О любви к Богу и к ближнему

Из книги "Архимандрит Серафим. Мы всегда под крылом Божиим", изданной в серии «Подвижники благочестия XX века», выпущенной Сретенским монастырем в 2010 г.

Архимандрит Серафим (Розенберг)
Архимандрит Серафим (Розенберг)
Счастливы мы, христиане, во свете ходим, Бога имеем, вечной жизни ждем.

Какого же Бога имеем мы? Сотворшего небо и землю, все сущее. Природа создана для нас, для нашего наслаждения ею. А создал ее Бог. Посему Его следует любить более всего, Его заповеди хранить. Главная же из них — возлюбиши Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею мыслию твоею
(Мф 22, 37)
.

Мирские сласти, честь, суетная любовь — тля, гной. Бог создал все, Он один — Источник прекрасного, Его желаю любить, Он — все мне заменит, в Нем найду по малом терпении духовное блаженство, радость, сладость, веселие, благоухание, красоту, музыку, свет.

Бог любит мя (и будеши яко сын Вышняго, и возлюбит тя паче неже мати твоя (Сирах. 4, 11)), Он на Кресте по любви за меня умер; и я должен ответить Ему тем же. Представь себе: Бог так меня любят, а я?..

Благословен Господь Бог! Как страшны Его величие, святость, могущество. Он всегда блажен. Как Он любит тебя! Как смирился во Христе Иисусе — души твоея ради, и как Он постоянно смиряется, промышляя о тебе! Как надо Его любить, слушать, чтить, бояться! Я — сор. Ради славы имени Твоего, Господи, спаси мя, помилуй мя!

Сердце окамененное гибельно для христианина. Делай дела любви; увидев твое желание и старание, Господь вложит в сердце твое любовь.

Даруй, Боже, и мне любити Тя, помнить Тя, волю Твою творить, Благодетелю мой. Как отблагодарю Бога за все Его благодеяния? Что воздам Господеви о всех, яже воздаде ми? (Пс 115, 3).

Любить Бога означает и благоговеть перед ним — находить драгоценное и высшее благо вне и выше себя, то есть в Боге. Тем и прославился во Святых Господь — и они блаженствуют с Ним.

Но, может быть, ты мнишь, тебе кажется, что более других любишь Бога?

Это — ложь, лицемерие. Аще кто любит Мя, слово мое соблюдет: и Отец Мой возлюбит его, и к нему приидема и обитель у него сотворима: не любяй Мя словес Моих не соблюдает (Ин 14, 23 – 24). Каких словес не соблюдает? О любви к ближнему. Любяй брата своего во свете пребывает (1 Ин 2, 10). Без любви к ближнему нет любви к Богу.

Любовь к Богу испытывается на любви к ближнему: Аще кто речет, яко люблю Бога, а брата своего ненавидит, ложь есть: ибо не любяй брата своего, егоже виде, Бога, Егоже не виде, како может любити (1 Ин 4, 20).

Не отворачивай нос от других, не лицемерь перед ними, но люби их; смири свое «я» (смирение и любовь выше дара умной молитвы), исполни заповедь: возлюбиши искренняго твоего яко сам себе (Мф 22, 39).

Но и путь любви к ближнему один — через Бога; полюби Бога — всем сердцем, умом, мыслию — и полюбишь ближнего.

Нужно меньше о себе думать, но больше — о других, являя тем самым любовь к ним.

Не может быть человек одиноким в мире — над ним царит Бог, а вокруг него теплится образ Божий в сердцах людей. Любовь и молитва не допускают одиноче­ства.

Ум смотрит тысячами глаз, любовь глядит одним;

Но нет любви — и гаснет жизнь, и дни текут, как дым.

Необходимо любовное общение с людьми; Господь нас сводит одного с другим, прижимает одного к другому, спасает одного посредством другого; обособляясь же по себялюбию, беднеешь душой, слепнешь; мы ответственны друг за друга.

Люби братьев твоих — людей; они — Божии возлюбленные. Люби и врагов; Сам Господь говорит: любите враги вашя (Мф 5, 44). Ведь и Бог равно дождит на праведныя и на неправедныя (Мф 5, 45).

Любить следует без пристрастия — всех. Особенно возлюби искушающих тебя, окажи им любовь. Это святоотеческая мысль: ненавидь грех, но люби грешника. Отделяй грех от человека, желай ему Спасения, жалей его, не замечай совершенного им греха, людской злобы, испорченности. Человек этот может исправиться — тому есть много примеров; молись за него, ведь и для него грех не естествен, он — грязь прилипшая.

Следует искать и находить ценное и прекрасное в каждом (его душа безсмертна, в нем — образ Божий). Нужно не внешне расценивать встречающихся тебе; неправильно делить их на хороших и плохих.

Греховное осуждение ведет к разделению. Но при победе в себе над грехом люди взаимно приближаются. При горделивом же осуждении мы видим лишь личину другого человека, а не подлинную его жизнь. Такая наша самость искажает также и нашу жизнь.

Учись преодолевать предубеждения: он, мол, не симпатичный. Общительность — одна из сторон любви — есть дарование Божие; это подвиг, требующий от нас для своего осуществления принуждения себя и молитвы. Мы глаголем за Божественной Литургией: «Возлюбим друг друга, да единомыслием исповемы Отца и Сына и Святаго Духа». Именно так поступали первые христиане.

Святой Иоанн Златоуст говорит: чудо есть — когда злой превращается в доброго. Трудно сие. Бойся посечения тебя — как бесплодной смоковницы. Если же преодолеем тьму в себе, то и вокруг нас — в отношении других — сделается светло. Но мы — рабы ленивые и лукавые и не исполняем сего. Следует в этом проявлять настойчивость. Сказано: Просите и дастся вам: ищите, и обрящете: толцыте, и отверзется вам (Мф 7, 7).

Тем же и тщимся… благоугодни Ему быти: всем бо явитися нам подобает пред судищем Христовым (2 Кор 5, 9 – 10).

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Смирнова Татьяна20 января 2014, 22:13
Прочитав статью хочется просить у Бога прощение за обидивщих,ненавидящих мя,прости их Господи и помилуй.Прости меня Господи,что ввела их в такое искушение.
Алексей27 августа 2013, 16:23
Большое спасибо за отрывок из книги архимандрита Серафима. Очень актуально для нашего времени "Оскудения Любви". Помоги нам Господи стараться побеждать грех и творить дела Любви.
Наталья23 мая 2013, 13:12
Именно сегодня и сейчас мне была необходима эта весть о любви! Спасибо Господи, что находишь меня и всех нас , направляешь, любишь и учишь других любить!
И. 6 мая 2010, 22:23
Когда читала эту страничку, живо представился почему-то Преподобный Антоний Великий. Впомнилась их встреча с преп. Павлом Пустынником, незадолго до блаженной кончины последнего. Как преп. Павел привел слова Апостола Павла: "Не ищи яже своих си, но яже ближнего" в ответ на желание преп. Антония последовать за ним.

Большое спасибо за выдержки, это живая духовная практика и все очень доступно. Обязательно приобрету книгу!
Максим 6 мая 2010, 15:25
Как то совсем недавно увидел двух священно-служителей с ноутбуком и очень удивился этому,мол зачем это им...А теперь
вот радуюсь тому что такой инструмент как этот сайт доступен нашей православной церкви,огромная благодарность тем кто делает этот труд для нас.
Спасибо!
Ольга 6 мая 2010, 10:50
Спасибо за переданную любовь.
Дарья 5 мая 2010, 20:00
Большое спасибо за отрывок. Задумалась.
Господь любит каждого и большой грех принебречь этой любовью.
Храни всех Господь!
Р.Б. Тамара 5 мая 2010, 15:30
Я посечена Господом в жизни сей как бесплодная смоковница. За грех убийства своих детей (аборты), за гибель единсвенного сына, за ту нелюбовь, которой платила ближним и еще неродившимся детям. Сейчас обречена на страшную одинокую старость и остается одно упование: на Всемилостивого Бога, который любит нас такой любовью, о которой нам, грешным людям, даже не дано знать.
Марина 4 мая 2010, 19:01
Как раз после воскресного причастия, который раз направляю свою волю против греха судить людей! Спасибо!
Наталия 4 мая 2010, 15:45
Молитвами Архимандрита Серафима, Господи помилуй нас и спаси. Благодарю за отрывок из книги, есть над чем поразмыслить. Низкий поклон.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×