Православный календарьПравославный календарь
«Когда мир тебя отвергает, Бог принимает»
Иером. Серафим (Алдя)
Кто встретил Бога, тот уже не может ни ненавидеть ближнего, ни осуждать его, ни оставить его на верную смерть.
Крест любви
Схим. Нектария (княгиня Наталья Долгорукова; 1714–1771)
16-летняя Наталья добровольно последовала вслед за мужем в ссылку, показав всему миру пример беспредельной любви и преданности супружескому долгу.
«Работай над собой – сделаешь благо для ребенка»
Беседа с замдиректора крупнейшей в России православной гимназии
Важно, чтобы сам процесс обучения уже воспитывал, чтобы воспитание было не частью работы, а охватывало все пространство образования.
«Хватит спать! Пошли кутить!»
Людмила Панич
Наш любимый старец Гавриил в свой день рождения подарил жизнь моей дочери во второй раз.
Огород – дело духовное
Прот. Александр Авдюгин
Увидев же картофельное поле с многочисленными рядами уже выкопанного картофеля, батюшка вспомнил голливудские фильмы с плантаторами и неграми-невольниками.
«Дай Бог стяжать титул сельского батюшки» (+ВИДЕО)
Прот. Геннадий Беловолов
Здесь, на сельском поприще, ты за все в ответе. Ты здесь отец. Здесь я понял, что слово «отец» происходит от слова «отвечать».
Божественная латрия, православное вероучение и наша церковная жизнь
Иеромон. Лука Григориатский
Мы можем с уверенностью сказать, что подлинная христианская жизнь, жизнь, ведущая к обожению, истинная латрия, не исчезли в наше время.
Отец Дометий Рымецкий – духовник, сердцем горящий
Кристиан Курте
Он был батюшкой, который по грудь в ледяной воде зимой переходил горные реки, преграждавшие ему путь к храму.
Как русский святой явился пасынку Наполеона
Мария Тоболова
Посмотрев на принца, монах сказал: «Не вели войску своему расхищать монастырь. Если исполнишь мою просьбу, Бог тебя помилует. И знай, что твои потомки будут служить России».
Купец. Благотворитель. Мученик. Николай Григорьевич Григорьев
Алина Сергейчук
Он отличался неподдельно добрым отношением к человеку и видел в нем равного себе, а не инструмент для зарабатывания денег.

Летопись души человеческой

В храме Александра Невского, что стоит в Усть-Ижоре, на том самом месте, где святой благоверный князь гнал шведов, справляли праздник, скромное приходское, семейное торжество — день тезоименитства чтеца Сергия. Весь приход собрался в трапезной за столом, а во главе стола, как отец семейства, сидел настоятель храма, протоиерей Анатолий Мороз. Постепенно праздничная беседа обратилась в монолог: батюшка — маститый, многоопытный священник — рассказывал, а прихожане слушали… Вот некоторые из рассказов отца Анатолия.

Как мы жили в Польше

Я вырос в Западной Белоруссии — до 1939 года это была польская земля. Жили, стало быть, в Польше. Ну, хоть и в Польше, а наш-то, белорусский, народ был всё православный. Да какой православный! С большой буквы! Никто и в голову не мог взять, что Бога-де нет! Никто не лгал, не воровал, супружеских измен не бывало, и допьяна даже на праздниках никто не напивался. Дорожили своим достоинством. Вот это были люди! Ну и, конечно, священника почитали и к службе Божией благоговейно относились… Правда, народ, быть может, не очень грамотный… Помню, какой-то певчий в нашем храме так пел Херувимскую: «Иже херувимы!.. Да ой же вы, херувимы!..» Он благоговение своё хотел подчеркнуть…

А отец мой был очень грамотным человеком. Он даже закончил в Москве один курс юридического факультета. Учился бы и дальше, да дело было в 1917 году. Он послушал большевиков, решил, что они справедливо говорят, — и вступил в партию. Вернулся в деревню, с гордостью говорил всем: «Я, мол, Ленина живого видел!» А потом, когда пришли красные и стали заводить новые порядки, он сказал: «Нет! В 1917 году нам не о том говорили!..» И партбилет свой сжёг. Стал потом дьячком в нашей церкви.

Вообще-то поляки нас не трогали — пока мы тихо сидели в своей деревне. Но вот сестра моя решила поступить в педагогический институт… А ей говорят: «Пожалуйста — только прежде примите католичество! Иначе нельзя!» Пришлось возвращаться домой…

Как мы жили при немцах

Очень хорошо помню утро 22 июня 1941 года. Вышел я на улицу, слышу, будто самолёты летят… Вскоре вижу: и правда, самолёты, много самолётов. Начали кружиться над дальней железнодорожной станцией… Потом от них какие-то маленькие чёрные шарики полетели на землю… И дальше — взрывы, грохот, огонь… Война.

Пришли немцы. Начали забирать в Германию парней и девушек. Моя сестра по возрасту подходила — её должны были взять. А за ней в то время ухаживали двое парней. А надо сказать, что семейных в Германию не угоняли. Вот сестра и вышла замуж за одного из своих ухажёров. А второй обиделся, озлобился… Решил отомстить и специально для этого записался в полицаи. Вскоре он докладывает немцам о моём отце: «Дьячок местной церкви Мороз имеет связь с партизанами». Отца немедленно забрали. Грозила ему смертная казнь. Видя такое, мать написала заявление, что мы, мол, партизан и в глаза не видели, прошла по всем окрестным деревням и собрала подписи: отца везде знали и уважали. Но для немцев эти подписи мало значили: сказано казнить — значит казнить. Тогда батюшка наш пошёл за своего дьячка заступаться. Что он там немцам говорил, не знаю, только вскоре отца отпустили.

Да, батюшка наш не простой был человек… Икона его у меня есть… Священномученик Матфей… Погиб он от богоборцев: ни с того ни с сего забрали нашего батюшку — уже в 50-х годах, — посадили в камеру, ни есть ни пить не давали и уморили голодом, с ним ещё несколько священников… Все они теперь прославлены.

Как я женился

После войны открылась в Минске семинария. Бросили клич по всей республике, чтобы батюшки посылали туда на учёбу самых крепких в вере юношей. А у нас все крепки! Послали от нашей деревни меня: я учился хорошо и отец у меня при церкви был… На третьем курсе ехали мы домой на Рождественские каникулы. На вокзале видим: стоит перед нами девушка необыкновенной красоты. Стали в поезд садиться — и она в тот же поезд. В купе зашли — и у неё то же купе по билету. Ну, конечно, завели с ней беседу, всем хочется поближе познакомиться: очень уж красивая. А то, что мы семинаристы, — боимся сказать: вдруг она идейная комсомолка. Но вот мне скоро выходить, а друзьям моим дальше ехать. Я, значит, уйду, а они с нею останутся? И я говорю ей потихоньку в коридоре: «А ведь мы в семинарии учимся!» — «Ой, как хорошо! Я тоже верующая!» И написала мне свой адрес — только мне одному. Целый год мы переписывались… И вот, поверите ли, каждую неделю слал ей по письму, а письмо — целая тетрадка в 12 листов! И всю эту тетрадку я для неё исписывал стихами! Потом поженились — но я в Минске жил, в семинарии, а она у себя в деревне. И целый год она скрывала, что замужем за семинаристом, — она учительницей была.

После семинарии поступил я в Ленинградскую Духовную Академию. Жена в Белоруссии осталась. Сам я в ту пору был уже диаконом, и голос у меня был, скажу не хвастаясь, очень хороший. Местные батюшки прослышали об этом и начали меня наперебой уговаривать поступить к ним в храм. Я ни в какую: учиться надо! Тогда настоятель храма Димитрия Солунского в Коломягах пошёл на такую хитрость. «Ты, — говорит, — женатый?» — «Да!» — «Жена красивая?» — «Самую красивую в Белоруссии выбрал!» — «Где же она сейчас?» — «Дома осталась…» — «Эх ты, молодой, жизни не понимаешь!.. Останешься без жены, и в монахи идти придётся! Нужно её в Ленинград перевезти. А чтобы ей здесь жить, тебе придётся работать. Иди ко мне диаконом». Так меня ужаснула мысль, что я могу без моей дорогой жены остаться, что я ночь не спал, а наутро побежал устраиваться на работу в храм. С тех пор и живём с матушкой в Петербурге. 60 лет нашей семье исполнится через год… Я вот забыл: это уже можно считать бриллиантовой свадьбой или ещё нет? Никто не знает?

Как закрывали «Кулич и Пасху»

Служил я во многих храмах — почти во всех, что были в городе. Но служение в «Куличе и Пасхе» мне вот почему памятно. Дело происходило в бытность небезызвестного уполномоченного Григория Семёновича Жаренова. Вызывает он меня как-то к себе — коньячок, закусочки — и объявляет: «Вы должны с нами посотрудничать!» — «Каким же образом?» — «Мы хотим «Кулич и Пасху» снести, а на её месте построить станцию метро. Вы уж поговорите с прихожанами, подготовьте их!» «Ну, — думаю, — я тебе подготовлю!» И на ближайшей службе выхожу на амвон и бросаю клич: «Братья и сёстры! Наш храм хотят уничтожить! Не допустим этого!» Прихожане сразу поняли, откуда ветер дует: староста наш был человеком неверующим и регулярно в органы докладывал обо всём; пришлось мне этого старосту спасать, а то разорвали бы его прихожане. Потом написали прошение в Москву, отрядили с ним делегацию… Словом, и «Кулич и Пасха» до сих пор стоит, и для метро место нашлось, что удивительно… А вот у меня после этого случая отобрали разрешение властей на служение, и по всем храмам приказ прошёл: «Мороза даже в ночные сторожа не брать». Началась у меня безработица… Денег нет, семью кормить нечем… Так я целый год маялся…

Как возрождали храмы

Митрополитом у нас был будущий Патриарх Алексий II, а я служил в Спасо-Преображенском соборе. О том, чтобы открывать новые храмы, тогда ещё и речи не было. До сих пор только разрушали… Как-то на праздник Александра Невского собрались в Свято-Троицком соборе человек 80 священнослужителей… После службы подходим под благословение к владыке… Подхожу и я, и вдруг слышу: «Задержитесь, отец Анатолий!» Задержался… Вроде бы никаких проступков за собой не припоминаю… И слышу такое, чего никто до меня в нашей епархии уже много лет не слышал: «Будем восстанавливать храм в Усть-Ижоре… Съездите туда, оцените объём работ!» Поехал. Конечно, вместо храма — груда мусора. Конечно, опыта никакого, рабочих рук мало, средств тоже… И всё-таки на Рождество мы уже провели первую литургию! Люди собирались — из Ижоры, из Рыбацкого, из Колпина, работали днём и ночью… В обществе «Невская битва» была такая женщина — Мария Ивановна Дунаева, Царство ей Небесное… Она была парализована, рука и нога у неё двигались плохо, и всё-таки она постоянно приходила и трудилась вместе со всеми… Потом её наградили за это… Словом, отстроили — и этот храм, и ещё один, кладбищенский, Владимирский… Когда-то Александр Невский пришёл на Ижору, чтобы гнать отсюда врагов России. Мы тоже пришли сюда, чтобы гнать врагов — злейших, невидимых! Дай же Господь нам успеха в этой битве.

Записал Алексей Бакулин

Источник: Православный Санкт-Петербург

11 ноября 2009 г.

Рейтинг: 10 Голосов: 29 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Новые материалы

Выбор читателей

×