Православный календарьПравославный календарь
Отец Дометий Рымецкий – духовник, сердцем горящий
Кристиан Курте
Он был батюшкой, который по грудь в ледяной воде зимой переходил горные реки, преграждавшие ему путь к храму.
Божественная латрия, православное вероучение и наша церковная жизнь
Иеромон. Лука Григориатский
Мы можем с уверенностью сказать, что подлинная христианская жизнь, жизнь, ведущая к обожению, истинная латрия, не исчезли в наше время.
Купец. Благотворитель. Мученик. Николай Григорьевич Григорьев
Алина Сергейчук
Он отличался неподдельно добрым отношением к человеку и видел в нем равного себе, а не инструмент для зарабатывания денег.
«Дай Бог стяжать титул сельского батюшки» (+ВИДЕО)
Прот. Геннадий Беловолов
Здесь, на сельском поприще, ты за все в ответе. Ты здесь отец. Здесь я понял, что слово «отец» происходит от слова «отвечать».
«Работай над собой – сделаешь благо для ребенка»
Беседа с замдиректора крупнейшей в России православной гимназии
Важно, чтобы сам процесс обучения уже воспитывал, чтобы воспитание было не частью работы, а охватывало все пространство образования.
Крест любви
Схим. Нектария (княгиня Наталья Долгорукова; 1714–1771)
16-летняя Наталья добровольно последовала вслед за мужем в ссылку, показав всему миру пример беспредельной любви и преданности супружескому долгу.
Как русский святой явился пасынку Наполеона
Мария Тоболова
Посмотрев на принца, монах сказал: «Не вели войску своему расхищать монастырь. Если исполнишь мою просьбу, Бог тебя помилует. И знай, что твои потомки будут служить России».
Огород – дело духовное
Прот. Александр Авдюгин
Увидев же картофельное поле с многочисленными рядами уже выкопанного картофеля, батюшка вспомнил голливудские фильмы с плантаторами и неграми-невольниками.
«Хватит спать! Пошли кутить!»
Людмила Панич
Наш любимый старец Гавриил в свой день рождения подарил жизнь моей дочери во второй раз.
«Когда мир тебя отвергает, Бог принимает»
Иером. Серафим (Алдя)
Кто встретил Бога, тот уже не может ни ненавидеть ближнего, ни осуждать его, ни оставить его на верную смерть.

Миссия выполнима

Источник: Радонеж

Сегодня у метро «Китай-город» невысокий худенький улыбчивый паренек протянул мне книгу. Протянул с очень неожиданными и необычными словами: «Пасхальный подарок Русской Православной Церкви». Человеку, привыкшему к тому, что у метро раздают откровения какого-нибудь синюшного индуистского божества, или распихивают протестантские брошюрки, такие слова слышать, прямо скажем, непривычно.

Подарком оказалась прекрасно изданная тонкая журнального формата книжка: «Евангелие от Марка». Полный текст Евангелия с цветными иллюстрациями – иконы, фотографии Святой Земли, мест, где развиваются события соответствующей главы. Праздничная и очень удобная для чтения книга.

Почему Марк – я понял сразу. Это, в каком-то смысле самое яркое и убедительное для малорелигиозного человека из Евангелий. Там мало поучений и проповедей, с которыми возбужденное сознание невера сразу начинает спорить. Там максимум действия. Большую часть Евангелия Христос творит чудеса, творит одно за другим — слепые прозревают, расслабленные ходят, немые говорят, бесы изгоняются из человека и входят в свиней, бури умиряются одним словом Спасителя. Оно всё – единый порыв, единое свидетельство о Силе Божией, которой не может противостоять ничто земное, ничто сатанинское. Евангелие от Марка – это «солдатское Евангелие», Евангелие Христа Победителя, победителя зла, греха и болезни этого мира. И не случайно, что символом Марка является торжествующий царь зверей – лев.

Именно такое, сильное Христианство, и нужно сегодняшнему человеку, который вечно на бегу. Христианство не стоящее рядом и тоном ментора одергивающее человека, а потом занудствующее «Мы же предупреждали», а ломающее наш привычный порядок жизни и перестраивающее его, как угодно Богу, сокрушающее окружившее нас зло — сокрушающее любую немощь, лишь бы мы верили.

Времени у меня было немного, и я стал следить, как кто реагирует. Большинство, озабоченное серым пасмурным днем и своими мыслями, дефилировало мимо на скорости танка, даже, кажется, не замечая, что именно им дают. Это, кстати, проблема, – говорить с людьми в дождь, нравится нам это или нет, очень тяжело. Другие брали, заговаривали с раздатчиками, благодарили. Таких, как мне сказали, с утра набралось около шести тысяч.

Больше всего меня поразила третья категория – те, кто брал, проносил немного, а потом… выкидывал Евангелие в мусорку. Ребята потом аккуратно эти выброшенные экземпляры из мусорки вынимали. Эти странные люди, бравшие и выбрасывавшие, были наглядной иллюстрацией к притче о сеятеле во все том же Евангелии: «Посеянное при дороге означает тех, в которых сеется слово, но к которым, когда услышат, тотчас приходит сатана и похищает слово, посеянное в сердцах их» (Мк. 4, 15). Таких будет много, и с ними, в общем-то, будет тяжелее всего. Брать и выбрасывать, не слышать услышанного – это уже очень тяжелый рефлекс.

Акцию с раздачей Евангелия, которая проходит у многих станций метро первые три дня Страстной седмицы, осуществляет Сретенский монастырь, знаменитый московский издательский и церковный центр, возглавляемый о. Тихоном (Шевкуновым), запомнившимся столь многим по фильму «Гибель империи. Византийский урок». Цель простая — дать в руки горожанам Евангелие, самую простую и понятную книгу, которую, быть может именно по этой причине, они никогда не открывали. Кто-то, думая, что и так все знает, кто-то, просто не интересуясь. А ведь один раз открытое, пусть даже со скуки, Евангелие может перевернуть, перелопатить всю жизнь человека. А если это духовное оружие получат в руки тысячи людей, хоть по 6 тысяч на каждой станции, то у нескольких оно «выстрелит».

И вот здесь мы сталкиваемся с одной из наших главных современных церковных проблем. Какое именно «оружие» раздавать гражданам? Что нужно им и что нужно Церкви?

Некоторое время назад среди моих знакомых, любящих церковно-богословские споры в Интернете началась настоящая «миссионерская война». Одни отстаивали идеалы «активного миссионерства» и по сему случаю предлагали проводить православные рок-концерты, приближать Церковь к современному человеку, вводить новые миссионерские программы. Другие обвиняли первых в модернизме, стремлении перекраивать православное предание и всем подобном. В выражениях не стесняются – «обновленцы», «опричники», «обскуранты», «модернисты». И всякий, кто пытается как-то от участия в этом побоище уклониться, получает, обычно, с двух сторон сразу.

У меня есть опасение, как бы дело не дошло в итоге до рефлекса, выработанного у нас за годы застоя. Если о чем-то возникает спор, то закатывать всех и тему закрывать вообще. Именно этот рефлекс погубил Советский Союз, и ему надо всячески сопротивляться сегодня.

И чтобы разобраться в вопросе, нам надо понять несколько очень важных, принципиальнейших вещей.

Первое. В Церкви никто не имеет монополии на миссионерство. И менее всего та или иная группа людей может сказать: «Вот мы занимаемся миссионерством, это наше дело, а раз вам не нравится то, что мы делаем, то значит вы нехорошие люди и против миссии». А к сожалению некоторые церковные либералы (во избежание противоречий определим этот термин так — это люди, считающие, что Церковь должна преобразовываться вслед за обществом, но не должна сама преобразовывать общество в соответствии со Своим учением и Традицией) пытаются обеспечить свою неприкосновенность именно так.

Экспериментирование с преданием «просто так» сейчас никого уже почти не вдохновляет — негативный опыт католиков после II Ватикана показал всю цену этим экспериментам. И тогда всевозможные нововведения, игры с Православием как с конструктором «Лего», начинают объяснять миссионерством. Мол, это мы не всю Церковь верх дном переворачиваем, а лишь отдельный небольшой участок, чтобы легче было входить. Логика странная – если некоторые люди ходят на ушах, то это не значит, что надо строить церкви куполами вниз – в конечном счете, каждый человек родится прямоходящим, а на уши встает уже вполне сознательно сам и сам же может встать назад на ноги. И если человек не согласен читать Пятидесятый псалом на славянском, а на русском уже сразу согласен, то значит, что у него странный взгляд на мир, который в Церкви по любому придется менять. И чем ближе ко входу, тем лучше.

Второе. Часто можно услышать, что Церковь должна проповедовать всем субкультурам. Не спорю. Должна проповедовать всем. И субкультурам тоже. Ничего плохого в панк-православии, рок-православии, толкинист-православии и даже скинхед-православии (как-то сам видел, как в одном православном магазине парнишка-скинхед очень кротко покупал себе молитвослов и псалтирь), если оно при этом остается Православием на все 100. Но иногда создается впечатление, что для представителей субкультур на пути в церковь хотят «занять очередь» и просят остальных вперед не лезть.

Вот это — категорически неверный подход. Причем неверный не только с той точки зрения, что во Христе уж точно нет ни хиппи, ни панка, но и с точки зрения тактики. Большинство русских и охваченных русским и православным миром людей ни в какие субкультуры не входит, представляет собой обычных студентов, обычных людей, занятых умственным, физическим или офисным трудом. И стратегии миссионерства, дискриминирующие таких людей, попросту ошибочны — готы, конечно, гораздо интересней и эстетически забавней. Но вот смотрящих «Дом-2» — увы, — гораздо больше. Как и пьющих пиво, тусующихся на сайте «Одноклассники.Ру» и проводящих время иным столь же «мейнстримным» способом. И тогда уж было бы логичней поручить всем священникам зарегистрироваться на «Одноклассниках», и обратить своих соучеников, начать печатать адреса храмов на бутылках пива и перекрестить Собчак, если не в монахини, то хоть в послушницы.

Именно отношением этих мейнстримщиков, их согласием на воцерковление общества или несогласием, их желанием, чтобы их дети ходили на ОПК, или нежеланием, в конечном счете, будет определяться судьба Православия как сколько-нибудь массовой религии в России. Будет ли оно маргинализовано и вытеснено в катакомбы другими религиями и сектами (именно не загнано, как большевиками, а попросту вытеснено)? Ибо если это произойдет, то субкультуры всех раскрасок, даже если все их удастся обратить, не очень помогут. Им нужно Православие как еще одна грань, обеспечивающая их существование в меньшинстве, а не как вера большинства.

Точечными ударами, а ориентация на субкультуры – это именно точечные удары, большой войны не выиграешь. Чтобы победить, надо работать по большим площадям и оперировать большими массами людей. Даже сегодня, несмотря на развитие и переразвитие в военной технике, это по прежнему так. И поэтому объективно гораздо большую работу совершают не миссионеры, застревающие на одной субкультуре, на одной группе людей, а двигающие массы.

И в этом смысле «консервативная» стратегия миссионерства, вроде той, которой придерживается тот же Сретенский монастырь, гораздо более успешна. Огромные тиражи книг, проникновение в саму толщу общества, а с другой стороны — замечательная идея дать Евангелие простому человеку с улицы. Дать не как «заманушку» в свою маленькую секточку, а как подарок от всей Церкви.

В конечном-то счете. Формально православным у нас является большинство граждан. Хотя бы формально они все члены Русской Православной Церкви и её паства. Так может же сделать Церковь подарок своим членам? И люди поймут, что православных у нас большинство, просто не все они об этом еще знают.

Или чем не миссионерство фильм того же отца Тихона о Византии? Острый, политически злободневный, прекрасно снятый, заведомо рассчитанный на разговоры, дискуссии, попытки откликнуться. Это мощное напоминание о православных корнях нашей культуры, нашей политики, нашей цивилизации. Это еще и борьба за социальное признание Церкви.

Третье. Нравится нам, опять же, или нет, но большинство людей — конформисты. Они идут туда, где видят силу большинства, силу власти, социальное признание. Так это было даже в эпоху гонений на Церковь в первые века истории Христианства — больше всего количество христиан разрасталось в мирные времена, когда принадлежать к Церкви было достаточно безопасно и по-своему престижно (ведь еще язычники указывали на то, что у христиан очень сплоченная организация, не бросающая своих, входить в такую организацию было почетно). Так было при Антонине Пие, потом при Александре Севере, в ранние периоды правления Валериана и Диоклетиана… А потом обрушивались гонения, и часть «конформистов» отпадала, но зато многие оставались, претерпевали мученичество, принимали на себя удар гонителей и сохраняли Церковь до новых мирных времен. Тем более это было так в эпоху Вселенских Соборов, когда дети и внуки примкнувших к православию вместе с императорами «конформистов» становились святыми отцами и учителями Церкви, пламенными исповедниками Православия.

Интеллигенция всегда и везде, понятное дело, хотела бы «маленькой церкви» для эстетов, где ничего не оскорбляет тонкого вкуса, где собираются просвещенные люди и творят. Но вот только Церковь, основанная рыбаками, до сих предназначена, прежде всего, для людей простых. Другое дело, что эталон простого человека сильно сместился – сегодня это уже не крестьянин, а измученный телевизором и кредитными платежами офисный телезритель. И именно к нему надо найти «подход».

И вряд ли мы сможем найти этот подход на путях подражания протестантскому миссионерству, на путях попытки обращения к «индивиду» или «малой группе». Гораздо более вероятно, что наш человек начнет воцерковляться под воздействием воцерковления общества как целого. Чем чаще он будет убеждаться в том, что Россия — православная страна, что русское общество — православное общество, что Православие — это хороший тон, тем чаще его «социальный конформизм» будет вступать в резонанс с движениями его души и он начнет понимать, что Православие — это не только постное меню, но и жизнь по Евангелию, не только умение правильно креститься, но и правомыслие и правое житие.

Спору нет, Православие может прожить вне языческого общества, Церковь не умрет без господдержки, но сегодня порой создается впечатление, что самые разные люди с самых разных сторон хотели бы Церковь из общества искусственно вытолкать. Не только расцерковить общество, но и десоциализировать Церковь. Причем в равной мере этого результата можно достичь и сектантским алармизмом (не имеющим ничего общего с боевой, оптимистической по духу православной эсхатологией), и интеллигентскими экспериментами, убеждающими современного человека, что Христианство это форма контркультуры (а значит если ты не «контра», то тебе с нами не по пути).

Итог, в любом случае, будет один и тот же — наша Церковь перестанет быть церковью молчаливого большинства. Того самого, которое, вопреки всему, пронесло Её через ад вскрытия мощей, изъятия ценностей, коллективизации, расстрелов, хрущевских гонений и застойного внутреннего опустошения. Того большинства, которое уже доказало свою надежность и верность. Вот этого ни в коем случае допустить нельзя.

Сегодняшняя православная миссия должна быть обращена к русскому обществу как к целому. А не только к его фрагментарным частям. Должна нести ему традиционное русское Православие, не покореженное, не адаптированное и не умаленное, напротив, отреставрированное во всем его подлинном богатстве и красоте. Миссия Церкви должна пользоваться всеми методами — и самыми «отсталыми», такими как устная проповедь, и самыми «передовыми», такими как Интернет, причем с его новейшими возможностями – блоги, видеотрансляции, социальные сети. Но вот только не надо зацикливаться ни на одном из этих средств, не надо тех, кто не хочет им пользоваться, немедленно записывать в «обскуранты».

И, наконец, миссия Церкви одинаково должна быть обращена и к отдельному человеку, и к совокупности людей — нации, государству, стране. Нельзя за деревьями потерять лес. Без социализации Христианства, без следования тем заветам, которые дали нам отцы великой эпохи, которую мы дали противникам православия переименовать в «Константиновскую эру», мы не удержим веры в обществе. А значит и вера конкретных людей, особенно новоначальных и еще не стойких, может и не удержаться.

Если же не быть врагами самим себе и друзьями «стихиям мира», то наша миссия вполне выполнима.

Источник: Радонеж

22 апреля 2008 г.

Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Новые материалы

Выбор читателей

×