Православный календарьПравославный календарь
«О граде сем, всяком граде, стране и верою живущих в них, Господу помолимся»
Митрополит Лимасольский Афанасий
Всем нам нужно научиться любить место, в котором мы живем. Равнодушие и неуважение к нему служит признаком душевного беспорядка.
Бог лишил меня почти всего, но я Ему благодарен
Илья Долматов
Я живу, мыслю, общаюсь, радую дорогих мне людей, у меня есть друзья и враги, я ненавижу и люблю.
Две весны с интервалом в 60 лет
Екатерина Сачкова
«Болеет?» – женщина вздрогнула от голоса незнакомого старичка, неожиданно оказавшегося рядом с ней.
Сколько рук должно быть у правильной женщины
Анна Сапрыкина
Чаще всего все наши разговоры о роли женщины в традиционном обществе опираются на мифические, никогда не существовавшие образы.
И такая дребедень… Записки соцработницы
Ирина Худякова
Ира, зачем вы снова говорите, что купили мне́ «Феликс» с лососем? Это не мне, а моей кошке!!! Прошу Вас больше не позволять себе таких фамильярностей!
«С отцом Сергием и тюрьма не тюрьма»
Прот. Сергий Правдолюбов
Отец Сергий часто цитировал святоотеческое изречение: «Кто не ощущал на себе действие бесов, тот не начинал еще духовной жизни».
Слово о мирской печали, печали ради Бога и человеческом утешении
Митрополит Лимасольский Афанасий
Иногда Бог скрывает Свою благодать, и человек остается один, чтобы побороться, претерпеть, чтобы явилась его сила, его дерзновение перед Богом.
«Ему выпало счастье пророка, никто не имеет права гадать на него»
Прот. Анатолий Правдолюбов
Мы противопоставляли отрадное прискорбному, и находили, что отрадное настолько в жизни нашей превозмогает, что о прискорбном и трудном даже и говорить не приходится.
«Как не любить молиться? Это самое главное»
Беседа с новым Первоиерархом Русской Зарубежной Церкви
Архиерейская митра говорит мне не столько о славе архиерейского служения, сколько о тяжелой ответственности.
Богатство дяди Гены-прораба
Ольга Шигина
Я оглядываю его скромное жилище, пытаюсь понять, как бы улучшить его жизнь, и вдруг разочарованно понимаю, что у него… уже все есть!

Бог-Освободитель

    

Для нас Пасха – день Воскресения нашего Господа, но когда Он собрался со Своими учениками на Тайную вечерю, это слово имело иное значение. Этот праздник был посвящен другому событию – Исходу евреев из Египта. Почему Господь устанавливает главное Таинство Церкви – святую Евхаристию – именно во время празднования Пасхи? Почему Его смерть и Воскресение совершаются именно в эти дни? Потому что события Исхода являются ветхозаветным прообразом того, что Он совершает сейчас.

В первой из десяти заповедей Бог говорит о Себе: «Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства» (Исх. 20: 2). Он – Бог-Освободитель. Исход подробно описан в библейской книге с таким же названием – и в эти пасхальные дни нам стоит ее перечитать.

Потомки Авраама благополучно жили в Египте, пока не сменился фараон. Новый правитель стал жестоко притеснять их и обращаться с ними как с рабами. Как говорит Писание, «египтяне с жестокостью принуждали сынов Израилевых к работам и делали жизнь их горькою от тяжкой работы над глиною и кирпичами и от всякой работы полевой, от всякой работы, к которой принуждали их с жестокостью» (Исх. 1: 13–14). Наконец, фараон повелел убивать всех новорожденных мальчиков-евреев. Удивительным Промыслом Божиим Моисей – будущий Пророк – спасся от смерти и, когда вырос, был призван Богом, чтобы вывести народ на свободу. Сначала фараон с презрением отвергал просьбы Моисея отпустить сынов Израилевых и только еще больше мучил и притеснял их.

Но потом, после десяти грозных знамений, пришедших на Египет, египтяне устрашились и отпустили народ Божий. Бог провел Своих людей через расступившееся море – так, что погнавшаяся за ними было египетская армия утонула, когда воды сомкнулись, – и повел их через пустыню, питая манной и являя многие чудеса.

Исход из Египта. Миниатюра, 1190-1200 гг., Франция Исход из Египта. Миниатюра, 1190-1200 гг., Франция
    

Исход – это история обретения новой жизни

Исход – это удивительная история обретения новой жизни. Люди презренные и угнетаемые, люди, затоптанные на самое дно, низшие из низших, отверженные из отверженных, обретают достоинство и свободу. Бог вступается за них и признает их Своим народом. Долгие годы рабства кончились – люди встают и уходят навстречу тому будущему, которое уготовал им Бог, в ту землю, которую Он им предназначил. Они делают это «с поспешностью», как говорится в Писании, – не раскачиваются, не откладывают, а быстро встают и идут.

Да, путь в эту землю нелегок: люди впадают в маловерие и ропот и даже ноют о том, что в рабстве они хотя бы знали, что завтра их накормят. Но они уходят из Египта – и идут в Обетованную (то есть обещанную Богом) землю. Они больше никогда не вернутся в дом рабства.

Но это великое событие предвещает что-то гораздо большее. Физическое освобождение, которое совершилось когда-то в прошлом, служит образом духовного освобождения, которое совершается и сейчас в жизни многих и многих людей.

Можно вывести человека из рабства – гораздо труднее вывести рабство из человека

В самом деле, внешне, физически человек может быть свободен – но в то же время связан тяжкими цепями страстей и зависимостей, принятых когда-то неправильных решений, провалов и грехов. Можно вывести человека из рабства – но гораздо труднее вывести рабство из человека. Более того, человек может кричать, настаивать на том, что уж он-то – свободен, и пребывать при этом в самом горьком порабощении.

Как сказал Господь, «истинно, истинно говорю вам: всякий, делающий грех, есть раб греха. Но раб не пребывает в доме вечно; сын пребывает вечно. Итак, если Сын освободит вас, то истинно свободны будете» (Ин. 8: 34–36).

Своей смертью и Воскресением Господь Иисус выводит Свой народ из плена греха и проклятия, вины и страха. Через веру и Крещение мы умираем для прежней жизни и воскресаем к новой. Как пишет святой апостол Павел, «итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни» (Рим. 6: 4).

Мы встали и ушли из нашего Египта, из дома рабства – из мира алчности и жестокости, ненависти и злобы, обмана и блуда, чтобы больше никогда туда не возвращаться. Он позвал – и мы встали с поспешностью и пошли. Мы присоединились к Его народу – святой Церкви. Мы пошли за Господом к тому Новому Небу и Новой Земле, которые Он нам обещал.

Сергей Худиев

20 апреля 2014 г.

Рейтинг: 9 Голосов: 23 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Пасха. Светлое Христово Воскресение Пасха. Светлое Христово Воскресение
О Празднике — Святые Отцы о Воскресении Христовом — Иконография — Вычисление пасхалии — Вопросы священнику — Пасха в разных частях света — Храмы — Пасха в жизни обычных и известных людей — Кухня — Фотогалереи — Аудиозаписи.
Пасха. Светлое Христово Воскресение Пасха. Светлое Христово Воскресение
О Празднике Пасхи — Святые Отцы о Воскресении Христовом — Иконография Воскресения Христова — Вычисление пасхалии — Вопросы священнику — Пасха в разных частях света — Храмы Воскресения Христова — Пасха в жизни обычных и известных людей — Пасхальная кухня — Фотогалереи — Аудиозаписи пасхальных служб.
Проповедь «О Пасхе» святителя Мелитона Сардского Проповедь «О Пасхе» святителя Мелитона Сардского
Полный перевод
Проповедь «О Пасхе» святителя Мелитона Сардского Проповедь «О Пасхе» святителя Мелитона Сардского
Полный перевод
Диакон Владимир Василик
Святителя Мелитона Сардского современники называли пророком, очевидно, по причине вдохновенности его проповедей. Две из них – «О Пасхе» и «О душе и теле и страстях Господних» – дошли до нас. Предлагаем полный перевод пасхальной проповеди святителя Мелитона, в которой можно найти немало параллелей со скорбно-торжественными песнопениями Великой пятницы и Пасхальным каноном преподобного Иоанна Дамаскина.
Библия, изложенная для семейного чтения Исход израильтян из Египта Библия, изложенная для семейного чтения Исход израильтян из Египта Библия, изложенная для семейного чтения Исход израильтян из Египта Библия, изложенная для семейного чтения Исход израильтян из Египта
Страх напал на евреев при виде египтян, и малодушно стали они упрекать Моисея, что он вывел их из земли Египетской. «Лучше было бы нам оставаться в рабстве у Египтян, чем погибнуть теперь от рук их в пустыне», — говорили они. Моисей успокаивал их верой в путеводительство Божие, а сам с горячей молитвой прибегнул к Господу.
Комментарии
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBookВКонтактеЯндексMail.RuGoogleили введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Новые материалы

Выбор читателей

×