Икона преподобного Антония на папирусе |
Из жития преподобного известно, что первоначально он подвизался в воздержании и молитве вблизи селения у себя на родине в Фиваиде (Верхний Египет). Затем, желая еще больших подвигов, он удалился дальше от обитаемых мест в пустыню, и, переплыв через Нил, поселился на одной из гор. Здесь святой Антоний провел в затворе около двадцати лет. Выйдя из затвора, он стал принимать приходящих, желавших подражать его жизни. Спустя некоторое время, не имея покоя от множества посещавших его людей, просивших его совета и помощи, он решил перейти в верхнюю Фиваиду, где его не знали. Когда на берегу Нила преподобный дожидался корабля, который перевез бы его на другую сторону реки, он услышал голос, вопрошавший его о том, куда и зачем он идет. Преподобный Антоний не смутился, так как часто слышал такой голос, и отвечал, сказав о причинах, побудивших его отправиться в путь. Тогда голос сказал ему, что если он уйдет в Фиваиду, то там его будут беспокоить еще больше. Если же он действительно хочет пребывать в покое, то пусть идет во внутреннюю пустыню. На вопрос преподобного Антония, как достичь этого места, голос указал ему сарацин (арабов), караван которых отправлялся в путь. Преподобный обратился к ним с просьбой взять его с собой, и, получив согласие, отправился с караваном. Пройдя три дня и три ночи по пустыне, святой Антоний увидел высокую гору. Как повествует житие, у подножия горы был источник воды, и росло несколько пальм.
Щелкните мышью
для увеличения Монастырь преподобного Антония. Слева - башня Юстиниана (VI в.).
Храм преподобного Антония (IV в.)
Роспись в храме преподобного Антония (XIII в.).
Роспись в алтаре храма преподобного Антония (XIII в.).
Трапезная монастыря. Стол и скамьи высечены из камня.
Мельница IX века.
Источник преподобного Антония.
Вид, открывающийся от пещеры преподобного.
|
По соседству на противоположной стороне горного хребта подвизался другой великий святой — основатель отшельничества святой Павел Фивейский, место подвигов которого было чудесным образом открыто святому Антонию.
Прожив в пещере на горе Аль-Кользом более сорока лет, и достигнув глубокой старости, святой Антоний преставился в возрасте ста пяти лет. Тело преподобного погребли два живших с ним ученика, и как писал святитель Афанасий Великий, «кроме их двоих, доныне никто не знает, где оно погребено».
В «Житиях святых» святителя Димитрия Ростовского упоминается, что мощи преподобного Антония были открыты и перенесены в Александрию в 561 году при императоре Юстиниане, затем около 635 года их перевезли в Константинополь. В 980 году они были перенесены в город Арль в Галлии (нынешней Франции), в церковь св. Иулиана. Однако в монастыре святого Антония считают, что мощи этого угодника Божия не были открыты, и сейчас находятся под спудом в монастырской церкви его имени.
В настоящее время монастырь святого Антония Великого принадлежит коптской церкви. Копты — потомки коренных египтян, создававших древнеегипетскую цивилизацию. Слово «копт» происходит от арабского «кубт» — это искаженное греческое название Египта — Айгюптос (Aiguptos), восходящее к древнему культовому наименованию города Мемфиса — «Ха-Ка-Птах».
В 30 г. до Р.Х. Египет вошел в состав Римской Империи, а позднее Византии. В 451 году Александрийский патриарх Диоскор был осужден на VI Вселенском Соборе, состоявшемся в Халкидоне. Он и его сторонники — монофизиты, составлявшие в Египте большую часть населения страны, не приняли православной формулировки Собора о соединении божественной и человеческой природ во Христе. (Они считают, что Христос имел одну природу — божественную). До арабского завоевания Египта в 639 году копты, не принимавшие Халкидонского вероопределения, подвергались гонениям со стороны византийской императорской власти. В 536 году был избран первый коптский монофизитский патриарх Феодосий. Так наряду с греческим Александрийским православным патриархатом в Египте сформировался монофизитский коптский патриархат. Во время арабского завоевания страны копты, хотя не поддерживали завоевателей с оружием в руках, однако, скорее всего, им сочувствовали. При новой власти копты подверглись еще большим притеснениям, грабежу и насилию. Уже в конце VIII века в коптских церквях сборщики налогов не могли найти ничего, кроме стеклянных потиров и деревянных дискосов. Не желая иметь общения с Византией, и нарушив церковное единство, копты подпали еще большему гнету. Огромные налоги неоднократно приводили к восстаниям, которые жестоко подавлялись. Уплатившие налог клеймились, те же, на ком клейма не было, подвергались казни. В X столетии копты должны были носить на шее огромный деревянный крест, который пригибал их к земле. До XI века копты составляли большинство населения страны, но с началом Крестовых походов мусульманские власти перешли к жестоким преследованиям христиан, и численность коптов стала заметно сокращаться. Правители страны намеревались изгнать коптское население в Грецию, и тогда многие, не желая оставлять родину, приняли ислам. В 1321 году было разрушено более шестидесяти коптских церквей, многие копты в Каире были убиты, а оставшимся было разрешено ездить по городу только на ослах, причем лицом к хвосту. Основные отпадения коптов в ислам имели место в XIV веке, и к началу XVI столетия их численность сократилась до 5-7 % от общего населения страны.
Об основании монастыря точных сведений не сохранилось. У преподобного Антония было два ученика, и, может быть, на некотором удалении от его кельи жило еще несколько человек, в частности, известно, что на этой же горе вместе со святым Антонием подвизался преподобный Павел Препростой. Некоторые издания указывают время основания монастыря между 361-363 годами, в период царствования императора Юлиана Отступника, другие — 356 год.
О древней истории монастыря сохранилось лишь несколько отрывочных сведений в различных источниках. В одном из них говорится, что Александрийский патриарх Иоанн Милостивый дал значительную сумму денег игумену монастыря преподобного Антония Анастасию для выкупа пленных.
Имеется свидетельство 780 г., что в то время монастырь еще принадлежал православным.
Преподобный Иоанн Колов, преставившийся в первой трети V века, незадолго до своей кончины перешел из скитской пустыни в монастырь преподобного Антония Великого и в нем почил. Как сообщает эфиопский синаксарь[1], в 780 году монахи скитской пустыни из монастыря преподобного Макария Египетского, к тому времени уже перешедшие в монофизитство, решили перенести мощи преподобного Иоанна из монастыря преподобного Антония в свой монастырь. Подойдя к монастырю святого Антония, они убедились, что их намерение невыполнимо: мощи охранялись мелкитами, сторонниками православной церкви, которую поддерживали византийские императоры (название мелкиты образовано от арабского слова «малик» – царь). Мелкиты постоянно пребывали в храме, где были мощи. Коптам помог арабский судья, в то время оказавшийся в монастыре. Он потребовал от мелкитского епископа, чтобы он повелел монахам выйти, потому что судья намерен войти в храм и остаться в нем на ночь. Епископ исполнил приказ судьи, и ночью коптским монахам взяли мощи преподобного Иоанна Колова, с которыми они отправились в Каир, а оттуда в скитскую пустыню.
Халиф Аль-Хаким, между 1000 и 1017 годами разрушивший в Египте около трех тысяч церквей, монастырь не тронул. В конце XI века монастырь был разрушен турками и курдами (размеры разрушений неизвестны), но через сто лет он был восстановлен и принадлежал коптам. В 1178 году Абу-Салих (коптский арабоязычный писатель Абу-ль-Макарим, чьи сочинения были изданы под именем армянского путешественника Абу-Салиха), и в 1442 году Макризи (египетский историк XV в.) указывали, что египтяне (копты) владели монастырем преподобного Антония. Макризи в своем списке из 86 египетских монастырей указывает монастырь преподобного Антония на девятом месте. В начале XIII века Абу-Салих писал: «Этот монастырь владеет многими вкладами и землями в Египте. Он окружен высокой укрепленной стеной. В нем живет много монахов. Внутри его стен находится большой сад, в котором растут пальмы, яблоки, груши, гранаты и другие деревья, также выращиваются овощи. В монастыре есть три источника, вода из которых течет круглый год, и служит для нужд монахов и орошения сада. Один феддан (0,42 га — И.Я.) земли занимает виноградник, плоды которого удовлетворяют потребности всего монастыря. Говорят, что число деревьев в саду достигает одной тысячи… Подобного ему нет среди других египетских монастырей».
Неизвестно, затронула ли в XIV веке монастырь преподобного Антония эпидемия чумы, превратившая Нитрийские монастыри в пустыню.
Сохранились сведения об участии игумена монастыря преподобного Антония, Иоанна, в деятельности Ферраро-Флорентийского собора в 1439 году. Игумен прибыл во Флоренцию уже после завершения работы собора, когда греческая делегация покинула Флоренцию. Тем не менее, был подписан документ, провозглашавший унию между римо-католической и коптской церквями, не имевший, однако реальных последствий.
О разорении монастыря в конце XV века сохранились противоречивые сведения. Согласно одной версии, монахи прибегали к помощи бедуинов (арабов-кочевников), которые работали в монастыре в качестве садовников, рабочих, и др. В 1454 году (по другим данным, в 1484 или в 1493 г.г.) бедуины в одну из ночей убили монахов и завладели монастырем. В церкви преподобного Антония они устроили кухню, причем для растопки печей использовали рукописи из монастырской библиотеки.
Другую историю в 1850 году рассказал архимандриту Порфирию (Успенскому) игумен монастыря Дауд (Давид). «350 лет назад наш монастырь был разорен, и в течение 70-ти лет оставался в запустении. Но 91-й патриарх Гавриил[2] принудил нитрийских монахов обновить его и поселиться в нем, напомнив им, что они — духовные потомки св. Антония. Эти чернецы неохотно перешли сюда, и даже прибили Гавриила, так что он скончался от их побоев. Но с тех пор поныне сей монастырь постоянно был обитаем и процветал молитвами великого угодника Божия» На вопрос о. Порфирия, что послужило причиной запустения монастыря, настоятель ответил: «Его разорили грехи. Диавол внушил монахам делать тайно золото; и они накупили рабов, и с помощью их занимались этим запрещенным ремеслом. Но рабы взбунтовались против них, и всех умертвили, а обитель разорили».
К XIII-XIV вв. относятся первые упоминания о посещении монастыря европейцами. В XVII столетии приезжавшие католические миссионеры, находясь в монастыре, изучали арабский язык. Начиная с 1630 года, им разрешили проповедовать в коптских храмах, и, по их словам, многие из коптов, в том числе священники и монахи переходили в католичество. Однако планы по присоединению коптской церкви к римо-католической потерпели крах, по свидетельству самих католиков, из-за «плохого поведения» римских миссионеров Посетившие монастырь европейцы оставили ценные воспоминания о жизни монастыря в то время. Католический священник Копплин, побывавший в монастыре в 1638 году, писал, что кельи монахов более похожи на гробницы, чем на помещения для жилья. Высота кельи, в которую поселили одного из его спутников, была равна 4 футам (1,22 м), ширина –—5 (1,52 м), а длина — 7 (2,13 м.). Спутник Копплина Агафангелус сумел обратить в католичество двух из пятнадцати монахов монастыря. Отправившись затем в Абиссинию (Эфиопию), Агафангелус был убит там. Другой миссионер, францисканец Герард, отмечал, что монастырь хотя и велик по размерам, но при этом обветшал и пришел в запустение. Монахи одеты очень бедно, вся одежда в заплатах, подобно как у древних отцов, и видом они скорее напоминают нищих. Они едят рис, овощи, и принимают пищу только один раз в день, причем в постные дни — после захода солнца.
Некто Иоганн Михаэль Ванслебен, посетивший монастырь в 1672 году, в своих воспоминаниях писал, что стены обители настолько обветшали, что уже не могут служить защитой для монахов. Сравнивая кельи латинских монахов и коптов, он отмечал, что первые более красивы и комфортны, коптские же кельи крайне малы и сделаны из песка без симметрии и порядка. Они настолько малы, что, находясь в них, человек не может встать в полный рост. Трапезная — очень грязная и темная. Специально для гостей в монастыре построено две приличные комнаты. Монахи спят на земле, за исключением начальствующих и больных. Они едят один раз в день, и только по субботам и воскресеньям — дважды. Им не разрешается есть мясо в монастыре, однако за его пределами мясо есть можно. Рыбу они едят редко, потому что Нил находится далеко, а в Красном море рыбу монахи не ловят, так как у них нет для этого необходимых приспособлений, да и дороги, ведущие к морю, опасны из-за действующих на них арабских грабителей.
Первым русским, достигшим монастыря преподобного Антония Великого, был архимандрит (впоследствии епископ) Порфирий (Успенский), настоятель Русской Духовной Миссии в Иерусалиме, совершавший паломничество по христианским святыням Египта. Он оставил подробное описание своего путешествия, состоявшегося в 1850 году. До него, в силу удаленности и труднодоступности монастыря, никто из путешественников, приезжавших в Египет из России, там не был. Сопровождал гостя из далекой России игумен монастыря абуна (отец) Дауд, впоследствии коптский патриарх Кирилл IV. Пройдя на верблюдах три дня по пустыне от великой египетской реки, архимандрит Порфирий и его спутники достигли монастыря. В то время попасть в монастырь можно было лишь с помощью подъемника — веревки с петлей на конце, которая поднималась специальным воротом, находившимся над «воротами». Став ногой в петлю, человек поднимался, держась руками за веревку. О. Порфирию такой способ входа в монастырь показался символичным, и он записал на страницах своих воспоминаний: «Вожделенно восходить к небесам, хотя и трудно. Однако надобно крепко держаться за благодать верою, иначе упадешь и погибнешь». Описывая свое пребывание в обители, архимандрит Порфирий отметил торжественную встречу, устроенную ему братией монастыря, в частности, ему прочли приветствие, адресуемое коптским патриархам. Осматривая монастырь вместе с настоятелем, о. Порфирий хотел узнать об истории обители, ее уставе, и в свою очередь рассказать о России, о которой копт почти ничего не знал. Абуна Дауд, отвечая на вопросы о. архимандрита о монастырском уставе, сказал, что, по правилам обители, если кто ударит брата, то он лишается братской трапезы в течение сорока дней, и питается только хлебом и водой, кроме того, в церкви каждый брат светит ему перед лицом свечкой. Вор же вовсе изгоняется из монастыря.
Отец архимандрит, вспоминая о бывшем разговоре, писал: «Я говорил о нашем благоденствии под мудрым управлением Государя, о процветании у нас земледелия, торговли и промышленности, о благоустройстве наших училищ, о военной силе, сухопутной и морской, о путях сообщений наших. Авва слушал, слушал меня и, наконец, сказал: «Все в Московии благоустроено, но есть ли у вас страсти и смерть?» — Этот неожиданный вопрос привел меня в восхищение, и я, целуя авву, твердил: «Есть, есть». — «Что ж ты хвалишься?» — ответил авва».
На следующее утро архимандрит Порфирий и его спутники отправились из монастыря к пещере преподобного. До нас дошли его впечатления от подъема к пещере преподобного Антония. «Чем ближе мы подходили к колыбели монашества, тем круче и стропотнее становилась стезя, ведущая к ней. Во многих местах надлежало влезать с уступа на уступ и цепляться руками. Я четыре раза немного отдыхал на камнях. <...> Не понять бы мне, как столетний старец Антоний сходил и восходил по такому стропотному месту, если бы вера не сказала мне, что его носила всемощная благодать Божия».
Надо сказать, общение архимандрита Порфирия (Успенского) и абуны Дауда не прекратилось. Через два года после описанных событий настоятель монастыря святого Антония абуна Дауд был избран коптским патриархом, под именем Кирилла IV. Отношения между двумя выдающимися деятелями русской православной и коптской церквей приобрели новое качество.
Архимандрит Порфирий, пробыв долгое время на востоке в должности настоятеля Русской Духовной миссии в Иерусалиме, пристально изучал догматические, богослужебные и иные отличия коптской церкви от православных восточных церквей. «Замеченное мною во время путешествия сходство коптского вероучения и чиноположения с нашим, — писал он, — побудило меня заняться, в иерусалимской келье моей, основательным изучением богословия коптов, их богослужения, четьих-миней, летописей и духовной словесности. Чем ближе я знакомился с этими предметами, тем более уверялся в том, что сии христиане хотя и не приняли символических изречений Православной Церкви о лице Богочеловека, однако удержали ее способ изъяснения Священного Писания и проповедания, ее апостольские и отеческие предания (до 451 года); правила первых трех вселенских соборов, сущность и состав древних литургий и молитвословов, и в них — многие греческие слова и изречения; так же удержали чествование ангелов и святых, иконопочитание, посты и подобное нашему устройство храмов».
Относительно догматических различий архимандрит Порфирий пришел к выводу, что копты «признают в Спасителе два естества, Божеское и человеческое, одаренное разумной душой, но так, что они по соединении стали одно естество и одно лицо с одной волей и одним действованием». При этом о. Порфирий считал, что слова «едино естество Слова, два естества по соединении стала одно естество» нужно понимать не «в смысле слияния двух естеств в одно, а в смысле неизреченного соединения их в одну ипостась, так что все свойства их остались целы». Основываясь на этих выводах, о. Порфирий, с разрешения Синода Русской Православной Церкви, намеревался предпринять переговоры с коптским патриархом Кириллом IV о присоединении коптской церкви ко Вселенскому православию. Однако обстоятельства сложились так, что исполниться его намерениям было не суждено. Сначала Крымская война вынудила архимандрита Порфирия в мае 1854 года покинуть Ближний Восток и вернуться в Россию, затем, получив разрешение Синода в 1858 году, он в силу различных причин лишь в конце декабря 1860 года смог прибыть в Каир для ведения переговоров. 26 декабря состоялась его встреча с коптским патриархом, во время которой вопрос о соединении церквей не затрагивался. 15 января 1861 года им было получено известие о смертельной болезни патриарха и его предстоящей скорой кончине. Возможно, что коптский патриарх Кирилл IV был отравлен.
В 1851 году монастырь посетил католический кардинал Массайя (Gugliemo Massaia) (1809-1889). Причиной его визита была история, произошедшая с одним католическим миссионером по имени Микеланжело. Микеланжело был молодой копт, который учился в Риме в конгрегации[3] пропаганды. По возвращении в Каир он был схвачен коптскими монахами и заключен в отдаленный монастырь преподобного Антония. Когда кардинал на своем пути в Абиссинию узнал об этом случае, он решил заехать в монастырь и убедиться в истинности слышанной истории. Подойдя к стенам монастыря, он скрыл свое настоящее имя и сан, которые, видимо, были хорошо известны коптам, и назвался Джоржем Барторелли. В это время настоятель абуна Дауд отсутствовал в монастыре, т.к. находился в Абиссинии, где проповедовал против деятельности кардинала Массайи, который незадолго перед этим побывал в Абиссинии. Кардиналу удалось встретиться с Микеланжело, и даже вывезти его из монастыря, введя в заблуждение монахов. Как мы можем заметить из этого случая, отношение коптов к католикам за прошедшие столетия существенно изменились.
В 1859 году монастырь посетил греческий александрийский патриарх Каллиник.
До 1901 года в монастыре сохранялась традиция, согласно которой женщины на территорию монастыря не допускались, и только в 1901 году, впервые за полторы с лишним тысячи лет, это правило было нарушено. Хотя, как рассказал архимандриту Порфирию абуна Дауд, за некоторое время до их встречи в 1850 году в монастыре нашло прибежище семейство одного опального египетского вельможи, однако члены его семьи стали болеть, и некоторые даже умерли, так что вскоре они покинули монастырь. Землю же, на которой стоял их шатер, монахи собрали в корзины и вынесли из монастыря, вместо нее наносив другой из пустыни.
В 1901 году в монастыре был 41 монах, в 1928 году — 18. Герцог Саксонский Иоанн Георг, посетивший монастырь в 1928 году, писал, что монастырь святого Антония является самым процветающим монастырем на Востоке, который он видел. Другой путешественник, бывший в монастыре в те же годы, назвал его маленькой монашеской деревней, со всепокрывающим духом гостеприимства.
В 1930 и 1931 годах в монастыре работали две экспедиции Византийского института Америки по изучению археологии и истории монастыря. В составе их был профессор с русской фамилией Пьянков, специалист по иконописи, изучавший росписи храмов монастыря, и оставивший их описание.
В 1946 году один из путешественников, посещавших монастырь, писал, что в среднем за год монахи принимают пятьдесят иностранных гостей.
В 1953 году к монастырю была проведена дорога, сделавшая путь к обители преподобного Антония удобным и относительно быстрым — теперь до монастыря из Каира можно было добраться на автомобиле за несколько часов, тогда как раньше требовалась неделя.
Внутренний вид храма преподобного Антония |