Православный календарьПравославный календарь
Как бывший ректор Пятидесятнической семинарии принес Православие в Пуэрто Рико
Свящ. Григорий Юстиниано
Я так плакал, что мои очки были полны слез. Это были смесь счастья и святости – того, что я давно искал.
«Фолк-кэмп», или Две недели погружения в фольклор
Арсений Симатов
Чем больше соотечественников станут причастны к нашей традиционной культуре, тем крепче надежда, что русский народ продолжит свое бытие на земле.
«Чаёк с мощами»
Произносил ли старец Николай Гурьянов слова «мощей нет, их сожгли» про останки Царской семьи?
То, что сейчас преподается нам как откровение старца Николая, на самом деле является некими духовными фантазиями рабы Божией Нины, которую никто никогда не видел.
Как Бог через людей мне помогал в самых трудных жизненных обстоятельствах
Алексей Петрович Арцыбушев
Я принял решение: пусть я здесь, в этом ящике, должен умереть, но только чтобы из-за меня никто не сел.
Доктор
Марина Поздеева
Столичный доктор лечил лучше здешних лекарей. Поднимались на ноги те, кто и не надеялся… А денег не брал.
«Человеческая душа жива лишь тогда, когда ищет Бога»
Митрополиту Тихону — 65!
«Христианство самодостаточно и не нуждается в каких-то особых формах и начинках»
Мон. Софроний (Вишняк)
Мы не доверяем Церкви – столпу и утверждению истины – и излишне оптимистично смотрим на человеческие возможности познания.
О русском духовенстве накануне революции
Воспоминания свт. Мардария Ускоковича
В первые месяцы русской революции во многих епархиях происходил феномен, на первый взгляд казавшийся удивительным. Священники собирались излить ярость на своих архиереев. Мне не раз пришлось наблюдать подобные сцены, но меня это не удивляло.
Ответ прот. Вячеславу Рубскому: достоинства «нового платья короля»
Прот. Вадим Леонов
В нашей дискуссии я обращаюсь к о. Вячеславу как православный священник к православному священнику.
Антрополатрия в эпоху постмодерна, или О «богообщении» прот. Вячеслава Рубского
Прот. Вадим Леонов
Предлагается радикальная смена религиозной парадигмы – перейти от взаимодействия с Богом к взаимодействию с людьми и самим собой.

Слово после великой вечерни в праздник Рождества Христова

Вечером 7 января 2018 года, в праздник Рождества Христова, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил великую вечерню в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с проповедью.

    

Ваше Высокопреосвященство, владыка митрополит Ювеналий! Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Дорогие отцы, братья и сестры! Дорогая молодежь!

Я всех вас сердечно благодарю за участие в этом торжественном богослужении, за возможность вместе с вами помолиться и прославить Христа, рожденного в Вифлееме, в первый день праздника Рождества. Сложилась замечательная традиция церковной Москвы — собираться в Храме Христа Спасителя и вместе торжествовать этот день, вспоминать велию благочестия тайну — Бога явившегося во плоти (см. 1 Тим. 3:16).

Сегодня верующего человека ожидает множество разного рода испытаний, и все они так или иначе касаются ответа на главный вопрос «Что такое вера и почему я верю? Что является основой моих религиозных убеждений?» Этот вопрос редко формулируется так, как я его сейчас сформулировал, но в различных вариациях и в различных жизненных контекстах верующий человек, особенно молодой, так или иначе с этой темой сталкивается и должен быть способен — в первую очередь самому себе, а если потребуется, то и другим — ответить о своем уповании. И, наверное, самым сильным аргументом, заставляющим нас говорить о своей вере, являются не умные слова и мысли, почерпнутые из литературы от весьма просвещенных авторов, но собственная жизнь и собственный опыт.

В этом опыте есть нечто очень хрупкое и одновременно невероятно важное — это способность слышать ответ Бога на наши молитвы. Собственно говоря, именно на этом ответе всё и основывается. Если человек не слышит и в обстоятельствах жизни не видит Божественный ответ, то его вера ослабляется. А что же это за ответ? Как Господь говорит с нами? Примером является сам факт рождения Спасителя. Господь пришел в мир, когда мир ждал пришествия Спасителя. Об этом свидетельствуют языческие философы, историки, поэты — и Светоний, и Тацит, и Вергилий. Последний написал целое стихотворение, посвященное пришествию в мир Отрока, почти пересказывая пророчество Исайи. Эти заявления тогдашних мудрецов, философов основывались на общем ожидании того, что что-то должно произойти. Мир дошел до такого состояния, когда требовалось радикальное изменение человеческого умонастроения, а вслед за ним — изменение течения истории. Люди ожидали, что придет Некто. Языческие авторы говорили почему-то о великом, могущественном Царе — так в их представлении запечатлевалась идея о пришествии Того, Кто может изменить жизнь людей. Кто-то говорил об Отроке. А что же произошло на самом деле? Христос, Которого ждали, родился так, что свидетелей практически не было — Мать, Обручник Иосиф, несколько пастушков и пришедшие с Востока волхвы. И всё! Конечно, мир не знал об этом событии. Как же так? Мир ждет, всё напряжено — сознание, нервы. Люди понимают: что-то должно произойти в ближайшее время. Действительно, происходит то, что ожидали, но как происходит? Так тихо, так незаметно, что проходит мимо сознания абсолютного большинства людей.

Что это такое? А это голос Божий. Голос, который мы должны уметь различать в своей собственной жизни. Не гром, не молния, не чудеса, не мгновенное изменение нашего собственного сознания или внутреннего состояния. Господь прикасается к нам так, как Он прикоснулся ко всему человеческому роду, придя в мир через рождение в вифлеемском вертепе. И для того чтобы слышать Божий ответ, который люди, даже именующие себя верующими, часто не слышат, а потому и впадают в сомнения, мы должны быть способны улавливать такой сигнал, для восприятия которого нужен особый настрой нашего внутреннего приемника. Сила нашей религиозности во многом зависит от состояния нашей души. В злохудожную душу не внидет премудрость и не обитает в телеси, повиннем греху (см. Прем. 1:4), учит нас Слово Божие. А потому, если мы хотим услышать сигнал свыше, если мы хотим услышать ответ на свои молитвы, мы должны настраивать свой внутренний приемник. Это и есть главная задача на пути принятия Господа сердцем, разумом и верой своей.

Поэтому все, что связано с работой человека над самим собой, имеет прямое отношение и к тому, какого уровня религиозности тот или иной человек достигает. Известно, что есть гении религиозной жизни — мы их называем святыми, пророками. Это те, кто действительно общались с небом. Достаточно открыть страницы Ветхого и Нового Завета, и становится совершенно ясно, что были люди, для которых непосредственный контакт с Богом был частью их жизни. Но что это были за люди! Насколько сильна была в них вера! Насколько горячим было их стремление общаться с Богом! Наша теплохладность, наша погруженность в обстоятельства жизни, в суету, которая нас окружает и которая нас засасывает, так ориентируют наши сознание, волю, чувства, что Бог оказывается на периферии. И мы не слышим Божий голос, идущий с периферии, потому что ставим между Богом и собой непреодолимое препятствие.

Рождение Господа и Спасителя, которое мы празднуем, должно в первую очередь помочь нам понять тайну общения человека с Богом. Как достичь такого состояния, чтобы голос Божий ясно, недвусмысленно звучал в нашем сердце и в нашем сознании, чтобы мы чувствовали и воспринимали Божественный сигнал в ответ на нашу слабую молитву? Пусть переживание Рождества Христова укрепит нашу веру, а вместе с этим — сознание необходимости постоянно работать над самим собой, не ссылаясь ни на занятость, ни на обстоятельства, ни на занимаемое положение. Всё это вторично по отношению к самой главной задаче, которая стоит перед человеком, — вступить в реальное общение с Богом и через это общение душу свою спасти, стать духовно сильным, непобедимым. К этому призывает нас Младенец Спаситель, пришедший в мир в тишине Вифлеемской пещеры, пришедший незаметно, как незаметным бывает легкое дыхание ветра. Ни грома, ни молнии, ни бури — вот так Господь прикасается и к нам.

И будем просить Господа, чтобы Он сделал нас способными воспринимать эти Божественные прикосновения, которые и являются несокрушимым фундаментом и основанием нашей веры. Ибо, став реальным опытом нашей жизни, они становятся одновременно и частью нас самих. Именно такая вера и переставляет горы, творит чудеса, делает человека непобедимым. Да поможет нам Господь возрастать в вере и богообщении, которое открыто для нас таинством Божественного присутствия в мире через рождение в Вифлееме Богомладенца Христа Спасителя. Аминь.

Рейтинг: 10 Голосов: 65 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBookВКонтактеЯндексMail.RuGoogleили введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Новые материалы

Выбор читателей

×