Поэтому, когда в августе 2009 г. появилось поручение Президента Российской Федерации Правительству «обеспечить решение организационных и финансовых вопросов, касающихся введения ... с 2012 года во всех субъектах Российской Федерации в общеобразовательных учреждениях новых предметов: основы православной культуры, основы исламской культуры, основы буддийской культуры, основы иудейской культуры, основы мировых религиозных культур и основы светской этики», многие православные родители нашей страны вздохнули с облегчением. Наконец-то у нас появляется возможность в общеобразовательной школе реализовать право, которое дает п.1. статьи 5 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях»: «Каждый имеет право на получение религиозного образования». Безусловно, этот же закон гарантирует светский характер религиозного образования в школе, но «светский» уже не значит «советский», т.е. атеистический. Это вселяло (и вселяет) надежду, что наши дети по нашему выбору будут в школе узнавать о Православии, за которым государство (в уже упомянутом Законе) признает особую роль в истории России.
Эксперимент по введению комплексного предмета Основы религиозных культур и светской этики, проводившийся в 18 регионах, признан успешным. И закономерно 1-го февраля 2012 г. в Министерстве образования и науки был издан приказ утвердить изменения, вносимые в федеральный базисный учебный план, связанные с этим новым учебным курсом. Москва, таким образом, создала всю необходимую базу для реализации поручения Президента. Теперь слово за регионами, ведь реализация общего и среднего образования ведется субъектами Федерации. Как же тут обстоят дела?
Здесь как будто тоже все в порядке. В регионах знают свое дело. Характерен пример Новосибирска, третьего по численности города России: Министерство образования и науки Новосибирской области рассылает письмо отделам образования, в котором указывается на необходимость до 15 апреля провести в школах области родительские собрания, на которых родители выбирают для своих детей один из модулей, в том числе и Основы православной культуры.
Автор этих строк сам принял участие в этом процессе, как один из представителей Отдела образования и просвещения Новосибирской митрополии. Что же происходит сейчас на самом низовом уровне, на уровне школ? На этом уровне импульс Федерального центра часто тормозится.
В некоторых школах на местах продолжают рассматривать «Светскую этику» как базовый предмет модуля, а ОПК как нежелательное отклонение. Кто-то из недоброжелателей даже запустил в интернет дезинформацию о том, что, выбрав для учащихся 4-го класса Основы православной культуры, школа теряет статус светской и становится религиозной. И эта информация смущает посетителей независимого форума городских школ. В некоторых школах идет глухое сопротивление: родителей запугивают дороговизной учебников, неготовностью преподавателей к введению ОПК. В иных школах сопротивление явное: руководство школы, к примеру, заявляет, что весь класс будет изучать только один предмет (и это будет, конечно, «светская этика» или «основы мировых религиозных культур», они, мол, подходят всем учащимся). Такова сила инерции! Конечно, многим школам так удобнее! Не нужно высвобождать классы, работать с расписанием, посылать учителей на переподготовку и повышение квалификации. А где-то прямо боятся, что ученики узнают о красоте и силе Православия и станут сознательно верующими, придя в храм.
Поэтому и можно услышать в отчетах на местах фразу: «Наша школа выбрала светскую этику». Именно так, не родители, а сама школа (т.е. ее руководство) выбрала один из модулей! А ведь «светская этика» учит детей тому, что добро и зло относительны: это выбор самого индивида. «Относительное добро» же бессильно против зла, которым поражено наше общество. Только Абсолютное добро Божьих заповедей дает человеку твердый ориентир в жизни. Именно этому учат школьников Основы Православной культуры, в помощь к преподаванию которых Новосибирская Митрополия предложила учителям и пособие собственной разработки (имеющее соответствующий «гриф») — в дополнение к основному учебнику. Всемерно помогает Митрополия и в подготовке учителей. На самом деле уже все готово к преподаванию ОПК, нужно только не бояться и начинать преподавать и дать родителям право реального выбора этого модуля.
А как загорелись глаза некоторых родителей, когда я рассказал им о тех нравственных ценностях, которые несет детям Православие: благодарности, дружбе, ответственности, честности, трудолюбии! Как давно дети в школе не слышали от учителей простые слова о добродетелях. Без них школа давно превратилась в «супермаркет знаний», который скорее подготовит умного и расчетливого эгоиста, чем заботливого семьянина и патриота своей Родины.
Безусловно, во многих школах подошли к выбору модуля ОРКиСЭ серьезно и основательно. На родительские собрания приглашают священнослужителей для того, чтобы они могли разъяснить родителям суть ОПК как предмета, учителям дают возможность повысить квалификацию, классы готовят к новым урокам. И это понятно, ведь предмет рассчитан не на один год, ведь когда выбор родителями делается свободно, он гораздо выше «допустимых» для секулярного лобби 20%. Это значит, что, несмотря на силу инерции, школам приходится смещать акцент в ОРКиСЭ со «светской этики» на основы культур традиционных для России религий. И в этом движении основная составляющая должна быть на пробуждении активности православных родителей. Ведь именно за ними выбор: учить ли своих детей подлинно духовным ценностям или безбожной морали, оставшейся нам в наследие от «строителей коммунизма».
Православные родители должны знать, что школа обязана обеспечить преподавание нашим детям Основ православной культуры, даже если в классе этот модуль выбрал только один ребенок. Наступил момент, когда нужно, наконец, занять активную гражданскую позицию. Без своевременной помощи православных родителей усилия епархиальных структур Русской Православной Церкви могут оказаться малоэффективными.
С 1 сентября 2012 года В в обязательную часть образовательной программы 4 класса вводятся "Основы религиозных культур и светской этики", сообщала глава департамента общего образования Елена Низиенко.
http://mon.gov.ru/press/smi/9359/
http://www.pravoslavie.ru/jurnal/52694.htm
В этих взаимодействиях церкви с государством ярко проявляются принципы несвободы совести и вероисповедания, а насаждение культа и веры в Бога вступающего в открытые противоречия с Конституцией о светской основе государства.
Когда кровожадность попов посягает на женщин, детей и их матерей в лице Pussy Riot, возмущенных её ханжеством, то обществу следует дать старт движению за возрастные ограничения на доступ в церковь.
Возрастные ограничения на посещение церковных служб несовершеннолетними должны быть урегулированы как административной, так и уголовной ответственностью церковнослужителей.
Насилие церковников в отношении несовершеннолетних, в том числе и сексуальное, не секрет и не такая уж большая редкость.
Хищничеству и паразитированию церковников на обществе следует жестко ограничивать их пределы.
Если детки вместе с родителями по воскресеньям и на праздники ходят в церковь, исповедуются, принимают Святое причастие, а дома молятся и совместно читают Евангелие, жития святых. Если в семье обсуждаются вопросы духовной жизни за вечерним чаем. Если родители с любовью относятся друг к другу и своей жизнью, своими делами стараются воплотить Евангельскую истину, то в чём проблема?
При чём здесь эти ОПК?
Никто не приносит в ясли-детсад ребёнка с целью научить его говорить, ходить и т.п. Никто не просит чужих людей объяснить деткам, что у них есть отец, есть мать, есть сестрёнка-братишка и дедушка-бабушка. Почему тогда объяснение существования человеческого Начала, Творца и Промыслителя нашей жизни, мы стараемся сбросить с наших обязанностей?
Объяснение только одно. В нашей жизни Бог не занимает значащее место, иначе мы бы обязательно постарались познакомить с Ним наших детишек без оглядки на кого-либо.
Подбирают на этот предмет равнодушных к предмету ОПК, а порой и враждебных. Одна учительница сказала, что ей лишний заработок не помешает. Т.е. здесь налицо прямой саботаж по отношению к ОПК.
Если это не дискриминация по религиозному признаку, то это подобно тому, что на математический факультет педагогического университета стали бы запрещать поступать
тем абитуриентам, которые знают предмет математика выше школьной программы.
Статья 2 из Всеобщей декларации прав человека (Принята и провозглашена резолюцией 217 А (III) Генеральной Ассамблеи от 10 декабря 1948 года)
Каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами, провозглашенными настоящей Декларацией, без какого бы то ни было различия, как-то в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения.
Господа,какая великосветская ЧУШЬ! Мы скоро будем бояться молиться перед иконами - вдруг наше чадо
в ювеналку стуканет.
Вокруг на 99,9% русского народа, а Ёсопли жуем"...
Действительно! Сопли какие-то развесили. Амы... анас.
Мы, которые во Христа крестились, которые отрицались от сатаны и всех дел его, что, теперь тихонько уйдем в свой уголок, чтобы нас не было видно, чтобы мы никому не отсвечивали? - а чем не отсвечивать то собираемся, своим безволием и малодушием, что ли? Теплохладные мы христиане ли?
Но все же помимо общеобразовательных школ, есть еще при храмах воскресные школы. Не знаю, что выберут в нашей школе, по возможности, буду продолжать водить своих детей в воскресную школу. Хотя бы это право у меня никто отнять пока не пытается.
в ювеналку стуканет.
Вокруг на 99,9% русского народа, а Ёсопли жуем", что нашим деткам изучать? Да что угодно, только не Православие, слишком Оно "кость в горле" у гомосексуального запада!
А православным родителям, считаю, не следует поддерживать такие "проекты". Думать надо не только о своих детях (мол, они и так ходят в воскресную школу), но и о тех, что пойдут по их стопам. Кому как не православным родителям продавливать через атеистические препоны ОПК!
2-Семья, лишенная духовных основ, не поправит положения в деле воспитания только за счет школы и изучения ОПК.
3-Государство, которое Основным своим законом не проговаривает идеологии, ставит под вопрос все "амбициозные планы".
4-Школа, во главе с чиновниками различного ранга, более всего заботятся о "гламурной организации педагогической среды", на что "тратятся" огромные средства.
5-Беда еще и в том, что "неумело зашли на цель" при подходе к организации духовно-просветительской работы с молодежью. В этом не меньше было гламура.
6-Мы уже "довыеживались" до того, что в наших храмах "служат молебны" бесноватые. Что еще ждем?!!
Или предпочесть «основы православной культуры» как способ консолидации православноориентированных:) детей?...
Сегодня мы потребуем, завтра мусульмане и т.д., и при том их резоны будут основательны.
Зачем накалять страсти?
Зачем давать повод вопить о притеснениях мусульман и других, их сейчас не менее 25%(включая гастеров)?
Хотите третьей чеченской?
Зачем будить зверя в лице атеистов и коммунистов?
Хотите расколоть общество не только социально но и религиозно?
И вообще, автор как себе представляет обучение по каждой из религий? Настал урок и класс разбежался по разным кабинетам-конфессиям? Или большинством решать, притесняя меньшинство? А за русских тогда не обидно будет, проживающих в Татарии и на Кавказе?
Где преподавателей брать? Из учителей? А вы у них спросили? Можете себе представить как учитель истории(например), атеист советского замеса, будет рассказывать об основах православия? Наверно с любовью и понятным языком, да?
Самый оптимальный выход, на мой взгляд, это предмет по истории религий, где учеников знакомили бы с основными религиями мира и все. Остальное дети получат по желанию родителей в воскресной школе, мечети или синагоге. И этот предмет нужен для именно знакомства с другими, чтоб знать как себя вести в гостях с представителями других конфессий.
Меня так именно и учили в "проклятые ельцинские времена", и считаю что неплохо, православный но и других не обижаю.
Думайте головой....
Я боюсь требовать этого нельзя. Во, первых, всякого рода бунтовщики против сегодняшней власти и Церкви сразу поднимут вой на весь мир, что у нас, дескать, на религиозной почве притесняют детей и учителей.
Ну и если бы даже введение было бы обязательным, то не факт, что ради "галочки" директор не назначил преподавателем этого предмета человека, который мало того, был бы не верующим, но еще и так бы преподнес, что из детей выросли бы атеисты или сатанисты..
Поэтому, лучше умеренно и разумно.