«Сейчас позже, чем мы думаем»

Избранные изречения отца Серафима (Роуза)

2 сентября 2017 г. исполняется 35 лет со дня смерти иеромонаха Серафима (Роуза). В этот день портал Православие.Ru представляет небольшую подборку его изречений, касающихся вопросов как церковной, так и общественной и духовной жизни.

Будущий иеромонах Серафим (в миру Юджин (Евгений) Роуз) родился в 1934 году в американской протестантской семье. В студенческие годы он разочаровался в протестантизме и начал духовные поиски. Юноша изучал китайскую философию, буддизм, причём старался с каждой религией познакомиться, пользуясь текстами на языке оригинала.

Знакомство со святоотеческим наследием, а также посещение православного храма помогло Юджину найти Истину. Он всем сердцем принял Православие, стал духовным чадом святителя Иоанна (Максимовича), начал заниматься миссионерской и просветительской деятельностью. В 1970 году принял постриг с именем Серафим, поселившись в горном скиту близ калифорнийского городка Платина.

Одним из главных дел своей жизни отец Серафим видел проповедь христианства здесь и сейчас. Именно поэтому многие его творения посвящены насущным вопросам современной жизни. В своих суждениях отец Серафим предпочитал руководствоваться исключительно Преданием Церкви, творениями святых отцов.

Иеромонах Серафим (Роуз) скончался 2 сентября 1982 года, но его проповеднические труды до сих пор приносят плод не только на его родине – в Америке, но и по всему миру.

Цитаты

Когда я вошёл в православный храм, со мной случилось нечто, чего я никогда не испытывал раньше ни в буддистском, ни в каком другом восточном храме. Что-то в моем сердце сказало: ты дома, поиски окончены.

***

Атеизм, горящий ненавистью к якобы несправедливому и немилосердному Богу, – это реальная попытка бороться против истинного Бога, чьи пути неисповедимы даже для самих верующих людей. Подобная борьба не раз приводила к тому поражающему душу представлению о Боге, Которого на самом деле и ищет атеист. Именно в таких душах действует Христос. Антихрист же обретается не только в душах великих отрицателей, но и в душах тех мелких поддакивателей, у которых только на устах имя Христа.

***

У меня был разговор со случайным попутчиком в поезде (на самом-то деле, ничего чисто случайного не бывает), сообщившим мне, что он изучает русский язык. Этот американский юноша прошел в своих религиозных поисках целый ряд группировок и сект и не обнаружил ничего, кроме подделки и лицемерия. Вдруг он узнал, что в России люди страдают за веру. «Где страдания, – решил он, – там, наверное, и есть настоящая религия, а не фальшивка, как тут у нас в Америке». И вот, он взялся учить русский, чтобы отправиться в Россию и найти настоящих христиан. Можете себе представить, как поразили меня, священника Русской Зарубежной Церкви, его слова! Ведь он не имел понятия о Православии, ни разу не видел православной службы, не слышал православной проповеди. Мы долго говорили с ним о религии, и я убедился, что он был прав: не что иное как страдание способно дать начало подлинной вере, в то время как благополучие порождает фальшь.

***

Каждый, кто алчет Истины, в конце концов приходит к Господу нашему Иисусу Христу, либо отвергая, либо принимая Его.

***

Мы все принадлежим к одной национальности – к православной христианской расе.

***

Мы во всем должны видеть что-либо полезное для нашего спасения. Если вы так можете видеть, то вы можете быть спасены.

***

Характерной чертой духа времени, отличной от прошлого, является атмосфера Микки-Мауса. Серьезность – вот что отсутствует в духе времени. И это отсутствие серьезности вошло в привычку и в быт: расслабься, относись ко всему легко, важного ничего не происходит; что бы ни случилось, не принимай близко к сердцу.

***

Прекрасны пути восточных религий, но лишь христианство способно отверзать нам Небеса.

***

Нынешнее поколение окончательно потеряло голову, и я «виноват» лишь в том, что моя голова на месте.

***

За две тысячи лет люди ничему не научились, разве что более изощрённому фарисейству.

***

Если хотя бы на один день мы прекращаем прием слов Священного Писания и святых отцов, – это означает, что мир начинает преобладать в нас. Если мы проживем без них один день, мир внедряется в нас; два дня – он захватывает нас еще больше.

***

Приди Христос в мир сегодняшний, знаете, что бы с Ним сделали? Посадили бы вместе с Его святыми в сумасшедший дом. Мир распял бы Христа точно так же, как и две тысячи лет назад.

***

Всякий, в силу того что он человек, должен выбирать между Богом и самостью. По сути, выбор уже сделан, ибо все мы суть то, что мы выбрали. Этим мы обнаруживаем, какое из царств нам ближе: Царство Божие или царство самости.

***

Мир иной будоражит душу, нарушает мнимый покой, мешает человеку просто жить в мире сем «как положено».

***

Христос пришёл не голодных накормить, а души спасти, как голодных, так и пресыщенных.

***

Я – христианин, и постараюсь честно жить в своей вере. Христос повелел нам оставить всё имущество и идти за Ним. Я ещё пока далёк от этого. Но постараюсь иметь не больше, чем нужно для жизни.

***

Истинный кризис не вне, а внутри нас, и выбор таков: принять или отвергнуть Христа. Христос – вот наш кризис. Выберем ли мы Бога, единственно Сущего, или нашу самость, самих себя, которые ничто без Бога? Вот он – единственный выбор, стоящий перед нами. Наш век делает всё, чтобы мы забыли об этом, отказались решать этот вопрос, то есть фактически выбрали бы самость, пустоту, ад.

***

Те, кто избрал путь христианства, пусть не ожидают ничего, кроме Креста.

***

Трудно быть христианином, почти невозможно. Но выбор сделать придётся: либо счастье мирское, либо – вечное.

***

Господи, дай нам смирение любить тех, кого – по самым отменным мирским меркам – надобно ненавидеть. Любить ненавистных и есть первый долг святого. Если заглянуть глубже, то не я ли сам наиболее достоин ненависти?

***

Бессилие Православия, столь обширно выражаемое и переживаемое сегодня, само по себе, несомненно, является производным духовной слабости, отсутствия серьезности современной жизни.

***

Нельзя быть христианином вполсилы – тут либо всё, либо ничего.

***

Тот, кто серьезно читает святых отцов и стремится, в меру своих сил, вести православную духовную жизнь, становится изгоем в наше время; должен сознательно стремиться вести жизнь, совершенно отличную от той, что отражена почти во всех нынешних «православных» книгах и периодических изданиях.

***

Апокалипсис книгу нужно читать при постоянном духовном окормлении – православным людям, которые ходят в Церковь, молятся каждый день, причащаются, читают Священное Писание (и не только эту книгу Писания) и другую духовную литературу. Если человек в целом ведет жизнь христианскую, и если наше Православное Христианство – это сознательная брань, тогда нас не ошеломит какая-нибудь новая катастрофа, происшедшая в нашей жизни, или ложное истолкование каких-либо образов из этой книги не заставит сойти с ума.

***

Не должно делать никаких выводов, пока мы не сверились со святыми отцами, не посоветовались со своими священниками и не соотнесли это с собственным христианским опытом. Ни в коем случае не следует думать, что мы поняли, просто потому, что что-то выдумали.

***

Для всех православных в равной мере земная жизнь есть изгнание, а Небо – желанное отечество.

***

Монашество яснее всего выражает идеал Церкви. Состояние монашества всегда было и остается надежным индикатором положения дел во всей Церкви.

***

Православие – это жизнь. Если мы не живем по-православному, мы просто не православные, вне зависимости от того, к какой вере мы формально принадлежим.

***

Чтобы нам сохраниться как православным христианам, мы должны использовать в наших целях все, что есть в этом мире положительного.

***

Наше православие открывается не только в наших строго религиозных взглядах, но и во всем, что мы делаем и говорим.

***

Как можем мы в нашей повседневной жизни питать и поддерживать православное мировоззрение? Быть в постоянном соприкосновении со всем, что Церковь дает нам для нашего просвещения и спасения: церковными службами и святыми таинствами, Священным Писанием, житиями святых, писаниями святых отцов.

***

Православный христианин должен быть православным постоянно, каждый день, в любой ситуации – или он не православный вообще.

***

Истинная христианская жизнь, начиная с апостольских времен, была всегда неотделима от того, чтобы делиться ею с другими. Православие именно поэтому-то и живо, что светит другим и не имеет нужды в учреждении «миссионерского отдела».

***

Сейчас в православную жизнь вкралась некоторая жестокость: «Это еретик, не общайся с ним», «Этот, возможно, православный, но с уверенностью утверждать нельзя», «А вот тот явно шпион». Но даже если иногда нами и пользуются, и мы должны проявлять осторожность, все же мы не можем отказаться от нашей основной позиции любви и доверия. Мир без Христа недоверчив и холоден, но христиане, напротив, должны быть любящими и открытыми, а иначе мы потеряем соль Христову в себе.

***

Ныне мир придает большое значение сложности, житейскому опыту, «профессионализму». Православие не придает этим качествам никакой цены, они убивают христианскую душу.

***

Сейчас позже, чем мы думаем. Апокалипсис совершается уже сейчас. И как печально видеть христиан, над головами которых нависает эта немыслимая трагедия и которые думают, что они могут в эти ужасные времена продолжать то, что называется «нормальной жизнью», полностью участвуя в прихотях безумного, самообольщающегося поколения.

Подготовил Иеромонах Афанасий (Дерюгин)
Иллюстрации: Антон Поспелов

1 сентября 2017 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Смотри также
В преддверии последних времен В преддверии последних времен
Протоиерей Валентин Свенцицкий
В преддверии последних времен В преддверии последних времен
Из проповедей протоиерея Валентина Свенцицкого (1881–1931)
Готовится к последним временам – это значит бояться духа антихриста, это значит утверждать монашеское отношение к миру, это значит чувствовать страх перед всем, что обмирщает Церковь, это значит сохранить ревность о чистоте Православия.
«Мы должны быть стойкими воинами Христовыми» (+ВИДЕО) «Мы должны быть стойкими воинами Христовыми» (+ВИДЕО)
Епископ Душанбинский Питирим
«Мы должны быть стойкими воинами Христовыми» (+ВИДЕО) «Мы должны быть стойкими воинами Христовыми» (+ВИДЕО)
Встреча епископа Душанбинского и Таджикистанского Питирима с редакцией сайта «Православие.ру»
Кто такой воин Христов? Как следовать обетам нестяжания, послушания и целомудрия в мирской жизни? Что делать женщинам, в унынии переживающим грех аборта? Как не увлечься теми, кто прельщен?
«Выходит, и мы на пути к революции» «Выходит, и мы на пути к революции»
Свт. Феофан о русском обществе
«Выходит, и мы на пути к революции» «Неверие и безнравственность расширяются... Выходит, и мы на пути к революции»
Святитель Феофан о России конца XIX века
Анатолий Вельмякин
«Злые начала вошли в науки и в жизнь... Нужны жаркие книги, защитительные против всех злостей… Молчащее пастырство что за пастырство?»
Комментарии
Olga 3 сентября 2017, 11:13
Лишний раз убеждаюсь, что работы и личность иером. Серафима (Роуза) просто трагически недооценены. Его лекции по теории эволюции, проповеди, выступления почти неизвестны в России. Очень интересна и поучительная его биография, из которой также, в частности можно узнать, что он был близок к родственникам Сергия Нилуса. Как-то давно смотрела на ютюбе выступление священника с критикой на работы отца Серафима, и была неприятно поражена недопониманием и поверхностыми суждениями. Отец Серафим был как будто "от древних", любил Святое Православие, Россию и с достоинстом носил (и носит имя своего духовного и небесного покровителя св. препод. Серафима Саровского. Отче Серафиме, моли Бога о нас!
Сергий 3 сентября 2017, 00:02
Святой Серофиме,моли Бога о нас!
Галина И. 1 сентября 2017, 18:27
(продолжение) Ты станешь храмом Духа, приблизишься к бессмертью, и Божьей благодатью воскреснешь со Христом. Да, всему свое время- время радости и время скорби. Все надо пройти, если ты веришь. А вот слова кипрского старца ΧΧ в. Германа Ставровунийского:" Для того, кто уповает на Бога, не существует безвыходных ситуаций. Наряду с истинной верой, есть псевдовера. Настоящая вера проявляется в трудную пору. Псевдовера процветает лишь в мгновения благополучия и увядает в час испытания. Смотри на испытание как на «тесные врата и узкий путь» (Мф. 7,14), что ведут в жизнь вечную. Славословь Бога и Промысл Его любви. Приими это нынешнее страдание, чтобы тебе открылся путь к вечности."
Галина И. 1 сентября 2017, 18:20
"Те, кто избрал путь христианства,пусть не ожидают ничего, кроме креста". Это евангельская истина, в переложении о. Серафима. Не все доходят до Голгофы, кто-то доходит- и обратно убегает.Это не игра красивых слов, это высокая и страшная в своей глубине и непреложности истина.Ведь только на кресте достигается полное смирение перед Богом,а если нет его, то можно просто сойти с ума от ужаса и тьмы ситуации, или получить инсульт, инфаркт, или просто предаться сатане. И истинные христиане, скорбя и плача, одновременно славят Бога и в своей святой любви к Нему принимают крест как врата вечности.Путь в вечности открыт, и на пороге смерти пройди свою Голгофу, распни себя крестом. (см. продолжение)
Степан 1 сентября 2017, 14:40
В словах и фразах отца Серафима чувствуется эмоциональность. Я бы с осторожностью и аккуратностью обдумал всё это.
Валентин 1 сентября 2017, 11:36
" Апокалипсис совершается уже сейчас." - я как-то испугался этой своей мысли. Теперь больше не боюсь.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
×