Москва, 29 января 2007 г.
о. Владимир Вигилянский |
В беседе с РИА «Новости» в преддверии открытия экспозиции он сообщил, что впервые столь полно в Москве представлено греческое искусство, а отдельный раздел посвящен духовным связям России и Афона, сыгравшего важнейшую роль в становлении и развитии русского монашества и церковной культуры.
Наряду с работами афонских монахов-иконописцев впервые будут выставлены уникальные фотографии второй половины XIX века из архива Свято-Пантелеимонова русского монастыря на Афоне, которые запечатлели паломничества членов Российского императорского дома. Стеклянные пластины с фотоизображением были обнаружены недавно и еще нигде не выставлялись.
«Эта экспозиция будет способствовать восстановлению связей с русской эмиграцией, связей между поколениями наших соотечественников», - отметил глава пресс-службы.
«В годы богоборческой власти иконы сжигались, эшелонами перевозились на запад. А верующие в советскую эпоху покупали в магазинах книги с репродукциями икон, вырывали эти страницы, освящали их в храмах и молились перед этими изображениями», - вспоминает священник.
Но самое страшное, по его словам, в том, что «была прервана традиция иконописания, утрачена школа», поэтому в последние 15 лет Церковь придает иконописи особенно большое значение. Отец Владимир подчеркнул, что сейчас традиции возрождаются. Уже образовались школы в Москве, Санкт-Петербурге, Палехе, Пскове, отметил он.
Собеседник агентства напомнил, что еще в горбачевскую эпоху архимандрит Зинон - создатель целой иконописной школы в древних византийских традициях - получил Государственную премию. Его школы действуют в Троице-Сергиевой лавре, Псково-Печерском и московском Даниловом монастырях.
«Но должны пройти десятилетия, чтобы прерванная связь была восстановлена и это дало бы свои плоды», - считает отец Владимир.
По его оценкам, в современном церковном искусстве идет активный поиск. С одной стороны, возрождаются традиции древних византийских, русских, в частности, московской, школ. С другой стороны, наблюдаются определенные новые тенденции, что и смогут увидеть посетители выставки в «Манеже».
«Творчество - очень живая вещь. Раньше, в XIV-XVII веках были очень дерзновенные иконописцы. Там сюжеты есть совершенно фантастические. Например, я видел икону рая, XV века, где собраны гуси, утки, свиньи и другие домашние животные. Сейчас иконописец гораздо менее дерзновенен», - полагает руководитель пресс-службы Патриархии.
Выставку «Свет миру» откроет лично Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. По его словам, она «должна показать через творения рук человеческих «Свет истинный, который просвещает всякого человека, приходящего в мир» (Иоанн 1.9)».
Специально к выставке в российскую столицу с Афона доставлена новонаписанная икона «Собор святых русских Афонцев». На ней изображена Божия Матерь «Игумения Афонская», окруженная собором русских святых, просиявших на Святой Горе.
Всего же в экспозицию вошли лучшие работы более 100 иконописных мастерских России, Греции, Сербии, Украины, Белоруссии и других стран православного ареала, демонстрирующие разные эпохи и стили.
В их числе старинные раритеты из частных коллекций и современные иконы признанных мастеров, таких как Николай Мастеропуло (1948-2003), создавший серию мозаичных икон для Афонского монастыря «Дионисиу», Александр Корноухов, Владимир Фирсов, Александр Чашкин.
В рамках выставки пройдут лекции и мастер-классы ведущих иконописцев, научные конференции и «круглые столы» по проблемам православного искусства.
Организаторами экспозиции выступили Управление делами Московской Патриархии, Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева, Центр развития церковных ремесел «Русский Афон» и выставочная компания «Ортодокс-экспо».