Православный календарьПравославный календарь
Архимандрит Нектарий (Хаджипетропулос): «Мы служим народу Божию и Церкви, и весь наш заработок направлен на это»
Мы, монахи, не кладем деньги себе в карман, не копим их, всё идет на нужны нашей общины.
Патриарх Тихон и комсомолка Маша
Марина Бирюкова
Не одну только салфетку вынесла она тогда из Донского монастыря, но нечто гораздо более важное.
Образцовые христианские семьи
Анна Сапрыкина
Людям удавалось создавать христианские семьи, строить добрые и крепкие отношения, учить детей вере и идти всей семьей к совершенству в самых разных условиях.
Любовь Божия и вечные муки
Священник Валерий Духанин
Терять отведенное здесь время жизни, думая, что потом нам и так всё простят, – безрассудно и глупо.
«Обопрись на Бога! Он не оставит!»
Елена Кучеренко
В это страшное время либо ты веришь Богу и молишься, либо просто сойдёшь с ума.
«Когда все еще было хорошо»
Елена Кучеренко
Парадокс в том, что счастливым можно быть только в настоящем. Больше никогда.
Мысли о «Декларации об учении о русском мире»
Протодиакон Владимир Василик
Понятие «Русского мира» – культурное и историософское, оно не может быть догматизировано.
«И исчезнет страх, с которым взираем мы в завтрашний день»
О новой книге по трудам архим. Иоанна (Крестьянкина)
Только живая вера способна оградить нас от волны страха, который захлестывает весь мир.
«Тот, кто убил моего мальчика, жив...»
Две истории о прощении
Плакала Василиса Васильевна. И гладила по голове этого человека, который Ваську ее убил.
Не стрелять в сердца
Елена Кучеренко
Люди стали ближе. Ближе – не против кого-то, а за то, чтобы все, везде и всегда были живы…

Они выросли и… остались в храме

Ни для кого не секрет, что часть детей, воспитанных в воцерковленных семьях, в подростковом возрасте отходят от храма, а некоторые и вообще Церковь покидают, порой даже на всю жизнь. Можно ли как-то избежать этого? Какова мера ответственности родителей за религиозный выбор своих детей? Об этом мы беседуем с протоиереем Максимом Первозванским.

– Отец Максим, как вы думаете, почему вообще возникает такая проблема?

– Дело в том, что ребенок воспринимает ценности, которые исповедуют его родители. Отношение к жизни родителей является отношением к жизни и для детей. Это касается и отношения к Богу, к Церкви. Но подростки уже начинают вырабатывать свое, личное отношение к жизни. Они пересматривают и переоценивают многие вещи, которые в детстве воспринимаются без всякой оценки, просто потому, что так говорят родители.

Вопрос религиозного самоопределения – один из важнейших в жизни человека.

Невозможно пришить свою голову на плечи своих детей. Дети, вырастая, будут сами определяться по отношению к Богу, и это не всегда происходит так, как хочется родителям. Нельзя забывать, что базовый принцип человеческой жизни – свобода.

Невозможно пришить свою голову на плечи своих детей

Но, конечно, то, как детей воспитывали родители, накладывает свой отпечаток на их выбор. Ведь в каждом из нас есть ростки и положительного, и отрицательного. Какие из них разовьются, зависит от нас лично и от того багажа, с которым мы идем по жизни. Это касается не только религиозного самоопределения, но и жизни вообще. Если мама девочки была в разводе и сильно ненавидела всех мужчин, то это обязательно передастся ее дочери. Нельзя сказать, что дочка в обязательном порядке так же будет относиться к мужчинам. Но некоторый фон это задаст. То же и в религиозной жизни: воспитание родителей задает некий фон. А дальше человек всегда определяется сам. Иначе не было бы никакой личной ответственности.

– Можно ли к этому периоду в жизни детей как-то подготовиться, чтобы он прошел безболезненно?

– Есть принцип воспитания, заложенный в Священном Писании: «Уклоняйся от зла и делай добро; ищи мира и следуй за ним» (Пс. 33, 15). Каждый верующий родитель старается, чтобы его ребенок был изолирован от серьезных соблазнов и чтобы его душа питалась добрыми впечатлениями, молитвой. Но мы живем не в религиозном, а в светском государстве, у нас нет единой, обязательной для всех религии. Поэтому, если ребенка вообще изолировать от светской жизни, то она будет его непрерывно манить сверкающими огнями, а если свободно отпустить, то его туда и затянет. Тут всегда требуется некая педагогическая гениальность, интуиция, помогающая определить, что можно, а что нельзя. При этом к каждому ребенку свой подход нужен.

Мы не можем совершенно изолировать детей от всех проявлений в том числе и массовой культуры. Родители должны сопровождать ребенка в его взрослении. И самое главное, что они должны сделать, – сохранить свой авторитет в глазах детей. Если дети в подростковом возрасте не оттолкнутся от родителей, это уже залог успеха. Конечно, ребенок утверждается в своем собственном бытии, понимая, что он другой, чем его родители. Но если при этом дети начинают ненавидеть и презирать все, что связано с родителями, этот нигилизм, естественно, распространится и на веру.

Обязательно должен сохраняться контакт с детьми, чтобы дети были готовы слушать, что говорят родители. И наоборот – нужно входить в положение детей, не становиться в позицию нравоучения сверху вниз, а быть старшими друзьями.

– И все-таки мы видим примеры, когда подростки в храме остаются. Как вы думаете, что этому помогает?

– Здесь есть несколько факторов, самый главный из которых – Промысл Божий. Бог избирает и призывает человека. И мы никак на это призывание повлиять не можем. Второй фактор – собственная свободная воля человека. И только третий фактор – все остальное, в том числе и родители, и приходские практики.

Конечно, если на приходе есть детская, юношеская, подростковая жизнь, ребенку будет проще. Ему проще, если у него есть православные друзья, православные дела. Но если его самоопределение в вопросах веры связано не с внутренним личным выбором, а с какими-то внешними факторами, то мы просто отодвигаем решение этого вопроса на более поздний возраст. У меня есть знакомая, мать двоих детей, у которой началась такая ломка, в том числе и в вопросах религиозного самоопределения. При этом до 30 лет у нее никаких кризисов не было.

Причем этот вопрос личного самоопределения не один раз в жизни встает. Мы ведь не ангелы, для нас есть как покаяние, так и падение. Почему, например, пожилые люди начинают в храм ходить? Не потому, что им на пенсии делать нечего, как считают молодые. А именно потому, что очередной кризис личного самоопределения приходится как раз на предпенсионный и пенсионный возраст. Кстати, я знаю многих людей, которые в старости, наоборот, в храм ходить перестали.

– Расскажите, пожалуйста, о молодежном православном объединении «Молодая Русь».

– Это одна из старейших молодежных организаций в Москве, она существует с 2001 года. Многократно менялся ее состав, происходила смена поколений. Это говорит о том, что сама форма молодежной организации очень востребована. Причем ее участники – это не ребята, которые пришли в «Молодую Русь» из воскресной школы. Так сложилось, что возраст участников начинается с 22–23, а порой и с 25 лет. То есть это постстуденческий возраст.

Почему так происходит? Я думаю, что в студенческой среде людям общения хватает и так. А если человек не создал семью к окончанию вуза, то у него возникает необходимость общения со своими сверстниками. И такое общение, включающее и просветительские мероприятия, и добрые дела, молодежь находит у нас в «Молодой Руси».

К сожалению, в последние годы становится традицией, что на деятельные мероприятия людей собирается гораздо меньше, чем, к примеру, на праздник. В середине нулевых, наоборот, был пик социальной деятельности. У нас было порядка семи групп по 20 человек, которые помогали в нескольких госпиталях, нескольких детских домах. Причем это не то что задача была такая сверху поставлена, а просто желающих помогать было так много. Потом это резко пошло на спад.

– Как вы думаете, с чем это связано?

– Видите ли, сейчас московские и подмосковные детские дома с материальной точки зрения полностью укомплектованы. Там какая-то помощь остро не требуется. А людям всегда легче помочь, когда есть острая нужда. А когда жизнь довольно сытая, требуется более тонкая, я бы даже сказал, профессиональная помощь. Ну, и требования детских домов к посещающим тоже возросли.

– Среди людей более старшего возраста распространено такое мнение, что молодым сейчас ничего не интересно…

– Знаете, так ведь всегда было. Всегда многим пожилым людям казалось, что молодые сейчас не те. Я для себя это так объясняю: сложно расставаться с этим миром, и чтобы было не так жалко, человек начинает себя уговаривать: «А здесь ничего хорошего-то уже и не остается».

Всегда многим пожилым людям казалось, что молодые сейчас не те

Всегда и во все времена были люди, которым ничего не интересно, были люди и подленькие, и, наоборот, были большие подвижники, очень неравнодушные, заинтересованные. Другое дело, что изменились темы, которые интересуют молодежь, те формы, в которые они облекаются. Они вот как раз могут и не совпадать с тем, что кажется правильным старшему поколению.

– И как же старшим налаживать это общение? Самим изучать темы, интересные молодым?

– Я думаю, что специально что-то искать и придумывать не надо. Если ты сам по себе интересен и что-то из себя представляешь, с тобой будут общаться, в том числе и молодые люди.

В основном кризис отцов и детей, описанный еще Тургеневым, строится по другой схеме. Наоборот, отцам ничего не надо, а дети что-то ищут. Молодость всегда максималистична, в ней не бывает полутонов. А вот в среднем и старшем возрасте человек начинает думать о теплом туалете, о спокойствии, о сытом желудке. Молодых же это не устраивает, им, как в той поговорке: жениться – так на королеве, воровать – так миллион. А людям среднего возраста свойственно соглашательство.

Это и церковной жизни касается. Мы уже пожили, уже знаем, что с наскока эти вещи не берутся, мы готовы идти на компромиссы, в том числе с самими собой, своей совестью. Это не всегда однозначно хорошо или плохо. Просто каждому возрасту свое.

– Ваше пожелание родителям, педагогам: как они могут помочь своим детям остаться в храме?

– Надо самим интересоваться этой жизнью во всех ее проявлениях: тем, что происходит и в Церкви, и вообще в окружающем мире, самим стараться жить по-христиански, заниматься тем, что вам интересно. Тогда и дети будут заражаться твоим интересом.

Рейтинг: 9.8 Голосов: 503 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Марина Шмелева

Новые материалы

Выбор читателей

×