Православный календарьПравославный календарь
Иконописец Андрей Патраков
ГАЛЕРЕЯ РАБОТ
Андрей Александрович – член Творческого союза художников России и Международной федерации художников ЮНЕСКО.
Математик Алексей Савватеев: «Нагорная проповедь — это что-то запредельное»
В школе я постоянно думал над тем, что Ермак рисковал ради Какого-то Иисуса Христа.
Дети! Последнее время
Прот. Лаврентий Фарли
Воскресение Христово – это не столько окончание повествования о Христе, сколько начало повествования о грядущем веке.
Невидимые пустынники Буковинских гор
Ч. 2. Отшельницы
Жизнь, незаметно протекающая в этих горах, – будто ожившие страницы древнего Патерика.
Духовный закон
Валентина Ульянова
Бог «меняется» тогда, когда меняются люди. Человек своим покаянием может изменить решение Бога! Это дело нешуточное.
Иван Сергеевич Шмелёв (1873–1950)
Павел Тихомиров
Иван Сергеевич попытался создать православный роман, самим фактом своего существования указывающий на возможность возвращения культуры в лоно Церкви.
Невидимые пустынники Буковинских гор
Ч. 1. Восхождение на Джумэлэу
Традиция отшельничества в Румынии не прерывалась никогда. Она жива до сих пор, и монахи по-прежнему продолжают подвизаться в ущельях и пропастях земных.
«Каждую неделю левые грозятся меня убить»
Свящ. Франциско Сальвадор
Десятки молодых людей были готовы стать мучениками, умереть за Христа.
«Закон духовной жизни таков: если я сяду, то мои дети лягут»
Прот. Василий Гелеван
Все слова меркнут, если твой личный пример противоречит тому, что ты говоришь. Я уважаю таких людей, которые говорят одно, а делают… то же самое.
«Я чувствую в себе мрак. Что мне делать?»
Иером. Серафим (Алдя)
Каждый человек, которого ты спасаешь, возлюбленный мой, — это твое сокровище. Твое сокровище перед Христом в день Суда.

Можно ли сокращать богослужения?

    

Представим, что кто-то купил дорогие, очень качественно сделанные швейцарские часы. И вдруг ему приходит в голову мысль: «Дай-ка я их раскурочу, выну пару деталей и посмотрю: будут они работать или нет?» Если он это сделает, то, скорее всего, часы перестанут работать.

Православное же богослужение гораздо точнее и тоньше швейцарских часов.

Оно создавалось или прямо Богом (к примеру, Евхаристия) или отцами Церкви под благодатным водительством Святого Духа. Все его элементы гармонично и естественно сочетаются, способствуя нам идти по пути спасения. Можем ли мы самочинно и особенно по лени или нерадению разорвать эту гармонию Божественную?

Второй пример. В житии блаженного Андрея Юродивого описывается благодатное видение, которое сподвигло исповедника вступить на путь подвига юродства Христа ради…

Это было некое ристалище (с церковнославянского языка – «состязание», «соревнование», «место для скачек или гимнастических упражнений»), на котором святые и Ангелы боролись с бесами. Т. е. мы видим, что духовная жизнь представляет собой борьбу, войну с Божьей помощью со своими страстями, грехами, бесами. В этом смысле ее можно, мне кажется, сравнить со спортом.

Можно ли представить, что кандидат в чемпионы мира, к примеру, по прыжкам в высоту, прекратит упорные тренировки и скажет: «Да ладно, наверное, я буду тренироваться по тридцать-сорок минут в день, этого достаточно».

Сможет ли он завоевать «золотую» медаль? Конечно, нет.

Точно так же и в духовной жизни. Здесь тоже нужно «тренировать» свою духовную «мышцу» – свое сердце, свою душу и тело в том числе, чтобы возыметь спасительный навык молитвы. Вспомним евангельский стих, где Спаситель говорит о бесах: «Сей же род изгоняется только молитвою и постом» (Мф. 17:21). И в этом смысле православное богослужение – это битва.

Так можем ли мы сокращать свои спасительные духовные «тренировки»? И кому такое сокращение будет выгодно? Вряд ли нам. Скорее, невидимым врагам нашим.

Тем более что церковное богослужение является отражением небесного ангельского богослужения у Престола Божия, где святые и Ангелы находятся в непрерывном славословии Господа. И мы на земле (конечно, очень осторожно и постепенно, под необходимым духовным руководством!) должны стяжать навык непрерывной молитвы или хотя бы приближаться к нему. Но будем ли мы к нему приближаться, если станем сокращать службу? Наверное, нет.

Кроме того, как мне кажется, в этом есть некоторое самоволие, самочиние, а Церковь, как известно, зиждется на послушании.

Конечно, в жизни есть разные случаи. И ими полна священническая жизнь.

Пример. Двунадесятый праздник. Батюшка отслужил Божественную литургию и спешит на молебен в следующее село. Уже опаздывает. К нему подходят люди и говорят, что беда у них (суд, к примеру), кто-то в больницу попал или срочно уезжает. И священник знает, что им надо отслужить молебен, нужно призвать благодать Божью на этих нуждающихся в Господнем покровительстве. Но он уже не успевает. Там его тоже люди ждут. И также могут не дождаться, разойтись. Что делать? Он сокращает молебен до священнического возгласа «Царю Небесный», ектении и молитвы с прошениями о болящем или путешествующем или в другой нужде какой-нибудь. Потом следует отпуст и благословение этих обратившихся к нему людей. И уже «летит» дальше служить.

Повторюсь, случаи бывают разные.

Но одно дело, если вы это делаете по необходимости, другое – по лености и нерадению.

Известный литургист профессор Киевской духовной академии Михаил Скабалланович писал, что Типикон не только нормативный Устав, но еще и идеал, к которому должно стремиться фактическое богослужение православного храма.

Из собственного опыта хочется сказать, что приходы, где опускаются или сокращаются уставные богослужения, хиреют как-то и оскудевают. Там же, где к этому идеалу – к Типикону – пытаются прихожане во главе со священником стремиться в своем богослужении, наблюдается подъем и процветание. Пример тому монастыри. На Руси они всегда были не только образцами духовной жизни, но и экономического хозяйствования. Почему? В них происходит каждодневное богослужение, призывающее Божью благодать. И Господь призирает на верность своих.

Потому что Господь не в рукотворных храмах живет. И Ему нужны не камень, но наше сердце, устремленное к Нему. А таким устремлением души и есть уставное православное богослужение и углубление в молитву во время него.

Рейтинг: 9.6 Голосов: 471 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Комментарии
Анна18 ноября 2024, 19:02
Согласна с Игорем. Конечно, никто не говорит сокращать вообще все богослужение, конечно наша древняя традиция важна. Но думать о том, что, сократив какие-то места службы, мы потеряем благодать Божию - это же магизм и просто ересь. К тому же, как другие написали, наша служба уже и так сокращена, от того ведь и название, ВСЕНОЩНОЕ бдение, оно длится ВСЮ НОЧЬ по уставу :) Не человек для субботы, а суббота для человека. Очевидно, что богослужение должно помогать и служить Церкви, а не наоборот.
Игорь24 сентября 2021, 02:48
Насколько я знаю, все наши службы уже обрезаны. Слышал, что только в одном монастыре служат полные службы. У нас однажды провели полную всеночную - так люди засыпали прямо стоя на коленях. Хорошо, что никто не упал лицом в подсвечник. Больше не служат так - сократили до разумных нескольких часов. Сомневаюсь, что ту многие выстояли бы полсуток. Кроме того, странно звучат слова о тонком механизме. Это в магии никак нельзя нарушить ничего, а в общении с Богом мы общаемся с живой личностью, которой не нужно точное следование чему-то там. Да и сам порядок литургии Златоуста был придуман только Златоустом. На мой взгляд, такие речи лишь смущают верующих.
23 января 2018, 09:57
Всем доброго дня! Во всем согласна с о. Андреем. В нашем храме, со сменой настоятеля тоже стали сокращать некоторые места и на Всенощной, и на Литургии, что мне очень не по душе. Но заметила одну особенность: как бы нещадно служба не сокращалась, по времени она длиться столько же, сколько длилась до сокращения. Так в чем же тогда смысл всех этих нововведений? Ещё меня беспокоит вот какой вопрос: чем руководствуется священник, сокращая те или иные места Богослужения, например, почему сокращается шестой, а не третий час? И ещё: встречалось ли в каком-либо из храмов нашего Патриархата чтение Евангелия и Апостола на современном русском языке? С уважением, МАРИНА.
Людмила Латышева20 ноября 2017, 05:17
Плач души, службы урезанные до неузнаваемости: всенощная, начинающаяся с шестопсалмия и заканчивающаяся через час- полтора, панихида, не соответствующая даже литии мирской по тексту, которая длится 8-10минут вместе с чтением записок,молебны после службы на 20 минут, даже из литургии вырваны ектиньи, 33 псалом и пр.
Ольга 5 декабря 2016, 13:14
Сокращать Богослужение -нельзя. Пророчество святых старцев гласит что сначала будут сокращены Богослужения -это первый предвестник последних времён
Дмитртй 4 декабря 2016, 09:53
А перед полным чином отпевания ещё необходима проповедь: о смысле жизни, о таинстве смерти, о том, если умерший был невоцерковленным и родственники и друзья и все пришедшие, о том что нас там ждёт и чем мы можем помочь новопреставленному... А это, поверьте, на часа полтора..
А когда рассказываешь все это людям: из 30ти человек видишь 3-7 благодарных слушателей. И в это время вспоминаешь слова Господа нашего Иисуса Христа: "Не мечите бисера перед свиньями..." Мф. 7; 6.
Полная служба отпевания уместна тогда, когда все в " тренде", когда круглосуточно над новопреставленным чтется псалтирь, в перерывах служится лития, и, как венец этого трехдневного богослужения - полный чин отпевания, где молится искренне каждый человек.
Таня Ч 3 декабря 2016, 12:50
Простите за несогласие, но на длинные службы можно ходить именно в условиях монастыря, когда ты не работаешь, не думаешь о служении ближним, а только молишься. Тогда большая польза со всех сторон. А если после работы и к родителям стареньким надо забежать, и детям иногда в чем-то не отказать в необходимой им помощи, то если служба очень долгая, надо выбирать. Поэтому я бы не ратовала за долгие службы. Хочется стоя в церкви думать о Боге, а не о том, что сделала выбор. При нынешней жизни надо успевать всё сделать. И чем чаще человек ходит на службы, тем, мне кажется, это полезней для него. Наш батюшка резонно спрашивает, а сколько времени за всю службу вы реально молитесь...
Лидия30 ноября 2016, 10:54
А с нашего прихода как раз убежало больше половины прихожан в соседний приход.Там де службы короче,всенощная сокращается или совсем не служится(потому что батюшка наездом).А в нашем храме все службы проводятся полностью-это 3-4-5 часов.Если молебен отдельно, то 2-2.5-3 часа.И иконы мироточат....
Сергей30 ноября 2016, 09:48
Хорошая статья,но уж больно короткая. А тема сия велика и болезненна. В каком храме полностью вычитывают кафизмы? Кроме монастырей? Для меня самая большая скорбь это сокращенное отпевание. Полный чин услышал только у...старообрядцев! Отпевали маму моего знакомого старообрядца. В Санкт Петербурге отпевали мою родственницу,перед кремацией.Кремировать решили близкие родственники. "Служба" длилась около трёх минут. Стоимость около 6000 руб. Это нормально ? Люди не церковные всем довольны. А у священников аргумент: Никто полного чина не выдержит. Вот и славненько. Там конвейер. Время на каждого покойника ограничено. Но какое же тяжкое впечатление от этого. Все сокращают. Но неужели нельзя придти к некоторому " каноническому" минимуму? С честным объявлением перед службой о чтении чина в сокращении. В московских моргах это хотя бы около патнадцати минут. Один путь. Везти в село и предварительно все обговаривать со священником.



тамара29 ноября 2016, 17:58
Батюшка Андрей,как хорошо и верно Вы всё сказали и объяснили...особенно пусть почитают те,кому не нравятся длинные,как они считают,службы в храме.прости меня,Господи,грешницу...Божией Вам помощи,о.Андрей...
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBookВКонтактеЯндексMail.RuGoogleили введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Новые материалы

Выбор читателей

×