Можно ли сокращать богослужения?

    

Представим, что кто-то купил дорогие, очень качественно сделанные швейцарские часы. И вдруг ему приходит в голову мысль: «Дай-ка я их раскурочу, выну пару деталей и посмотрю: будут они работать или нет?» Если он это сделает, то, скорее всего, часы перестанут работать.

Православное же богослужение гораздо точнее и тоньше швейцарских часов.

Оно создавалось или прямо Богом (к примеру, Евхаристия) или отцами Церкви под благодатным водительством Святого Духа. Все его элементы гармонично и естественно сочетаются, способствуя нам идти по пути спасения. Можем ли мы самочинно и особенно по лени или нерадению разорвать эту гармонию Божественную?

Второй пример. В житии блаженного Андрея Юродивого описывается благодатное видение, которое сподвигло исповедника вступить на путь подвига юродства Христа ради…

Это было некое ристалище (с церковнославянского языка – «состязание», «соревнование», «место для скачек или гимнастических упражнений»), на котором святые и Ангелы боролись с бесами. Т. е. мы видим, что духовная жизнь представляет собой борьбу, войну с Божьей помощью со своими страстями, грехами, бесами. В этом смысле ее можно, мне кажется, сравнить со спортом.

Можно ли представить, что кандидат в чемпионы мира, к примеру, по прыжкам в высоту, прекратит упорные тренировки и скажет: «Да ладно, наверное, я буду тренироваться по тридцать-сорок минут в день, этого достаточно».

Сможет ли он завоевать «золотую» медаль? Конечно, нет.

Точно так же и в духовной жизни. Здесь тоже нужно «тренировать» свою духовную «мышцу» – свое сердце, свою душу и тело в том числе, чтобы возыметь спасительный навык молитвы. Вспомним евангельский стих, где Спаситель говорит о бесах: «Сей же род изгоняется только молитвою и постом» (Мф. 17:21). И в этом смысле православное богослужение – это битва.

Так можем ли мы сокращать свои спасительные духовные «тренировки»? И кому такое сокращение будет выгодно? Вряд ли нам. Скорее, невидимым врагам нашим.

Тем более что церковное богослужение является отражением небесного ангельского богослужения у Престола Божия, где святые и Ангелы находятся в непрерывном славословии Господа. И мы на земле (конечно, очень осторожно и постепенно, под необходимым духовным руководством!) должны стяжать навык непрерывной молитвы или хотя бы приближаться к нему. Но будем ли мы к нему приближаться, если станем сокращать службу? Наверное, нет.

Кроме того, как мне кажется, в этом есть некоторое самоволие, самочиние, а Церковь, как известно, зиждется на послушании.

Конечно, в жизни есть разные случаи. И ими полна священническая жизнь.

Пример. Двунадесятый праздник. Батюшка отслужил Божественную литургию и спешит на молебен в следующее село. Уже опаздывает. К нему подходят люди и говорят, что беда у них (суд, к примеру), кто-то в больницу попал или срочно уезжает. И священник знает, что им надо отслужить молебен, нужно призвать благодать Божью на этих нуждающихся в Господнем покровительстве. Но он уже не успевает. Там его тоже люди ждут. И также могут не дождаться, разойтись. Что делать? Он сокращает молебен до священнического возгласа «Царю Небесный», ектении и молитвы с прошениями о болящем или путешествующем или в другой нужде какой-нибудь. Потом следует отпуст и благословение этих обратившихся к нему людей. И уже «летит» дальше служить.

Повторюсь, случаи бывают разные.

Но одно дело, если вы это делаете по необходимости, другое – по лености и нерадению.

Известный литургист профессор Киевской духовной академии Михаил Скабалланович писал, что Типикон не только нормативный Устав, но еще и идеал, к которому должно стремиться фактическое богослужение православного храма.

Из собственного опыта хочется сказать, что приходы, где опускаются или сокращаются уставные богослужения, хиреют как-то и оскудевают. Там же, где к этому идеалу – к Типикону – пытаются прихожане во главе со священником стремиться в своем богослужении, наблюдается подъем и процветание. Пример тому монастыри. На Руси они всегда были не только образцами духовной жизни, но и экономического хозяйствования. Почему? В них происходит каждодневное богослужение, призывающее Божью благодать. И Господь призирает на верность своих.

Потому что Господь не в рукотворных храмах живет. И Ему нужны не камень, но наше сердце, устремленное к Нему. А таким устремлением души и есть уставное православное богослужение и углубление в молитву во время него.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Игорь24 сентября 2021, 02:48
Насколько я знаю, все наши службы уже обрезаны. Слышал, что только в одном монастыре служат полные службы. У нас однажды провели полную всеночную - так люди засыпали прямо стоя на коленях. Хорошо, что никто не упал лицом в подсвечник. Больше не служат так - сократили до разумных нескольких часов. Сомневаюсь, что ту многие выстояли бы полсуток. Кроме того, странно звучат слова о тонком механизме. Это в магии никак нельзя нарушить ничего, а в общении с Богом мы общаемся с живой личностью, которой не нужно точное следование чему-то там. Да и сам порядок литургии Златоуста был придуман только Златоустом. На мой взгляд, такие речи лишь смущают верующих.
23 января 2018, 09:57
Всем доброго дня! Во всем согласна с о. Андреем. В нашем храме, со сменой настоятеля тоже стали сокращать некоторые места и на Всенощной, и на Литургии, что мне очень не по душе. Но заметила одну особенность: как бы нещадно служба не сокращалась, по времени она длиться столько же, сколько длилась до сокращения. Так в чем же тогда смысл всех этих нововведений? Ещё меня беспокоит вот какой вопрос: чем руководствуется священник, сокращая те или иные места Богослужения, например, почему сокращается шестой, а не третий час? И ещё: встречалось ли в каком-либо из храмов нашего Патриархата чтение Евангелия и Апостола на современном русском языке? С уважением, МАРИНА.
Людмила Латышева20 ноября 2017, 05:17
Плач души, службы урезанные до неузнаваемости: всенощная, начинающаяся с шестопсалмия и заканчивающаяся через час- полтора, панихида, не соответствующая даже литии мирской по тексту, которая длится 8-10минут вместе с чтением записок,молебны после службы на 20 минут, даже из литургии вырваны ектиньи, 33 псалом и пр.
Ольга 5 декабря 2016, 13:14
Сокращать Богослужение -нельзя. Пророчество святых старцев гласит что сначала будут сокращены Богослужения -это первый предвестник последних времён
Дмитртй 4 декабря 2016, 09:53
А перед полным чином отпевания ещё необходима проповедь: о смысле жизни, о таинстве смерти, о том, если умерший был невоцерковленным и родственники и друзья и все пришедшие, о том что нас там ждёт и чем мы можем помочь новопреставленному... А это, поверьте, на часа полтора..
А когда рассказываешь все это людям: из 30ти человек видишь 3-7 благодарных слушателей. И в это время вспоминаешь слова Господа нашего Иисуса Христа: "Не мечите бисера перед свиньями..." Мф. 7; 6.
Полная служба отпевания уместна тогда, когда все в " тренде", когда круглосуточно над новопреставленным чтется псалтирь, в перерывах служится лития, и, как венец этого трехдневного богослужения - полный чин отпевания, где молится искренне каждый человек.
Таня Ч 3 декабря 2016, 12:50
Простите за несогласие, но на длинные службы можно ходить именно в условиях монастыря, когда ты не работаешь, не думаешь о служении ближним, а только молишься. Тогда большая польза со всех сторон. А если после работы и к родителям стареньким надо забежать, и детям иногда в чем-то не отказать в необходимой им помощи, то если служба очень долгая, надо выбирать. Поэтому я бы не ратовала за долгие службы. Хочется стоя в церкви думать о Боге, а не о том, что сделала выбор. При нынешней жизни надо успевать всё сделать. И чем чаще человек ходит на службы, тем, мне кажется, это полезней для него. Наш батюшка резонно спрашивает, а сколько времени за всю службу вы реально молитесь...
Лидия30 ноября 2016, 10:54
А с нашего прихода как раз убежало больше половины прихожан в соседний приход.Там де службы короче,всенощная сокращается или совсем не служится(потому что батюшка наездом).А в нашем храме все службы проводятся полностью-это 3-4-5 часов.Если молебен отдельно, то 2-2.5-3 часа.И иконы мироточат....
Сергей30 ноября 2016, 09:48
Хорошая статья,но уж больно короткая. А тема сия велика и болезненна. В каком храме полностью вычитывают кафизмы? Кроме монастырей? Для меня самая большая скорбь это сокращенное отпевание. Полный чин услышал только у...старообрядцев! Отпевали маму моего знакомого старообрядца. В Санкт Петербурге отпевали мою родственницу,перед кремацией.Кремировать решили близкие родственники. "Служба" длилась около трёх минут. Стоимость около 6000 руб. Это нормально ? Люди не церковные всем довольны. А у священников аргумент: Никто полного чина не выдержит. Вот и славненько. Там конвейер. Время на каждого покойника ограничено. Но какое же тяжкое впечатление от этого. Все сокращают. Но неужели нельзя придти к некоторому " каноническому" минимуму? С честным объявлением перед службой о чтении чина в сокращении. В московских моргах это хотя бы около патнадцати минут. Один путь. Везти в село и предварительно все обговаривать со священником.



тамара29 ноября 2016, 17:58
Батюшка Андрей,как хорошо и верно Вы всё сказали и объяснили...особенно пусть почитают те,кому не нравятся длинные,как они считают,службы в храме.прости меня,Господи,грешницу...Божией Вам помощи,о.Андрей...
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×