Православный календарьПравославный календарь
«Человеческая душа жива лишь тогда, когда ищет Бога»
Митрополиту Тихону — 65!
Доктор
Марина Поздеева
Столичный доктор лечил лучше здешних лекарей. Поднимались на ноги те, кто и не надеялся… А денег не брал.
«Фолк-кэмп», или Две недели погружения в фольклор
Арсений Симатов
Чем больше соотечественников станут причастны к нашей традиционной культуре, тем крепче надежда, что русский народ продолжит свое бытие на земле.
Ответ прот. Вячеславу Рубскому: достоинства «нового платья короля»
Прот. Вадим Леонов
В нашей дискуссии я обращаюсь к о. Вячеславу как православный священник к православному священнику.
О русском духовенстве накануне революции
Воспоминания свт. Мардария Ускоковича
В первые месяцы русской революции во многих епархиях происходил феномен, на первый взгляд казавшийся удивительным. Священники собирались излить ярость на своих архиереев. Мне не раз пришлось наблюдать подобные сцены, но меня это не удивляло.
Антрополатрия в эпоху постмодерна, или О «богообщении» прот. Вячеслава Рубского
Прот. Вадим Леонов
Предлагается радикальная смена религиозной парадигмы – перейти от взаимодействия с Богом к взаимодействию с людьми и самим собой.
«Христианство самодостаточно и не нуждается в каких-то особых формах и начинках»
Мон. Софроний (Вишняк)
Мы не доверяем Церкви – столпу и утверждению истины – и излишне оптимистично смотрим на человеческие возможности познания.
Как бывший ректор Пятидесятнической семинарии принес Православие в Пуэрто Рико
Свящ. Григорий Юстиниано
Я так плакал, что мои очки были полны слез. Это были смесь счастья и святости – того, что я давно искал.
Как Бог через людей мне помогал в самых трудных жизненных обстоятельствах
Алексей Петрович Арцыбушев
Я принял решение: пусть я здесь, в этом ящике, должен умереть, но только чтобы из-за меня никто не сел.
«Чаёк с мощами»
Произносил ли старец Николай Гурьянов слова «мощей нет, их сожгли» про останки Царской семьи?
То, что сейчас преподается нам как откровение старца Николая, на самом деле является некими духовными фантазиями рабы Божией Нины, которую никто никогда не видел.

В некрополе Донского монастыря отреставрируют уникальные надгробия

Москва, 20 мая 2020 г.

    

В некрополе Донского монастыря отреставрируют исторические каменные надгробия представителей дворянства, которые жили в XVIII — начале XIX веков. Речь идет о памятниках поэту Василию Майкову, братьям Василию и Петру из знатного рода Баскаковых, а также дворянке Елизавете Барышниковой. Работы планируют закончить до конца 2021 года, сообщает Епархия города Москвы со ссылкой на сайт Правительства Москвы.

«Эти объекты представляют большую мемориальную и художественную ценность. Так, например, надгробие известного поэта XVIII века Василия Майкова является кенотафом, то есть символическим памятником без захоронения. Два других надгробия имеют оригинальное исполнение. В честь рано умерших братьев Баскаковых был установлен необычный монумент: дерево, будто бы растущее из каменной глыбы. Однако часть ветвей его обрублена. Камень символизирует гору Голгофу, на которой распяли Христа. А дерево с утраченными ветвями — род Баскаковых, потерявший двух своих представителей. Надгробие дворянки Елизаветы Барышниковой украшают мраморные скульптуры купидонов и бронзовый горельеф, выполненный в античной традиции. Его создал выдающийся скульптор-монументалист Василий Демут-Малиновский», — рассказал Алексей Емельянов, глава Департамента культурного наследия.

За долгие годы на надгробиях образовались трещины и сколы, осадки размыли фундаменты постаментов. Во время работ специалисты расчистят все поверхности, укрепят основания, заделают трещины и сколы, восстановят утраченные элементы. Все памятники покроют антисептическими и водоотталкивающими составами, которые защитят их.

Так, реставраторы приведут в порядок кенотаф известному русскому поэту, баснописцу и драматургу Василию Майкову (1728-1778). Литератор был похоронен на кладбище Донского монастыря, однако где именно — неизвестно. Поэтому в 1952 году установили символический памятник. Он находится на месте семейного захоронения Хованских, некоторые надгробия представителей этой дворянской фамилии сохранились до наших дней. Их можно увидеть недалеко от символической могилы поэта.

Мемориал в честь Майкова выполнен в форме жертвенника из черного габбро-диабаза (одна из разновидностей вулканической горной породы). Это каменная тумба с высоким цоколем и фронтоном, увенчанная вазой. К тумбе примыкает цветник, сделанный из того же материала. В 2016 году памятник сильно пострадал от урагана. На него упало дерево, цветник откололся от тумбы, а ваза разбилась. Памятник Василию Майкову расположен в центральной части некрополя недалеко от Большого собора. Во время реставрации его восстановят по архивным документам и фотографиям.

А в южной части некрополя Донского монастыря, рядом с Малым собором, находится мемориал братьев Баскаковых. Он был установлен в конце XVIII века в честь секунд-майора Василия Баскакова (1765-1794) и поручика Петра Баскакова (1769-1794). Братья умерли с разницей в четыре месяца. Старшему было 29 лет, а младшему — 25.

На основании памятника, которое символизирует гору Голгофу, высечена памятная надпись: «Под камнем сим погребены тела Баскаковых: всеусердный залог материнской любви». Основная часть монумента представляет собой дерево с отрубленными ветвями. Подобные мемориалы встречаются редко. По мнению специалистов, их устанавливали на могиле последнего представителя рода по мужской линии, после кончины которого родовая ветвь пресекалась. Исторический облик памятника практически полностью сохранился до наших дней, повреждены лишь надписи на нем.

Там же, в южной части некрополя, находится другое художественное надгробие, которое предстоит отреставрировать. Оно установлено на могиле Елизаветы Ивановны Барышниковой, родившейся в 1772 году. Елизавета была супругой дворянина Ивана Ивановича Барышникова, богатого помещика и владельца усадеб в Смоленской губернии. В браке родились 13 детей, из которых шестеро умерли во младенчестве. Елизавета Барышникова скончалась 27 марта 1806 года на 34-м году жизни, спустя полгода после рождения 13-го ребенка.

Памятник выполнен из красного кварцита в виде стелы. Он создан по мотивам античных надгробных памятников. На одной из его сторон можно увидеть бронзовый горельеф, изображающий сцену прощания семьи с усопшей. Древнегреческий бог Хронос, олицетворяющий время, уводит женщину в царство мертвых. Мать и жену провожают плачущие дети, скорбящий муж и родственники. На постаменте установлена белокаменная плита, на которой высечена эпитафия. Она гласит:

«Супругу нежную и истинного друга,

Мать, посвятившую жизнь для детей своих,

Оставившую свет еще в цветущих летах,

Оплакивают муж и семеро детей».

Венчает памятник скульптурная композиция из серого мрамора. Она изображает двух купидонов (путти) с траурной урной. До наших дней памятник сохранился в удовлетворительном состоянии. На горельефе утрачена одна детская фигура, также есть повреждения у мраморной скульптуры надгробия.

Всего до конца 2021 года в некрополе Донского монастыря планируется отреставрировать 82 художественных надгробия. Среди них — мемориалы в честь военного и участника обороны Севастополя 1854-1855 годов Николая Римского-Корсакова (1829-1875), князя Николая Вяземского (1814-1881) и других представителей дворянства, а также интеллигенции, деятелей культуры и науки, живших в разное время.

В основном мемориалы выполнены в виде крестов, колонн, а также саркофагов из песчаника, белого камня и габбро-диабаза. Все надгробия являются выявленными объектами культурного наследия. Это значит, что их исторический облик нельзя нарушать, а восстановительные работы ведутся только по согласованному с Мосгорнаследием проекту.

Работы по реставрации художественных надгробий на территории некрополя Донского монастыря ведутся с 2011 года. Всего за восемь лет были отреставрированы 117 памятников.

В некрополе Донского монастыря, крупнейшем сохранившемся в Москве некрополе ХVIII-XX веков, находятся семейные захоронения дворянских династий, в частности рода Рюриковичей. Также там покоятся известные горожане, деятели науки и искусства.

Донской монастырь основали в 1593 году. Он расположен возле старой Калужской дороги в юго-западном направлении от центральной части Москвы. Монастырь получил свое название в честь Донской иконы Божией Матери, крестный ход с которой совершили во время битвы с войсками хана Казы-Гирея.

20 мая 2020 г.

Рейтинг: 9.7 Голосов: 55 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Новые материалы

Выбор читателей

×