Православный календарьПравославный календарь
Отец Дометий Рымецкий – духовник, сердцем горящий
Кристиан Курте
Он был батюшкой, который по грудь в ледяной воде зимой переходил горные реки, преграждавшие ему путь к храму.
Божественная латрия, православное вероучение и наша церковная жизнь
Иеромон. Лука Григориатский
Мы можем с уверенностью сказать, что подлинная христианская жизнь, жизнь, ведущая к обожению, истинная латрия, не исчезли в наше время.
Огород – дело духовное
Прот. Александр Авдюгин
Увидев же картофельное поле с многочисленными рядами уже выкопанного картофеля, батюшка вспомнил голливудские фильмы с плантаторами и неграми-невольниками.
«Когда мир тебя отвергает, Бог принимает»
Иером. Серафим (Алдя)
Кто встретил Бога, тот уже не может ни ненавидеть ближнего, ни осуждать его, ни оставить его на верную смерть.
Купец. Благотворитель. Мученик. Николай Григорьевич Григорьев
Алина Сергейчук
Он отличался неподдельно добрым отношением к человеку и видел в нем равного себе, а не инструмент для зарабатывания денег.
Крест любви
Схим. Нектария (княгиня Наталья Долгорукова; 1714–1771)
16-летняя Наталья добровольно последовала вслед за мужем в ссылку, показав всему миру пример беспредельной любви и преданности супружескому долгу.
«Работай над собой – сделаешь благо для ребенка»
Беседа с замдиректора крупнейшей в России православной гимназии
Важно, чтобы сам процесс обучения уже воспитывал, чтобы воспитание было не частью работы, а охватывало все пространство образования.
Как русский святой явился пасынку Наполеона
Мария Тоболова
Посмотрев на принца, монах сказал: «Не вели войску своему расхищать монастырь. Если исполнишь мою просьбу, Бог тебя помилует. И знай, что твои потомки будут служить России».
«Хватит спать! Пошли кутить!»
Людмила Панич
Наш любимый старец Гавриил в свой день рождения подарил жизнь моей дочери во второй раз.
«Дай Бог стяжать титул сельского батюшки» (+ВИДЕО)
Прот. Геннадий Беловолов
Здесь, на сельском поприще, ты за все в ответе. Ты здесь отец. Здесь я понял, что слово «отец» происходит от слова «отвечать».

Путь моей жизни. В миру

Из книги митрополита Евлогия (Георгиевского) «Путь моей жизни: По страницам воспоминаний», изданной Сретенским монастырем в 2007 г. в серии «Духовное наследие русского зарубежья».

(1892–1894)

""Выпускные экзамены окончились в  июне, затем последовало представление в  Петербурге (в Учебный комитет при Святейшем Синоде) списков кандидатов и  — томительное ожидание вакансий. Многих из нас тревожила мысль: скоро ли найдется подходящая вакансия? Протекция имела большое значение, но у  меня никакой протекции не было. А чем жить до поступления на службу? Неужели бедному отцу сесть на шею? Я  уехал в  Тулу и  решил найти уроки. Мне помог знакомый учитель  — указал, что в  семье товарища прокурора Сергея Алексеевича Лопухина есть место живущего учителя. Я  должность эту и  принял. Семья Лопухина была дворянская, родовитая, богатая, культурная семья либерального уклона типа «Вестника Европы» или «Русской мысли». Круг знакомств и  родственных связей был сановный, но в  доме бывала и  интеллигенция.

Жили Лопухины широко, по-барски, жизнью привольной и  беспечальной. Семья была большая (десять человек детей), крепкая, с  устоями  — прекрасная семья. Дети учились дома. Гувернеры, гувернантки, учителя, учительницы… — целое учебное заведение. С  утра во всех комнатах шли уроки. Я преподавал старшим детям Закон Божий, географию и  историю, с  младшими готовил вечером уроки, гулял, читал им вслух (помню, мы вместе читали «Каштанку»), укладывал их спать. Свои обязанности я исполнял с увлечением, с  желанием быть добросовестным. Дети ко мне привязались.

Мы стали приятелями. О судьбе моих учеников мне известно, что Рафаил, доблестный мальчик, был убит на войне, а  Мишу поймали большевики. «Дайте нам слово, что вы не будете против нас, и  мы вас выпустим», — сказали они. «Не могу…» И  Мишу расстреляли…У Лопухиных меня любили, в  семье я  прижился. Житейски мне было у  них очень хорошо.

С  детьми не трудно, а  к жизни взрослых я  присматривался не без интереса. Пребывание у  Лопухиных, несомненно, дало мне некоторое общественное развитие, равно как и расширило круг моего познания русского общества. Я попал в новый, неведомый мне мир.

Как на барских «хлебах» после академических «харчей» мне приятно ни было, но душа тревожилась, чуя в новых условиях жизни опасность — незаметно растерять все духовные стремления, обмирщиться, стать любителем бифштексов, уклониться от намеченного пути… Удобная, благополучная жизнь, культ земного я воспринял как искушение: стал бояться, что окружающее довольство меня засосет и я пропаду. О своих опасениях я писал архимандриту Антонию.

Долгожданное извещение о назначении в город Ефремов на должность помощника смотрителя духовного училища я принял с большой радостью. Лопухины удерживали меня, уговаривали остаться в Туле, обещая использовать связи и устроить меня либо в суде, либо в гимназии преподавателем литературы. Я с благодарностью их предложение отклонил и стал собираться в Ефремов: заказал вицмундир с серебряными пуговицами, приобрел фуражку с кокардой… Лопухинские мальчики, увидав на мне впервые этот наряд, приветствовали меня веселым «ура».

Пребывание в Ефремовском духовном училище в должности помощника смотрителя— …время напряженной борьбы двух начал, двух стремлений в моей душе: к Богу и к миру. Моя мысль о том, что, прежде чем стать монахом, надо посмотреть мир, получила решительное опровержение. Я опытно пришел к убеждению, что молодым людям, призванным к монашеству, надо постригаться, в мир не уходя, а по окончании образования.

Курс духовного училища был пятилетний (четыре класса и приготовительный). Дети поступали — крошки, девятилетние мальчики. Их привозили из теплого семейного гнезда — в казарму. Какую бурю они, бедные, переживали! Их распределяли по койкам (в одном дортуаре человек по сорок). Иной малыш и с хозяйством-то своим — с бельем, тетрадками, книжками — не умеет управляться, и спать не умеет, не чувствуя под боком стенки, и среди ночи вываливается с криком «Мама!»… Старшие ученики проходу ему потом не дают: «Девчонка! Девчонка!» Где же такому малышу дать отпор насмешке! Приезжали они нежные, сентиментальные, доверчивые — и переживали, каждый по-своему, настоящую драму. Смятение их испуганных детских сердец я понимал, и мне хотелось их приласкать.

Я старался хоть чем-нибудь скрасить детям их пребывание в училище, войти в их положение, отдавался им всей душой. Когда вспыхнула скарлатина (она была в тяжелой форме и скосила многих), я постоянно навещал их в больнице, забросил свою личную жизнь совершенно. Отношения у нас были прекрасные. Смотритель нередко упрекал меня, что я «нарушаю дисциплину». Может быть, я ее иногда и нарушал… Смотритель в наказание оставлял учеников на неделю без обеда; все — за столом, а провинившийся — у стенки: стоит, плачет, слюнки у него текут… Товарищи ему откладывали от своих порций и потихоньку подкармливали. Я смотрел на это сквозь пальцы, а про себя думал: «Молодцы! Доброе в них товарищеское чувство…» Дети ко мне привязались, а родители приходили благодарить.

О монашестве в ту пору я забыл, но мысль о нем все же иногда просыпалась. Вне службы я ходил в гости, на вечера, играл в карты, вел жизнь рассеянную, безотчетную. Мне казалось, что я живу как надо, но бывали минуты, когда сжималось сердце… Так вот к чему свелась моя мысль о пребывании до пострига в миру! К обывательщине… Я шел к детям. Пойду, бывало, к ним, посижу сними, рассказываю что-нибудь из истории или на религиозные темы. Дети, наши чудные отношения были в то время моим верным утешением. Забыть о монашестве начисто я все же не мог. Весной меня потянуло на богомолье к святому Тихону Задонскому.

Отправились мы вдвоем — мой приятель, студент Речкин, и я. Доехали поездом до Ельца, а оттуда сорок верст пешком. Шли весенней ночью, на заре завернули передохнуть в какую-то избу; здесь нам дали молока; в избе роились тучи мух — и хозяйка препроводила нас в погреб, но тут был такой пронизывающий холод, что мы выскочили и пошли дальше. Поспели в монастырь к вечерне. Собор… монастырское пение… мощи святителя… Дорогое, заветное воскресло в душе. И тут же укор совести: я — изменник, предатель…(потом я еще несколько раз сюда ездил).

По возвращении из Задонска жизнь, однако, потекла по-старому. У меня было много знакомых. Семьи священников в уезде полюбили меня и приглашали в гости. У некоторых были дочери-девицы. Снова вставал вопрос: не жениться ли? Но он уже был неотделим от чувства неловкости, греха и измены… Семья профессора Кудрявцева оказалась в уезде. Отец его был прекрасный, идеальный сельский священник, но не допускавший мысли, чтобы кто-нибудь из его сыновей последовал его примеру и принял священство, — так тяжела была в его сознании доля священника. Я возобновил знакомство и несколько раз ездил к ним. Повеселишься, бывало, развлечешься, а домой вернешься— и опять разлад, раздвоение, сознание, что погрязаю в  провинциальном болоте все глубже и  глубже… Удивительно, что даже во время одного из моих паломничеств в  Задонск одна женщина едва не увлекла меня в  свои сети, но Господь меня хранил среди всех искушений и  козней дьявольских…Так длилось с марта 1893 по октябрь 1894  го- да. В  ту осень, в  год смерти Александра III, пришло в  училище письмо от местного архиерея: в  Тульскую семинарию требуется преподаватель греческого языка при условии, чтобы он был монах. Смотритель принес письмо в  учительскую, мы должны были расписаться, что его прочли. Я прочел письмо  — и  стрела пронзила мне сердце… Письмо  — для меня! Это  — зов… Бог меня не забыл, хотя я  закопал уже глубоко мысль о  монашестве. Божий глас! Довольно глупостей! Колебания бесчестны… С  Богом шутить нельзя… Я  был потрясен, был сам не свой. Моя жизнь представилась мне в  столь неприглядном виде, что показались пошлыми даже вицмундир и  фуражка с  кокардой. Не сказав никому ни слова, я  написал архиерею ответ о  своем согласии на его предложение и  21  сентября, в  день святого Димитрия Ростовского, опустил его в  почтовый ящик. Проходит месяц, второй…   — никакого ответа.

Я  недоумевал. Значит, я  ошибся, зова Божьего не было. Я-то готов, а  Господь не хочет… Указ о  моем назначении в  Тульскую семинарию пришел в  декабре. Все были изумлены, выражали сожаленье. Прощание было трогательно.

Подношения, речи… Ученики  — каждый класс отдельно  — поднесли мне иконы. Расставаться было тяжело. Плакал и  я, и  дети…Перед праздником Рождества я  покинул Ефремов и  направился в  Тулу. Дорогой заехал к  родителям. Отец принял известие молча, но после моего отъезда плакал. Мать верила, что Господь руководит моей судьбой по молитвам старца отца Амвросия, и  отпускала меня в  монашество точно провожала в  некий светлый край…Я приехал в  Тулу на второй день праздника и  явился к  архиерею. Начиналась новая глава моей еще молодой жизни: мне шел двадцать седьмой год.

 

Купить эту книгу можно
 
Рейтинг: 5 Голосов: 1 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Новые материалы

Выбор читателей

×