17 февраля 1938 года – особенный день в истории Троице-Сергиевой лавры и Радонежской земли. В этот день были расстреляны несколько человек лаврской братии, а также духовенства, монахинь и мирян Сергиево-Посадского благочиния.
Архимандрит Кронид (Любимов), монах Макарий (Моржов), иеросхимонах Алексий (Соловьёв)
Вот их имена:
- Священномученик ИОАНН Артоболевский, протоиерей
- Преподобномученица РАФАИЛА (Вишнякова), схимонахиня
- игумен ЕПИФАНИЙ (Авдеев)
- иеромонах ИЕРОНИМ (Киселев)
- иеромонах МИТРОФАН (Преображенский)
- иеромонах НЕСТОР (Балашов)
- иеромонах САВВАТИЙ (Григорьев)
- иеродиакон АФФОНИЙ (Вишняков)
- протоиерей ВЛАДИМИР (Страхов)
- монахиня ЛИДИЯ (Иванова)
- монахиня СОФИЯ (Тучкова)
- мирянин Андрей Куркин
- мирянин Иоанн Зайцев
- мирянин Фома Богуцкий
- иеромонах НИФОНТ (Мамаев) – расстрелян 21 февраля 1938 г.
Игумен Ипполит (Яковлев) После закрытия Троице-Сергиевой лавры в 1920-м году молитвенная жизнь в Сергиевом Посаде (Загорске) не прекращалась. Монахи совершали богослужения в Пятницкой и Введенской церквях, расположенных неподалеку от Святых врат обители, – Пятницкое подворье тогда стали называть «малой лаврой».
Православные христиане Загорска и его окрестностей в 1920–1930-х годах объединились вокруг последних лаврских духовников: архимандрита Кронида (Любимова), Наместника обители перед ее закрытием (прославлен в лике преподобномучеников), иеросхимонаха Зосимовой пустыни Алексия (Соловьева; прославлен в лике преподобных) и игумена Ипполита (Яковлева). Верующие заботились о сохранении святынь и могилок почивших наставников, о поминовении почившей и убиенной братии, оказывали материальную помощь друг другу и гонимому духовенству. Некоторые из них собирались тайно на квартирах и проводили богослужения. Неудивительно, что в рамках проводимой в то время борьбы с религией эту деятельность сочли «антисоветской и направленной на свержение советской власти».
Священномученик Иоанн Артоболевский, протоиерей В хронологии развернувшихся в ХХ веке репрессий на Радонежской земле можно выделить несколько основных дел, сфабрикованных против духовенства и верующих. Это «Дело архимандрита Кронида и др., г. Загорск, 1937 г.», дело «Антисоветской группы черносотенных элементов в г. Сергиево Московской области» 1928 года, дело «Истинных православных христиан» и «Дело Хотьковского монастыря» 1931 года, дело «Духовенства и церковников во главе с архимандритом Маврикием» 1935 года и, наконец, «Дело бывших монахов Троице-Сергиевой лавры» 1938 года.
По этому делу проходило 11 человек, некоторые из них даже не были знакомы друг с другом. Все подследственные были монашествующими – кроме одного мирянина, Ф. Я. Богуцкого. Дело создавалось по образцу «Дела архимандрита Кронида» и являлось его логическим продолжением.
Следствие велось необычайно жестокими методами (что было подтверждено самими следственными органами в 1939-м году)
Следствие велось необычайно жестокими методами (что было подтверждено даже самими следственными органами в 1939-м году). В обвинительном заключении говорилось:
«В процессе по делу контрреволюционной церковно-монархической группы активными участниками являлись бывшие монахи Троице-Сергиевой лавры, которые организовали тайный монастырь и проводили нелегальные богослужения на дому, <…> систематически проводили среди окружающих контрреволюционную агитацию и распространяли клеветнические слухи о гонении на религию и духовенство, о войне и скорой гибели советской власти».
Трое из 11 человек не признали своей вины. Среди них – монахиня София (Тучкова). На следствии, которое, как было сказано выше, велось очень жестокими методами, она проявила необыкновенное мужество, заявив:
«Я уже пострадала за свои убеждения, но я готова на всё. Пусть меня снова мучают в лагерях, я всё равно везде буду говорить о том, что советская власть замучила и разорила весь русский народ, но всё равно придет время: русский народ расплатится со своими угнетателями...».
Собор новомучеников и исповедников Радонежских. Икона находится в храме святого пророка Илии (Сергиев Посад). Автор – Наталья Пирогова, 2018 год Проходившая по делу преподобномученица Рафаила даже не проживала в Загорске – она лишь несколько раз приезжала в лавру для поклонения святыням. Возможно, она была знакома с некоторыми лаврскими монахами и оказывала им материальную помощь, – в деле указан факт помощи духовенству в местах лишения свободы. Однако доподлинно не известно, были ли это насельники Сергиевой обители, – на единственном допросе схимонахине даже не задали вопрос о возможной связи с ними.
Следственные действия провели в кратчайшие сроки. Практически все обвиняемые были допрошены только один раз. 19 января 1938 года были арестованы первые подозреваемые – иеромонах Нестор (Балашов) и иеродиакон Аффоний (Вишняков), 9 февраля уже было готово обвинительное заключение, 14 февраля на заседании судебной тройки УНКВД МО все 11 человек были проговорены к высшей мере наказания – расстрелу, а 17 февраля приговор был приведен в исполнение. 10 осужденных были казнены и захоронены на территории Бутовской спецзоны НКВД. Иеромонах Нифонт (Мамаев) был единственным из приговоренных, кого расстреляли там же, но чуть позже – 21 февраля.
Еще 4 человека, расстрелянных 17 февраля, проходили по другим делам: это преподаватели Московской духовной академии священномученик Иоанн Артоболевский и протоиерей Владимир Страхов, а также проживавшие в Загорске миряне Андрей Куркин и Иоанн Зайцев.
Молебен Радонежским новомученикам и заупокойная лития у памятника в Сергиевом Посаде
Как известно, 10 декабря празднуется Собор новомучеников и исповедников Радонежских. Это день, когда на Бутовском полигоне были расстреляны последний Наместник лавры преподобномученик Кронид и несколько человек лаврской братии и посадского духовенства. 17 февраля можно по праву считать вторым днем празднования Собора.
Иеродиакон Аффоний (Вишняков)
Иеромонах Митрофан (Преображенский)