Православный календарьПравославный календарь
Огород – дело духовное
Прот. Александр Авдюгин
Увидев же картофельное поле с многочисленными рядами уже выкопанного картофеля, батюшка вспомнил голливудские фильмы с плантаторами и неграми-невольниками.
«Хватит спать! Пошли кутить!»
Людмила Панич
Наш любимый старец Гавриил в свой день рождения подарил жизнь моей дочери во второй раз.
Крест любви
Схим. Нектария (княгиня Наталья Долгорукова; 1714–1771)
16-летняя Наталья добровольно последовала вслед за мужем в ссылку, показав всему миру пример беспредельной любви и преданности супружескому долгу.
«Работай над собой – сделаешь благо для ребенка»
Беседа с замдиректора крупнейшей в России православной гимназии
Важно, чтобы сам процесс обучения уже воспитывал, чтобы воспитание было не частью работы, а охватывало все пространство образования.
«Когда мир тебя отвергает, Бог принимает»
Иером. Серафим (Алдя)
Кто встретил Бога, тот уже не может ни ненавидеть ближнего, ни осуждать его, ни оставить его на верную смерть.
Купец. Благотворитель. Мученик. Николай Григорьевич Григорьев
Алина Сергейчук
Он отличался неподдельно добрым отношением к человеку и видел в нем равного себе, а не инструмент для зарабатывания денег.
Божественная латрия, православное вероучение и наша церковная жизнь
Иеромон. Лука Григориатский
Мы можем с уверенностью сказать, что подлинная христианская жизнь, жизнь, ведущая к обожению, истинная латрия, не исчезли в наше время.
Отец Дометий Рымецкий – духовник, сердцем горящий
Кристиан Курте
Он был батюшкой, который по грудь в ледяной воде зимой переходил горные реки, преграждавшие ему путь к храму.
«Дай Бог стяжать титул сельского батюшки» (+ВИДЕО)
Прот. Геннадий Беловолов
Здесь, на сельском поприще, ты за все в ответе. Ты здесь отец. Здесь я понял, что слово «отец» происходит от слова «отвечать».
Как русский святой явился пасынку Наполеона
Мария Тоболова
Посмотрев на принца, монах сказал: «Не вели войску своему расхищать монастырь. Если исполнишь мою просьбу, Бог тебя помилует. И знай, что твои потомки будут служить России».

Как правнук прабабушку воскрешал,
или Дети в храме

Бабушка Тоня из нашего храма (ныне покойная) и моя Маша Бабушка Тоня из нашего храма (ныне покойная) и моя Маша

Недавно мы с Машей опоздали на исповедь. Ну как – недавно? Если честно – то прямо в праздник Сретения Господня взяли и опоздали. Муж уехал раньше, кто из детей собирался на службу (а их, увы, было немного – одна Тоня), ушел на своих ногах. А мы возились, возились, в итоге выехали позже запланированного.

Маша протиснулась к аналою, а там – пустота. Дочка смотрит удивленно по сторонам и спрашивает: «Мама, а где же Боженька?»

Примчались, залетели в храм, Маша протиснулась к аналою (она же тоже исповедуется, несмотря на свой драгоценный синдром Дауна), а там – пустота. Батюшка уже ушел. Дочка смотрит удивленно по сторонам и спрашивает:

– Мама, а где же Боженька?

Вот так, оказывается, чистое дите к священникам относится.

«Батюшка живет в храме!»

Я потом это нашему отцу Сергию рассказала, который Машу чаще других исповедует. И в тот день он должен был. Ну как – исповедует. Она к нему подходит, он присаживается на корточки, и они начинают обниматься. Я пыталась спросить: говорит ли она что-то? Но была жестко отправлена восвояси – тайна исповеди.

В общем, рассказала, на какие недосягаемые высоты мой ребенок его вознес. А батюшка тоже историей поделился:

– Был у меня такой случай. Мои дети ходили в православную группу в детском саду. Православие у них выражалось в том, что они перед едой молились, священник к ним приходил на праздники. Новый год, 23 февраля, 8 марта они не отмечали, а вот Покров, Рождество, Пасху, Крещение – это да. Делали какие-то концерты и так далее. И вот как-то я привел в сад одного из своих, не помню уже – кого. И девочка, лет пяти, такая: «А ты на батюшку похож». – «А я и есть батюшка». – «А где ты живешь?». Я ей назвал адрес, где проживаю. «Ну, значит, ты не батюшка, – говорит. – Батюшка живет в храме!» Устами младенца глаголет истина, ничего не могу сказать.

Ничего страшного. Зато Маша моя отцу Сергию подняла его священническую самооценку.

Но вообще, дети в храме – это отдельная богатейшая тема. Да и не в храме тоже. Как ляпнут – хоть стой, хоть падай. Но церковные дети – это прямо отдельная субкультура. Да и мы, взрослые, – не менее.

«Ба! Смотри – Дед Мороз!»

Я тогда ту историю про Машу и Боженьку у себя в соцсетях рассказала. И люди начали делиться своими.

«У нас батюшка худой и высокий. Как-то побывал в садике, пришел, смеется. Кто-то из малышей, продвинутый в теме, подошел к нему: “Это тебя гвоздями прибивали?” – “Нет, – отвечает батюшка. – Не удостоился еще”».

«Идем с детьми, навстречу батюшка. Такой худенький, бледный, с длинными развевающимися волосами. Ходит служить пешком и в рясе. Дети увидели, остановились как вкопанные и на всю улицу: “Господь!”».

Так что Маша моя в этом оказалась не уникальна.

А иногда бывает, что дети батюшек, наоборот, низлагают. Как тогда девочка нашего отца Сергия. Или был у нас как-то храмовый праздник. Я его хорошо запомнила по двум причинам. Первая – потому что у нас владыкой был тогда епископ Тихон (Шевкунов), ныне – митрополит. Было это совсем недолго, но есть такая страница в истории нашего прихода.

У нас и еще одна уникальная страница, кстати, есть. Наш храм после советского времени освящал митрополит Киевский и всея Украины Владимир (Сабодан). Только он тогда никаким митрополитом Украинским еще не был, а, по-моему, управлял делами Московской Патриархии.

А тогда на праздник служил у нас владыка Тихон. Понятное дело, во всем своем облачении, в митре. Я с девчонками впереди сбоку стояла. Рядом мальчишка какой-то с бабушкой.

И вот выходит на амвон владыка. Облачение при свете переливается. И тут мальчик этот во весь голос: «Ба! Смотри – Дед Мороз!». Лицо бабушки в тот момент достойно было кисти художника. Хорошо, владыка не слышал. Или наоборот – жаль, что не слышал. Ну, или виду просто не подал.

Как обнимает Бог

А под постом о Маше читатели продолжали делиться своими историями. Были две очень трогательные.

«У меня был случай. До сих пор вспоминаю о нем с теплотой и любовью. В тот весенний вечер я долго молилась, пытаясь избавиться от внезапно обрушившейся хандры. Молитва шла тяжело и закончилась словами: “Господи, просто обними меня!”. На следующий день после литургии мы с моей духовной сестрой одевались в притворе храма. Дверь в храм была открыта. Люди, собираясь домой, обменивались впечатлениями. И вдруг я увидела, что в нашу сторону очень активно пробирается незнакомая мне девочка лет шести-семи с синдромом Дауна. Подбежав к нам, она заключила меня в свои объятия. Сказать, что мы с духовной сестрой были удивлены, – ничего не сказать. Она была такая искренняя и настоящая! В ответ я тоже стала обнимать ее и почувствовала, что уныние отступает и приходит свет. А после, по дороге домой, пришло и понимание того, что это был ответ от Господа на мою просьбу “просто обнять”. Теперь-то я знаю, как обнимает Бог».

У Маши, когда она родилась, был такой мудрый взгляд, что мне тогда казалось, будто ее глазами на меня смотрит Бог

По понятным причинам меня эта история растрогала до слез. И я пригласила эту женщину приезжать к нам в храм, чтобы Маша ее обнимала. Вспомнила сейчас. Знаете, как было, когда у меня младшая дочка только родилась? У нее первый месяц, наверное, был очень серьезный и как будто бы даже мудрый взгляд. И вот она смотрела всё время на меня этими своими мудрыми глазами пристально-пристально. Как будто в душу заглядывала – что там у меня. И мне тогда казалось, что этими ее глазами на меня смотрит Бог. И чего-то ждет. Наверное – принятия и благодарности.

Настоящая отсталость

«Дочка – аутистка, – читала я дальше. – Когда батюшка при открытых вратах поднимает руки, то дочь встает напротив него и тоже поднимает руки. Как-то прихожанка спросила ее, что она чувствует. И дочь ответила: “Мне приятно”. Я спросила прихожанку – почему она спросила об этом, ведь раньше не спрашивала. А та ответила, что у Вики была блаженная улыбка».

Еще вспомнила – про особых людей в храме. Но это уже про взрослого. Это было на вечерней службе перед помазанием. Стояли священники со свечами, потом вынесли Евангелие. А прямо напротив меня на другой стороне стоял один наш прихожанин, сейчас он уже умер. Хотя он приходил на службы самостоятельно, у него явно было что-то с психикой. Умственная отсталость – точно. Он плюс-минус нормально говорил, правда, не всегда нормальные вещи. А лицо его чаще имело бессмысленное выражение.

И вот стоял он с этим своим бессмысленным выражением и глазел по сторонам. Я, правда, тоже глазела – вместо того, чтобы молиться. Не знаю, что там было у меня с выражением. Начали читать Евангелие. А человек этот – напротив меня. И тут лицо его меняется – прямо в одну секунду. Оно вдруг стало не только осмысленным, но прямо одухотворенным. Он смотрел своими глазами – светлыми, глубокими – куда-то вдаль, поверх всех и как будто что-то видел, что не видела я. Или Кого-то. Это было настоящее чудо.

Священник закрыл Евангелие – и всё. На лице того человека как будто погас свет. Опять обычное, привычное выражение. А я тогда стояла и думала: «Большой вопрос – у кого тут умственная отсталость. А скорее – духовная. У меня – или у него».

«В крещении – просто Смирнова»

А что касается детей, иногда правда бывает очень забавно.

Помню, однажды пришел на Причастие мальчик. В шапке. Почему-то не снял в храме. Ну и стоял впереди перед амвоном. И бабушка какая-то строго так: «Мальчик! Шапку сними!» – «А он почему в шляпе?» – не растерялся малыш. И показал рукой на диакона в камилавке, который как раз вышел. По-моему – в камилавке. Я, если честно, сама в богослужебных «шляпах» плохо разбираюсь.

Диакон наш тогда аж закашлялся. А бабушка крепко задумалась – было видно.

А еще я однажды наблюдала, как подошла ко Причастию девочка лет пяти.

– Как тебя зовут? – спрашивает батюшка.

– Владлена Игоревна Смирнова, – отвечает.

Я это прямо навсегда запомнила.

Батюшка взял себя в руки и дальше спрашивает:

– А в крещении?

– Просто Смирнова.

– Анфиса, Анфиса, – раздался на весь храм шепот.

«Причащается младенец Анфиса…» – «Игоревна», – уточнила девочка

– Причащается младенец Анфиса.

– Игоревна, – уточнила девочка.

Батюшка уже ничего не сказал. Причастил и всё.

Хотя чего я удивляюсь. Мы как-то долго учили Машу называть ее фамилию, имя и отчество. Так она в итоге, подойдя к Чаше, так и сказала: «Прищепа Мария Вадимовна».

На отпевании

А это мне знакомый батюшка рассказывал, отец Димитрий. Тема эта «детская» богатая, конечно. Я, наверное, никогда не закончу.

Он сейчас – не знаю даже где. Раскидала нас жизнь. А когда-то служил на новых территориях. Только тогда это Украина была.

Отпевал он в тот день какую-то бабушку. Лежала она в гробу – беленькая, ясненькая, как ромашка. Вот-вот улыбнется. Сразу видно – хороший человек. Вокруг гроба – родственники безутешные. Дети, внуки, правнуки даже. И муж ее, на удивление еще живой. Но вряд ли понимающий, что происходит. Отец Димитрий говорил, что дед, в связи с почтенный возрастом, был уже как самый младший правнук.

А вот правнук этот лет трех смотрел на все это дело, смотрел… Потом пошел к кувшинчику со святой водой (он там на столике стоял), взял его, вернулся – и в гроб на бабушку вылил. Никто даже сориентироваться не успел. Когда начали выяснить да прояснять ситуацию, параллельно ругая мальчугана, он им всем ответил:

– Так вы же сами говорили, что эта вода – живая! Вы плачете, а я хотел ее оживить!

Кто-то крякнул, кто-то хмыкнул. А потом вообще хохот раздался. Это дед заливался как ребенок.

…И это мне тоже отец Димитрий когда-то рассказывал. Поехал он с воскресной школой в близлежащий монастырь – женский. В паломничество. А до этого деткам на занятиях рассказывал, кто такие монахи. Книжки читал, картинки показывал.

Приехали в лавру, Максимка на насельника одного пальцем показывает: «Папа, смотри, аэромонах!»

Приехали, идут по обители. Навстречу – игумения. Подходит, здоровается, расспрашивает. И тут один мальчишка. Ну как – один. Батюшкин сын, если честно, Максимка, дергает ее за рукав и спрашивает: «А ты почему без бороды?». Книжки-то про мужчин-монахов были.

У этого Максимки батюшкиного вообще с монашеством не задалось. Отец Димитрий рассказывал, как они как-то в Киево-Печерскую лавру ездили. И батюшка детям своим по пути объяснял, в чем разница между иноком, монахом, иеромонахом и так далее. Приехали, Максимка на насельника одного пальцем показывает:

– Папа, смотри, аэромонах!

Смешно было. Особенно монах смеялся. Эх, жаль, сейчас не смешно. Монахам киево-печерским вообще не до смеха. И где отец Димитрий с семьей? Где Максимка его говорливый?..

Елена Кучеренко

21 февраля 2025 г.

Рейтинг: 10 Голосов: 1040 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Комментарии
Лариса24 февраля 2025, 14:10
Помню стоим на службе с моими сыновьями (7 лет и 4 года). На амвон выходят маленькие алтарники в облачении... Старший сын восклицает: "Мама, мама, смотри маленькие батюшки пошли"...
Елена23 февраля 2025, 09:36
Просто чудесно!
Екатерина21 февраля 2025, 22:17
Мне тоже однажды было так плохо на душе в церкви, прям на службе, хоть волком вой, подошёл ко мне мальчик с синдромом дауна лет пяти и взял за руку, постоял, обнял потом и отошёл. Тоже стало так радостно и тепло на душе тогда. Запомнилось это...
Людмила21 февраля 2025, 19:45
Сколько чудес происходит,а мы даже не задумываемся,относимся как вполне к обычным явлениям Местами улыбнуло,спасибо.
Людмила21 февраля 2025, 07:01
Спасибо большое за добрые рассказы! Храни Вас Бог! Дети это неподдельная радость от Бога! Я бабушка, у меня двое внуков, и вот как то вечером, в очередной раз читаю акафист Богородице в слух. Внуки уже привыкли, и то со мной посидеть то убегут. И в очередной раз когда читала: Радуйся Богородица... Подбегают внуки, встают рядом и своими словами: Радуйся Богородице тебе бабушка наша молится! Вот она детская непосредственность! Слава Богу за всё!
Анна Резе21 февраля 2025, 04:15
Спасибо, Елена. Прочитала и так хорошо на душе. Слава Богу за всё.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBookВКонтактеЯндексMail.RuGoogleили введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Другие статьи автора Елена Кучеренко

Новые материалы

Выбор читателей

×