Православный календарьПравославный календарь
О русском духовенстве накануне революции
Воспоминания свт. Мардария Ускоковича
В первые месяцы русской революции во многих епархиях происходил феномен, на первый взгляд казавшийся удивительным. Священники собирались излить ярость на своих архиереев. Мне не раз пришлось наблюдать подобные сцены, но меня это не удивляло.
Ответ прот. Вячеславу Рубскому: достоинства «нового платья короля»
Прот. Вадим Леонов
В нашей дискуссии я обращаюсь к о. Вячеславу как православный священник к православному священнику.
Антрополатрия в эпоху постмодерна, или О «богообщении» прот. Вячеслава Рубского
Прот. Вадим Леонов
Предлагается радикальная смена религиозной парадигмы – перейти от взаимодействия с Богом к взаимодействию с людьми и самим собой.
Доктор
Марина Поздеева
Столичный доктор лечил лучше здешних лекарей. Поднимались на ноги те, кто и не надеялся… А денег не брал.
«Фолк-кэмп», или Две недели погружения в фольклор
Арсений Симатов
Чем больше соотечественников станут причастны к нашей традиционной культуре, тем крепче надежда, что русский народ продолжит свое бытие на земле.
«Человеческая душа жива лишь тогда, когда ищет Бога»
Митрополиту Тихону — 65!
«Христианство самодостаточно и не нуждается в каких-то особых формах и начинках»
Мон. Софроний (Вишняк)
Мы не доверяем Церкви – столпу и утверждению истины – и излишне оптимистично смотрим на человеческие возможности познания.
«Чаёк с мощами»
Произносил ли старец Николай Гурьянов слова «мощей нет, их сожгли» про останки Царской семьи?
То, что сейчас преподается нам как откровение старца Николая, на самом деле является некими духовными фантазиями рабы Божией Нины, которую никто никогда не видел.
Как бывший ректор Пятидесятнической семинарии принес Православие в Пуэрто Рико
Свящ. Григорий Юстиниано
Я так плакал, что мои очки были полны слез. Это были смесь счастья и святости – того, что я давно искал.
Как Бог через людей мне помогал в самых трудных жизненных обстоятельствах
Алексей Петрович Арцыбушев
Я принял решение: пусть я здесь, в этом ящике, должен умереть, но только чтобы из-за меня никто не сел.

Лимонка в одной руке, молитвослов в другой

Интервью с иереем Петром Лысенко

"Иерей
Иерей Петр Лысенко
- Отец Петр, как получилось, что Вы связали свою жизнь с армией?

- Отец был военным, подполковником, и вся его жизнь прошла в армии. В начале 90-х армия начала разрушаться под влиянием Запада. И, конечно, у меня ассоциации с данным видом служения были самые нерадостные. И любви большой не испытывал к этому роду деятельности. А потом я стал заниматься любимым искусством, которому посвятил всю жизнь.

- И что это за искусство?

- Дальневосточное боевое. А потом стал Господу молиться, воцерковляться постепенно. И, как-то чудом Божиим, полтора года назад залетел к нам, в нашу Ишимскую учебку – 242 ВДВ, которая находится в центре нашего города. В крылатой гвардии, оказывается, бывали и до моего появления разные пастыри: даже были друзьями этого военного соединения. И отец Михаил Васильев – он туда приезжал тоже. Но все они приходили и уходили, а вот постоянной плодотворной работы не было –  потому что служение в армии это, конечно, жертвенное служение, непростое.

Я считаю, что не что иное, как Чечня, потом приснопамятный Беслан – все эти события наставили меня на путь истинный: я окончательно выбрал армию, как место своей  заботы и работы. Я так полюбил! Лишь бы не прошла эта любовь. Полюбил и, понимаете, как бы заболел: уже имею такую привязанность к Кавказу, до болезненности, жить без него не могу. Бабушки-прихожанки спрашивают: «Батюшка, вы когда поедете в последний раз?»  А я каждый раз, когда приезжаю оттуда, думаю – хоть бы не последний раз это было. Если Бог даст, конечно. Если даст, то еще раз поеду, если не даст… то как даст…

- А сколько раз Вы бывали в Чечне?

- Трижды. Последний раз – приехал перед Рождеством Христовым к друзьям, к коллегам – просто их посетил. То ли армейские гены сказываются, или что другое, но мне так это все нравится! Я просто все это искренно люблю – и этих простых солдат-мужиков, и все, что связано с армией.

- Скажите, батюшка, по своим воззрениям солдат из горячей точки отличается от современного человека, чье становление происходило в мирных условиях?

- Вы знаете, они – эти люди с войны – имеют совсем другое мировоззрение. Когда брат идет на задание, он с тобой, как с братом прощается, или говорит: «До свидания». Потому что, может быть, он не придет. И когда просто приезжаешь из Чечни домой, в Россию, понимаешь, что даже священник нуждается в некоторой реабилитации. Хотя бы два-три дня: осмыслить, подумать. Ты теперь живешь в мирных условиях, то есть, не нужно ничего быстро делать. Там же – совсем иной дух у ребят. Да и священник там становится немного другим. Совсем другое состояние души. Особое, православно благостное.

- Мировоззрение самого священника меняется после того, как он побывает в горячей точке?

- Мое мировозрение поменялось очень сильно и произошло это довольно внезапно: жил-был человек, имел некие спортивные достижения, – ну, был он мастером спорта – и однажды, когда кто-то нацелил на него оружие, он забыл все свои черные пояса, и только вспомнил молитву матери, или лучше сказать – бабушки. Он стоял, крестился и говорил: «Если Господу будет угодно, то я погибну».

- Этот человек - Вы?

- Да. Но суть в чем? Там, на войне человек вразумляется. Там иерархия ценностей должна соответствовать иерархии бытия. Иерархия ценностей на войне правильно выстраивается и соответствует иерархии бытия, которую создал Бог. В нашем же мире эта иерархия расстроена, и все принципы жизни находятся не на своем месте.

- Не все идут на то поприще, куда Вы пошли...

- А потому что надо гроши самому вкладывать. Не брать. Мы все сейчас привыкли брать. Хотим и в браке брать, и в обществе брать. А вот отдавать – с этим уже появляются  проблемы. Но есть евангельская заповедь: «Возлюбиши ближнего своего, как самого себя». Нельзя забывать, что Господь потом сторицею воздает за хотя бы малые, посильные жертвы…

- А не рождается ли у Вас после всего пережитого и увиденного некоторого ожесточения, ненависти?

- Мы бывали в разных селениях – Центарой, Энгеной, Ведено, Гудермес, Ойсхара – то есть и у Шамиля Басаева, и у Ахмата Кадырова погостили. Есть нормальные люди, есть гордые горцы, обиженные, - как Кадыров. Есть такие больные ненавистью люди – шахиды. Знаете, в одно селение заезжаешь и смотришь – видишь такую  ненависть в глазах, огромную неприязнь! Даже страшно. Да, в некоторых селениях к нам и относились «по-шахидски». Но есть люди и нормального, трезвого, рассудочного направления мыслей и чувств. Я был там у одного такого – Махмуд его звали – он накормил, он напоил, рог подарил, чуть ли спать не уложил, и кинжал я у него за полцены купил. Не каждый русский бы так принял, как он принял.

- А вообще, как к Вам лично относились, батюшка? Как воспринимают священника в горячей точке?

- Дело в том, что там, как нигде нужен священник и с него, конечно, пыль-то не сдувают, но любят, уважают по-особенному. Несешь рюкзак, а он 35 килограмм – кажется, уже все, больше нести нет сил, а тут раз – рука Божественной помощи протягивается: от брата, который рад тебе подсобить. Если искренно им служишь – особенно о ВДВ я говорю – то они искренно тебе помогают. И там дышит чувство братства, военного, особенного. Оно действует нерушимым великим законом.

 - А как именно проходит служение священника на войне?

 - Совершением Таинств и молитвой вместе с солдатами. Основные таинства, которые я совершал, это таинства Покаяния, Крещения. Удивительно, что ребята почти все крещеные. Перед тем, как идти на войну, они считают своим долгом принять православную веру. Некрещеных очень мало. И вообще, там неверующих нет. Потом, кроме этих таинств, часто совершается таинство отпевания (я специально называю отпевание не обрядом, а таинством – на войне слово обряд не подходит), исповедь и Причастие. И такой порой бывает уровень духовности у военнослужащих! Представляете, они могут спросить: «Батюшка, а у нас служба будет полная или нет?» Они понимают, что такое Литургия, чин обедницы, причастие запасными Дарами. И это очень радует.

- Значит, наша российская армия все-таки в основном состоит из православных воинов?

- Вы знаете, я в последнюю командировку поехал сначала к нашему Тюменскому ОМОНу. У меня был план посетить «ВДВ Хатунь», и потом уже приехать к нашим. Но я не прорвался к своим, потому что чеченцы взорвали мост. И вот крестил ребят – четверых. Это были наши ребята, и я радовался, что они принимают веру. Я крестил их, и здесь уже не осталось некрещеных. Военнослужащие – все крещеные. На лекциях собирается общество, я спрашиваю – «поднимите руки, кто некрещеный» – девяносто процентов крещеных, православных людей. Может быть, даже и больше, я могу ошибиться. Как-то, помню, получилось первый раз собрать на плацу всю 42 боевую дивизию Ханкалы. Дивизия – это очень много солдат. Я попросил, чтобы иноверцы вышли из строя – хотел понять, какое соотношение. И из всей дивизии вышли совсем немногие – небольшая горстка  ребят. Все остальные сознавали себя православными людьми. Вот недавно, на Рождественских чтениях, отец Димитрий Смирнов говорил о том, что мы не многоконфессиональная страна, а мы страна сугубо православная и у нас очень много крещеных православных людей. Так и есть... Однажды было построение: штаб построился, сама дивизия построилась, - а произошло это в Ханкале. Было пасмурно - не было солнца, мы начали служить молебен. Это были сухопутные войска, в них священников бывает очень мало, а они очень нуждаются в священнике, и вот им, как в знамение веры, с неба проник луч света, как «луч света в темном царстве», освящая только то место, где мы стояли и молились. Было такое чудесное явление. Действует очень утешающее – как бальзам на сердце. У меня это записано на видеокамеру, четкость  и точность  видимости необыкновенная.

- А когда Вы возвращаетесь домой, не возникает трудностей с отношениях с людьми, не побывавшими на войне?

- Вы знаете, тут вопрос просто христианского смирения и вопрос работы над грехом гордости. Каждый человек, которому открывается все, должен сохранять в сердце своем – по примеру Божией Матери, как мы знаем из Евангелия. Физически священник очень устает – понимаете ли, резко континентальный климат, погода меняется пятнадцать раз в день. Бывает, в течение суток можно увидеть чуть ли не все явления природы. И поэтому, когда приезжаешь, физическое здоровье твое надорвано, но если ездить часто, духом гореть, духа не угашать, заповеди Христовы исполнять, то чувствуешь, что совершаешь благостное, нужное дело.

- Расскажите, батюшка, бывали ли с Вами лично случаи смертельной опасности в этих поездках?

- Первый из них: ехали без охраны. Случилось так, что наш самолет сломался. Слава Богу, не в воздухе, а в Ростове. Помните, упали два ТУ-104 – в этот момент мы летели в Чечню. И вот, после этой поломки наш миссионерский план сбился. Приезжаем первый раз на войну, и никто нас там не ждет. Без охраны нам довелось путешествовать от местечка Ахмата Кадырова в Ойсхара до Ведено, где нас ждали десантники. Очень  «интересно» было тогда жить – лимоночка в одной руке, молитвословчик в другой руке. «Для чего лимоночка?» – спрашивал я сначала.  «А это лучше плена», – отвечали знающие люди. А я думаю, а как же грех самоубийства? Но дело тут в том, что заповедь о самоубийстве отпадает. Тут есть только заповедь «Блажен  тот, кто душу свою положит за други своя» – вот эта заповедь на войне и начинает действовать. И все канонические правила – они тоже чуть преображаются. Тут действуют свои особые тонкости, некоторые опущения, если можно так сказать. Другой случай – мы забыли пароль. Постовой спрашивает – «Стоять, пять…» – и нужно прибавить число. А мы не были на вечерней проверке и не знали пароль. И нас наши же солдаты чуть не прибили ночью на посту. Третий случай – ракетный полк, в котором мы находились, обстреляли. Казалось бы, Ханкала – место спокойное, здесь заставы стоят под Грозным – около пятнадцати тысяч наших солдат на охране. И, несмотря на это, боевики как-то прорвались к нам. А я крестил ребят в казарме. Покрестились они, и мы ушли оттуда, и меньше чем через полчаса полк подвергся сильнейшему обстрелу дальними очередями. И машину командира продырявили, и крышу в казарме всю пробили. Но, благодарение Господу, всегда Он выводил нас из беды. Вера спасает на войне. Дивен Бог христианский!

С иереем  Петром беседовал студент 5 курса Сретенской Духовной Семинарии Сергей Архипов

Сергей Архипов

Иерей Петр Лысенко

18 февраля 2005 г.

Рейтинг: 5.8 Голосов: 4 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Другие статьи автора Протоиерей Сергий Архипов

Новые материалы

Выбор читателей

×