в их присутствии верующие были вынуждены под угрозами расправы и поджога автобусов отказаться от поездки для участия в Крестном ходе, – еще одно подтверждение этому, а ведь недопуск верующих Одессы на Крестный ход является уголовным преступлением (ст. 180 УК Украины), не говорю уже о ряде иных преступлений, таких как хулиганство или угроза уничтожения имущества. Поэтому следует признать, что правоохранительная система не реагирует в соответствии с законом на правонарушения в отношении УПЦ.
Тем не менее, важно понимать, что у УПЦ на сегодня нет иного выбора, кроме как с молитвой осуществлять системную защиту своих прав и интересов, в том числе и в правовом поле.
Православным верующим следует избавляться от ошибочного оправдания своего бездействия «упованием на волю Божию». В этой связи хотелось бы привести несколько примеров из жития святого Иова Почаевского, изложенных в книге (диссертации) митрополита Онуфрия (Березовского) «Пастырское служение преподобного Иова, игумена Почаевского» (Киев, 2007):
Многочисленные судебные дела, которые вел преподобный Иов Почаевский, – неотъемлемая часть его пастырства
«Многолетний судебный процесс преподобного Иова с Фирлеем – это довольно своеобразная сторона его пастырской деятельности, непривычная для нас, готовых представить себе духоносного старца-игумена на молитве, занятого поучением братий, физическим трудом или еще чем-либо подобным, но уж никак не хождением по судам, казуистическими спорами вокруг какой-нибудь буквы закона и вообще самим своим присутствием никак не вписывающегося в мертвяще-бездушную атмосферу канцелярского царства… Начиная с 1630 года, несмотря на весьма стеснительные условия, в какие были поставлены православные монастыри в то время в польско-литовском государстве, преподобный Иов ведет беспрерывный ряд судебных процессов, сам лично является в судах в качестве представителя монастыря, проявляет удивительную энергию и настойчивость, и так как большая часть судебных дел переходила в Люблинский коронный трибунал, то и здесь Преподобный был весьма известен… Многочисленные судебные дела, которые вел преподобный Иов, составляют неотъемлемую часть его пастырской деятельности, того бремени, которое он из послушания Богу взял на свои рамена… В этой трудной и напряженной борьбе Почаевскому игумену помогли те качества, которые он стяжал в результате длительного и сурового подвига: непоколебимая вера в помощь Божию и в конечное торжество правосудия, долготерпение и пастырская мудрость».
Но не только спор с Фирлеем требовал судебной защиты:
«С успехом вел преподобный Иов и другие судебные дела… в основном по завещаниям. Некоторые благочестивые дворяне завещали монастырю определенные суммы, а наследники отказывались их отдавать. Преподобный Иов судился с ними и почти всегда выигрывал процесс… Следует отметить, что духоносный Почаевский игумен все эти судебные дела вел не ради материальных прибытков, а ради упрочения положения монастыря и чтобы показать силу православной веры. И действительно, можно только удивляться, как Почаевский монастырь в столь трудную годину сумел сохранить и защитить в своих стенах Православие, в то время как ряд других монастырей на Волыни – Дубенские Спасский и Крестовоздвиженский, Дерманский Свято-Троицкий, Жидичинский и другие – переходят в унию».
«Подобным же образом поступали и другие святые отцы. Вопреки ложному смирению и неправильно понимаемому отречению от мира они заботились о мирских делах и отстаивали свое положение перед гражданской властью, когда этого требовали интересы вверенной им Богом паствы».
Фактическое положение дел показывает, что в случае, если верующие и организации УПЦ прилагают должные усилия и защищают свои интересы в правовом поле, определенный положительный результат присутствует, о чем свидетельствуют многочисленные выигранные судебные споры по искам общин УПЦ. И хотя картина далеко не радужная, так как проблем много и государственная власть в целом нелояльна к интересам УПЦ, на мой взгляд, следует в обязательном порядке использовать все предусмотренные законом и международным правом возможности для легитимного правового давления и взаимодействия с органами государственной власти Украины с целью защиты интересов УПЦ.
В контексте завершившегося Крестного хода следует отметить, что «речи ненависти» (hate speech), то есть необоснованные и даже обоснованные высказывания, которые могут способствовать росту религиозных и иных противостояний в обществе, признаются мировой правовой и дипломатической практикой как недопустимые явления. Более того, с этим явлением ведется борьба, для чего в странах ЕС созданы специальные институты и правозащитные механизмы, организации и методики, проводятся различные тренинги, программы и курсы для полиции и государственных чиновников с тем, чтобы усилить борьбу с этим явлением, так как там давно осознали, что разжигание ненависти в любой форме может повлечь реальные кровавые столкновения.
Поэтому не выдерживает никакой критики ряд высказываний некоторых журналистов СМИ и участников социальных сетей, а также некоторых государственных и общественных деятелей по отношению к Всеукраинскому крестному ходу и его участникам.
Целый ряд таких высказываний содержит в себе признаки уголовных преступлений, поэтому органы государственной власти Украины должны отреагировать как минимум путем открытия соответствующих уголовных производств. А если этого не произойдет, то у заинтересованных заявителей – верующих и общин, участников Крестного хода, – есть право обращения в международные организации, мандат которых предусматривает рассмотрение индивидуальных жалоб на бездействие властей, а именно: в Комитет по правам человека ООН, Специальному докладчику ООН по свободе совести и религии, Европейскую комиссию по борьбе с расизмом и дискриминацией, Верховному комиссару ООН по правам человека, другие международные организации. Во всех этих обращениях могут быть персонально упомянуты все политики, общественные и религиозные деятели и журналисты, потерявшие остатки профессиональной этики и допустившие неприемлемые высказывания в отношении своих соотечественников, реализующих неотъемлемое право на свободу вероисповедания и мирные собрания.
И посмотрели бы мы на реакцию перечисленных европейских институтов.
Всеукраинский крестный ход - самое замечательное событие последних лет. Смотрела он-лайн трансляцию со слезами на глазах и радостью в сердце.