Православный календарьПравославный календарь
«Работай над собой – сделаешь благо для ребенка»
Беседа с замдиректора крупнейшей в России православной гимназии
Важно, чтобы сам процесс обучения уже воспитывал, чтобы воспитание было не частью работы, а охватывало все пространство образования.
Крест любви
Схим. Нектария (княгиня Наталья Долгорукова; 1714–1771)
16-летняя Наталья добровольно последовала вслед за мужем в ссылку, показав всему миру пример беспредельной любви и преданности супружескому долгу.
«Хватит спать! Пошли кутить!»
Людмила Панич
Наш любимый старец Гавриил в свой день рождения подарил жизнь моей дочери во второй раз.
Огород – дело духовное
Прот. Александр Авдюгин
Увидев же картофельное поле с многочисленными рядами уже выкопанного картофеля, батюшка вспомнил голливудские фильмы с плантаторами и неграми-невольниками.
«Когда мир тебя отвергает, Бог принимает»
Иером. Серафим (Алдя)
Кто встретил Бога, тот уже не может ни ненавидеть ближнего, ни осуждать его, ни оставить его на верную смерть.
«Дай Бог стяжать титул сельского батюшки» (+ВИДЕО)
Прот. Геннадий Беловолов
Здесь, на сельском поприще, ты за все в ответе. Ты здесь отец. Здесь я понял, что слово «отец» происходит от слова «отвечать».
Божественная латрия, православное вероучение и наша церковная жизнь
Иеромон. Лука Григориатский
Мы можем с уверенностью сказать, что подлинная христианская жизнь, жизнь, ведущая к обожению, истинная латрия, не исчезли в наше время.
Как русский святой явился пасынку Наполеона
Мария Тоболова
Посмотрев на принца, монах сказал: «Не вели войску своему расхищать монастырь. Если исполнишь мою просьбу, Бог тебя помилует. И знай, что твои потомки будут служить России».
Купец. Благотворитель. Мученик. Николай Григорьевич Григорьев
Алина Сергейчук
Он отличался неподдельно добрым отношением к человеку и видел в нем равного себе, а не инструмент для зарабатывания денег.
Отец Дометий Рымецкий – духовник, сердцем горящий
Кристиан Курте
Он был батюшкой, который по грудь в ледяной воде зимой переходил горные реки, преграждавшие ему путь к храму.

Клевета как ступень к правде

«Оклеветали вас... хотя вы невиновны? Надо благодушно терпеть. И это пойдет вместо епитимий за то, в чем сами себя считаете виновными. Поэтому клевета для вас — милость Божия. Надо непременно примириться с оклеветавшими, как это ни трудно».

Перечитываю эти слова из письма епископа Феофана, Затворника Вышенского, узнаю присущую одному ему интонацию бесконечно терпеливой отеческой заботы, неустанного попечения о каждом адресате… И думаю о том, что «благодушно терпеть», примириться с клеветой на самом деле очень трудно, практически невозможно.

На моем пути не было катастрофических ситуаций, связанных с клеветой, но были, так скажем, очень неприятные моменты. Чего не бывает в журналистской жизни, тем паче в сегодняшней… Больней всего было вот это, неистребимое и почти сакраментальное: «Статья, безусловно, заказная, и я знаю, кто ее проплатил». Более хладнокровные — или просто менее щепетильные в этом смысле — коллеги советовали «не обращать внимания» и «быть выше». Но набрать необходимую высоту у меня почему-то не получалось никак, я с неизбежностью падала в боль и отчаяние. Меня преследовали мысли: «Скольким же людям еще он это сказал — с такой же вот непоколебимой уверенностью! Сколько не знающих меня, однако, имеющих представление о сегодняшней жизни людей сходу приняло это как чистую правду!»

Для журналиста очень важна репутация, конечно, иными словами — ему нужно, чтоб ему верили. Однако страдала я — не только из-за восприятия моих публикаций, т.е., не только из-за их эффекта и резонанса. Страдание от клеветы есть страдание глубоко личное. Клевета делает из нас не то, что мы есть, она лишает нас лица. Мы стараемся сделать себя, и нам очень важно, чтобы люди воспринимали нас именно такими, какими мы себя, как нам кажется, сделали. А для чего делали-то?.. Не для того ли, чтобы нас любили? Клевета лишает нас любви. Ведь и причина-то ее — в нелюбви. Не всегда в целенаправленном злом умысле, но всегда — в глубокой нелюбви к человеку, в отказе видеть его добрым, честным, порядочным. А кто главный ненавистник человека, кто главный клеветник? Об этом господине написано достаточно. Не счесть примеров, когда жертвами клеветы становились именно те, кто больше всех ему досаждает — святые. Причем, их страдания отнюдь не ограничивались внутренним переживанием оговора. Клевета в жизни подвижника всегда имела практические последствия, и какие!

Оклеветанный Иоанн Златоуст жестокими преследованиями был сведен в могилу. Преподобный Максим Грек, обвиненный в ереси и отлученный от евхаристического общения, шестнадцать лет кряду не мог причаститься Святых Христовых Таин, шесть из этих лет провел в жутких условиях одиночного заточения. Святителя Нектария Пентапольского клевета сопровождала всю его жизнь, она только меняла свое содержание в зависимости от текущего момента — главный клеветник упорен и изобретателен.

В средневековых житиях и патериках нередко рассказывается о том, как Сам Бог оправдывал невиновного и посрамлял клеветников. Святитель Василий Рязанский, обвиненный в преступлении монашеского обета и едва не убитый благочестивыми муромцами, многие из которых, впрямь, чувствовали себя оскорбленными в святых чувствах, расстилает свою мантию на водной глади, встает на нее и плывет вверх по течению Оки — из Мурома в Старую Рязань... Но такое бывало далеко не всегда. В большинстве случаев клевете противостояло не видимое чудо, а одна только святость со своим «оружием» — кротостью, терпением, доверием к Богу. Вот эпизод из воспоминаний игумении Феодосии (Каца) о событиях, произошедших на Эгине, в Эгинском девическом монастыре, основанном святителем Нектарием: «Вспоминаю нашего владыку во время одной ужасной сцены. На него набросился с тяжкими оскорблениями какой-то представитель власти, сбитый с толку клеветниками. Не будучи в силах это вынести, мы закричали: «Владыка, ответьте же оскорбителю!». Но тот, неизменно трезвящийся, тихий и невозмутимый, хранил молчание. Устремив взор ввысь и опираясь на малый посох, он казался небесным существом»[1].

Итак, доверие к Богу и спокойное терпение, повторяю я про себя, возвращаясь к неприятным моментам своей жизни. Вседержитель знает всё, у Него всё, как говорится, под контролем. Повторяю, но успокоиться, освободить душу от ржавого крючка, за который она зацепилась, перестать думать о клевете, перестать этим мучиться — никак не могу...

Но ведь это вообще не цель духовной жизни — перестать страдать, успокоиться, обрести внутренний комфорт. Внутренний, душевный покой, оптимальное эмоциональное состояние — это иногда (не всегда!) хороший симптом, говорящий о выздоровлении, или, лучше скажем, об относительной поправке духовных дел — но сама-то поправка не в этом заключается.

Клевета, которой мы подверглись — это повод задуматься о себе. Возмущаясь против клеветы, мы как бы говорим «Я не грязен, я чист!». Встречный вопрос: что, весь чист? Прямо как из бани? «Нет, но…»

Действительно, тяжело, когда нас обвиняют в том, в чем мы неповинны. Но не подумать ли в эти минуты о том, в чем мы повинны, и в чем нас, что интересно, никто вслух не обвинил? Как журналист, я никогда не выполняла пресловутых «заказов», не писала обличительных текстов за чьи-то деньги. Но наша профессия чревата многими другими соблазнами, и что же: я никогда им не поддавалась? Увы. Самый распространенный профессиональный соблазн — использование чужой трагедии в качестве приманки, интересного материала, привлекающего внимание читателей к изданию, в котором ты работаешь, и обещающего тебе успех. Вольно или невольно (невольно — это когда редактор непременно требует, чтобы вся работа газеты была на этом построена и т.п.), но это было со мною не раз, а ведь если вдуматься — это тоже продажа совести. Она сопровождается множеством оправданий, закрашиваний, замазываний (Ну, я же им сочувствую, этим потерпевшим! Я же их поддерживаю!), но в конечном итоге она все равно совершена.

Дальше интересная мысль: а вот если бы я была абсолютно чиста от этого греха, а кто-то обвинил бы меня в нем — было бы мне больно? Да уж, наверное! Но почему нет такой же острой боли, такого же чувства оскорбленности от того, что я не чиста, что это обо мне правда? Есть, конечно, определенное переживание, но такой боли, как была бы от клеветы — нет…

Клевета оскорбляет нас лично. А наш грех оскорбляет образ Божий в нас, Самого Создателя оскорбляет. Что важнее? Вот они, наши перекосы. Реально устранив из своей жизни какое-либо неправедное дело, исключив его для себя, мы делаем это обстоятельство сверхзначимым для своего самоощущения: «Я — честный, неподкупный журналист, я не могу терпеть, если кто-то говорит обо мне иначе!» Но мне, может быть, легче было бы это терпеть, если бы я вовремя вспомнила: «честный журналист» — это отнюдь не исчерпывающая моя характеристика, про меня можно кое-что и добавить, и это «кое-что» звучит уже не так красиво, как «честный журналист». Сказать можно не только не только об упомянутых уже здесь издержках погони за интересным материалом, но и о многих профессиональных ошибках: ведь в основе каждой ошибки лежит грех. Это может быть грех тщеславия, может быть грех эгоизма (не попыталась поставить себя на место человека, о котором писала, не вникла в его ситуацию), а может быть и неосознанное сребролюбие — очень хотелось получить гонорар за этот номер, вот и недопродумала маленько, не допроверила…

Епитимия, о которой пишет в процитированном отрывке святитель Феофан, — она ведь не наказание, она, скорее, лекарство, лечащее раны греха терпением и смирением. Вообще, что есть епитимия, посылаемая Самим Богом — это можно услышать от священника, можно прочитать в духовной книжке, а можно почувствовать самому — когда страдаешь от собственной вины и вдруг утешаешь себя тем, что собственные страдания от чужого зла потерпишь теперь спокойно… Неожиданная мысль, особенно для того, кто Феофана Затворника еще не читал; непонятно откуда, но приходит ведь!

И еще одна мысль должна, наверное, прийти: а сами-то мы никого не оклеветали часом?.. Как уже здесь сказано, клевета не всегда связана с целенаправленным злым умыслом, гораздо чаще — с безответственной болтовней, когда мы произносим чужие имена и повторяем утверждения о других людях, нимало не задумываясь о доказанности этих утверждений. Очень часто мы при этом «ссылаемся на источники»: «Не знаю, правда это или нет, но Марьиванна мне говорила…». Это в быту, а если вернуться к профессии автора этих строк, то она позволяет «приделывать ноги» клевете гораздо более эффективно. Ведь клевета сегодня — одно из самых распространенных орудий политической борьбы. Она хороша тем, что попытки оклеветанного защищаться от нее дают ей же дополнительные шансы. Оболганный подает в суд, просит прокуратуру привлечь клеветников к уголовной ответственности — и тем самым создает ситуацию, которую будут обсуждать все СМИ, даже самые лояльные к жертве оговора. И тут уж не просто ноги приделают — проворной сороконожкой сделают клевету. Причастна я к этим вещам? Конечно. Так стоит ли мне так расстраиваться из-за той совершенно тривиальной и неизбежной клеветы, которая пришлась на мою долю? Благодарить за нее нужно.

Вместо еже любити мя оболгаху мя, аз же моляхся (Пс.108,4). Тема клеветы постоянно присутствует в Ветхом Завете. История Иова Многострадального — это ведь, по сути, история посрамления клеветы… А в советские годы клевета стала едва ли не главным орудием борьбы с христианством, в Церковью. И это была воистину колоссальная клевета, ее мощь, масштаб и всеохватность долго еще будут удивлять. Но христиане, жившие и служившие Богу в те годы, помнили: и Христос был оклеветан.

Марина Бирюкова

10 октября 2013 г.

Рейтинг: 8.4 Голосов: 188 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
[1] Цитируется по изданию: Димитракопулос Софоклис. Нектарий Пентапольский, святой наших дней. Саратов, изд. Саратовской митрополии: 2012.
Смотри также
Негативные репрезентации миссионеров в прессе к. XIX – нач. XX в. Негативные репрезентации миссионеров в прессе к. XIX – нач. XX в. Негативные репрезентации миссионеров в прессе к. XIX – нач. XX в. Негативные репрезентации миссионеров в прессе конца XIX – начала XX века
Священник Алексий Яковлев
«Тяжкая тревога закрадывается в сердце при виде этой зияющей бездны ненависти, окружающей Церковь и истинно церковных людей… В обществе, среди простодушных людей, читающих газеты и принимающих газетные фразы за чистую монету, из года в год растет недоверие и нерасположение к Церкви… Подготовляется почва для равнодушия, безцерковья и воспринятия всякого вида сектантства или даже особого “мужицкого нигилизма”, самого страшного по своим проявлениям и последствиям», – писал отец Иоанн Восторгов в 1911 году по поводу газетной травли Церкви.
Церковь не должна отвечать агрессией на клевету в ее адрес — Патриарх Кирилл Церковь не должна отвечать агрессией на клевету в ее адрес — Патриарх Кирилл Церковь не должна отвечать агрессией на клевету в ее адрес — Патриарх Кирилл Церковь не должна отвечать агрессией на клевету в ее адрес — Патриарх Кирилл
Патриарх Московский и всея Руси Кирилл заявил, что даже в самых сложных конфликтных ситуациях свидетельство Церкви будет христианским и призывающим людей к примирению.
Как избавиться от лживых стереотипов в отношении Николая II и его семье? Как избавиться от лживых стереотипов в отношении Николая II и его семье?
Иеромонах Иов (Гумеров)
Сейчас для меня очевидно, насколько лживы и безграмотны произведения советского времени о царе Николае II и его семье (роман В.Пикуля, книга М.К. Касвинова, фильм «Агония» Э.Климова и др.). Фальшивые стереотипы «въелись» в сознание. Как от них освободиться?
Комментарии
Анастасия21 февраля 2024, 21:13
На работе оклеветала подруга (как я полагала), обвиняет в том, чего я не совершала. Вначале было обидно. Теперь мне ее очень жалко. Мало того, что она - атеистка, так еще и несчастная. Счастливые себя так, на мой взгляд, не ведут.
Татьяна 27 сентября 2021, 22:26
Спасибо за статью. Для меня очень длинная,но полезная. Спаси Вас Господь и храни от всякого зла.
Georg 4 декабря 2017, 15:47
Спасибо за статью
Elena Bon 3 сентября 2015, 09:53
кто главный ненавистник человека, кто главный клеветник? Об этом господине написано достаточно. Не счесть примеров, когда жертвами клеветы становились именно те, кто больше всех ему досаждает — святые. Причем, их страдания отнюдь не ограничивались внутренним переживанием оговора. Клевета в жизни подвижника всегда имела практические последствия, и какие!
Наталья26 февраля 2014, 10:09
Соглашусь с Генадием! Если автор не терпел клеветы. А написанный в статье пример по поводу неправды в печати. Ну мягко говоря, просто детский лепет(гламурное самолюбование)В сравнении с тем, что действительно делает клеветник с жизнью людей оклеветанных. И да, опять таки, это вспоминание автора, что надо посмотреть на себя так сказать, покопаться, "а не сказал ли ты сегодня в автобусе кому не доброе слово" -это я утрирую)) И при этом сам человек оклеветанный находиться в это момент как бы на ежедневной дыбе.
"Клевета это не тот вариант, когда о Вас кто-то думает не так, как Вы думаете о Вас следует думать. Клевета это когда, о Вас не только думают, а и обращаются так, о чем Вы и в страшном сне пригрезить не могли И вот может быть после, когда Вы, потеряв репутацию, карьеру, работу, семью, здоровье и почти веру, все-таки выстояли, вот только тогда с чистым сердцем берите перо и пишите типа - "клевета ступень к правде...". Иначе, Вы пишите что-то, ведущее в иную сторону. " Полностью согласна с автором!
Статья полезна некоторыми примерами из жизни святых отцов и дивным коментарием Генадия!)) Да простит меня автор статьи.
Геннадий-либерал17 октября 2013, 23:13
Наталья Богоявленская.
Не могу не заметить Ваше вежливое любопытство, поэтому предлагаю Вам вернуться поразмыслить о Вашей ревности за автора после такого соображения:
Например, некто, кто не участвовал в контртеррористической операции в Чечне, но в принципе человек честный и патриот, примется рассуждать, что предательство плохо, а геройская смерть хорошо, то лично я увижу фальшь и ложь со второго слова...
Так и в других аспектах публичного размышления, если человек не имеет личного опыта, тем более в страшных испытаниях, то почему он считает "себя вправе поучать" и произвольно решать "когда писать на ту или иную тему и когда не писать"? Если такой человек профессиональный писатель, то критика уместна и допустима всегда, а если данный человек пророчествует или толкует, то он, во-первых мужчина, а во-вторых, говорит слышимое от Духа. Какой тут наш случай?
P.S. Для Вашего личного образования: клевета это неправда, но неправда это еще не клевета. Еще ближе: если я, не зная Вас, скажу, что Вы старая и некрасивая, то это может оказаться неправдой, а если я, зная Вас, буду говорить, что Вы воровка или убийца, то это уже почти клевета, но только в самом начале... Почувствуйте разницу.
Наталья Богоявленская13 октября 2013, 23:44
Уважаемый Геннадий-либерал!
Ведь статья-то написана о том, что переживаем мы все, каждый из нас; с неправдой в свой адрес в той или иной степени сталкивался практически любой человек, а неправда -- это и есть клевета. А вы что -- выше этого? И потому считаете себя вправе поучать автора, когда писать на ту или иную тему и когда не писать?
К.13 октября 2013, 07:32
Согласна с Геннадием. Есть темы, на которые могут писать только те, кто в испытаниях потерял всё, кроме Бога. Но большинство из них "почему-то" не пишут. Досужий домысел про проплаченную статью - простите, не идет в сравнение с тем, как некоторые теряют от клеветы семью, здоровье, иногда жизнь, не говоря уже о добром имени на долгие годы вперед и о том, что приходится переживать семье и потомкам даже после смерти безвинно оклеветанного.
р.Б. Наталия12 октября 2013, 21:19
Как вовремя прочитала статью-как будто для меня была написана. Сколько же претерпели святые отцы, представить страшно. После их жизни по-другому смотришь на различные ситуации.
Раиса11 октября 2013, 13:10
Спасибо. Я к подобным выводам сама уже пришла,но очень приятно находить и подтверждение от других людей, тем более,людей воцерковленных.
Геннадий-либерал10 октября 2013, 23:53
"Действительно, тяжело, когда нас обвиняют в том, в чем мы неповинны. Но не подумать ли в эти минуты о том, в чем мы повинны, и в чем нас, что интересно, никто вслух не обвинил?" Примерно так или почти так возможна тенденция мысли у тех людей, которые ничего не знают о клевете.
Клевета - "молот по груди", и даже до той степени: "...избавь меня, Боже, от клеветы человеческой и сохраню заповеди Твои...". Кто из живых может представить, что такое молотом по груди? Или что же происходит, что заповеди Бога, невозможно даже и попытаться выполнить?
А теперь вообразите, вероятность примирения с клеветником: это допустимо сравнить со следующим - к Вам подходит людоед с чем-либо вроде ножа, а Вы говорите ему: "брат, прощаю тебе все сделанное мне зло...", а тот в ответ: "ладно, ладно, давай заканчивай, кушать хочется".
Клевета это не тот вариант, когда о Вас кто-то думает не так, как Вы думаете о Вас следует думать. Клевета это когда, о Вас не только думают, а и обращаются так, о чем Вы и в страшном сне пригрезить не могли. И вот может быть после, когда Вы, потеряв репутацию, карьеру, работу, семью, здоровье и почти веру, все-таки выстояли, вот только тогда с чистым сердцем берите перо и пишите типа - "клевета ступень к правде...". Иначе, Вы пишите что-то, ведущее в иную сторону.
Татьяна10 октября 2013, 18:15
Спасибо за статью. Долгие годы на меня, а потом уже на мою дочь клеветала моя родная сестра, отняв много моего здоровья, я тогда не была воцерковлена и переживала все как трагедию, прошло много лет, мне уже 67, и только недавно я смогла простить свою сестру и понять до конца пользу поношения, слава Богу за все.
р. Б.Иулия10 октября 2013, 14:05
Мне по этой теме вспомнились рассказы Паисия Святогорца о святых людях его времени. Некоторые из них даже намеренно навлекали на себя клевету. Мне запомнился такой случай - когда один старец подбирал банки из-под рыбных консервов и разбрасывал возле своей келии, чтобы люди думали, что он такой вот любитель поесть. А на самом деле он очень и очень скудно питался.

Помогай нам всем Господь!
Лариса10 октября 2013, 13:51
Сама к себе обратилась, себя пожалела и себя же убедила, что вон - у других еще хуже, а в советские времена так вообще...
Читатель не нужен.
Андрей10 октября 2013, 12:38
Хорошая статья, реальная по нынешней жизни прямо в точку. Терпения, смирения и спасения Божьего!
Ирина10 октября 2013, 11:43
Как жаль что не прочла такую статью раньше; как хорошо, что прочла сейчас. Спаси Господи.
Инна10 октября 2013, 11:13
Спасибо за статью, как во время, мне нужны были эти рассуждение о клевете.
Слава Богу, за все!
Алексей К.10 октября 2013, 09:53
Слава Богу и долготерпению Его.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBookВКонтактеЯндексMail.RuGoogleили введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Новые материалы

Выбор читателей

×