В Неделю о расслабленном Церковь предостерегает нас, что за Великим постом – периодом строгого воздержания в пище, поступках и самих помыслах – многие из нас вступили в пору духовной расслабленности. Как в это время, когда уже нет строгих ограничений в еде, когда принято ходить в гости и общаться со знакомыми, когда Церковь начала благословлять браки, сохранить ревность о Боге?
Пост кончился, но внутреннее делание должно остаться
– Часто мы только и ждем: поскорей бы пост кончился, а там наедимся и напьемся как следует, повеселимся от души. Понятно, что при таком настроении после Великого поста наступает срыв, душа скидывает с себя все духовные правила, как ненужное и надоевшее бремя.
Всё зависит от того, как мы смотрим на духовную жизнь, что у нас является главным. Если для нас молитвенные правила, богослужения, воздержание, исповедь лишь временные, как бы профилактические меры, то душа легко отказывается от них, едва появилась возможность. Но ведь смысл духовной жизни в том, что она возводит нас к Богу. А с Богом ты обретешь подлинное благо, чистую светлую радость, покой и мир души. Теряя духовную жизнь, ты становишься дальше от Бога, и никакое веселье не даст уже настоящей радости сердцу.
Пасха не в яствах и питии, а в приобщении Христу Воскресшему. Пасха – Воскресение Христа, а Господь воскрес ради нашего личного воскресения. Если ты не воскрес духовно от греха, если страсти виснут на тебе смертными узами, то какую радость получишь от скоромной еды и всевозможных пересудов на трапезах?
Иерей Валерий Духанин. Фото: Телеканал Царьград
Есть некоторые элементарные правила, которые стоит помнить после прекращения поста. Скоромное ешь, но не объедайся. Если угощают спиртным, пригуби, но не упивайся. Радуйся пасхальной радостью, но не смейся до упаду. Безудержное веселье, равно как и неумеренное вкушение пищи и винопитие быстро выводят душу из равновесия, не оставляют внутри никакого духовного содержания.
В дни, когда может возникнуть соблазн, надо усилить молитву Иисусову
Начиная с пасхальных дней, нам дается некоторое послабление, но не для потакания греху, а для необходимого отдыха. И общение с близкими, и праздничная трапеза – это тоже милость Божия, значит, забывать о Боге при этом нельзя.
Для себя я решил, что в такие дни, когда может возникнуть соблазн, надо усилить молитву Иисусову, внутреннее обращение ко Господу. Также очень помогает духовное чтение, творения святых отцов, которые сохраняют душу в атмосфере благодатной чистоты. Если ум останется свободен от греха, то внешние искушения не смогут поглотить тебя. Так что пост кончился, но внутреннее делание должно остаться.
Немощь нашей природы не должна ввергать нас в уныние
– Человек по своей природе изменчив. Ему сложно устоять в каком-либо одном состоянии. Эта изменчивость отображается и на духовной жизни. Вот почему Святая Церковь предлагает нам такой ритм церковной жизни, в котором периоды духовной собранности чередуются с определенными послаблениями. В этом смысле неправильно ожидать и требовать от себя постоянного напряжения духовных сил. Значит, и определенный откат, расслабленность, которые мы ощущаем после Великого поста, следует воспринимать как дань нашей немощной природе. Они не должны ввергать нас в уныние, разочарование, поскольку это плоды гордой самонадеянности, упования только на свои силы. Христианин должен по-другому относиться к своим немощам. Осознав их, следует возблагодарить Бога, что Он нас и таких ограниченных принимает, что дает нам видение собственной беспомощности. Это то, что касается духовного настроя в период уставных послаблений.
Главное средство сохранения христианской совести в суете – непрестанная память о Боге
Что же касается обстоятельств нашей будничной жизни, которые в этот период в большей мере подвержены суете и заботам, то здесь, мне кажется, важно помнить слова апостола Павла: «Итак, едите ли, пьете ли, или иное что делаете, все делайте в славу Божию» (1 Кор. 10: 31). То есть наше главное средство сохранения христианской совести в суете будней – это непрестанная память о Боге! Она же проявляется двояко – через молитву и дела милосердия. Если не получается также часто бывать в храме, как это было постом, – будем помнить о Боге на том месте, где оказались; будем наполнять все наши начинания благодарностью Творцу – и Его сила не оставит нас. По милости Божией удалось нам чем-то порадовать близких – не забудем и тех, кто этой радости лишен. Мне кажется, что, поступая так, можно сохранить ревность о Боге в дни, когда покаянный настрой сменяется духовной радостью.
Понимание высоты христианского призвания должно сохраняться и в «послепостовое» время
– Скажем так: сохранить духовную ревность Великого поста, конечно, можно, но для этого нужно приложить решимость и усилия, вряд ли присущие абсолютному большинству верующих. Другое дело, что пост на время как бы поднимает в нас «духовную планку», и мы начинаем понимать и чувствовать, что эта высота на самом деле есть всего лишь норма христианской жизни, от которой надо дальше расти и подниматься выше… Вот это понимание высоты христианского призвания, видение перспектив должно у нас сохраняться и в «послепостовое» время, чтобы мы, ясно оценивая свое действительное положение и состояние, не обольщались на свой счет, а мыслили о себе смиренно. Ну и побуждали себя снова и снова к покаянному преображению жизни, не оставляли попыток приблизиться к Богу, непрестанно стремились ввысь, понуждая себя, что можно доброго делать ради Христа.
Если отвечаешь: «Воистину воскресе!», то делами подтверждай свою веру
– После недавней Радоницы нужно было съездить в Крым. Друзья, встречи, разноцветье Южного берега, обволакивающие весенние запахи и красоты. Даже холодное пока еще море не огорчало, оно просто всей своей удивительностью грелось и обещало, вкупе с кувыркающимися дельфинами, скорое лето. Лепота, как говорил один известный киногерой. И как тут не расслабиться?
Протоиерей Александр Авдюгин У меня нет всеобъемлющего ответа для всех и вся, как и не буду восклицать: «Делай, как я!» Слишком мы разнообразны, оригинальны и неповторимы.
Могу лишь рассказать, как я стараюсь удержать себя и своих прихожан именно в молитвенном славлении Воскресения Божиего.
Трудно сказать, насколько получается, но все же…
Пасхальная радость всеохватывающая, но за громогласным и веселым: «Христос воскресе!» – мы обязательно ждем подтверждающего и утверждающего: «Воистину воскресе!» Именно – утверждающего! А если утверждаешь, то и выполняй, показывай, укрепляй в себе эту веру. Как?
Есть «Спас» и «Радонеж», есть радио «Вера» и телеканал «Союз», есть журнал «Фома», где в красоте глянца и удивительных картинок сохранилась, как это ни странно во времена нынешние, прекрасная наполненность серьезными текстами. Масса православных интернет-порталов и сайтов, причем динамичных и разносторонних.
Читай, смотри, слушай!
И обязательно храм не забудешь, о милосердии вспомнишь и утром не так называемое правило молитвенное Серафима Саровского с добавлением «Христос воскресе!» оттараторишь, а все молитвы на сердце и ум попросятся…
Достаточно два дня в неделю провести так,
как проводили большую часть Великого поста
Будем помнить, что мы живем не ради календарной Пасхи, а ожидаем Пасхи на Небесах
– Пасхальный период неизбежно связан с торжеством и радостью. Трапеза расширяется, молитвенное правило сужается. Однако не только это влияет на «духовное расслабление». Множество дел, которыми в Великий пост не хотелось себя обременять, теперь требуют внимания и участия. Поэтому однозначно не будет в душе великопостной собранности. Но можем ли мы нести такое напряжение весь год? Я не думаю. Недаром весь строй богослужения в Великий пост перекраивается, потом вторично изменяется на Светлой седмице и третий раз – после Фоминой недели. Сам Устав нам показывает, где нужно напрячь мышцы, где расслабить. Если все время давать мышце нагрузку – она не выдержит и порвется. Так и в духовной жизни. Недаром на Светлой седмице все правило христианина сводится к пению Часов Пасхи. Ведь можно было туда добавить и Пасхальный канон, и стихиры Пасхи и еще что-нибудь придумать. Но Церковь ограничилась лишь этим, имея в виду как раз облегчение после понесенных трудов. Правда, это отдохновение должно заканчиваться в Светлую субботу вечером, а у нас, бывает, тянется вплоть до Петрова поста.
Как взять себя в руки? Вспомнить, что мы живем не ради календарной Пасхи, а ожидаем Пасхи на Небесах, для которой пост – вся наша жизнь. Достаточно два постных дня в неделю – среду и пятницу – провести так, как мы проводили большую часть Великого поста, и все сразу встанет на круги своя.