Православный календарьПравославный календарь
«Христианство самодостаточно и не нуждается в каких-то особых формах и начинках»
Мон. Софроний (Вишняк)
Мы не доверяем Церкви – столпу и утверждению истины – и излишне оптимистично смотрим на человеческие возможности познания.
О русском духовенстве накануне революции
Воспоминания свт. Мардария Ускоковича
В первые месяцы русской революции во многих епархиях происходил феномен, на первый взгляд казавшийся удивительным. Священники собирались излить ярость на своих архиереев. Мне не раз пришлось наблюдать подобные сцены, но меня это не удивляло.
Антрополатрия в эпоху постмодерна, или О «богообщении» прот. Вячеслава Рубского
Прот. Вадим Леонов
Предлагается радикальная смена религиозной парадигмы – перейти от взаимодействия с Богом к взаимодействию с людьми и самим собой.
Как бывший ректор Пятидесятнической семинарии принес Православие в Пуэрто Рико
Свящ. Григорий Юстиниано
Я так плакал, что мои очки были полны слез. Это были смесь счастья и святости – того, что я давно искал.
Ответ прот. Вячеславу Рубскому: достоинства «нового платья короля»
Прот. Вадим Леонов
В нашей дискуссии я обращаюсь к о. Вячеславу как православный священник к православному священнику.
Как Бог через людей мне помогал в самых трудных жизненных обстоятельствах
Алексей Петрович Арцыбушев
Я принял решение: пусть я здесь, в этом ящике, должен умереть, но только чтобы из-за меня никто не сел.
Доктор
Марина Поздеева
Столичный доктор лечил лучше здешних лекарей. Поднимались на ноги те, кто и не надеялся… А денег не брал.
«Чаёк с мощами»
Произносил ли старец Николай Гурьянов слова «мощей нет, их сожгли» про останки Царской семьи?
То, что сейчас преподается нам как откровение старца Николая, на самом деле является некими духовными фантазиями рабы Божией Нины, которую никто никогда не видел.
«Фолк-кэмп», или Две недели погружения в фольклор
Арсений Симатов
Чем больше соотечественников станут причастны к нашей традиционной культуре, тем крепче надежда, что русский народ продолжит свое бытие на земле.
«Человеческая душа жива лишь тогда, когда ищет Бога»
Митрополиту Тихону — 65!

Славянская культура в эпоху глобализации

Доклад Г.В. Боголюбовой, президента славянского фонда России, заслуженного работника культуры РФ, члена Общественной Палаты РФ

В истории славянских народов Константинополь сыграл огромную роль. Он был крупнейшим центром европейской культуры в течение более тысячи лет: от античной эпохи до развитого средневековья, практически до эпохи ренессанса, в которую он внес большой вклад. Отсюда, из Византии, к славянским народам пришла письменность. Отсюда же пришло ко многим из них и христианство, принявшее позднее черты православия. Падение Константинополя в 1453 году угасило этот очаг культуры. Для славянских народов это был сильный удар со многими негативными последствиями. Больше других пострадали южнославянские народы — болгары и сербы, а также греки и румыны, попавшие на долгие века под османское владычество.

Но бурный расцвет славянских культур в XVIII и XIX  веках, способствовал становлению национального самосознания, именно культура, борьба за её национальные формы явилась основной сферой политической, общественной и духовной жизни славянства. Происходит становление новых литературных языков, собиратели фольклора дают импульс к созданию оригинальных произведений народного творчества. Славянский романтизм       становится ведущим стилем эпох, основная направленность которого, основывается на идеях патриотизма. Появились выдающиеся поэты, художники, композиторы: Пушкин, Лермонтов, Чайковский, Мусоргский, Суриков, Верещагин - целая плеяда деятелей культуры, внёсших огромный вклад в европейское культурное пространство.

Были сломлены представления сложившиеся в западных странах о том, что европейская цивилизация сконцентрирована лишь вокруг романо-германской оси. Между тем европейский континент даже с этнополитической точки зрения — всегда был славяно-романо-германским треугольником. А культура играла и играет основополагающую роль в понятии цивилизации.

Европейская цивилизация представляется весьма сложным явлением. В основе ее лежат христианство (будь то в католической, православной или протестантской форме) и античное наследие (эллинское и римское). Она вышла далеко за пределы европейского континента и включает в себя Северную Америку (США и Канаду), Латинскую Америку, Австралию и даже Новую Зеландию. Очевидно, что отдельные ее части обладают определенным своеобразием и известной автономией. Такой автономией обладает и «славянский мир», т.е. совокупность славянских народов, по крайней мере, та их часть, которая пред­ставлена православными народами. С известной долей условности сюда примыкают и народы, входящие в круг «поствизантийского наследия» (в Европе — греки и румыны, на Кавказе — грузины и армяне). Говоря о славянах, следует учитывать, что они никогда не жили изолированно от других народов, тесно с ними взаимодействовали, а в отношениях между собой - нередко враждовали.

Если взять европейскую цивилизацию в рамках европейского континента, то надо отметить, что она представлена рядом базовых культур, в число которых входят французская, германская, английская, итальянская, а также русская культура. Для русской культуры и ее гуманитарного комплекса характерно наличие трёх проблем, которые появились в период формирования современного национального самосознания в XIX веке и памятны по дискуссиям того времени между славянофилами и западниками - «Россия и славянский мир» и «Россия и Запад», «Россия и Восток». Все эти три проблемы составляют тот далеко не равнобедренный треугольник, в котором бьется живая мысль и в настоящее время.

Отмеченные проблемы всегда волновали русское общественное мнение. Естественно, что интерес к ним возрастал в переломные эпохи. В самом   начале Первой мировой войны Валерий Брюсов — поэт-философ, энциклопедически образованный человек, обладавший широчайшими знаниями и умением формулировать проблемы, написал стихотворение, в котором было следующее четверостишие:

Не надо несбыточных грез. Не надо красивых утопий. Мы старый решаем вопрос:

Кто мы в этой старой Европе?

Хотя В. Брюсов и не дал окончательного ответа на этот вопрос, характерно, что он как бы перекликался с известным стихотворением Александра Блока: «Да, скифы мы, да азиаты мы, с раскосыми и жадными очами». Так ли это? Теория «Евразийства» стала заполнять культурное пространство России. Её объявляют особой цивилизацией с евразийским менталитетом. Выдающийся русский учёный Н.А.Бердяев считал эту теорию вредной, так как она отрезала Россию от славянства, отмежёвывала от Европы и отодвигала далеко на Восток. Россия всегда была страной, органически входящей в европейскую цивилизацию, и с соответствующей культурой, которая имеет, конечно, ярко выраженное своеобразие. Выдающийся современный славяновед, профессор, директор института славяноведения В.К.Волков, так ответил на поставленный В.Брюсовым вопрос:

О нет, не скифы мы, не гунны, не сарматы

Мы европейцы, а не азиаты.

Если говорить о нынешнем положении славянских народов в рамках европейской цивилизации, придется констатировать их крайнюю распыленность. Крушение коммунистического строя сопровождалось распадом многонациональных государств — СССР, Югославии, Чехословакии, проживших более 70 лет в рамках единых государств. Причины такого разъединения коренятся в особенностях доставшихся в наследие от советского периода как следствие не только социальных, но и национальных экспериментов, проводившихся над целыми народами. Это третий переживаемый славянскими народами кризис в отношениях между собой (первые два наблюдались после Берлинского конгресса 1878 г. и после Октябрьской революции в России 1917г., когда правительство демонстративно отмежевывалось от любых форм сотрудничества славянских народов). Вновь образованные славянские государства на постсоветском и постюгославском пространстве редко ладят между собой, многие из них стремятся к вступлению в НАТО и в Европейский Союз, причем пренебрегая прежним сотрудничеством.

Между тем эпоха глобализации и информатики, в которую мы ныне вступили, несет с собой не только заложенные в ней положительные технические возможности, но и определенные угрозы национальным культурам. Засилье безликой, массовой поп-культуры, базирующейся на формуле трёх «С» страхе - сексе - силе, не только на экранах телевизоров, но и в повседневном быту, грозит cвести национальную идентичность до этнографического уровня. Особенно тяжелые испытания судьба может приготовить малым славянским народам, недавно обретшим свою государственность, каких теперь немало. Словенцев и македонцев насчитывается до 2 млн. человек. Словаков и хорватов — до 5 млн. Каков должен быть порог численности народов, способных выстоять в глобализирующемся мире?

Совершенно естественно, что каждая славянская страна в своих действиях будет руководствоваться собственными национально-государственными интересами. Никто не прогно­зирует каких-то политических объединений по этническому признаку. Но сотрудничество стран, экономика которых складывалась ранее в рамках единого народно-хозяйственного комплекса, просто необходимо. К числу приоритетных сфер сотрудничества относится и культура. При этом нельзя допускать проявления ксенофобии, которая грозит серьезными политическими конфликтами. Она существует между отдельными славянскими народами.

Но наиболее тяжкие последствия может повлечь за собой русофобия, которая в последнее десятилетие дала о себе знать как в прибалтийских странах, так и в некоторых славянских государствах. Эти настроения опасны, в первую очередь, для них самих. Русофобия — это раковая опухоль на теле славянства. Для оценки ее следует иметь в виду, что Россия является крупнейшим славянским государством, а русские по численности составляют большую половину всех славян. Более того, русская культура обладает статусом одной из базовых культур европейской цивилизации, чем не может похвастаться ни один другой славянский народ. Даже с этой точки зрения русофобия сродни желанию плюнуть в колодец, из которого потом придется напиться. Следует также иметь в виду, что «новый мировой порядок», становление которого мы наблюдаем сейчас и который является очередной конкретно-исторической системой международных отношений, не может быть вечным.

Но и в нынешней геополитической ситуации, если отбросить пропагандистскую шелуху и не быть жертвой информационно-психологической войны, которая не прекращается в мире ни на минуту, Россия ни в коей мере не является пешкой, она остается     великой     державой      по      своему политическому весу и военной мощи. Что же касается ее экономического положения (которое также улучшается), то еще наш великий историк В.О. Ключевский отмечал, что уровень жизни россиян никогда не соответствовал ее реальной роли в мировой политике.

Подводя итог сказанному, хочу еще раз подчеркнуть: славянство в целом и Россия, в частности, принадлежат по всем параметрам европейской цивилизации. Вклад всех народов и их культур в ее развитие чрезвычайно высок. И нам надо постараться сохранить все то ценное, что было накоплено веками. Культура есть материализованная субстанция духовного состояния общества. И оттого, каким будет духовное состояние общества, зависит будущее нашей страны, будущее цивилизации, будущее нашей планеты Земля!

(В докладе использованы материалы международного симпозиума «Славянский мир в третьем тысячелетии», научные исследования Члена-корреспондента РАН, директора института славяноведения РАН - В.К.Волкова).

8 февраля 2006 г.

Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Новые материалы

Выбор читателей

×