1 сентября 1939 года, 70 лет назад началась Вторая мiровая война
Поскольку Берлин отмахнулся от ультиматума, как от мухи, 3 сентября 1939 года Франция и Великобритания объявили войну Германии. С тех пор прошло 70 лет, но до сегодняшнего дня не утихают острейшие политические споры о том, кто несёт ответственность за развязывание самой кровопролитной и длительной войны. О роли Гитлера и фашистской верхушки речь не идёт, их вина доказана Международным трибуналом в Нюрнберге, который вынес суровые приговоры зачинщикам мiровой бойни. Но остался открытым вопрос: кто был основным пособником гитлеровской Германии, кто создал условия для развязывания войны и толкнул Гитлера на преступный путь. В 1946 году, в ходе работы Нюрнбергского трибунала, этот вопрос был деликатно обойдён, но с началом холодной войны он стал одним из ключевых моментов в борьбе Запада с Советским Союзом. А теперь Запад с маниакальным упорством старается «вешать собак» на Россию как правопреемницу СССР, дескать, подписание Договора о ненападении между СССР и Германией 1939 г. (пакта Молотова — Риббентропа) и стало поводом для развязывания Второй мiровой войны.
В начале июля нынешнего года в г. Вильнюсе собралась очередная (18-я по счёту) ежегодная сессия Парламентской ассамблеи Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), которая решила по-своему отметить 70-летие начала Второй мiровой войны. Она приняла Декларацию, в которой возложила ответственность за развязывание Второй мировой войны на СССР и гитлеровскую Германию. День подписания пакта, 23 августа, предлагается сделать днём памяти всех жертв нацизма и сталинизма. Надо потерять последние остатки стыда и совести, чтобы возлагать на СССР вину за развязывание войны. Достаточно вспомнить замалчиваемые на Западе факты, чтобы самому далёкому от политики человеку стало ясно, у кого «рыльце в пушку». «Русский Дом» уже писал об обстоятельствах, которые вынудили СССР подписать пакт Молотова — Риббентропа (2009, №8). Депутаты ОБСЕ постарались забыть, что ещё весной 1939 года В.М.Молотов от имени советского правительства обратился к руководителям западных держав с планом «сдерживания германской агрессии», состоявшим из трёх пунктов: 1)подписание пакта о взаимной помощи между СССР, Францией и Англией; 2)предоставление общих гарантий всем странам Центральной и Восточной Европы; 3)подписание соглашения о формах и объёмах помощи жертвам агрессии. Это предложение осталось без ответа. В Англии только Уинстон Черчилль да престарелый Ллойд Джордж поддержали идею союза с СССР, видя в этом единственную возможность избежать катастрофы.
Чемберлен (премьер Англии) и Даладье (премьер Франции) упорно проводили политику умиротворения Гитлера (при благословении со стороны США). Это они подписали 29 сентября 1938 года в Мюнхене соглашение, по которому была расчленена Чехословакия и Германии была передана Судетская область. Добавим, что при молчании западных держав в марте 1939 года вся Чехия была оккупирована немцами, а в Словакии было создано марионеточное правительство. Чуть раньше, в марте 1938 года, при полном попустительстве западных держав Гитлер аннексировал Австрию. Литва, с согласия западных держав, отдала Германии Мемель. Франция и Англия буквально стелились под ноги Гитлеру в расчёте на то, что он двинет свои полчища на СССР. Когда Москва предложила Финляндии, Эстонии и Латвии подписать договоры о ненападении, то эти страны по совету Запада отклонили советское предложение и в то же время подписали аналогичные пакты с Германией. У Советского Союза не оставалось другого выхода, как позаботиться самостоятельно о своей безопасности.
Во время советско-финской войны 1939—1940 гг. Англия и Франция активно помогали оружием Финляндии и намеревались послать свои воинские формирования для войны с советскими войсками, хотя сами уже находились в состоянии войны с Германией.
В глубокой уверенности, что трусливые, эгоистичные руководители Франции и Англии не захотят жертвовать собой ради союзников, Гитлер ещё с мая 1939 года начал подготовку к нападению на Польшу. 23 мая он говорил своим ближайшим соратникам: «Дальнейшие успехи не могут быть добыты без пролития крови. Нам нужно пространство на Востоке, чтобы противостоять Западу. Первая цель — Польша. Если Англия и Франция вступят в войну, то Бельгия и Голландия должны быть оккупированы». Разработка же оперативных планов войны против Польши началась с 7 мая 1939 года, задолго до каких-либо разговоров о пакте Молотова — Риббентропа. Все условия для развязывания широкомасштабной гитлеровской агрессии были подготовлены именно западными странами.
Для вторжения в Польшу немцы сконцентрировали 56 дивизий, в том числе 9 танковых. В боевых операциях была задействована вся авиация, почти все механизированные и бронетанковые силы. В общей сложности в войне было задействовано 1,5 млн военнослужащих. Западные границы имели крайне слабое прикрытие, там находилось всего 10 пехотных дивизий вермахта. Операция против Польши, носившая кодовое название «Белый план», вызвала шок в мiре своей быстротой и эффективностью. Практически в первые пять суток судьба Польши была решена, хотя разрозненное сопротивление поляков продолжалось ещё три недели. Генштаб Советской армии считал, что война продлится как минимум семь недель, а Запад полагал, что поляки продержатся до весны 1940 года.
Пока поляки истекали кровью, их западные союзники сидели в своих дотах на линии Мажино. Против слабого пограничного прикрытия немцев было развёрнуто более 70 дивизий французской армии с тремя тысячами танков. Прибыли первые 4 дивизии английской армии. В этот момент удар со стороны Франции мог бы оказаться смертельным для Германии, но его не последовало. Польша была отдана на растерзание. Действия Советского Союза в этот момент были понятными: нельзя было допустить, чтобы вся территория Польши оказалась под властью Гитлера, нужно было отодвинуть государственную границу как можно дальше на запад. К тому же большая часть польской территории, занятой советскими войсками, была захвачена поляками в 1920 году после неудачной советско-польской войны и заселена родственными нам украинцами и белорусами.
После гибели Польши начался особый период Второй мiровой войны, получивший название «странной войны». Он длился с октября 1939 года по май 1940 года. Полгода союзники на Западе не подавали признаков активности.
Гитлер использовал предоставленное ему время для концентрации своих войск на границе с Францией. Немцы правильно решили, что «дух Марны» (в сражении на берегах р. Марны в Первой мiровой войне французы отбросили наступавших немцев) окончательно исчез, и Франция не оправилась от шока, вызванного потерей на полях сражений 1,5 млн молодых французов в 1914— 1918 гг. 10 мая 1940 года Германия нанесла страшный удар по позициям союзников. В распоряжении Гитлера было к этому времени 3 млн солдат, 7,4 тыс. орудий, 2,5 тыс. танков и 3,6 тыс. самолетов. У западных союзников всего было больше: 4 млн солдат, 14 тыс. орудий, 3,4 тыс. танков, и только в самолётах они немного уступали немцам. Немцы имели огромное преимущество в качестве управления войсками, в моральном духе войск, в быстроте и решительности действий. Всего чуть больше месяца продолжалась война. 14 июня немцы уже были в Париже. Вся Европа оказалась под пятой нацистов и неизвестно, чем бы кончилась Вторая игровая война, если бы Гитлер не повторил ошибки Наполеона и не двинулся на Россию, где и сломал себе шею.
Великая Отечественная война — главная составляющая часть Второй мiровой войны — это наша трагедия и наша слава. Союзники с 1941 по 1944 год пробавлялись мелкими второстепенными военными операциями в Северной Африке, отдельными диверсионными вылазками на европейском побережье, сосредоточив внимание на морской и воздушной войне. Молох войны бушевал на российских просторах. Битвы под Москвой, Сталинградом, на Курской дуге были решающими во Второй мiровой войне. Из каждых 10 убитых немцев в ходе войны 8 пали на Восточном фронте. Истинным победителем в войне стал русский солдат с его генетическим кодом любви к Родине, с мученическим стоицизмом, с готовностью к самопожертвованию во имя Отечества. Недаром И.Сталин в своём знаменитом тосте на приёме в честь командующих советскими войсками 24 июня 1945 года поблагодарил русский народ за бесконечное терпение и выдержку.
Мы хорошо знаем историю Великой Отечественной, нам больно вспоминать о тех огромных потерях, которые мы понесли во имя спасения человечества от коричневой чумы, и поэтому имеем полное право плюнуть в лицо тем клеветникам из Парламентской ассамблеи ОБСЕ, которые осмеливаются возлагать на нас равную с Гитлером ответственность за развязывание Второй мiровой войны. Жирные коты из Парламентской ассамблеи не имеют понятия о жертвах и страданиях, с которыми связана война для нашего народа. Все европейские столицы дрожали от страха, когда по их площадям и улицам грохотали сапогами немецкие солдаты, но только по Москве генералы и солдаты вермахта шли с поникшими головами и опущенными глазами в качестве военнопленных.
Сейчас вроде бы не клубятся на горизонте тучи третьей мiровой войны, вроде бы ракетно-ядерное оружие надёжно пока прикрывает нашу Отчизну, но это до поры до времени. Союзников у нас нет, и их появление не предвидится, а претензии к нам множатся. Японцы приняли закон о том, что Южные Курилы — это их территория, а стало быть, они при определённых условиях могут отнять их силой. Ситуация вокруг Абхазии и Южной Осетии в любой момент может перейти из фазы политического кризиса в вооружённый конфликт. Непредсказуемо может измениться обстановка после вступления Украины и Грузии в НАТО. Обширные просторы России с быстро исчезающим населением неизбежно будут привлекать жадные взоры крепнущих соседей и партнёров.
В отличие от 1939 года у нас нет теперь ни той территории, ни того по численности населения, ни той промышленной и сельскохозяйственной базы, ни того монолитного общества, ни той армии. Теперь модно использовать слово «вызов». «Вызовов» много, ответов нет.