О жизни преподобного Антония Великого мы знаем сравнительно много благодаря святителю Афанасию Великому, современнику и почитателю подвижника. Впрочем, его известный труд «Житие преподобного отца нашего Антония, описанное в послании к инокам, пребывающим в чужих странах» современному читателю может показаться несколько сложным для восприятия. Дело не в богословской терминологии или философских поворотах мысли. Этого в жизнеописании преподобного Антония не так уж и много. Речь о другом. У современного человека может появиться известная мера скепсиса и недоверия к повествованию, когда он столкнется с демонами, которые ночью собираются в келье подвижника и избивают его до полусмерти. В следующий раз они превращаются в диких зверей и наполняют гробницу, устрашая подвижника. В повествовании встречаются и фантастические великаны, в которых превращаются бесы, и чудовища, стремящиеся устрашить подвижника. Много и других историй, о которых давно уже не слышали в реальной жизни современные христиане, есть в жизнеописании преподобного Антония Великого.
В этом смысле повествование о жизни древних отцов-пустынников кажется столь далеким и немыслимым в современных реалиях, что может возникнуть вопрос: насколько они практически востребованы и полезны для людей нашего времени?
Святой рассказывал о хитрости демонов: «Они коварны и готовы во всё превращаться, принимать на себя всякие виды…»
Ответ на этот вопрос мы можем найти в житии преподобного Антония. Святой рассказывал о хитрости демонов: «Они коварны и готовы во всё превращаться, принимать на себя всякие виды. Нередко, будучи сами невидимы, представляются они поющими псалмы, припоминают изречения из Писаний. Иногда, если занимаемся чтением, и они немедленно, подобно эху, повторяют то же, что мы читаем; а если спим, пробуждают нас на молитву, и делают это так часто, что не дают почти нам и уснуть. Иногда, приняв на себя монашеский образ, представляются благоговейными собеседниками, чтобы обмануть подобием образа и обольщенных ими вовлечь уже, во что хотят».
Таким образом, в житии ставится вопрос о соотношении действительности и духовной реальности. Действительность – изменчива и обманчива. Однако диавол непрестанно пытается убедить человека доверять своим чувствам, предположениям, умозаключениям, которые он делает из увиденной картинки или рассказанных кем-то реалий. «Демоны всё делают, говорят, шумят, притворствуют, производят мятежи и смятения к обольщению неопытных, стучат, безумно смеются, свистят, – предупреждал святой Антоний, – а если кто не обращает на них внимания, плачут и проливают уже слезы, как побежденные». Конечно же, дело не в конкретных фактах. Святой на примере собственных страданий раскрывает методику борьбы лукавых сил с христианином. Со временем она может менять форму, однако по сути остается такой же. Свист, шум, безумный смех демонов и сегодня, в нашей жизни присутствует; их цель всё та же – запугать, сбить человека с правильного пути, ввергнуть в уныние, настроить людей друг против друга. Эти диавольские уловки верное Христу сердце должно с неослабевающей бдительностью распознавать в картинках, информации, мнениях, озлобляющих сердца, привносящих в нашу жизнь безысходность, зависть, лукавство, ненависть.
В этом и состоит смысл духовной брани: человек непрестанно пытается пробиться сквозь ширму действительности к истинной реальности
В жизнеописании преподобного Антония, как и в прочих житиях древних отцов, христианин встречается с конкретным и четким вопросом, обращенным к его душе. Это вопрос о реальности, в которой должен жить раб Христов. Она не похожа на действительность, в истинности которой нас непрестанно пытаются убедить. В ней смысл жизни человека не заключается в самом факте его присутствия на планете. В реальности человек должен жить ради Истины, которая выше него. Собственно, в этом и состоит смысл духовной брани: человек непрестанно пытается пробиться сквозь ширму действительности к истинной реальности. И на этом пути нам нужно преодолеть много шума, свистов, безумного смеха. Преодолеть – значит не доверять им, не принимать за чистую правду и непреложную истину наветы, осуждения, пусть для них и будет некоторое основание. Повод ведь найдется всегда. Осудить легко, легко поддаться гневу, впустить в сердце ненависть. Однако грех не имеет оправдания, он может только убить, грех развращает. Поэтому праведный Иоанн Кронштадтский говорил о реальности: «Что бы я ни слышал о других людях, истина одна: я должен любить ближнего».
Путь к реальности непрост. Возможно, в определенный момент мы, подобно святому Антонию, окажемся настолько измученными, загнанными, уставшими, что, как и преподобный, наконец обратимся ко Христу в отчаянии: «Где был Ты? Почему не явился вначале – прекратить мои мучения?»
Но Господь никогда не предает нас. Он с кроткой любовью ответил святому: «Здесь пребывал Я, Антоний, но ждал, желая видеть твое ратоборство; и поскольку устоял ты и не был побежден, то всегда буду твоим помощником и сделаю именитым тебя всюду».
Наконец, во всех испытаниях, на нелегком пути преодоления изменчивых реалий христианину следует помнить вдохновляющие слова преподобного Антония Великого: «Должно бояться только Бога, а демонов презирать и нимало не страшиться их. Даже чем больше страхов производят они, тем усильнее будем подвизаться против них. Ибо сильное орудие – правая жизнь и вера в Бога».
Жития Святых отцов это как пища и вода для тела. Разве можно ставить такой вопрос на обсуждение.
Такие вопросы могут возникнуть в голове либералов и обновленцев церковных. У них же главная проблема "1% воцерковленных". А главное препятствие для прихода новых людей в Церковь, это конечно, непонятный церковно-славянский язык, непонятная Псалтырь, неправдоподобные жития Святых отцов, длинные службы, посты и т.д. А упоминание о бесах в житиях, вообще может отпугнуть потенциального прихожанина! Поэтому с точки зрения реформаторов, нужно все это наследие Церкви положить на полку! Перестройка в Церковь- такой кажется у них девиз?
Ну зачем же Вы так... ведь написано: "У современного человека МОЖЕТ появиться известная мера скепсиса и недоверия...". Обратите внимание на слово МОЖЕТ - и станет понятно, что автор совсем не считает всех "какими- то тупицами неграмотными,которым разжёвывать надо..". И, потом, Господь тоже называет в Евангелии "овцами погибшими"; а в молитве: "...сопричти мя овцам избранного Твоего стада..." ...так что "отношение как к "стаду" не оскорбительно вовсе.
Спаси, Господи!
Вот иногда бугорком обвиснешь как пыльным мешком оглоушенный.Перст ампутированный перстом.Ни служения общественного путевого,ни семейной отдачи беззаветной.Прострация-отчаяние,бесполезность и бесприютность.Отупение зашкаливает...И тут бац,если православный интернет зажигает,то это ведь тебе,мрачнейшему,нужно.От Романа Савчука благая весть очередная донеслась.И откровение,что никаким свистом,трескотней и ладонехлопаньем,увыканьем и восторгами внешнего круженья в бели чьем колесе не заглушить каждодневного и еженощного внедрившегося благодатно в плоть и кровь твою правила,беззвучного и неприметного.И вот ты уже не сир,не неприкаян,не беспомощен.Не уязвим перед демонским отродьем уныния.Ни в пустыне,ни в остроге.И от твоего крошечного обращения к господу зависит если не все,то гигантски многое в глобальной участи человечества.И сразу Иисусова молитва пинпонговым шариком в уме резвится,и стезю в храм одолеваешь на одном дыхании,и от творений святых отцов не оторвать клещами.И главное ,за упокой брызнувшего лада ном на твое изможденное сердечко Антония Великого хочется отдать всю твою мольбу до последнего слова,вздоха,зубодробления...
Может хватит всех считать какими- то тупицами неграмотными,которым разжёвывать надо..Православный сайт,грустно видеть отношение как к "стаду" Наоборот не хватает нормальной письменной речи-без объяснений и примечаний