В Белгороде возле здания духовной семинарии (в нашем детстве это был Дом юных техников, с любимым кружком по фотоделу) с 2005 г. стоит бронзовый памятник уроженцу Святого Белогорья митрополиту Московскому и Коломенскому Макарию (Булгакову). Владыка сидит в кресле (автор монумента — заслуженный художник России белгородец Анатолий Шишков), с небольшим наклоном вперед, ко граду и миру, ко всякому идущему…
Кто-то останавливается в поклоне, кто-то проходит мимо, кто-то стоит в двух шагах на остановке городского транспорта — в любом случае рядом, «в свете и под сенью» митрополита. Его называют святителем, хотя к церковной канонизации великого труженика и угодника Божия путь только начат, народное почитание возрастает, суммируются соборные усилия по приближению к этой значительной фигуре отечественной истории и богословия.
Просветитель оставил нам до сих пор непревзойденный и весьма востребованный и ныне 13-томный труд «История Русской Церкви», а также «Введение в православное догматическое богословие» и другие сочинения.
В свете 200-летия со дня рождения владыки, которое исполняется 1 октября с.г. (19 сентября по ст. ст.) на Белгородчине на протяжении года проходят многоразличные события: издаются книги-приношения (в частности, поэты местной писательской организации выпустили красивый сборник духовной лирики «…Во исповедании сердечнем»); на теологическом факультете НИУ «БелГУ» обустроен именной кабинет-музей; телекомпания «Мир Белогорья» сняла документальный фильм (автор Виталий Стариков), посвященный митрополиту; в Белянской средней общеобразовательной школе работает духовно-просветительский центр имени митрополита Макария; беседы о великом земляке проводятся в школах Белгородчины на уроках православной культуры; в селе Сурково Шебекинского района Белгородской области (прежде — Новооскольский уезд Курской губернии), на родине владыки, состоялся фестиваль православной культуры «На земле Макария». Посвятила владыке художественный вечер и литературная гостиная митрополита Иоанна.
После десятилетий безбожия владыка Макарий словно возвращается из временного забвения, духоподъемно и душеполезно осеняя нынешних белгородцев и указуя созидательную перспективу. Говоря о юбилее великого земляка, богослова, пастыря, губернатор Белгородской области Евгений Савченко утверждает: «Мы слышим сквозь века голос святителя Макария, который призывает нас к любви, внутреннему преображению, призывает жить друг с другом в доброжелательных отношениях, постоянно любить и созидать. … Духовное наследие митрополита Макария очень велико, и масштаб этой личности нам предстоит еще до конца осознать и познать. В его исторических и духовных трудах — ответы на вопросы сегодняшней жизни, ответы на сегодняшние вызовы времени. Думаю, что труды митрополита Макария будут служить для многих и многих поколений источником вдохновения».
В памятных официальных мероприятиях, начавшихся 9-го сентября с Божественной литургии в кафедральном Преображенском соборе Белгородской митрополии, принял участие председатель Фонда по премиям памяти митрополита Московского и Коломенского Макария, постоянный член Священного Синода Русской православной церкви митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий. Ему сослужили митрополит Белгородский и Старооскольский Иоанн и епископ Валуйский и Алексеевский Савва, а также духовенство митрополии. В тот же день у памятника митрополиту Макарию возле Белгородской духовной семинарии была совершена заупокойная лития. (В 1827 г. тогда еще отрок Михаил Булгаков продолжил образование в окружном уездном духовном училище, находившемся в Белгороде под одной крышей с семинарией.) В фойе семинарии вниманию гостей была представлена выставка 18-ти прижизненных изданий митрополита Макария, уникальные портреты владыки, метрическая книга, в которой сохранилась запись о его рождении, а также другие экспонаты. Скоро белгородцы смогут познакомиться с этой экспозицией на православной выставке в «Белэкспоцентре», а с конца сентября она разместится в историко-краеведческом музее. В семинарии и состоялось заседание круглого стола, посвященного трудам и биографии этого светильника Русской церкви. Камерный хор и симфонический оркестр Белгородской областной филармонии, а также архиерейский хор Преображенского собора, при участии преподавателей и студентов Белгородского государственного института искусств и культуры, представили зрителям премьеру литературно-музыкальной композиции «В потомстве вечно будет жить», посвященную жизни и трудам митрополита Макария.
Митрополит Иоанн напомнил землякам, что уроженец Святого Белогорья митрополит Макарий (Булгаков) «стал единственным из иерархов Русской православной церкви действительным членом Российской академии наук; это было признание его выдающихся заслуг».
Значительным юбилейным памятником стало издание, осуществленное Макариевским духовным центром (на титуле значится «Москва — село Белянка, 2015») красивого трехтомника «Материалы к жизнеописанию митрополита Макария (Булгакова)», в основу которого положен историко-биографический очерк уроженца Курской губернии, выпускника и профессора Киевской духовной академии, протоиерея киевского Андреевского собора Федора Титова «Макарий (Булгаков), митрополит Московский и Коломенский». За этот труд в 1897 г. исследователь получил полную Макариевскую премию.
Следует вспомнить, «откуда есть пошла» знаменитая Макариевская премия. Дело в том, что еще в начале своей научно-литературной деятельности владыка стал откладывать сбережения от продажи своих сочинений. И когда собралась значительная сумма в 120 тысяч рублей, он завещал эти средства в распоряжение Академии наук, Синода и духовных академий, чтобы на проценты учредить ежегодные премии для поощрения отечественных талантов, посвящающих себя делу науки и общеполезных знаний. Премии митрополита Макария — их было четыре — присуждались с 1884 по 1917 гг. Одна — Академией наук, по всем отраслям науки, две — Святейшим Синодом, за учебники и учебные пособия по духовным дисциплинам, одна — Киевской духовной академией, за работы в области духовной литературы. Макариевские премии возобновлены спустя 80 лет, с 1997 г., и присуждаются в пяти номинациях: «История православной церкви», «История России», «История Москвы и историческое краеведение», «История православных стран и народов», а также учебник или учебное пособие, представляющие вклад в науку в одной из данных номинаций.
* * *
Небезынтересен и такой факт: вместе с Михаилом Булгаковым принимал монашеский постриг 15 февраля 1841 г. его соученик по академии Георгий Говоров, будущий святитель Феофан Затворник.
А ректором в КДА тогда был архимандрит Иннокентий (Борисов), через полторы сотни лет канонизированный в лике святых.
Произведение архимандрита «Последние дни земной жизни Иисуса Христа» поразило Михаила еще в семинарии, а в академии, по предложению ректора, он за два года написал «Историю Киевской духовной академии», отмеченную митрополитом Филаретом Московским (Дроздовым).
Все труды митрополита Макария отличает чуткая, вдохновенная, воистину святительская работа с русским словом. Вот пример. 7 июня 1859 г., вступая на кафедру Харьковскую и Ахтырскую, в кафедральном (тогда — Успенском) соборе Харькова преосвященный Макарий вышел к пастве с обращением, которое сохранено для нас в опубликованных собраниях трудов владыки. Там есть такие слова: «…Вся наша земная жизнь есть собственно период воспитания нашего для вечной жизни … стремитесь к небу, где вам жить вечно, стремитесь и мыслями, и желаниями, и действиями; заботьтесь здесь более всего о том, чтобы, по переходе туда, явиться вам достойными гражданами горняго Иерусалима: горняя мудрствуйте, а не земная. … Христианство, по своему составу и существу, имеет целию возстановить нас в первобытное состояние, сделать нас истинными людьми, возвести нас от земли на небо, дать нам полную возможность достигать нашего высшаго назначения».
8 сентября 1868 г. преосвященный Макарий в последний раз совершит литургию в харьковском Покровском монастыре. А потом отправится на Московскую кафедру. Там он скажет удивительные слова, которые следует расценивать как аванс грядущим поколениям, увы, подвергнувшимся изрядным помрачениям:
«Я вижу в России, и особенно в сердце ее Москве, такой неистощимый родник благочестия, что его, без сомнения, на многие века хватит не только для внутренней жизни России, но и для просвещения языческих народов».
Перечислим некоторые труды владыки: «История христианства в России до равноапостольного князя Владимира», «Взгляд на историю Русской Церкви до нашествия татар», «Введение в православное догматическое богословие», «История русского раскола старообрядчества». Последним печатным трудом митрополита Макария стал трактат «Патриарх Никон в деле исправления церковных книг и обрядов» (1882); как заметил биограф, неожиданная кончина владыки «остановила дальнейшие его заботы по сближению старообрядцев с Православной Церковью».
* * *
Кульминационным пунктом в духоподъемном процессе почитания памяти митрополита Макария на Белгородчине стало освящение митрополитом Иоанном и епископом Губкинским и Грайворонским Софронием утром 10 сентября с.г. в с. Сурково нового храма — в честь павшего от руки крымских татар священномученика Макария, митрополита Киевского, небесного покровителя митрополита Макария (Булгакова), а также освящение памятника выдающемуся земляку (автор монумента Дмитрий Горин). Вместе с митрополитом Викентием владыки Белгородской митрополии провели первую Божественную литургию в новоосвященном храме, по окончании которой прошла торжественная передача храма Церкви и награждение его благоустроителей. Молодой батюшка Даниил Яковов, настоятель новоосвященного Макариевского храма, получил в дар от губернатора Савченко и владыки Викентия иконы для храма, который станет центром культурного комплекса с парком на 2,5 гектара и памятником митрополиту Макарию.
День был солнечный, к восьми часам утра к новому красивому однокупольному храму из карельской сосны, построенному за год, стеклось немало народа из окрестных сел, районов, областного центра. Пришли крестоходцы из соседней Белянки, славной своей хоругвеносной детворой, ведомой руководителем Макариевского духовного центра настоятелем храма Воскресения Христова в Зимовеньке протоиереем Александром Деревянко (чьи воспитанники, к слову, показали потом с фестивальной сцены на поляне короткую литературную композицию о владыке Макарии). И чин освящения нового Макариевского храма, и литургия исполнились словно на одном дыхании — среди знакомых родственных лиц. В череде памятных мероприятий нашлось место и песням со знаменитым женским фольклорным ансамблем села Подсереднее Алексеевского района, исполняющим произведения, сохраняемые еще со времен татаро-монгольского ига, в костюмах, которым по несколько сот лет; и картинам профессионалов-белгородцев; и берестяным инкрустациям, шитью и дивным куклам, сработанным мастерицами села Сурково; и вкусной каше да выпечке, которыми угощали всех пожелавших.
Находясь в Сурково, непременно вспоминаем о том, что отец будущего митрополита Петр Булгаков скончался еще вполне молодым, оставив после себя вдову и шесть сирот без всяких средств к существованию, отчего семилетнего Мишу отдали в домашнюю школу к крестному отцу — священнику, за семь верст от дома, где учились начаткам грамоты дети прихожан и окрестного духовенства. А на девятом году мать отвезла Михаила в г. Корочу, в приходское духовное училище. Учение давалось мальчику с трудом, но учителя отмечали его настойчивость и трудолюбие. И мы не пройдем мимо удивительного случая, произошедшего уже в Белгороде, когда нечаянно брошенный товарищем камень попал в голову Мише, учившему урок за поленницей дров. Это изрядно кровоточивое событие стало судьбоносным: с заживанием раны «исчезли все следы физической болезненности и умственной вялости ученика Булгакова; учителя не узнали своего отстававшего малоспособного ученика: быстрый, неожиданный расцвет его духовных сил и способностей выдвинул Булгакова на первое место в классе и обеспечил блестящий успех при переходе в семинарию». Дальше впитывание знаний шло у Михаила только по нарастающей.
Биографы отмечают и сердечное попечение владыки о своих родственниках. Заботясь о благосостоянии своей матери Стефаниды Григорьевны, владыка Макарий по случаю своего назначения на должность ректора СПДА положил тысячу рублей на ее счет, чтобы матушка могла пользоваться процентами, даже если его самого уже не станет.
Помогал он материально и своим сестрам, не забывал помощью и жителей дорого ему села Сурково. Преосвященный Макарий пожертвовал на сооружение здесь каменной церкви 12 тысяч рублей, за что ему была объявлена признательность Священного Синода.
Сохранилась душевная переписка владыки с его братом Александром, которого он, что примечательно, обучал в Санкт-Петербургской духовной академии. Протоиерею петербургского Казанского собора Александру Булгакову выпадет жребий завершить изданием 13-й том сочинений старшего брата по истории Русской Церкви.
Если замереть у нового храма и деревянной звонницы, рядышком с памятником митрополиту Макарию, и окинуть взором окрестности, то за сурковскими крышами увидятся меловые разломы Белогорья, а километрах в четырех — сверкающие золотом среди буроватой сентябрьской зелени купола и кресты краснокирпичного Воскресенского храма в селе Зимовенька, построенного к 300-летию Дома Романовых. Именно эта земля дала нам просветителя Макария, точнее сказать, сперва мальчика Мишу Булгакова, который после Курской духовной семинарии закончит Киевскую духовную академию, затем будет 15 лет преподавать и даже ректорствовать в Санкт-Петербургской академии, и возрастет так, что будет архипастырем на разных рубежах призвания, — сначала епископом Тамбовским и Шацким, после епископом Харьковским и Ахтырским, затем архиепископом Литовским и Виленским, и последние три года жизни, до самой скоропостижной кончины 21 (9) июня 1882 г., митрополитом Московским и Коломенским, – упокоясь в Успенском соборе Свято-Троицкой Сергиевой лавры. И оставит нам тома своих сочинений.
К слову, в Лавре в начале октября с.г. пройдут памятные Макариевские мероприятия с участием Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.
* * *
Современники отмечали, что не только к родной истории «близок митрополит Макарий, не был чужд он и новой русской литературе: древнюю русскую письменность он обогатил целым потоком открытий, на всех праздниках новой русской литературы был всегдашним украшением и желанным участником, выступавшим на всех литературных юбилеях с красноречивыми и вдохновенными словами». Тронула современников его речь, произнесенная в церкви Страстного монастыря при открытии в Москве памятника Пушкину в 1880 г. «Все, кому дорого родное слово и родная поэзия, — сказал митрополит Московский Макарий, — на всех пространствах России, без сомнения, участвуют сердцем в настоящем торжестве и как бы присутствуют здесь... Мы воздвигли памятник нашему великому народному поэту потому, что еще прежде он сам воздвиг себе “памятник нерукотворный” ... к которому будут приходить отдаленные потомки наши, как ныне приходим к нему мы».
По поводу этой речи журнал «Вестник Европы» тогда написал: «Отношение к интересам русской светской литературы в речи Митрополита Макария выразилось так, как оно еще никогда, кажется, не было выражаемо лицом его положения, и сделало этот день светлым праздником русской поэзии и русского слова».
Именно в Сурково и именно в эти золотые сентябрьские, именно что светло-праздничные юбилейные дни был повод вспомнить и поэтические строки самого выпускника КДА 1841-го года, только что принявшего монашеский постриг, тем самым из Михаила превратившись в Макария, написавшего не без влияния стилистики любимого им поэта Жуковского стихотворение «Три гимна» (приводим фрагмент третьей части):
А ты, которая звездою
Вдали алмазною горишь
И пылких юношей красою
Своей Божественной манишь,
Святая Истина! Ужели
И для тебя простой лишь гимн
Споет — от самой колыбели
Поклонник прелестям твоим?
О, нет! Богине благодатной
Всего себя я отдаю
И гимн любви, гимн благодарный
Я целой жизнью пропою.
Этот благодарный гимн любви звучит и спустя полтора века по принесении обетований, и, верится, это только начало его нового звучания.
* * *
В качестве послесловия или предуведомления прилагаю свое приношение памяти моего великого земляка, написанное на Светлой Седмице юбилейного Макариевского года.
Памятник владыке Макарию в Белгороде
На 200-летие Макария (Булгакова),
митрополита Московского и Коломенского
Серый, синий, зелёный иль карий
невнимательно, быстро скользнёт —
но несёт послушанье Макарий,
на проспекте, года напролёт.
Как ковригу иль даже веригу,
что тяжка, поелику легка,
держит шуйцей Великую Книгу
и читает её сквозь века.
Он читает, да кто его слышит!
Ты ли слышишь? Иль, может быть, ты?
Ветер книжных листов не колышет —
неподъёмны у правды листы.
Но предчертаны альфа, омега —
и проспавшим, и тем, кто без сна,
и для всех — после хлада и снега —
красной Пасхой приходит весна.
Чтоб очнулась душа-Эвридика
в той ночи, где поют соловьи,
просвещающей дланью, владыка,
сирых страждущих благослови!
Видимо, на меня сильно подействовала интонация предопределения ("и проспавшим, и тем, кто без сна"), неизбежности красной Пасхи для КАЖДОГО (все пред Господом предстанут)... Тут сразу вспоминается Игорь Росляков (иеромонах Василий), та Красная Пасха 18.04.1993...
У каждого из нас будет свой исход - своя красная Пасха после "хлада и снега" (земных скорбей), но "претерпевый до конца - спасется".
А в первой строфе - контраст "скольжения" быстротекущего бытия, не задумывающегося о Вечности ("Серый, синий, зелёный иль карий НЕВНИМАТЕЛЬНО, БЫСТРО скользнёт") - и остановленного времени ("но несёт послушанье Макарий,на проспекте, года напролёт").
И вот это горло сжимает: "Он читает, да кто его слышит!Ты ли слышишь? Иль, может быть, ты? Ветер книжных листов не колышет — неподъёмны у правды листы". Сжимает потому, что НЕ ХОТЯТ СЛЫШАТЬ... Я вот Евангелие на церковно-славянском каждый день публикую - ПОЧТИ НИКТО не читает ... А ведь ИМЕННО НА ЦЕРКОВНО-СЛАВЯНСКОМ И НАДО ЭТУ ВЕЛИКУЮ КНИГУ ЧИТАТЬ... И вообще у меня возникает пронзительное ощущение ОДИНОЧЕСТВА подвижников (особенно в наше время)...
Хотя в последней строфе, конечно, есть и катарсическая интонация: надежда, на то, что очнётся от окаменелого нечувствия "душа-Эвридика"... И сострадательная интонация также слышна, ибо все, несущиеся мимо, лишь скользнув взором, - это пока что глухие к проповеди Великой Книги сирые и страждущие... Это мы все...