Маленькие хитрости

Мы каждый раз отходим после исповеди от аналоя с Крестом и Евангелием с одним и тем же благим намерением: положить начало своему исправлению. Но что-то подсказывает нам, что как многажды это не удавалось, так может не удаться и сейчас. Это «что-то» двулико. С одной стороны, в этой подсказке звучит голос нашего опыта — горького, отрицательного, но совершенно реального. А с другой, нельзя не угадать в ней же голос врага, который покушается ввергнуть нас в расслабляющее, лишающее способность делать что-либо в принципе уныние. Причем тягостность сей двуликости очевидна: тут опыт выступает союзником искусителя: мы бы и рады супостату не поверить, но факты за него…

Однако могут точно так же выступить они и за нас — если правильно, разумно или, что то же, рационально к опыту подойти. Подвиг самоисправления — вообще самый многотрудный, какой только может подъять человек. Бороться ведь приходится не только и не столько со всевозможными внешними противниками (миром, диаволом, соблазнами), сколько со своими собственными греховными навыками, вредными привычками, с самим собой, в конце концов. А это очень тяжело — точно умирать приходится. И пусть не тебе самому, а лишь твоему ветхому человеку, но чувство такое — будто тебе.

Что тут требуется? Образно говоря, взять в руки острый нож и начать отсекать им то, чего в тебе быть не должно. Вроде бы и образно, но боль такая, словно и правда кровь проливаешь. И не только сегодня это надо делать, или завтра, или послезавтра, а каждый день, пока ты еще на земле этой, пока в теле.

Наваливается саможаление, малодушие, желание как бы то ни было трудиться исчезает. Понимаешь, что отступаешь перед лицом трудностей, предаешь самого себя, но оправдываешь тем, что трудности объективны, а ты сам бесконечно слаб. И тебе все это — борьба, самоисправление — просто не под силу! И ничего тут не попишешь!

И так враг очередной раз тебя превозмогает — хитростью, подлостью, коварством своим. Но… Но что мешает быть хитрым и тебе? Если хитрость эта во спасение?

Преподобный Никодим Святогорец
Преподобный Никодим Святогорец
А что? Кто сказал, что в духовной жизни и в духовной брани хитростей быть не должно? Преподобный Никодим Святогорец пишет, что делать, если ты чувствуешь, что у тебя нет желания и усердия молиться, если ты начинаешь тосковать, когда понимаешь, что в молитве придется провести долгое время, а тебе его жалко. И себя тоже жалко. «Пообещай себе,— учит он,— что не будешь выполнять свое правило. Скажи: «Помолюсь 15 минут, и все!». А через 15 минут предложи себе все-таки еще 15 помолиться. А потом еще. И еще. И вот уже все правило прочитано!». Разве это не хитрость — разумная и полезная?

И в отношении подвига самоисправления можно свои хитрости придумать. Скажу об одной — особенно хитрой.

Подвиг и аскеза предполагают, прежде всего, отказ от недолжного. Его надо выбросить из своей жизни, словно какой-то хлам — на помойку. Но хлам-то хлам, а тебе он крайне дорог — как богачу его сокровища: он скорее умрет, чем расстанется с ними, настолько они срослись с его сердцем. И потому действительно умрет — на куче золота, как сторожевой пес. И душу погубит своей жадностью, закономерное следствие которой — равнодушие и немилосердие к нуждающимся. Как же быть несчастному богачу, как преодолеть эту фатальную привязанность к тлену? И как нам быть?

Есть где-то у святителя Иоанна Златоуста такой совет. Если ты жаден, если ты не в силах расставаться с тем, что для тебя ценно, начни расставаться с ненужным, делись с другими тем, что лично для тебя ничего не стоит. Пусть это будет первым шагом. Постепенно появится новый, дотоле незнакомый и даже немыслимый навык — отдавать. А самое главное — Господь увидит твое произволение и пошлет тебе Свою всесильную помощь.

Вот и с подвигом, аскезой то же. Надо начать отказываться от того, что ты сам ощущаешь, как лишнее, не вызывающее удовольствия, вредное. Таких вещей немало, они все время присутствуют в нашей жизни и остаются в ней в силу инерции, нежелания в принципе что-то менять.

Проиллюстрировать? Ну, например, ты страдаешь от чревоугодия. Но наряду с тем, что вкусно, ешь какие-то кушанья по привычке же, без удовольствия, а они еще и для желудка твоего вредны. С них и надо начать, от них отказаться

Или — празднословием регулярно грешишь. И поговорить правда любишь. Но бывает так, что разболтаешься с кем-то на ночь глядя, и результат налицо: не выспался, голова болит, все из рук валится. И в следующий раз нет уже желания за полночь пустопорожние разговоры вести, лечь хочется поскорей, наоборот. И не надо себя превозмогать, надо хоть тут, почти что поневоле, но на горло своей песне все же наступить.

Или скуп ты, как те богачи, о которых Златоуст пишет. И расставаться с деньгами — нож острый. Но болтается в твоем кармане целая коллекция мелочи — звенит, бренчит, мешается, раздражает, терпения никакого нет. И пока раздражение и нетерпение эти за тебя, раздай ее нищим, которых на улице не счесть.

Ряд примеров можно долго еще продолжать, но главное — принцип понятен и хитрость ясна, какая она и в чем. Есть, правда, еще один тут нюанс, причем крайне важный: нужно все, что делаешь в этом плане, делать не в чистом виде «корыстно», конечно, а с памятью: это — ради Господа, это — мой первый шажок к Нему. А то, что «ради себя» — так это средство просто, стимул такой своеобразный для эгоистичной моей души, обманка такая.

Стоит попробовать «похитрить» и польза от этого не заставит себя ждать. Правда, стоит…

Игумен Нектарий (Морозов)

5 декабря 2012 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Зачем мне это было нужно? Зачем мне это было нужно?
Игумен Нектарий (Морозов)
Ведь видим раз за разом, что не соответствует товару цена. И не только кратковременна «радость» греха, скоропреходяща и суетна… Иногда и радости-то никакой нет.
Ступени греха Ступени греха
Архим. Клеопа (Илие)
Ступени греха Ступени греха
Архимандрит Клеопа (Илие)
Грех, когда входит в ум наш, мал, как муравей.
Ч. 1. Христианская психология<br>Восемь смертных грехов и борьба с ними Ч. 1. Христианская психология
Восемь смертных грехов и борьба с ними

Свящ. Павел Гумеров
Ч. 1. Христианская психология<br>Восемь смертных грехов и борьба с ними Часть 1. Христианская психология
Восемь смертных грехов и борьба с ними
Священник Павел Гумеров
Борьбу со страстями многие считают делом сугубо монашеским. Это глубокое заблуждение. К ежедневной борьбе, войне со страстями и греховными привычками призван каждый православный христианин без исключения. Об этом говорит нам апостол Павел: «Те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями» (Гал. 5: 24). Без борьбы со страстями и грехом христианин не может исполнить самую главную, ключевую заповедь Нового Завета – заповедь о любви.
Комментарии
Елена 3 июня 2013, 08:54
Спасибо огромное, советы действительно полезные и жизненные. Похоже на то, что советовал Иоанн Крестьянкин, что весь секрет в маленьких делах. Вот его слова из книги "Слово о малом доброделании":

"..Многие люди думают, что жить по вере и исполнять волю Божию очень трудно. На самом деле — очень легко. Стоит лишь обратить внимание на мелочи, на пустяки и стараться не согрешить в самых маленьких и легких делах. Это способ самый простой и легкий войти в духовный мир и приблизиться к Богу. Обычно человек думает, что Творец требует от него очень больших дел, самого крайнего самоотвержения, всецелого уничтожения его личности.."
Александр30 января 2013, 17:06
Нужна думаю цель ясная в жизни. Если нет нормальной или никакой работы, человек себя при этом зарывает как личность , без Бога -страсти могут навалиться со всей очевидностью. Господь же из всего даёт человеку надежду , даже из отчаянного падения, думается,но надо иметь терпение конечно..
илия19 декабря 2012, 13:36
Первая исповедь... Взрослый человек, высшее образование, современный, всё в этой жизни понимает... Пятый день подряд попытки сделать вроде бы элементарное... Уже прочитаны наставления, уже пять дней разговоров, как это делается... Уже написано на листке, что нужно говорить... На тысячу километров вокруг ни одного знакомого, который бы всё это подсмотрел или услышал... Но пятый день подряд на утренней службе и, не возможно сделать два шага к священнику. Уже не весело... Упёрся и сделал шаги. Надо говорить, а челюсть заклинило, скрепят зубы, молчание... И тут: « Давайте дышать!». Вдох и, вместе с воздухом в грудь входит чувство: «живой». « Вы же пришли исповедаться? Да?». «Да!»... Как очень нужны ваши слова и советы, батюшки! Вроде бы совсем маленькие шажочки, но к Богу! Спаси Вас Господи, отец Нектарий!
Наталия12 декабря 2012, 22:20
Отец Нектарий, спасибо за Ваш труд, все что читается - как хлеб для меня.Всегда испытываю "голод", если не получается зайти на этот сайт. Слава Господу.
Священник Андрей Волков10 декабря 2012, 10:33
Виктору. Можно вспомнить радикальную "хитрость" Оригена ( церковью не одобряется). Можно вспомнить тех подвижников, которые боролись с этой страстью закапывая себя в землю по грудь, накладывали на себя много пудовые вериги и цепи, а также крайнее постничество. Но нам немощным приходиться принимать себя такими, какие мы есть. Смиряясь и никого не осуждая можно бороться и с этим наваждением. И не надо обманывать ни себя ни других благими словесами- это любовь(вранье!); это забота о ближнем (не лезь не в свое дело); это антидепрессант ( еще большее расстройство) и тому подобное. Лучше пытаться исполнять слова Господни " В терпении вашем стяжите души ваша", а когда отказывают мозги и парализуется воля просто вопить:" Господи, по молитвам отца моего духовного, не дай мне погибнуть со беззакониями моими!"
р.б.Сергий 6 декабря 2012, 10:31
Виктору (2012-12-05):
Вспомните, что предмет вашего вожделения есть "красота скоромимопроходящая", и представьте себе "эту красоту" наполненную гноем и червями...
Все наши "маленькие хитрости" предназначены для "духовного преодоления" смертности, тленности и страстности. Преодолевая свою страстность наша душа укрепляется верой и наполняется жизненной силой, "молодеет" и становится все более способной приближаться к Богу и лицезреть Славу Его...
"Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями. Если мы живем духом, то по духу и поступать должны"(Гал.,V,24-25).
СЛАВА БОГУ, ДАРОВАВШЕМУ НАМ ПОБЕДУ ГОСПОДОМ НАШИМ, ИИСУСОМ ХРИСТОМ!
Игумен Нектарий 6 декабря 2012, 07:51
Действие блудной страсти не изолированно, оно находится в прямой зависимости от общего строя жизни человека - внешней и внутренней. Чем строже, чем собранней живет человек и чем он при этом смиреннее, тем легче с ней бороться. А в противном случае ситуация напоминает с параллельным вычерпыванием из корабля воды и пределы ваянием в его днище новых дыр...
Илья 5 декабря 2012, 22:19
Хитро, ничего не скажешь. Главное - доступно и конкретно!
Елена.Украина 5 декабря 2012, 21:12
"Ради заповеди помоги бедному и в нужде его не отпускай его ни с чем. Трать серебро для брата и друга и не давай ему заржаветь под камнем на погибель; располагай сокровищем твоим по заповедям Всевышнего,и оно принесет тебе более пользы,нежели золото; заключи в кладовых твоих милостыню,и она избавит тебя от всякого несчастья."
(Сирах 29,12-15)
Леван 5 декабря 2012, 21:01
Спаси Господи за полезные наставления!
Татьяна 5 декабря 2012, 20:49
Спаси Вас Бог, отец Нектарий!
Ольга 5 декабря 2012, 18:57
Спаси Господи, отец Нектарий! Если можно, подскажите - не могу преодолеть лень и желание понежиться. Утром встаю еле-еле, копаюсь, опаздываю. Понимаю, что надо без раздумий просто вставать и все. Но на деле - большая проблема, видать, совсем себя распустила.
Анна 5 декабря 2012, 18:16
Виктору: "А вот как перехитрить блудную страсть, есть совет?"

Можно представить, что при соитии происходит то же самое, что и при соединении жидкостей из двух стаканов. Так вот, в одном стакане может быть жидкость и чистой, а в другом слита из разных других стаканов. А теперь следует попробовать отделить чистую жидкость из этой смеси. Бог в помощь!

Отец Нектарий, спасибо за ответ на многие мои вопросы!
Сергей Порубая 5 декабря 2012, 15:45
Мне это как раз ко времени поста и - надеюсь - покаяния.
А главное просто, посему и понятно.
Спаси Вас Господи!
Наталия 5 декабря 2012, 13:46
Виктор, может быть представить себе что-нибудь неприятное? Болячку например. С болючими фурункулами, фу.
р.б.Сергий 5 декабря 2012, 11:20
СЛАВА БОГУ ЗА ВСЕ!
Виктор 5 декабря 2012, 10:49
Спасибо, отец Нектарий!
А вот как перехитрить блудную страсть, есть совет?
Мария 5 декабря 2012, 07:22
Внимательно прочла каждое слово, спасибо большое автору, в трудную минуту невидимой брани надеюсь вспомнится ваша статья.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×