Поговорим с вами про русскую речь, дорогие братья и сестры. «И мы сохраним тебя, русская речь, Великое русское слово», - говорила Ахматова. Чуть ироничней, но о том же, говорил ее ученик Иосиф Бродский, когда писал: «И если мы произведем дитя, то назовем Андреем или Анной. Чтоб, к сморщенному личику привит, не позабыт бы русский алфавит».
Вот не позабыть бы русский алфавит, творение Кирилла и Мефодия. «Около 70% процентов школьников равнодушно или негативно относятся к предмету «русский язык»,- сказала госпожа Людмила Вербицкая, президент Российской академии образования.
Цифры страшные - 70%. 70% воды в теле человека, 70% водной массы на Земле, 70% школьников русских почему-то негативно или равнодушно относятся к русскому языку. Какой кошмар, скажу я. Какой кошмар, скажете вы по ту сторону экрана. Откуда это?
Русский язык, как говорил Мандельштам в жестокие годы сталинского закручивания гаек, это то великое счастье, которое остается у русских, та стихия, которая не даст нам до конца быть рабами, потому что русский язык чрезвычайно свободен и напрямую, вертикально поднимает человека к Богу. И вот его почему-то не любят, и его почему-то считают для себя нудным, скучным, и так далее.
Я думаю, здесь проблема в преподавании. Скучный учитель – он может убить всякое желание заниматься своим предметом у самого одаренного ученика. И если вспомните и отмотаете свою короткую прожитую жизнь до школьной парты, то вы наверняка согласитесь с тем, что помните что-нибудь из астрономии. Не потому что вы жадно вглядывались в звезды, а потому что был интересный учитель, который зажигал вас подходом именно к куполу звездного неба, в котором звездочки забиты Божьим молоточком и так красивы по ночам. Такая алмазная корона из звезд над головой каждого человека. А если параллаксы, перигей-апогей, зенит-перезенит… Тьфу.
Вот у меня были ужасные учителя химии, и я ее никогда не любил, и теперь об этом очень жалею. Были прекрасные учителя математики. Я никогда ее не знал, но всегда любил и восторгался ею, потому что я считаю, что это гимнастика мысли и музыка ума, математика. Вот выучить бы ее на старости лет.
Все от учителя зависит. Поэтому 70% школьников не виноваты в том, что они не любят русский язык, язык Лермонтова, Достоевского, язык Солженицын, языка Ахматовой, язык Пастернака, Мандельштама, язык Бродского. Целый синодик красивых, священных имен, вплоть до современных, включая Прилепина, Водолазкина, и так далее. Все это тоже достойные люди. Учителя. Дорогие учителя.
Скучный учитель убивает желание учиться. Если тренер хиляк, значит, и я не футболист. Не спортсмен, не боксер, не гимнаст. Если тренер гениальный, то и я зажгусь.
При этом, одновременно отмечает глава Минобра Ольга Васильева, возрастает интерес за рубежом к русскому языку. Существуют всемирные олимпиады по русскому языку, с каждым годом их больше. Зачем, например, мне нужен персидский? Чтобы читать Омара Хайяма. А, например, зачем мне был бы нужен китайский, если бы я смог его освоить? Ну, наверное, чтобы читать Дао дэ цзин, или Конфуция, или что-нибудь еще. А зачем бы мне нужен был арабский? Для того, чтобы читать арабских поэтов. Это интересно, я вас уверяю. А испанский? Сначала для «Дон Кихота», а потом и для всего остального.
То есть, как говорил Маяковский, «И будь я хоть негром преклонных годов, и то без застенья и лени я русский бы выучил только за то, что им разговарил…» дальше не скажу, кто. Но не важно, кто, здесь принцип важен. Важно, что язык освящается его великими носителями, которые обессмертили его. В мире учат русский для того, чтобы читать Достоевского. И Толстого. Толстого потом, Достоевского раньше. Не Пушкина, кстати. Пушкин – это русский поэт, он на Западе непонятен. Он в переводах все теряет. Достоевский ничего не теряет. Он пробивает бреши во всех сознаниях. Вот для Достоевского учат русский язык.
Ницше учил уже перед смертью русский, чтобы Достоевского читать. Да и многие другие тоже. Итак, на Западе учат, на Востоке учат, китайцы корпят, наши – не любят. Почему? Я считаю, что мяч на поле учителей. Давайте, дорогие, преподавайте с любовью, преподавайте с огоньком. Преподавайте так, чтобы мы петь хотели, с утра до вечера, свои слова на своем языке.
Ещё раз спасибо!
1. Светская школа выполняет заказ мирской власти. Основа совет. власти - атеизм. В сов.период в каждый поурочный план включался пункт об атеизме, независимо от того, какой предмет вы преподаете. Поэтому, не дай нам Бог, вернуться к сов. школе. Сами вспомните, что Господь говорил о нас - сов. учителях - ... ежели кто соблазнит одного из малого сих ... и грех самоубийства в пучине будет меньшим...
2. Система сов. пед ВУЗов построена на тщательном изучении методики преподавания конкретного предмет, но не на изучении самого предмета. И уж поверьте личному опыту - хороших предметников гоняли как зверей. И жизненная практика показывает, что если вы хотите иметь хорошего предметника, то вы как родители должны защищать их и помогать им финансово.
3. У каждого из нас есть долг по воспитанию собственных детей. Долг перед Богом. И потому не пытайтесь переложить его на кого-то. Если мы - родители - не будем ежедневно заниматься мо своими детьми, то ничего путного из наших детей не вырастет. Царствие Небесное берется силою.
4. Но нельзя полагаться только на наши человеческие силы. Надо молить о Помощи Божией.
5. И надо помнить, что Господь для нашей немощи посылает нам Церковь, которая дарована нам до последних дней.
6. Что же касается непосредственно русского языка, то никто его не знает в совершенстве. Огромный объем слов (до 1,5 млн.), сложная грамматика, не устоявшаяся стилистика и пр. и пр. Но русский язык относится к группе "великих" языков (это такой термин, который означает, что данный язык способен передать любую мысль) и это наиболее важный признак для нас. Требуйте от своих детей, чтобы они передавали свои и чужие мысли, учите их этому и все остальные языковые формальности будут не важны. У нас есть пример этому - Сам Христос. Он учил нас тому, что нам совершенно не известно и непонятно, но так среди нас до сих пор есть христиане, то можно сделать вывод, что и нам следует стремиться так знать свое дело, чтобы объяснить его любому другому человеку. И если мы будем правдивы в своих действиях, то и Господь поможет нам правильно изложить свои мысли.
Храни Господь вас и ваших близких!
Наукой русский язык от этого не становится, а вот попытка преподавать его как науку приводит к тому, что получается нечто расплывчатое и невнятное.
Современная школка совершенно отказалась от такого определения основных понятий, которое советская школа рассматривала как своего рода катихизис. В моем детстве было нормально, если весь класс по очереди отвечает одно и то-же определение, и оценка ставится каждому. Может быть гениально одаренным детям это и было ни к чему, но зато хорошо подтягивало детей с посредственными способностями до минимального понимания.
В современной школе ничего подобного нет. Поэтому примерно с 5 класса речь учителя для большинства учеников - это иностранная речь, смысл которой им не понятен в принципе. Зато методисты страшно гордятся тем, что преодолели косность и внедрили творческий подход к обучению.
Дети замучены тестами и непрерывной подготовкой к ОГЭ/ЕГЭ.
1. Чтобы овладеть языком необходимо в первую очередь не чтение, но речь. И прежде всего письменная. А для овладения грамотной письменной речью самой эффективной методикой является переписывание текстов. И задача преподавателя сводится только к подбору текстов интересных для конкретного ученика и его позитивной мотивации. Этот вывод из практики. За всю историю преподавания русского языка детям, самый высокий уровень показали ЦПШ.
2. Любовь же к родному языку (или иностранному) идет из семьи и от окружающего общества. Отсутствие же любви к родному русскому языку приводит к печальным последствиям для народа и страны, что убедительно показал нам Св. Феофан затворник Вышинский.
3. Сознательное же стремление к совершенствованию собственных знаний в языке возможно только в том случае, если оно будет востребовано окружающими. Если вы отказываетесь воспринимать своего ребенка, потому что он коверкает язык. Если карьера человека зависит от умения правильно писать и говорить.
4. И нужны нормы и нормативы пользования языком. Как принятые в обществе, так и юридически закрепленные мирскими властями.
5. И должно быть понятие - язык высшего общества. Для нас исторически сложилось, по Высшей Воле, что нормы поведения высшего общества выносятся из Православной церкви. Поэтому и эталоном русского языка ("его высшим стилем" по словам М.В. Ломоносова) является язык нашей церкви, т.е. церковно-славянский. Отсюда можно сделать вывод, что, в первую очередь, сохранность нашего родного русского языка и его богатство зависит от наших священнослужителей и их паствы. Язык - одно из немногих ежедневно востребованных вещей и поэтому светская школа не может являться важным фактором его формирования.