«Святая правда»: Почему в школах не любят русский язык (Видео)

    

Поговорим с вами про русскую речь, дорогие братья и сестры. «И мы сохраним тебя, русская речь, Великое русское слово», - говорила Ахматова. Чуть ироничней, но о том же, говорил ее ученик Иосиф Бродский, когда писал: «И если мы произведем дитя, то назовем Андреем или Анной. Чтоб, к сморщенному личику привит, не позабыт бы русский алфавит».

    

Вот не позабыть бы русский алфавит, творение Кирилла и Мефодия. «Около 70% процентов школьников равнодушно или негативно относятся к предмету «русский язык»,- сказала госпожа Людмила Вербицкая, президент Российской академии образования.

Цифры страшные - 70%. 70% воды в теле человека, 70% водной массы на Земле, 70% школьников русских почему-то негативно или равнодушно относятся к русскому языку. Какой кошмар, скажу я. Какой кошмар, скажете вы по ту сторону экрана. Откуда это?

Русский язык, как говорил Мандельштам в жестокие годы сталинского закручивания гаек, это то великое счастье, которое остается у русских, та стихия, которая не даст нам до конца быть рабами, потому что русский язык чрезвычайно свободен и напрямую, вертикально поднимает человека к Богу. И вот его почему-то не любят, и его почему-то считают для себя нудным, скучным, и так далее.

Я думаю, здесь проблема в преподавании. Скучный учитель – он может убить всякое желание заниматься своим предметом у самого одаренного ученика. И если вспомните и отмотаете свою короткую прожитую жизнь до школьной парты, то вы наверняка согласитесь с тем, что помните что-нибудь из астрономии. Не потому что вы жадно вглядывались в звезды, а потому что был интересный учитель, который зажигал вас подходом именно к куполу звездного неба, в котором звездочки забиты Божьим молоточком и так красивы по ночам. Такая алмазная корона из звезд над головой каждого человека. А если параллаксы, перигей-апогей, зенит-перезенит… Тьфу.

    

Вот у меня были ужасные учителя химии, и я ее никогда не любил, и теперь об этом очень жалею. Были прекрасные учителя математики. Я никогда ее не знал, но всегда любил и восторгался ею, потому что я считаю, что это гимнастика мысли и музыка ума, математика. Вот выучить бы ее на старости лет.

Все от учителя зависит. Поэтому 70% школьников не виноваты в том, что они не любят русский язык, язык Лермонтова, Достоевского, язык Солженицын, языка Ахматовой, язык Пастернака, Мандельштама, язык Бродского. Целый синодик красивых, священных имен, вплоть до современных, включая Прилепина, Водолазкина, и так далее. Все это тоже достойные люди. Учителя. Дорогие учителя.

Скучный учитель убивает желание учиться. Если тренер хиляк, значит, и я не футболист. Не спортсмен, не боксер, не гимнаст. Если тренер гениальный, то и я зажгусь.

При этом, одновременно отмечает глава Минобра Ольга Васильева, возрастает интерес за рубежом к русскому языку. Существуют всемирные олимпиады по русскому языку, с каждым годом их больше. Зачем, например, мне нужен персидский? Чтобы читать Омара Хайяма. А, например, зачем мне был бы нужен китайский, если бы я смог его освоить? Ну, наверное, чтобы читать Дао дэ цзин, или Конфуция, или что-нибудь еще. А зачем бы мне нужен был арабский? Для того, чтобы читать арабских поэтов. Это интересно, я вас уверяю. А испанский? Сначала для «Дон Кихота», а потом и для всего остального.

То есть, как говорил Маяковский, «И будь я хоть негром преклонных годов, и то без застенья и лени я русский бы выучил только за то, что им разговарил…» дальше не скажу, кто. Но не важно, кто, здесь принцип важен. Важно, что язык освящается его великими носителями, которые обессмертили его. В мире учат русский для того, чтобы читать Достоевского. И Толстого. Толстого потом, Достоевского раньше. Не Пушкина, кстати. Пушкин – это русский поэт, он на Западе непонятен. Он в переводах все теряет. Достоевский ничего не теряет. Он пробивает бреши во всех сознаниях. Вот для Достоевского учат русский язык.

Ницше учил уже перед смертью русский, чтобы Достоевского читать. Да и многие другие тоже. Итак, на Западе учат, на Востоке учат, китайцы корпят, наши – не любят. Почему? Я считаю, что мяч на поле учителей. Давайте, дорогие, преподавайте с любовью, преподавайте с огоньком. Преподавайте так, чтобы мы петь хотели, с утра до вечера, свои слова на своем языке.

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Наталья 1 декабря 2016, 01:37
Дорогие, опросите школьников и увидите, что ситуация с 70% затрагивает не только русский язык! Обучение русскому языку, безусловно, должно быть увлекающим ученика, интересным, но, уважаемые, а как же быть с изучением грамоты (правил)! Без заучивания, переписывания, выполнения по образцу, без упражнений невозможно выучить язык, даже если он родной. Ведь если спросить взрослого грамотного человека, почему он так или иначе написал слово, поставил знак препинания в том или ином месте, он не всегда может вспомнить правило, но навык, автоматизм остаётся. И во многом благодаря упражнениям, довольно скучному занятию переписывания и выполнения по образцу! А это требует сосредоточенности, навыков по принципу "не хочу, но надо". Нельзя всё время кормить детей сладеньким, не может образование быть только интересным, хотя это очень и очень важно!, нужно учить ребёнка трудиться, преодолевать себя, искать интересное/важное даже если предмет кажется неинтересным. Помоги нам, Господи, научи нас, Господи, учить наших детей правильно, чтобы выросли они людьми образованными, интересующимися, трудолюбивыми и, конечно, добрыми и любящими!
валерий30 ноября 2016, 20:54
В школах не любят русский язык потому, что любят американский. И не нужно меня поправлять. Именно не английский - язык Шекспира и Бёрнса. а американский со всеми "вау". "окей" и т.п. Не любят русский язык потому, что любят всевозможные "хеллоуины", "чипсы". "колу" и прочую американскую дребедень. Не любят русский язык потому, что любят тупые американские боевики, американские "стрелялки". Потому, что не любят не только русский язык, но и русскую литературу, историю, географию. И не любят в первую очередь не дети - учащиеся. а взрослые - родители. Вот в этом и причина.
Алексей29 ноября 2016, 14:49
Хотя я имел в школе по русскому языку стабильно 4, но этот предмет не любил сильно. Для меня важно было научиться грамотно писать, но когда речь заходила про сложносочиненное или сложноподчиненное предложение, то это казалось полной белебердой, не имеющей практического применения. В комментариях люди говорят о несовершенстве методики преподавания русского языка, ну не внедрять же в школьную программу университетские дисциплины семантику и симиотику, дети здравого рассудка лишатся, если им про концептосферу русского языка начнут рассказывать. Русские дети свободно говорят по-русски, уделять огромное число часов предмету русский язык бессмысленно. Пусть лучше дети больше учат литературу, иностранные языки, проникаются культурой других великих народов, желательно, чтобы дети знали не только историю России, но и историю народов России, это будет иметь отличный воспитательный эффект и полученные знания будут применяться в жизни.
Марина24 ноября 2016, 21:32
Отец Андрей, в очередной раз Вас благодарю! Наша речь так засорена сленгом и иностранными словами, что русского в русских становится всё меньше. Мотивация учителя, его преданность делу - это важнейший элемент воспитания и обучения детей. Почему-то в школах не рассказывали, что создатель словаря Владимир Иванович Даль по профессии был хирургом, окулистом, и именно он руководил вскрытием тела А.С. Пушкина. Почему-то никто не обращается к его удивительному словарю, который может разбудить в каждом ревность к русскому языку. Почему-то никто не читает книги В. Ирзабекова, не прислушивается к своей речи, не замечает оплошностей в рекламе, бегущей строке. Небрежны и невнимательны мы к самим себе. А надо становиться прилежными и внимательными.
Ещё раз спасибо!
Владимир Z.22 ноября 2016, 20:55
Дамы и господа! Простите, что повторно вмешиваюсь в вашу дискуссию.Но мне бы хотелось избавить вас от мечтаний и грез.
1. Светская школа выполняет заказ мирской власти. Основа совет. власти - атеизм. В сов.период в каждый поурочный план включался пункт об атеизме, независимо от того, какой предмет вы преподаете. Поэтому, не дай нам Бог, вернуться к сов. школе. Сами вспомните, что Господь говорил о нас - сов. учителях - ... ежели кто соблазнит одного из малого сих ... и грех самоубийства в пучине будет меньшим...
2. Система сов. пед ВУЗов построена на тщательном изучении методики преподавания конкретного предмет, но не на изучении самого предмета. И уж поверьте личному опыту - хороших предметников гоняли как зверей. И жизненная практика показывает, что если вы хотите иметь хорошего предметника, то вы как родители должны защищать их и помогать им финансово.
3. У каждого из нас есть долг по воспитанию собственных детей. Долг перед Богом. И потому не пытайтесь переложить его на кого-то. Если мы - родители - не будем ежедневно заниматься мо своими детьми, то ничего путного из наших детей не вырастет. Царствие Небесное берется силою.
4. Но нельзя полагаться только на наши человеческие силы. Надо молить о Помощи Божией.
5. И надо помнить, что Господь для нашей немощи посылает нам Церковь, которая дарована нам до последних дней.
6. Что же касается непосредственно русского языка, то никто его не знает в совершенстве. Огромный объем слов (до 1,5 млн.), сложная грамматика, не устоявшаяся стилистика и пр. и пр. Но русский язык относится к группе "великих" языков (это такой термин, который означает, что данный язык способен передать любую мысль) и это наиболее важный признак для нас. Требуйте от своих детей, чтобы они передавали свои и чужие мысли, учите их этому и все остальные языковые формальности будут не важны. У нас есть пример этому - Сам Христос. Он учил нас тому, что нам совершенно не известно и непонятно, но так среди нас до сих пор есть христиане, то можно сделать вывод, что и нам следует стремиться так знать свое дело, чтобы объяснить его любому другому человеку. И если мы будем правдивы в своих действиях, то и Господь поможет нам правильно изложить свои мысли.
Храни Господь вас и ваших близких!
Блоха Андрей Семенович21 ноября 2016, 14:08
Проблема преподаваемого в школе русского языка в том, что по своей природе этот предмет - технология, а людям разрабатывающим школьные программы хочется выдать ее за науку, потому что быть ученым это почетнее.
Наукой русский язык от этого не становится, а вот попытка преподавать его как науку приводит к тому, что получается нечто расплывчатое и невнятное.
Современная школка совершенно отказалась от такого определения основных понятий, которое советская школа рассматривала как своего рода катихизис. В моем детстве было нормально, если весь класс по очереди отвечает одно и то-же определение, и оценка ставится каждому. Может быть гениально одаренным детям это и было ни к чему, но зато хорошо подтягивало детей с посредственными способностями до минимального понимания.
В современной школе ничего подобного нет. Поэтому примерно с 5 класса речь учителя для большинства учеников - это иностранная речь, смысл которой им не понятен в принципе. Зато методисты страшно гордятся тем, что преодолели косность и внедрили творческий подход к обучению.
Вера20 ноября 2016, 21:16
Русский язык легко учится, если понимать смысл и значение слов. Пунктуация и орфография абсолютно логичны, если вдумываться в смысл предложения. Вся беда в оторванности современного ребёнка от своего языка и своей литературы, сегодня многие дети не понимают смысла многих слов из произведений недалёкого 19 века. А когда учителю учить, если его завалили отчётами, справками, мониторингами и всякой ерундой, а то что он слышит, видит по телевизору, вокруг себя - сложно назвать русским языком, родным языком.
Елена Соловьева20 ноября 2016, 11:55
Уважаемый отец Андрей! Я сама учу свою внучку,мы на семейном образовании,внучка часто болеет и школу посещать на может. Если бы кто-нибудь вот так столкнулся с необходимостью объяснить семилетнему ребенку, что такое транскрипция слова и орфограмма, тот сразу бы понял, почему дети не любят русский язык. Причем моя внучка умела читать уже в 6 лет. Что же испытывают в 1 классе дети, которые не умеют читать??!!! Они еще букв толком не знают, а им уже забивают голову схемами слов, звуко-буквенным анализом, орфограммами. Причем считается, что это быстро научит их читать! Вот так изучать русский язык - это все равно что препарировать труп (((( Одно дело смотреть на живое, полное сил цветущее существо и совсем другое дело резать мертвое тело ((( Кто ж его полюбит? Надо менять коренным образом методику изучения русского языка, особенно в начальной школе. Детям должно быть интересно на уроке. Их надо привлекать и увлекать, а не формализовать их мышление схемами. Это мое мнение,основанное на личном опыте преподавания (я не педагог по образованию).
Василий Чёрный18 ноября 2016, 20:32
Здравствуйте уважаемые!В мою бытность первым моим учебником по русскому языку была Родная Речь,а потом Русский язык. Советская школа была более правильной и интереснее, и пяти бальной системы было достаточно, может стоит вернуться к правильному и хорошему? А то начали прививать чужое[систему образования] вот оно и не приживается.
Роман18 ноября 2016, 19:48
Красоту языка за кучей правил, которые надо успеть выучить, ухватить сложно. Но это не только проблема качества учителей. Идет непрерывное реформирование в процессе обучения и нет единой методики преподавания, как было в СССР. В школе не стало методистов. Преподаватели завалены отчетностью и электронными журналами.
Дети замучены тестами и непрерывной подготовкой к ОГЭ/ЕГЭ.
Владимир Z.18 ноября 2016, 16:26
Простите, отец Андрей! Но с вами сложно согласиться. Личность преподавателя значит много, но она не является лимитирующим фактором в обучении.
1. Чтобы овладеть языком необходимо в первую очередь не чтение, но речь. И прежде всего письменная. А для овладения грамотной письменной речью самой эффективной методикой является переписывание текстов. И задача преподавателя сводится только к подбору текстов интересных для конкретного ученика и его позитивной мотивации. Этот вывод из практики. За всю историю преподавания русского языка детям, самый высокий уровень показали ЦПШ.
2. Любовь же к родному языку (или иностранному) идет из семьи и от окружающего общества. Отсутствие же любви к родному русскому языку приводит к печальным последствиям для народа и страны, что убедительно показал нам Св. Феофан затворник Вышинский.
3. Сознательное же стремление к совершенствованию собственных знаний в языке возможно только в том случае, если оно будет востребовано окружающими. Если вы отказываетесь воспринимать своего ребенка, потому что он коверкает язык. Если карьера человека зависит от умения правильно писать и говорить.
4. И нужны нормы и нормативы пользования языком. Как принятые в обществе, так и юридически закрепленные мирскими властями.
5. И должно быть понятие - язык высшего общества. Для нас исторически сложилось, по Высшей Воле, что нормы поведения высшего общества выносятся из Православной церкви. Поэтому и эталоном русского языка ("его высшим стилем" по словам М.В. Ломоносова) является язык нашей церкви, т.е. церковно-славянский. Отсюда можно сделать вывод, что, в первую очередь, сохранность нашего родного русского языка и его богатство зависит от наших священнослужителей и их паствы. Язык - одно из немногих ежедневно востребованных вещей и поэтому светская школа не может являться важным фактором его формирования.
Марина Анатольевна18 ноября 2016, 12:40
А где учителя учителей, кто ОНИ? - Нет науки "русский язык" - есть филология и ее отделение - славистика ,и в ней специализация - "русист". А зубрить "правила" ни на каком научном законе не основанные - "скука скучная, смертная..."
Сергей Козлов17 ноября 2016, 21:10
Методика преподавания заточена изначально на второстепенные вещи - в итоге первоклассник умеет отличать звонкие,глухие,гласные,согласные...а читать то толком так и не может..для меня 50 лет назад всё было проще - стал сам читать по детским книгам и весь курс языка стал на 10 лет невероятной обузой - зачем всё,когда и так правильно пишу и читаю..я из книг узнал больше,чем на уроках русского языка..так вот и мучают поколение за поколением...падежами,склонениями,составом слова....и в итоге - три четверти населения пишут удручающе плохо...хотелось бы услышать при жизни,что на уроках русского языка говорят о красоте слова,о его глубинных смыслах..,многомерности русского языка,его полифонии...тогда и читать начнут,а значит - грамотно излагать свои мысли,а не чужие....нацию спасём....видимо,не дождусь....
АлександрГ. 17 ноября 2016, 12:41
Оксана17 ноября 2016, 01:00. "Русский язык кажется так же русским школьникам скучным, потому что он родной.Есть такой психологический пародокс, то что обыденное -скучно."……… Оксана, целиком и полностью согласен с тем, что изучение славянского языка может пробудить интерес к изучению русского языка. Дело в том, что в славянском и церковнославянском языке существуют слова, смыслы которых мы со временем утеряли. Но на мой взгляд, проблема "скучности" изучения русского языка имеет и другие корни. Мы как-то незаметно, свели изучение русского языка к правилам правописания, пунктуации, совершенно не учитывая того, что русский язык подвергся атаке на смысловом уровне. Заметили мы или нет, но за последние десятилетия из русского языка стали исчезать некоторые слова, такие как Совесть, Честь, Служение? А ряд других слов, стал наполняться совершенно иным смыслом. То есть по сути, происходит ползучая подмена смыслов, что в итоге приводит к разрыву смыслового пространства. Сначала на уровне человека, затем на уровне общества. .............. Совершенно недавно, обсуждая с одним из своих знакомых смысл слова Любовь, я высказал мысль о том, что смысл этого слова невозможно раскрыть вне слов Самоотречение, Самопожертвование, Самозабвение. Слов, которые в том числе, четко обозначают центр и периферию. И смысл слова Служение, вплотную "примыкает" и соприкасается с вышеуказанными словами. Так вот, мой собеседник со мной не согласился. А между тем, а каковы антиподы слов Любовь, Самоотречение, Самопожертвование, Самозабвение? Первые слова, что приходят на ум - Ненависть, эгоизм. Можно ли через эти слова раскрыть смысл слова Служение? Нет, нельзя. ……… К чему я это пишу? К тому, что разрушение личности начинается с разрушения смыслового пространства внутри самого человека. К тому, что разрушение общества и народа начинается с разрушения единого смыслового пространства всего народа. А все это значит предельно простую вещь, мы подошли к той грани, за которой изучение русского языка уже не должно ограничиваться исключительно правилами правописания и пунктуации. Нам нужно, заново при преподавании русского языка рассказывать о том, что обозначает то или иное слово. Ибо, сама по себе система смыслов формирует мировосприятие и мировоззрение человека, потому что сами по себе слова-начала являются тем мерилом, с помощью которого человек оценивает то, что происходит внутри и вне его. Но это все означает, что мы должны выделить в русском языке эту систему смыслов. …… И еще. Мы отстаем в этом. Достаточно просто взглянуть на тот смысловой ряд, которым все последние десятилетия "кормили" наш народ, чтобы понять простую вещь: с той стороны уже давно ведется эта работа по насаждению чуждой нам системы смыслов. ……… Кстати, а никто не задумывался, а почему из нашего обихода с пугающей скоростью исчезает такое слово, как Ответственность? А потому, что с этим словом впрямую связано старое русское словосочетание - "Ответственность перед Богом и перед людьми". И вот для того, чтобы убрать этот смысл, "затирают" слово Ответственность.
Оксана17 ноября 2016, 01:23
Русский язык кажется так же русским школьникам скучным, потому что он родной.Есть такой психологический пародокс, то что обыденное -скучно. Поэтому иностранцам или людям, не знающим язык, как свой родной учат его с интересом. Моя идея может быть и дикая , но если бы детям паралельно ввели бы слвянскую азбуку, и славянский со всеми его особенностями, думаю , что было бы интереснее. Эта идея может быть воспринята в штыки , как очередное давление церкви, но по себе помню (правда в институте) нам было очень интесно сравнивать и переводить . Языки близкие , но разные, а так мозг лениться усваивать информацию
АлександрГ. 17 ноября 2016, 00:11
Русский язык красив, точен, многогранен. Возьмем например слово Свобода. Как это слово сейчас трактуют чаще всего? Как возможность делать, говорить, думать безо всяких ограничений. То есть в таком толковании свобода и различного рода границы дозволенного не совместимы. А как еще в русском языке обозначают границу? Есть такое старое русское слово - Предел. И вот именно от этого слова не ограниченная ничем деятельность человека, называется Беспределом. А вот это слово, нам знакомо по 90-м годам прошлого столетия. Страшное слово. Иными словами, свобода, как возможность делать все чего только "душа и тело пожелают", это и есть беспредел. Два слова. Суть по факту одна и та же. Но одно слово манит, а другое вызывает отвращение. Ибо, одно слово - обманка, а второе - правда. И это все русский язык, в котором есть все и с помощью, которого можно "распаковать" все слова-обманки, сводящие с ума человечество на протяжении многих столетий.
Ирина16 ноября 2016, 19:51
Литературу и русский язык преподаёт один и тот же учитель. Литературу многие дети любят, а язык - нет. Потому что русский язык как школьный предмет очень трудный. Чтобы что-то любить, надо это знать, а знания по языку даются большим трудом: усидчивостью, зубрёжкой, упражнением в устной и письменной речи. При этом современные дети (эти 70%) находятся в совершенно диверсионной по отношению к литературному языку среде: чиновники, депутаты, журналисты, врачи и иногда сами учителя (и зачастую родители!) изъясняются на жаргоне. Водители общественного транспорта, продавцы в магазине и дворники могут вообще не знать русского языка, т.к. приехали из Средней Азии. Как в такой среде усвоить языковые нормы, которые нигде больше, кроме как на уроке, не звучат?
Елена16 ноября 2016, 19:16
Отец Андрей, как всегда, прав:всё зависит от учителя. Вопрос:любят ли они свой предмет? Чаще все озабочены сдачей ЕГЭ. Батюшка,как поклонник литературы, главной мотивацией изучения персидского, китайского ... языков считает чтение великих авторов-носителей языка ("или что-нибудь еще"). Мой опыт общения с нашими студентами иняза показывает обратное: НИКАКОГО интереса к чтению на языках у подавляющего большинства и "англичан", и "китайцев". Удивительно, как они пополняют свой лексикон? И на русском языке страноведческой тематикой владеют слабо, а ведь учат язык, чтобы связать с ним свою будущую работу. Что же говорить о русском... Слава Богу, наконец то обратили внимание на обстановку с обучением.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×