Православный календарьПравославный календарь
«Преподобный Серафим предсказал о ней, что она будет благодатной матерью для России»
Ксения Гринькова
Она будила в людях совесть, потребность быть чище, добрее и правдивее.
Слепая птичка, оса и Промысл Божий
Свящ. Валерий Духанин
У Бога никто не забыт. Даже если тебе кажется, что выхода нет, Господь найдет возможность помочь тебе. Главное, не забывай о любящем тебя Отце.
«Тюремщики больше всего ненавидели нас, священников»
Архим. Иустин (Пырву) о годах пребывания в коммунистических застенках
Он 16 лет жизни провел в тюрьме, куда попал в молодом, цветущем возрасте, а вышел оттуда больным, полуживым стариком.
Что не так с идеей возврата к «советскому образованию»?
Анна Сапрыкина
Школьное образование, которое привело СССР к великим достижениям, которое «привело нас в космос», ‒ это… школьное образование времени правления царя Николая II.
«Запомни: христианин неуязвим»
Воспоминания о священнике Валерии Бояринцеве
О Православии не рассказывают ‒ его показывают. Я приезжала в Алупку отогреваться сердцем и укрепляться убедительным примером жизни во Христе.
Хозяин, наемный работник или потребитель?
Анна Сапрыкина
Если в классическом отечественном образовании ребенка «встраивали» в общество, то новые учебники формируют человека «исключенного» из общественной, реальной жизни.
О трепетной дружбе Н.В. Гоголя и А.О. Смирновой-Россет
Мария Тоболова
Гоголь писал об Александре Смирновой: «С ней мы были издавна как брат и сестра, и без неё, Бог весть, был ли бы я в силах перенести многое трудное в моей жизни».
«Муся – настоящий православный человек»
Памяти Марии Николаевны Соловьевой
Самое главное – она была русским православным человеком. То, что этот тип в неприкосновенности сохранился в безбожной стране, – настоящее чудо.
Русский учитель Сергей Александрович
Марина Бирюкова
Нужно нам всем жить тою жизнью духовною, которую мы хотим вдохнуть в учеников наших школ. Лицемерие в школьном деле не только бесплодно, но и преступно.
«Счастливая семья — та, где иго и бремя Христово принимают с радостью»
Прот. Марк Тайсон
Божия милость и благодать помогли мне понять, что Лиза — тот самый единственный человек, с которым я должен быть вместе.

Лучшие материалы Православия.Ru: Семь лет назад.
Истинна ли правда?

""""

Интернет-портал «Православие.Ru» представляет вниманию читателей новую постоянную рубрику в которую войдут наиболее интересные материалы, появившимися на нашем сайте семь лет назад. В юбилейном 2000 году, при начале своей деятельности, сайт назывался «Православие 2000.Ru». Вниманию читателей предлагаются новости, ставшие уже исторической хроникой, интервью с известными церковными и общественными деятелями, аналитические статьи, обзоры и другие публикации.

***
 
ПОВЕРХНОСТНЫЕ СУЖДЕНИЯ ВСТРЕЧАЮТСЯ ДАЖЕ У БОЛЬШИХ УЧЕНЫХ

"У всякого Павла своя правда", - говорит русская пословица. Однако в научном мире порой малоубедительные теории претендуют на статус универсального закона, то есть правды всеобщей. Причем порой это теории признанных мэтров, оспаривать которых не очень-то удобно.

Так, с легкой руки известного ученого Б.А. Успенского установилось почти единодушное мнение о четком разграничении в древнерусском сознании значений слов "истина" и "правда". "Правда осмысляется как божественное начало, а истина - как человеческое", - пишет Успенский в книге "Краткий очерк истории русского литературного языка" [1]. Эту идею повторяют в своих работах и высказываниях и другие ученые. При этом все приводят в качестве неопровержимого доказательства цитату из Псалтири: "Милость и истина сретостеся, правда и мир облобызастася. Истина от земли возсия, и правда с небесе приниче" (Пс. 84:11-12). К ней мы еще вернемся.

Посмотрим, что пишет в своем "Толковом словаре живого великорусского языка" Владимир Даль. "Истина - противоположность лжи; всё, что верно, подлинно, точно, справедливо, что есть (Всё, что есть, то и истина; не одно ль и то же есть и естина, истина? - В.Д.)..." В качестве примеров Даль приводит пословицы: "Свет плоти - солнце, свет духа - истина"; "Истина хороша, да и правда не худа" и др.

Теперь о правде. "Правда - истина на деле, истина во образе, во благе, правосудие, справедливость... (то есть "правда" и "истина" если не синонимы, то уж никак не жестко разведенные понятия. - В.Т.) По первому коренному значенью правдой зовется судебник, свод законов, кодекс". Примеры: "Без правды жить легче, да помирать тяжело"; "Не в силе Бог, а в правде"; "Цыганская правда хуже всякой православной кривды"; "И твоя правда, и моя правда, и везде правда - а где она?"; "Вся правда в вине" (ср. In vino veritas, т.е. "Истина в вине". В русском варианте вместо "истины" употреблена "правда" - В.Т.).

Таким образом, мы видим, что "истина" есть нечто безусловное, непричастное лжи, тогда как "правда" бывает разной, и только высшая правда - истинна. Справедливости ради надо признать, что Даль также приводит упомянутую цитату из Псалтири. К ней мы еще вернемся.

"Аще не избудет правда ваша паче книжник и фарисей, не внидете в Царствие небесное" (Мф. 5:20), - предупреждает Христос. Чья-то правда может оказаться абсолютной ложью перед очами Божьими. Иначе с истиной. П.Я. Черных в своем "Историко-этимологическом словаре" пишет: "Истина - филос. "достоверное знание, правильно отражающее объективную действительность,.. правда". Др.-рус. (Дог. Игор. 945 г.) и ст.-сл. истина - "правда", "верность", "законность" [Срезневский, I, 1144; Изборник, 1076 г., 31 об., 187 об. и др.] Произв. от истый, о.-с. *istъ, -а, -о: *istъjъ, -аjа, оjе - "тот же самый", "подлинный", "действительный", "настоящий"". Таким образом, "истина" и "правда" (в высшем смысле) признаются почти синонимами.

Жизнь не укладывается в прокрустово ложе структурализма: мертвящих схем и жестких антитез. А вся концепция Успенского построена на упомянутой цитате из Псалтири (одной-единственной!); другие его примеры говорят о "правде", но не об "истине". Но что же тогда значит упомянутая загадочная ветхозаветная фраза?

В "Толковой Псалтири" ("изъясненной по святоотеческим толкованиям") Евфимий Зигабен пишет о словах "Истина от земли возсия и правда с небесе приниче" так: "Под истиною разумей Самого Христа. Ибо Он сказал: Аз есмь истина (Ин. 14:6). Итак когда Христос воссиял от земли, по рождении на земле, и разрушил потом всякую ложь и обман, то Отец, Который, как мы сказали, есть высочайшая правда, призрел с неба на землю... Итак высшее и небесное примирено с низшим и земным". Христос - вот истина, пророчествует царь Давид.

Если бы уважаемый Борис Успенский внимательней перечитал бы Псалтирь, то он бы нашел и множество других случаев употребления слов "истина" и "правда", которые выступают почти всегда как синонимы. "Зане рекл еси: в век милость созиждется, на небесех уготовится истина Твоя" (Пс. 88:1); "Правда Твоя правда во век, и закон Твой истина" (Пс. 118:142); "Еда повесть кто во гробе милость Твою и истину Твою в погибели; Еда познана будут во тьме чудеса Твоя и правда Твоя в земли забвенней" (Пс. 87:11-12). Перевод последнего примерно такой: "Неужели в гробу кто-нибудь поведает о милости Твоей и погибший - об истине Твоей; Неужели во тьме познаются чудеса Твои и в земле забвения - правда Твоя?" Здесь мы встречаемся с яркой особенностью поэтики псалмов - стилистической симметрией, при которой вторая часть фразы повторяет ту же мысль в другом словесном оформлении. "Истина" и "правда" выступают здесь как синонимы. В другом месте из 5 псалма говорится, что "несть во устех их истины". По логике Успенского, следовало бы сказать "несть во устех их правды", потому что истина у каждого своя.

Идея относительности истины весьма приятна современному человеку. Разумеется, это личное дело каждого, но зачем же переносить новомодное мировоззрение на древнерусское? Некогда Понтий Пилат небрежно бросил: "Что есть истина?" - в лицо Христу - Самой Истине, стоящей перед ним. Кажется, этот пример должен был научить осторожности со словами...

Русская пословица утверждает: "У Бога правда одна". Имеется в виду настоящая правда. То есть истина.


[1] Эту книгу подверг резкой критике М.И. Шапир, однако по данному вопросу ограничился замечанием о неоригинальности Успенского, приведя в пример статью П.Ф. Калайдовича (1817).

Владислав Томачинский

16 января 2000 г.

Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Новые материалы

Выбор читателей

×