Православный календарьПравославный календарь
Отец Дометий Рымецкий – духовник, сердцем горящий
Кристиан Курте
Он был батюшкой, который по грудь в ледяной воде зимой переходил горные реки, преграждавшие ему путь к храму.
Крест любви
Схим. Нектария (княгиня Наталья Долгорукова; 1714–1771)
16-летняя Наталья добровольно последовала вслед за мужем в ссылку, показав всему миру пример беспредельной любви и преданности супружескому долгу.
Как русский святой явился пасынку Наполеона
Мария Тоболова
Посмотрев на принца, монах сказал: «Не вели войску своему расхищать монастырь. Если исполнишь мою просьбу, Бог тебя помилует. И знай, что твои потомки будут служить России».
«Хватит спать! Пошли кутить!»
Людмила Панич
Наш любимый старец Гавриил в свой день рождения подарил жизнь моей дочери во второй раз.
«Когда мир тебя отвергает, Бог принимает»
Иером. Серафим (Алдя)
Кто встретил Бога, тот уже не может ни ненавидеть ближнего, ни осуждать его, ни оставить его на верную смерть.
«Работай над собой – сделаешь благо для ребенка»
Беседа с замдиректора крупнейшей в России православной гимназии
Важно, чтобы сам процесс обучения уже воспитывал, чтобы воспитание было не частью работы, а охватывало все пространство образования.
Божественная латрия, православное вероучение и наша церковная жизнь
Иеромон. Лука Григориатский
Мы можем с уверенностью сказать, что подлинная христианская жизнь, жизнь, ведущая к обожению, истинная латрия, не исчезли в наше время.
Купец. Благотворитель. Мученик. Николай Григорьевич Григорьев
Алина Сергейчук
Он отличался неподдельно добрым отношением к человеку и видел в нем равного себе, а не инструмент для зарабатывания денег.
Огород – дело духовное
Прот. Александр Авдюгин
Увидев же картофельное поле с многочисленными рядами уже выкопанного картофеля, батюшка вспомнил голливудские фильмы с плантаторами и неграми-невольниками.
«Дай Бог стяжать титул сельского батюшки» (+ВИДЕО)
Прот. Геннадий Беловолов
Здесь, на сельском поприще, ты за все в ответе. Ты здесь отец. Здесь я понял, что слово «отец» происходит от слова «отвечать».

В Москве прошла пресс-конференция, посвященная проблемам кряшен

Москва, 22 июня 2006 г.

Проблемы кряшен в Татарстане обсуждались на пресс-конференции «Татарстан. Религиозные и политические свободы: кряшенский вопрос», прошедшей 22 июня в пресс-центре интернет-портала «KM.Ru», сообщает «Благовест-инфо».

На встрече выступили активисты кряшенского движения — член правления Общественной организации народности кряшен г. Казани Аркадий Фокин, ст. научный сотрудник Института стран Африки РАН Анатолий Иванов, член Совета республиканского национально-культурного центра кряшен Татарстана Людмила Белоусова.

Ведущий встречи, пресс-секретарь Союза православных граждан Кирилл Фролов сообщил о целях нынешней пресс-конференции. «Существуют народы, исповедующие православие, дружественные России и русскому народу, но о которых русский народ почему-то либо ничего не знает, либо не считает нужным оказывать им содействие», — отметил он. Кряшенскому народу, которого насчитывается 400 тыс. человек в Татарстане и около миллиона в России, отказано в праве на национальное самосознание и национальное бытие. Институт этнологии и антропологии РАН сначала включил кряшен как самостоятельную нацию в перечень народов России, а потом под давлением некоторых сил в Татарстане сделал шаг назад, сообщил Фролов. Он также подчеркнул, что пресс-конференция проводится в преддверие всемирного саммита религиозных лидеров, на котором священноначалие Русской Православной Церкви будет встречаться с президентом РФ и мировыми лидерами. «Мы бы хотели, чтобы на этом саммите был поставлен вопрос о правах и свободах человека в Татарстане, и в частности, правах и свободах кряшен», — заявил Фролов.

Аркадий Фокин призвал не драматизировать ситуацию, отметив, что в таком случае можно «не увидеть перспективы». Он рассказал, что народ кряшен, возникший 150 лет назад, всегда был мирным народом и никогда не совершал экстремистских действий. Кряшенский вопрос существует с того момента, когда сформировалась кряшенская общность — это тюркская общность из Волжской Булгарии. Фокин опроверг распространенное мнение, что кряшены — это обращенные в христианство «насильственным путем или путем льгот» мусульманские народы, татары. Не отрицая факта насильственного обращения, докладчик напомнил, что Екатерина II запретила обращение мусульман в христианство и вскоре все крещеные татары вернулись в ислам.

Говоря об истории возникновения кряшенского народа, Аркадий Фокин отметил несколько существующих на этот счет теорий. Некоторые связывают появление кряшен с ранним христианством, с несторианством, существовавшим в Волжской Булгарии. Согласно другим исследованиям, кряшены появились в результате «отатаривания» угро-финских народностей. Так, на территории Татарстана проживали марийцы, которые были крещены из язычества и никогда не были мусульманами. Среди многих малькеевских кряшен были обнаружены язычники — «некрещеные кряшены». Согласно еще одной версии, дополнил выступавшего Анатолий Иванов, булгары разделились не на две, а на три ветви — татарскую, чувашскую и кряшенскую, из которых последняя так и не сформировалась в отдельный народ.

Аркадий Фокин рассказал о системе инородческого просвещения, созданную Николаем Ильминским. К концу XIX — началу ХХ века кряшены самоопределились, а к 1917 году заявили о себе как о самостоятельном этносе, что было признано и советскими властями. В Татарстане существовали кряшенское книжное издательство, театр, выходили газеты. Однако к 1920-м годам кряшенская программа была свернута, и с конца 1920-х годов кряшенская проблема «была исключена из научной проблематики».

Людмила Белоусова рассказала о современном состоянии кряшенской общности в Татарстане. Когда началась перестройка, у кряшен возник интерес к своим корням, началось общественное движение, культурно-просветительская работа. В 1997 году был создан республиканский центр кряшен в Татарстане, затем в Удмуртии. В 1999 году организации объединились в Межрегиональный союз кряшен, который, однако, к моменту проведения переписи населения был расформирован. Общественные организации кряшен провели свое исследование, согласно которому кряшен в Татарстане насчитывается 400 тыс. (в 1926 году их было 120 тысяч; по переписи 1897 года — 101 тыс). Как считает Анатолий Иванов, поскольку с тех пор количество татар увеличилось в 5-6 раз, то число кряшен должно было возрасти во столько же. По мнению же Аркадия Фокина, за это время проходила ассимиляция: кряшены сливались с татарами или «записывались» русскими.

Сейчас нет ни школ, ни газет; литературный язык — татарский, кряшенский же существует как язык церковного богослужения и как бытовой, продолжила Людмила Белоусова. В последние годы вместе с РБО был осуществлен перевод Нового Завета на кряшенский язык, но «государство ни в чем нам не помогает». В настоящее время существуют четыре православных прихода кряшен в республике, при этом много пустующих разрушающихся храмов.

Участники пресс-конференции рассказали о кампании, развернутой против кряшен накануне переписи населения. Вопрос кряшен был «политизирован». За пять дней до переписи вышла правительственная газета для кряшен тысячным тиражом, в которой говорилось о кряшенах и татарах как едином народе. Все СМИ писали о кряшенах как о «крещенных татарах». «Началась кампания, все СМИ участвовали, началась травля кряшен», — сообщила Людмила Белоусова. СМИ писали о кряшенах как о «предателях веры». В результате переписи в Кайбитском районе, где традиционно проживали кряшены (малькеевские кряшены, выделенные в отдельную группу) — их было зарегистрировано только пять (даже по официальным данным их 2 992). Анатолий Иванов сообщил, что по результатам переписи кряшен в России насчитывается только 25 тысяч (18 700 в Татарстане), однако даже данные Института социологии и антропологии РАН говорят более чем о 320 тысячах кряшен на территории РФ. В марте 2003 года Республиканский национально-культурный центр кряшен постановил считать итоги переписи в отношении кряшен недействительными. В других регионах — Башкортостане, Удмуртии, — такого давления на кряшен не было, отметили участники пресс-конференции.

В интервью «Благовест-инфо» Анатолий Иванов указал основные причины «политизированности кряшенского вопроса». Последняя перепись была сфабрикована, сфальсифицирована, убежден он; согласно же переписи 1989 года татар проживает в регионе 48,5 %, русских — 43, 2 %. «Но в число татар включены кряшены, которых 8 % , и если их вычесть, то окажется, что татар в Татарстане меньше, чем русских, а православных — 54 %. Получается, что Татарстан — не мусульманская республика и не татарская», — заключил ученый. Вторая причина, по его мнению, состоит в том, что основной регион проживания кряшен в Татарстане находится в нефтеносных районах республики, и если кряшены будут признаны, «то возникнет вопрос о каком-то перераспределении доходов от добычи нефти». «А то, что кряшены — не татары, — подчеркнул Иванов, сам являющийся кряшеном по происхождению, — подтверждают и антропологические исследования».

23 июня 2006 г.

Рейтинг: 10 Голосов: 1 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Новые материалы

Выбор читателей

×