Москва, 23 января 2007 г.
В рамках XVII богословской конференции Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета состоялся круглый стол «Добродетель как путь становления личности», сообщает сайт Патриархия.ru
В круглом столе приняли участие - декан Педагогического факультета ПСТГУ иеромонах Киприан (Ященко); академик РАО В.И. Слободчиков; иерей Вадим Леонов, кандидат богословия, преподаватель ПСТГУ; декан факультета дополнительного образования ПСТГУ иерей Геннадий Егоров; директор Православного Центра «Семейное благо» И.Н. Мошкова; монах Харитон (Евстигнеев), преподаватель Московской духовной семинарии; Тодоровская И.А., канд. псих. наук, доцент Самарского Государственного Педуниверситета и Самарской духовной семинарии; Малашкина Е.С. канд. псих. наук, доцент; Шафажинская Н.Е., канд. псих. наук, доцент ПСТГУ; Склярова Т.В., канд. пед. наук, доцент ПСТГУ; Андросова Л.И., канд. филос. наук, зам. декана Педагогического факультета ПСТГУ.
Ведущий круглого стола иерей Вадим Леонов предложил собравшимся обсудить проблему возможности использования понятия «добродетель» в современной гуманитарной научной среде. Были поставлены два основных вопроса - следует ли интегрировать христианское учение о добродетели в гуманитарное знание и, если «да», то как?
Первым выступил иеромонах Киприан (Ященко). Он осветил основные положения святоотеческого учения о добродетели, привел классификацию добродетелей - природные (наследованные предрасположенности), приобретённые и харизматические (сверхъестественные). Опираясь на учение Иоанна Кассиана Римлянина, иеромонах Киприан назвал главные христианские добродетели - воздержание, целомудрие, нестяжание, терпение, радость, упование на Бога, смирение, любовь.
Академик РАО В.И. Слободчиков определил цель современных гуманитарных практик как развитие человеческого в человеке и задал присутствующим вопрос «А может ли быть добродетель целью воспитания?».
Иерей Вадим Леонов сказал, что добродетель - это реальность человеческой жизни и факт её бытия нельзя игнорировать. Добродетель, по его мнению, можно рассматривать как состояние и поступок человека. И.Н. Мошкова отметила, что проблематика круглого стола актуальна в практической деятельности православных психологов, которые в своей профессиональной деятельности стремятся помочь человеку жить благоверно и благочестиво.
Доценты, преподаватели психологии И.А. Тодоровская, Е.С. Малашкина, Н.Е. Шафажинская в своих выступлениях обосновывали необходимость и благотворность введения христианских понятий добродетели, а также греха в современный образовательный процесс. На примерах проведённых собственных психологических исследований они показали, насколько эффективны программы духовно-нравственного образования и воспитания, как в средней, так и в высшей школе.
Однако серьёзной проблемой в настоящее время является проблема неразработанности психолого-педагогических методик диагностики уровня развития добродетельных качеств личности. Е.С. Малашкина предложила развести понятия «добродетель» и «доброделание». Т.В. Склярова подчеркнула, что необходимость введения категории добродетели продиктована насущной потребностью в наличии положительных образов в культурно-образовательном пространстве.
Подводя итоги круглого стола, иеромонах Киприан назвал четыре основных проблемы, которые проявились в процессе дискуссии:
1. Отсутствие научно-диагностического инструментария в процессе духовно-нравственного воспитания;
2. отсутствие рефлексии светских представлений о добродетели;
3. субъективные трудности для неверующих учёных оперировать постулатами, предполагающими веру в Бога;
4. трудности перевода на язык науки и социальной практики богословских терминов.
Участники круглого стола пришли к выводу о том, что решение сформулированных проблем возможно совместными усилиями богословия, психологии и педагогики и назвали ряд наиболее актуальных тем для научного исследования.