«Если мы не будем связывать семью и Церковь, мир упадет»

Беседа с психологом Ириной Рахимовой

Проект документа о браке, вынесенный на обсуждение Межсоборным присутствием РПЦ, вызвал бурную дискуссию в обществе. Главный камень преткновения – пресловутый штамп в паспорте. Многие не понимают, почему свои отношения нужно скреплять сначала в ЗАГСе и только потом в Церкви. Об «острых» пунктах документа и о том, противоречит ли он общечеловеческим представлениям о семье, мы говорим с известным православным психологом, руководителем центра «Православная семья» Ириной Рахимовой.

Ирина Анатольевна Рахимова Ирина Анатольевна Рахимова
– Ирина Анатольевна, давайте начнем со штампа в паспорте. Честно вам скажу, что я когда-то тоже хотел повенчаться, не имея регистрации брака в ЗАГСе. И «условие» Церкви мне показалось формалистским. А как вы трактуете этот момент?

– Давайте говорить не о высоких материях, а немного приблизим к реальной ситуации тему брачных отношений. Так вот, мне кажется странным, когда люди хотят, так скажем, раз – и одним махом совершить прыжок в небеса. Эти формальности, связанные со штампом регистрации в ЗАГСе, обусловлены необходимостью пройти закономерные этапы построения и развития отношений. До брака люди встречаются, у них романтические отношения. За этот период нужно многое узнать друг о друге: как юноша и девушка мотивированы на брак, как видят отношения в браке… Есть еще целая батарея тестов на готовность к семье, которые необходимо пройти. Ведь многие даже и не догадываются о том, что в семье они столкнутся с ситуацией, когда перед каждым ее членом будет свой ряд долженствований. И, как мне кажется, это естественно, что будущие супруги свои отношения сначала должны рассматривать в плоскости гражданского союза – как граждане нашей страны, а уже потом – как граждане неба. Поэтому несколько странной выглядит позиция, когда люди хотят обойти гражданскую регистрацию и сразу войти в высокие сферы духовной организации семьи.

Что является для нас смыслом жизни? Быть совершенными, как Отец наш Небесный, то есть святыми. Вот планка супружеских отношений. Кто может похвалиться такой высотой духа? А мы рвемся венчаться! А понимаем ли мы меру ответственности своих поступков?

– Убедительно. Но чем тогда, по-вашему, можно объяснить тот шквал критики, который обрушивается на этот «венчальный» пункт документа? Может, все вдруг стали по-настоящему верующими, и венчание для них важнее регистрации?

– Как раз для многих людей сегодня брак венчанный является некой формальностью. Или, как говорят, – данью моде. Но есть статистика: 80 процентов разводов. Представляете, если бы все они были венчаны? Вы поймите, я сама не сторонница того, чтобы давать отсрочку людям, которые хотят быть венчанными в браке, но крайне редко это делается осознанно. Своим требованием штампа регистрации Церковь подталкивает людей как раз к осознанию.

– То есть Церковь говорит: не торопитесь, подумайте… Но вы же понимаете, что, когда двое влюблены друг в друга, они уверены в своих чувствах, они максималисты, их трудно заставить задуматься. Вероятно, это «правило» задевает как раз таких людей, все же уверены: у них-то, точно, вечная любовь!

– Многие психологи и даже священники подчеркивают, что любовь может прийти лет через десять только – любовь не как феерическое чувство и взрыв эмоций, а как устойчивое содержательное зерно отношений. С точки зрения семейной психологии можно еще такое дать объяснение: важно понимать, насколько правильно люди подходят к теме сохранения их отношений. Есть ли у них понимание того, куда они идут? Даже те, кто прожил 10, 15 лет в браке, приходя на консультацию, на моем вопросе «Куда идет их семья?» просто «зависают». Венчание – это духовная составляющая их отношений, а они не могут определиться, что идут к Богу, Который есть Любовь! Понятно, что такой брак будет трещать по швам. Если люди идут вслепую, они всё время сталкиваются лбами, всё время ищут вслепую выхода, часто не находят его, а итог – развод и развенчание. Это же еще более тяжкая нагрузка, когда люди развенчиваются. Пусть лучше не венчаются! Пусть научатся жить хотя бы в законе. Закон – это норма отношений, которой распределяются обязанности, строятся бытовые взаимоотношения, эффективное общение. Пусть пара в этом разберется сначала, и когда она выстроит этот фланг – выйдет на духовную финишную.

– Ирина Анатольевна, а как же паре понять, что она уже созрела для венчания?

– Это вопрос на засыпку!

– И всё же хотелось бы услышать ваш ответ на него. Ведь особенно этот вопрос актуален для тех, кто к венчанию как раз относится серьезно.

– Венчаться, на мой взгляд, можно, когда вы четко определили, что развод не допустим ни при каких обстоятельствах. Что бы ни произошло. Не допустим. Никогда! Это один из критериев. Или когда супруги уже пережили что-то, у них есть опыт преодоления трудностей, им ничего не страшно, их чувства прошли горнило испытаний. Еще один из критериев, по которому можно определить, насколько вы готовы венчаться, – полное доверие друг к другу. Когда вы можете говорить друг другу о чувствах, о своих переживаниях. Когда не боитесь своей половинке сказать что-то неприятное, больное. Когда другой принимает вас таким, какой вы есть, даже с корявостями и «заморочками». Вот мастерство, которому мы должны обучаться в семье перед тем, как решимся на венчание.

– Один из пунктов проекта документа о браке говорит, что Церковь не признает сожительство…

– Конечно, сожительство недопустимо.

– «А как же тогда узнать друг друга?» – спросят вас молодые люди.

– Встречаться, узнавать друг друга без физиологической близости, просто общаться, задавать много вопросов друг другу. Есть целый список вопросов. Например, такие: какова цель создания семьи? кто глава семьи? какие роли у каждого из супругов, какие обязанности? сколько должно быть детей? как представляются родительские функции? где жить? как распределять бюджет семьи? как должны строиться отношения с родителями? кто друзья? есть ли интересы, хобби?.. Этот список можно продолжить.

Хотелось бы подчеркнуть важность добрачного периода. Считается, что около года нужно вот так знакомиться. И знакомиться с родителями, друзьями, вместе гулять, дела добрые делать. В походах, паломничествах очень хорошо проверяются отношения. Пожалуйста: можно жить насыщенной жизнью и без сожительства. А представьте, если вы всё сделаете стихийно, спонтанно, не понимая каких-то вопросов? Эти вопросы, конечно же, возникнут, но потом. И когда они задаются «по ходу», оказывается, что многие представления друг о друге придуманы, многое не совпадает с реальностью, многие ожидания не сбываются. Происходит разочарование. Начинается развенчивание идеалов – а это очень болезненный процесс. Поэтому знакомьтесь, не торопитесь, научитесь принимать другого человека.

– Еще такой дискуссионный момент, который даже в названии документа отражен: «Упорядочение практики совершения браков (в частности, повторных)». Как вы относитесь к тому, что теперь развод в принципе проговаривается Церковью?

– На наших занятиях в центре «Православная семья» мы эти вопросы обсуждаем с новичками. И что вы думаете? Когда мы говорим про любовь, про важность сохранения семьи, про готовность к браку, одним из критериев которой является решимость перенести всякие неурядицы, то люди отвечают: «Ой, а вы знаете, Церковь-то говорит, что можно разводиться». И начинают перечислять, при каких условиях Церковь разрешает развод: если муж алкоголик, если изменяет и так далее. Я говорю: «Постойте, это делается только потому, что Церковь идет навстречу нашим немощам. Если человек чувствителен к обидам, к боли и не может простить измены. Только поэтому, а не потому, что направо и налево будут выписываться индульгенции, понимаете?» Что озадачивает: люди, которые еще только стоят на пороге создания семьи, уже не мотивированы на преодоление жизненных препятствий, ищут оправданий.

– Но многими именно так этот пункт о повторных браках и воспринимается. Даже какой-то мировоззренческий шок случается у некоторых, когда они слышат о том, что Церковь может развенчать. Ведь со школы все привыкли, с уроков русской литературы, что церковные браки – они навечно. А тут оказывается, что есть целых десять пунктов, по которым можно развенчаться…

– Из этого перечня можно было бы оставить только два пункта: где речь идет о склонении к аборту и когда применяется уже действительное насилие, когда есть угроза здоровью членов семьи – вот это. Все остальные моменты жизни можно пережить с Божией помощью. И Церковь призвана как раз помогать людям, если они хотят решить какую-то проблему. Каждая пара в русле решения проблем и должна идти. Чтобы понять, что такое любовь, и познать друг друга в любви – в настоящей любви. Близость приходит не только через эйфорию и когда есть комфортные условия жизни. Люди сплачиваются, сближаются, может быть, даже через какие-то бытовые драмы. К тому же нельзя забывать: человек так устроен, что он способен чувства свои обновлять. И если он сам хочет этого, просит у Бога, чтобы Бог ему дал этот огонь любви, то Господь всегда нам помогает. Самое главное – это понимать, а тем, кто не понимает, – объяснять.

– Кто должен объяснять? Церковь?

– Конечно, в том числе Церковь. Людям надо помогать. Понимаете, правильный подход – это разъяснительная, профилактическая работа. Нужно создавать семейные клубы. У меня была идея на приходах организовывать некий семейный ликбез. Сделать лекторий о семейной жизни. Но ресурсов не хватает. А мне кажется, что это необходимо. Мы должны помогать людям. Нельзя поощрять разводы, даже если кажется, что по-другому проблем не решить. Разводы могут быть только в самых крайних случаях.

– Скажите как человек, который знает проблемы и радости семей, почему сегодня в принципе такое «легкое» отношение к разводам? Настолько все привыкли к мысли: несколько браков – это нормально, что и Церковь вынуждена в какой-то степени смириться с этим. Даже «невиновной стороне» дает возможность обвенчаться повторно.

– Оценка общества соответствующая. Давайте оглянемся назад, посмотрим хотя бы на XIX век. Разводы были запрещены. Никто не говорит, что тогда всё было красиво и причесанно. Люди могли жить в негласном разводе, но все знали, что это плохо. Этому дана была нравственная оценка. Люди не понимали, как же можно не сохранить церковный брак.

Верующим людям Господь всегда помогает. Как говорит апостол Павел: «Всё могу об укрепляющем меня Иисусе Христе». Всё могу! Неужто я не могу брак сохранить? Надо просто объяснять это людям. Надо объяснять.

– Но в XIX веке церковные ценности были выше общественных, а сейчас – наоборот…

– Вот поэтому мы и идем к деградации. И мы тем более не можем примириться с недуховным отношением к браку. Мы ведь ортодоксальная Церковь. А что такое ортодоксальная? Это значит, что у нас есть основополагающие принципы, которым изменять не следует. Мы не можем проводить эксперименты на таком уязвимом и важном поле, как семья.

И самое важное: зачем любящие люди идут в храм? В храме они связываются в единый организм. Если мы не будем помогать связывать, а будем поощрять разрушение, то мир упадет, порядок нарушится. Любовь – это порядок, Бог – это порядок. Нужно семье с Церковью идти рука об руку. Катехизис семейный должен быть на приходах. Приходская жизнь за последнее время очень подняла свой статус. Когда наш центр «Православная семья» появился десять лет назад, на приходах вообще не велось никакой работы. Сейчас она ведется. И настало время позаботиться о семье.

С Ириной Рахимовой беседовал Максим Васюнов

18 ноября 2013 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Смотри также
Прот. Владислав Цыпин: «Венчание должно следовать за гражданской регистрацией» Прот. Владислав Цыпин: «Венчание должно следовать за гражданской регистрацией» Прот. Владислав Цыпин: «Венчание должно следовать за гражданской регистрацией» Протоиерей Владислав Цыпин: «Венчание должно следовать за гражданской регистрацией»
О проекте документа Межсоборного присутствия «Упорядочение практики совершения браков»
Мы должны воспитывать свою паству, заниматься катехизацией, объяснять, что брак принципиально нерасторжим, и исключительно трагические обстоятельства приводят в иных случаях к разводу, который с церковной точки зрения становится необходимым.
Брак христиан имеет еще и гражданскую сторону Брак христиан имеет еще и гражданскую сторону
Свящ. Павел Гумеров
Брак христиан имеет еще и гражданскую сторону Брак христиан кроме духовной стороны имеет еще и правовую, гражданскую
О проекте документа Межсоборного присутствия «Упорядочение практики совершения браков»
Священник Павел Гумеров
Утверждают, что, если прямо сказать сожительствующим вне брака о том, как учит Церковь об их состоянии, они обидятся и уйдут из храма. Могу засвидетельствовать: это не так!
Браки и разводы глазами социолога Браки и разводы глазами социолога
Татьяна Гурко
Браки и разводы глазами социолога Браки и разводы глазами социолога
Киктенко Елизавета
Раньше люди готовились к браку в несколько этапов: ухаживание, согласие родителей, помолвка и только потом свадьба. Новобрачные привыкали друг к другу, планировали детей. Сегодня изменился нормативный жизненный цикл семьи.
Комментарии
Михаил14 октября 2014, 21:29
Очень сомнительный, похожий на пародию на Таинство Венчания, сам "процесс бракосочетания". Происходит в субботу, когда в церкви не венчают, "венчает" обязательно женщина, объявляет мужем и женой, тоже явное кощунство, оставшаяся с советских времен, когда коммунисты продвигали сов.феминизм, как оружие разрушения патриархальных, традиционных ценностей. У них ещё был обязательный "вечный огонь" и "родина-мать", тоже двусмысленные демонические концепты, которые с православием не совмещаются ну никак. И тут видится какое-то противопоставление законному - т.е. небесному браку, да, Таинству, и совковой беззаконной регистрации брака женщиной, да ещё и в субботу. Обесценивание священного. Десакрализация таинственного. Пусть расписываются, если надо, но сначала нужно Венчание. Более того, оно же два раза не совершается, если я ничего не путаю?
Наталья 8 марта 2014, 17:54
Венчание это одно из Таинств церкви. Церковь предлагает нам семь. Если мы хотим жить в любви - то не должны игнорировать ни одного. Они даны нам Святой Церковью. И нельзя строить духовный дом с одной стороны, он рухнет. И нельзя слушать мирских советов, касающихся вопросов о том, надо ли приступать к Таинству? или нет? как женщина-психолог может ответить на подобный вопрос? Это пердюмонокль, бессмыслица, потрясние Церковных основ - это то же самое, как бабушку-свечницу спрашивать: венчаться нам или нет, бабуля? Бабуля и то посоветует к батюшке пойти, да и наверняка скажет, чтоб венчались, а то в аду будете гореть, блудники).. Грустно все это. Жатвы много, а делателей мало. Господи, прости нас бессмысленных, ленивых, глупых!!! Сохрани свою Церквовь! Пусть врата ада не одолеют ее! Слава тебе за Все! и за наши ошибки тоже!
Наталья 8 марта 2014, 17:46
Тяжело это читать. В очереденой раз убеждаешься в каком тяжелом состоянии находится наша церковь, что женщина-психолог отвечает на вопросы, на которые должен отвечать только священник. Получается какая-то ерунда, когда неблагословленный церковью брак считается вроде как законным, а не "сожительством". Никогда церковь невенчанных браков не признавала браками. И всегда это считалось блудом. Что же творится? Согласна, с некоторыми комментариями, что проблема в приходской жизни, вернее, в ее отсутствии. Священники не знают своей паствы - особенно в крупных городах. Венчают часто людей, которые вообще не ходят в храм, от этого все эти так называемые "развенчания"(слово то дикое какое)
Татьяна 3 декабря 2013, 16:16
Мы с мужем повенчались прожив 20 лет в браке и имея двух детей. К вере пришли и поняли, что венчание необходимо. Мы всегда жили хорошо, но после него все как то по новому освятилось, новые горизонты открылись. Ребеночка вот усыновили, очень счастливы
Нина 1 декабря 2013, 19:13
НОВЫЙ ЗАВЕТ. От Матфея святое благовествование: "31 Сказано также, что если кто разведется с женою своею, пусть даст ей разводную. 32 А Я говорю вам: кто разводится с женою своею, КРОМЕ ВИНЫ ЛЮБОДЕЯНИЯ, тот подает ей повод прелюбодействовать; и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует." Люди, вы же это читали и наизусть знаете. А что касается гражданской регистрации брака, она должна быть. Во-первых, для того, у кого плохая память, и вдруг забыл,что уже женат/замужем. Во-вторых, получается, что перед государством о своих отношениях мы сказать стесняемся, а перед Богом - нет. Это же сразу отношения выстраиваются с какого-то лукавства. Православному человеку не нужно так поступать.
Н.Н.24 ноября 2013, 18:29
Евгения Царюк: Никогда земное небыло важнее небесного... С мужчиной который пережил со мной горе и радость уже второй десяток лет живём. Считали необходимым венчаться,но нужно было расписаться,а имея за спиной по двое взрослых детей создавать им проблемы с наследством просто нехотим. Да и перед пенсией меняти фамилию тоже не разумно.Поэтому простит Господь нам этот грех,но мы осознанно отдали себя его воле. На всё воля Господа,верю,что он нашел бы способ нас разлучить,еслибы не благословил нас. Дорогая Евгения, Ваши проблемы знакомы очень многим, как венчаным, так и нет. Я Вас не осуждаю... Только сдаётся, что Вы УГОВАРИВАЕТЕ себя... и свою совесть. Фамилию менять совершенно не обязательно, наследственные дела юридически решаются элементарно - Вы это и без меня знаете. Мне показалось, что - обожглись на молоке - теперь дуете на воду... В миру это называется ДОГОВОРЁННОСТЬ на случай, если вдруг ОПЯТЬ что-то произойдёт..., а вы оба никак не связаны... да и по большому счёту не супруги. Простите меня, я не собираюсь морализировать... просто всё это хорошо просматривается... Вы правы - на всё ВОЛЯ БОЖИЯ! Но ведь ещё не вечер... А как на это смотрит священник, которому Вы исповедуетесь? Ещё раз простите.
xenia24 ноября 2013, 01:36
Несогласна со статьей в полной мере. Понять,что уж точно не разведешься-странная позиция, скорее гражданская, чем православная, я не против того, чтобы сначала регистрация в ЗАГСЕ,а потом венчание, но это важно делать одновременно или с небольшим промежутком времени, у нас была регистрация в Загсе и венчание в один день- наш день бракосочетания, понятно, что не у всех так получается, но это правiльно. И бывает нелегко, но именно это держит- что Бог соединил- человек не может разъединить! Желаю всем семейного счастья раз и навсегда. Но каждый должен понимать, что будет и штиль, и шторм, и бури и никто не знает это наперед, также когда и монахи дают постриг. Все нужно преодолеть с Божьей помощью! Господи помилуй и пусть будет у каждого семейное счастье!
Степан20 ноября 2013, 13:09
Мотивация к двойному заключению брака (сначала в государстве, а потом в Церкви) совершенно не убедительна и противоречит православной традиции. Чтобы в этом убедится достаточно посмотреть гл.7 известной монографии С.В.Троицкого "Христианская философия брака", который на протяжении десятилетий был рекомендован МДА всем студентам как лучшая книга на эту тему. Логика Ирины Рахимовой тоже какая-то странная: практически это концепция "пробного брака". То есть вы сначала зарегистрируйте гражданский брак, поживите, а когда убедитесь что у вас "всерьез и надолго" - венчайтесь! Какое все это имеет отношение к православному пониманию смысла венчания?! С тем же успехом можно требовать перед принятием монашеского пострига и изменением имени заставлять менять паспорт. Почему в конце концов большая часть монахов так и не вносит соответствующих изменений в акты регистрации?
Evgeny Bravchuk20 ноября 2013, 12:14
На мой взгляд,Православный психолог Ирина всё грамотно и лаконично объяснила!В самую точку!
Евгения Царюк19 ноября 2013, 20:46
Никогда земное небыло важнее небесного.С тем,что венчаться нужно осознанно,а не отдавать дань моде согласна.Просто молодёжь не понимает что венчание не гарантирует крепкий брак наоборот налагает на супругов ответственность и дарует благодать и благословеие.А роспись совершенно не важна, скорее она для земной жизни необходима.Мои дедушка и бабушка не были росписаны,а были венчаны и прожили более 60 лет вместе,подняв в годы войны и после неё 9 детей и разлучила их смерть.Скажу о себе:с мужем были невенчаны,прожили 18 лет,родили двоих деток,после измены разошлись. С мужчиной который пережил со мной горе и радость уже второй десяток лет живём. Считали необходимым венчаться,но нужно было расписаться,а имея за спиной по двое взрослых детей создавать им проблемы с наследством просто нехотим. Да и перед пенсией меняти фамилию тоже не разумно.Поэтому простит Господь нам этот грех,но мы осознанно отдали себя его воле. На всё воля Господа,верю,что он нашел бы способ нас разлучить,еслибы не благословил нас.
=Юлия=19 ноября 2013, 19:41
Наталии: а Церковь здесь причем? Если один священник, который мог и не знать об их прошлой жизни, обвенчал этих голубков, это же не значит, что Церковь виновата. Пугачева тоже венчалась с Киркоровым, и что? Церковь обвинять будем? А интервью понравилось. Спасибо за ваш труд!
eduard19 ноября 2013, 14:10
Надо чтоб было как раньше, чтоб венчались только на своём приходе где священник всех знает , или хотя бы одного из пары . Приходит пара и говорит священнику о своих намеренниях . Священник знает их ситуацию из нутри , знает их степень воцерковления , их прошлую жизнь . И изходя из этого , даёт рекомендции , смотрит возможно ли вообще между ними венчание . А то как было до недавнего времени , священник их видит первый раз , просто показали регистрацию и этого уже достаточно для венчания . Да , венчающиеся ответят если недостойно подошли к таинству , а священник куда смотрел ? " Кто знал и не делал бит бидет много " И с крещением также , зачем допускать крестить ребёнка если родители не церковные
Наталия18 ноября 2013, 23:29
Хотя Церковь и так слишком лояльно разхлебянила двери для развода. Благословляются те союзы не редко, когда потенц.супруги являются предателями своих бывших партнеров законных и браков, детей даже. Не из-за измены супруга, или его неадекватного сумасшедшего поведения. Однажды видела по ТВ передачу про ремонт, и там герои как раз такие голубки сладкие. Ведущий рассказывает их историю, что они познакомились по работе, не смогли уже жить друг без друга, один бросил свою жену, другая мужа, у обоих уже дети в семьях были, оба признаются, что их супруги бывшие просто замечательные, молодчинки такие, и им больно было и всем было не просто, тяжелая ситуация, но против ЛЮБОВИ никуда не попрешь! И их, етих сладких голубков, даже повенчали в церкви! Вот кака любовь то! Только на каком основании их Церковь венчала? На основании ЛЮБВИ, которая в обл-ти паха, пусть в какие угодно формы она облекается и облагораживается, но так паховой любовью и останется. И таких случаев и венчаниев немала. Вот кака любовь то!
Наталия18 ноября 2013, 23:28
Я вообще не понимаю, вроде профессионалы, знающие, умные люди разговаривают, церковные, а говорят о каком то "развенчании". Много раз и от священников слышала, что нет такого понятия, нет такого процесса и обряда как "развенчание". Венчание остается по сути единственным и неповторимым событием в жизни людей, даже если они (или кто-то из них) это великое таинство предал, или со смертью супруга этот союз в земногм плане был порушен . Венчанные супруги могут разойтись, сломать свой брак, свой союз. Но никакого "развенчания" не существует. Они могут вступить в брак повторно, и даже церковное благословение на этот брак повторный получить (если супруг невиновен в разводе, или вдовец), но это уже не будет венчанием, и чина такого не будет.
Прот. Георгий18 ноября 2013, 22:55
Не понятно, о каком ,,развенчании'' идет речь?
Иван Х.18 ноября 2013, 20:54
Воистину мир лишился рассудка! Как можно связать себя узами небесного союза, не заключив земного? Совершенно не понимаю в чём суть противопоставления. Чем удобно обвенчанное сожительство? Ничем. Православный брак создаётся с целью создания семьи и воспитания детей. А если нет регистрации, получаем: разные фамилии, отсутствие законной общей собственности, дети, записанные со слов матери на юридически не подтверждённого отца. Конечно, можно и на Васю Пупкина записать ребёнка, но вдруг что с родителями случиться, как быть с наследством? Это только самые острые и очевидные проблемы незарегистрированного союза. Как и ситуация с попытками разлучить Святые Таинства Исповеди и Причащения, ситуация с отказом регистрации перед Венчанием, мне видится как происки исконного врага человека и никак иначе.
Александр18 ноября 2013, 16:56
Сам Иисус Христос дал нам единственную причину на основании которой возможен развод - прелюбодеяние. Святые отцы пишут, что церковь не может "развенчать" она лишь видя, что семьи уже нет, т.е. она фактически разрушена, может дать нам разрешение на повторный брак в качестве послабления нашим немощам, чтобы использовать возможность спасти наши души, чтобы мы не впадали в более тяжкие грехи. Как же может быть основанием для развода склонение к аборту, побои, алкоголизм, наркомания, болезнь и т.д. и т.п. Это основание для уголовной ответственности, лечения и т.д. Или я что то путаю?
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
×